Фискальная политика государства, направления фискальной политики. Кейнсианская и неоклассическая модели фискальной политики. Налоговый мультипликатор. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фискальная политика государства, направления фискальной политики. Кейнсианская и неоклассическая модели фискальной политики. Налоговый мультипликатор.



Фискальная политика — политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов. Является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства. Фискальная политика гос заключается в

формировании денежных доходов посредством сбора налогов. Здесь проявляется

экон функция гос — стимулирование или ограничение определенной деятельности

и контроля с помощью налоговой политики. Через бюджетно-налоговую гос-во

оказывает воздействие на эк-ку, дифференцируя ставки налогов, отменяя и

вводя новые налоги, применяя, устанавливая, отменяя льготы. Повышение

налогов означает уменьшение возможностей пр-ва и наоборот. По степени

воздействия налоги делятся на 3 группы: прогрессивные (возрастают быстрее

доходов), пропорциональные и регрессивные (возрастают медленнее доходов). В

зависимости от способа взымания налоги делятся на: прямые (взымаются

непосредственно с доходов) и косвенные(в виде надбавок к ценам). Виды

налогов: налог на прибыль; налог на имущество; подоходный налог; на оборот;

акцизы; налог на добавленную стоимость (НДС)

 

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Направления фискальной политики:

1) дискреционная политика (намеренная) - гос-во изменяет налоговые ставки, нормативы соц. выплат, структуру налогов, чтобы проводить антициклическое регулирование.

2) автоматическая политика (политика встроенных стабилизаторов) - гос-во не меняет ставок, нормативов, а просто встроило в систему, они сами регулируют себя.

В рамках эк.цикла различаются: 1) жесткая фискальная - обеспечить финансовую стабильность и ограничить эк.рост во время перегрева экономики.

2) мягкая фискальная - используется во время эк.спадов, ее цель: эк.рост, выход из кризиса, депрессии.

Модели фискальной политики:

1) кейнсианская модель - предпочтения отдается бюджетной политике, в сравнение с налоговой. Рост гос. расходов возможен даже в условиях дефицита бюджета. Т.к. действия этого регулятора (бюджетных регуляторов) прямое, изменение же налоговых ставок дает неочевидный результат, т.е. сокращение налогов не всегда будет вызывать инвестиции.

2) неоклассическая модель - дефицит бюджета недопустим, роль гос-ва в регулировании должна быть ограничена. Обоснование: если гос-во увеличивает инвестиции, то условия недопущения дефицита бюджета приводит к эффекту вытеснения, т.е. расходы на создание новых раб.мест в гос.секторе требует увеличения налогов и ограничивают возможные раб.места или инвестиции в частном секторе, который более эффективен. Изменение налоговых ставок приводит к изменению ВВП с мультипликационным эффектом. Снижение налогов оставляет большую долю прибыли частному сектору, увеличивает инвестиции, в следствие чего наблюдается эффект налогового мультипликатора.

n= -MRC\(1-MRC)

налоговый мультипликатор меньше бюджетного, т.к. гос.расходы это закон, который будет исполнен. Снижение налогов необязательно приведет к росту инвестиций и действия налогового мультипликатора будет отсрочено.

Налоговый мультипликатор- это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов

n=MRC\1-MRC - налоговый мультипликатор

 

 

33.Закономерности развития мирового хозяйства. Формы международных экономических отношений. Глобализация мировой экономики.Предпосылки формирования, основные черты и структура мироваого хоз-ва.

