Понятие несовершенной конкуренции. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Сравнительная эффективность совершенной и несовершенной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие несовершенной конкуренции. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Сравнительная эффективность совершенной и несовершенной конкуренции.



Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили) Для олигополии характерно ограничение вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, большим начальным капиталом, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем, чтобы не допустить в отрасль новых конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость решения фирм по ценам и объему производства. Ни одно решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цен и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов, обуславливают принятие решения.

 

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Олигополия

Признаки олигополии:

1) в отрасли несколько крупных фирм, каждая из которых имеет большую долю или удельный вес в объеме продаж.

2) продукция может быть как стандартной(однородной), так и дифференцированной.

3) высокие барьеры входа и выхода

4) так как фирмы имеют большой удельный вес в объеме продаж на рынке, они имеют высокую степень рыночной власти, т.е. возможность контролировать цены.

5) максимизация прибыли может быть достигнута двумя путями: а) высокий уровень цены или оптимизация цены б) изменение объема выпуска

6) ситуация стратегии олигополий имеет аналогию с поведением игроков, когда изменяя стратегию, олигополия влияет на положение рынка в целом и каждой другой фирмы. Возможны два варианта стратегии:

а) агрессивная (демпинговые цены, вышибить остальных из отрасли) Эта стратегия может обернуться против самой олигопольной фирмы (ломанная кривая спроса)

б) согласованная стратегия: в этом случае олигополия выступает как коллективный монополист и контролирует всю ситуации на рынке.

Типы согласованный стратегии:

1) картельные соглашения (картель - делится рынкок, и каждая фирма контролирует свою долю и цену)

2) неофициальный сговор о ценах

3) лидерство в ценах, т.е. в отрасли существует фирма-лидер, на цены которой ориентируются остальные

4) ценообразование по принципу: издержки + (при высоком уровне технологий, сравнимых издержках, цены определяются по принципу: издержки + %рентабельности)

Оценка эффективности олигополий аналогичная оценка монополии.

Уровень концентрации в олигополиях регулируется законодательством, которое ограничивает долю фирм в объеме продаж. Допустим одна фирма может иметь не больше 54%, две не более 44%.

Уровень концентрации измеряется формулой:

Ihh=S12+S22+S32+S2n

Монополистическая конкуренция.

Признаки:

1) в отрасли много фирм разных размеров, каждая из которых имеет свои сравнительные преимущества

2) продукт отрасли дифференцирован, а рынок сегментирован (рынок парфюмерии, автомобилей, фармацевтическая)

а) по доходу

б) по качеству

в) по полу, возрасту

3) В отрасли преобладает конкуренция неценовая (ценовая конкуренция означает стремление снизить издержки, относительно заданной рынком цены; неценовая конкуренция характеризуется как борьба за доллар покупателя, это значит что каждая фирма стремится перетянуть свой сегмент рынка покупателей в рамках объема спроса)

а) дифференциация товара по качеству

б) по условиям продаж: красивые интерьеры, условия продаж и послепроджного обслуживания

4) Высокая доля в издержках принадлежит рекламе

Оценка высока, т.к. высокая степень конкуренции.

Все типы рыночных структур можно поделить на 2:

1) совершенная конкуренция, которая предполагает симметричность информации, отсутствие контроля над ценами, равные позиции всех фирм

2) несовершенная конкуренция, к которой относятся остальные три рынка; ассиметрия информации, возможность контроля над ценами, какая-то степень рыночной власти

Стратегии:

Для совершенной конкуренции ценовая исключена, единственная для соверешенной конкуренции: минимизация издержек через объем.

Для несовершенной: можно и ценовую политику и минимизацию издержек через объем продаж.

 

13. Рынки ресурсов: основные принципы формирования спроса и ценообразование. Предельный продукт, предельный доход, равновесие фирмы в выборе ресурсов.

Принципы:

1) Спрос на ресурсы вторичен по отношению к спросу на конечные товары, которые производятся из этих ресурсов.

2) Фирма действует как рациональные субъект, т.е. максимизирует полезность от каждого ресурса и минимизирует затраты на него (его цену).

MPL - предельный продукт

APL - средний продукт.

При увеличении использования переменного ресурса при одном постоянном, наблюдается возрастающая отдача до точки соответствия (или пропорциональности) между постоянными и переменными ресурсами, а потом убывающая отдача, т.к. постоянный ресурс ограничивает возможности использования переменного.

График MPL и APL обратен графику предельных и средних издержек.

Предложение – это совокупностьтоваров находящихся на рынке или способных быть произведенными. Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величинапредложения с понижением цен сокращается так же и предложение. Спрос -количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить поданной цене. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается. Цена — этоденежное выражение стоимости товара. Уровень цен определяется стоимостьюсамих товаров, стоимостью денежного металла (золота).

Существуют 2концепции ценообразования:

- в основе 1 лежит трудовая теория стоимости. Согласно этой концепции

основы цены составляют затраты прошлого и живого труда, т.е. стоимость.

Чем она выше, тем выше цена.

- 2-ая концепция характерна для представителей неоклассического

направления, объединившего множество школ прошлого века и нынешнего.

Она утверждает, что каждый покупатель имеет свою шкалу ценностей и оценивает товар с учетом собственных потребностей, а поэтому и цена будет разной.Предельный доход – это приращение общего дохода, который образуется за счет продажи предельной, т.е. дополнительной, единицы товара.Предельный продукт -прирост объема производства в результате небольшого увеличения объемов одного из используемых ресурсов в расчете на единицу прироста продукции.

MRPL = MPL *Pтовара

MRPL \PL= 1

MRPL \PL = MRPС \PС = 1 - правило выбора технологий

Изовканта - это линия, все точки которой характеризуют разные сочетания ресурсов (или технологий), обеспечивающих один и тот же объем выпуска

*Если цена одного из ресурсов растет, то фирма уменьшает использование данного ресурса, т.е. меняет технологию в пользу более дешевого ресурса.

* У фирмы наиболее эластичным является спрос на тот ресурс, удельный вес которого в издержках высок.

У фирмы имеется ограничитель - изокоста - бюджетное ограничение.

Изокоста - это линия, все точки которой означают распределение капитала между различными видами ресурсов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.01 с.)