МХ —совокупность нац хоз, связанных полит и экон отношениями. МХ - истор и

политико-экон категория. Предпосылки формирования — великие географические

открытия и международное разделение труда. До 20 в. МХ состояло из колоний

и метрополий. Современное МХ сложилось к н. 20 в, когда мир был поделен на

сферы влияния, завершен процесс формирования межд монополий. В современное

МХ входят различные гос, но практически все уже имеют или рыночную или

переходят к рыночной экономике Это целостная экон система, имеющая свою

структуру и элементы. Но целостность этой системы сочетается с наци

интересами стран. Целостность МХ проявляется в зависимости экономик разных

стран друг от друга (происходит циркуляция Т и капитала в планетарном

масштабе); укрепляет межгос. связей и общей заинтересованности всех стран в

решении глобальных проблем (экология, отсталые страны, прогресс и т.д.) МХ

присуще иерархичность— неравномерность в развитии (1/3 покупательной

способности у США, Японии и Германии при 9% населения). Участие в межд экон

организациях обеспечивает включение в МХ. Но для полноправного вхождения в

МХ необходимое условие —открытость экономики. Открытая экономика – это

свободная торговля, активное использование различных форм совместного

предпринимательства, ликвидация гос монополии на внешнюю торговлю,

организация зон свободного предпринимательства, активное участие в межд

разделении труда. Она предполагает: разумную доступность внутреннего рынка

любой страны для притока иностранных товаров, рабочей силы, капитала,

технологий, инвестиций. Для того, чтобы нац экономика стала открытой, нужны

определенные условия (экон структура и структура цен адекватных МХ-у, прав

законодательная система, корпус предпринимателей, система современной связи

нац экономики, конвертируемость нац валюты). Положительные стороны открытой

нац экономики: 1.Нац хозяйство входя в МХ, получает льготы в продаже своих

товаров.2.Финансовая помощь. 3.Приобщение к мировым технологиям. 4.Рост

собственной конкурентоспособности. Отрицательные моменты: Открытый импорт

вызывает спад собственного производства. Безработица. Имущественное

неравенство. Существовали различные представления о структуре МХ: А) Три

три полюсами развития(США, ЕЭС, Япония— мировые ядра) остальные гос—

периферийные, полупериферийные. Б)—-четыре группы: а)ндустриально-развитые

страны, б)страны на разных ступенях эк развития (делятся на 2 подгруппы —

страны экспортеры нефти и новые индустриальные страны). в)слаборазвитые,

экономически отсталые, г) страны с переходной рыночной экономикой. Между

всеми гос сотрудничество, но и противоречи (реализация, вывоз и использ.

капитала, проблемы природ. ресурсов и т.д.) Вывод: современное мир. хоз-во

несмотря на свое единство и заинтересованность всех стран противоречиво =>

наблюдается 2 тенденции: 1 — к интеграции, объединению ценностностей; 2 —

центробежная (преобладание нац. интересов). Преобладающая тенденция (1) В

последние десятилетия возникла теория, связанная с движением капитала,

интернационализацией хозяйства развитых стран. Противостоит всем другим

концепциям и исходит из взаимозависимости и партнерства всех стран.

 

ФОРМЫ международных экономический связеей.

Формы межд экон связей: 1.Межд разделение труда. 2.Межд торговля товарами и

услугами. 3.Межд движение капитала и зарубежных инвестиций. 4.Межд трудовая

миграция. 5.Межд валютные и кредитно-финансовые отношения. 6.Межд

экономическая интеграция. Мировые экон отношения строятся на основе

конкуренции, кооперации, сотрудничества. Межд экон отношения включают

деятельность международных экономических организаций, хозяйственное

сотрудничество в решении глобальных проблем. МЭС строятся как на

двухсоронней и многосторонней основе, так и в рамках межд организаций: ООН,

ВТО (Всемирная торговая орг), МВФ, Мировой банк реконстр и развития. К

региональным организациям относятся Европейский союз, НАФТА (Сев Амер),

АТЭС (Азиатско-Тихоок регион). Отраслевые — ОПЭК, МОТ (Междун орган труда),

Неформальные экон организации — Лондонский и парижский клуб, Всемирный

экономический форум в Давосе. Участие в межд экон организациях обеспечивает

включение в МХ. Но для полноправного участия в межд экон связях необходимое

условие —открытость экономики. Открытая экономика – это свободная торговля,

активное использование различных форм совместного предпринимательства,

ликвидация гос монополии на внешнюю торговлю, организация зон свободного

предпринимательства, активное участие в межд разделении труда. Она

предполагает: разумную доступность внутреннего рынка любой страны для

притока иностранных товаров, рабочей силы, капитала, технологий,

инвестиций. Для того, чтобы нац экономика стала открытой, нужны

определенные условия (экон структура и структура цен адекватных МХ-у, прав

законодательная система, корпус предпринимателей, система современной связи

нац экономики, конвертируемость нац валюты). Положительные стороны открытой

нац экономики: 1.Нац хозяйство входя в МХ, получает льготы в продаже своих

товаров.2.Финансовая помощь. 3.Приобщение к мировым технологиям. 4.Рост

собственной конкурентоспособности. Отрицательные моменты: Открытый импорт

вызывает спад собственного производства. Безработица. Имущественное

неравенство. Межд экон связи регламентируются нормами международного права,

уставами межд орган, гос и частным правом гос.

 

 

Глобализация.Современная валютная

система харак-ся следующими основными особенностями и проблемами:

1.Усилилась интернационализация валютных рынков на базе широкого

использования электронных средств связи и осуществления операций и расчетов

по ним. 2.Операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во

всех частях света. 3.Техника валютных операций унифицирована, расчеты

осуществляются по корреспондентским счетам банков. 4.Широкое развитие

валютных операций с целью страхования валютных и кредитных рисков.

5.Нестабильность курсов валют. В современных условиях режимы фиксированного

и плавающего курса сблизились. Существуют регулируемые курсы валют: гос

может по результатам торгов объявлять официальный курс и поддерживать его

своим золотовалютным резервом на этом уровне; влияет на него в процессе

торгов — устанавливать коридор — т.е. минимум и максимум. Реальный валютный

курс определяется относительно цен товаров из разных стран в одной валюте

Понижение официального курса валюты называют девальвацией, повышение —

ревальвацией. Котировку валют осуществляют гос или крупные коммерческие

банки. Торговля иностранными валютами ведется на валютных 6иржах (одна из

крупнейших — Лондонская биржа). Московская межбанковская валютная биржа

(ММВБ) является основной валютной биржей Р. ММВБ (не государственная

организация, хотя ЦБР является учредителем и проводит активную политику на

валютном рынке, влияя на курс рубля.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.015 с.)