Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, значение, плюсы и минусы фискальной политики государства

Поиск

 

Фискальная политика имеет огромную значимость в управлении
экономикой. Она являет собой один из главнейших инструментов государственного регулирования экономики, напрямую связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами.

С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства
усилилось значение фискальной политики. Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению в целях решения социально-экономических проблем страны.

Фискальная политика государства является по своим функциям аналогом бюджетно-налоговой политики. Это основывается, во-первых, на дословном переводе данного понятия с латинского языка: fiscus - «казна государства» и fiscalis – термин, имеющий отношение к казне. Во-вторых, основными экономическими инструментами государственного регулирования в стране являются бюджет и налоги, управление которыми осуществляется только с помощью фискальных механизмов. Исходя из сказанного выше, можно сформулировать определение: фискальная политика государства является государственной системой регулирования экономики с помощью внесения соответствующих корректировок в государственные расходы, систему налогообложения и, в целом, государственный бюджет, для повышения уровня производства, занятости, контролирования индекса инфляции и эффективного экономического роста.

В нашем государстве фискальная политика представляет собой управление государственным бюджетом, налогообложением, доходами и правительственными расходами, способствование экономическому росту, повышение занятости населения, инфляционный контроль, стабилизация экономики страны, в целом

Фискальная политика – это государственная политика в сфере налогообложения, которая должна быть направлена на достижение целей, связанных со стимулированием экономического роста и полной занятостью населения, а также на решение задач, поставленных структурной, социальной и регулярной политикой.

Также в макроэкономике существуют и другие определения термина фискальной политики, которые представлены в таблице 1 [3].

Таблица 1

Подходы к определению термина фискальной политики

Подход к определению Определение
Комплексный Система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Финансовый Совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов
По расходам Меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (валового внутреннего продукта)

 

Все несколько вышеперечисленных определений в таблице, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки
зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Дж.М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен.

При рассмотрении экономических вопросов кейнсианцы ставили спрос на первое место, считая, что именно он создает предложение. Поэтому, сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП (валового национального продукта) и уровень цен, то есть ускоряется темп инфляции. Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита.

В отличие от кейнсианцев, сторонники теории «экономики предложения» считают, что предложение создает спрос, и утверждают, что кейнсианская концепция не учитывает воздействие налогов на динамику совокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок может стимулировать совокупное предложение и увеличить налоговые поступления, то есть сократить бюджетные дефициты.
Но, большинство экономистов, к этой позиции относится с осторожностью, полагая, что сокращение налогов на практике может и не оказать сильного стимулирующего влияния на совокупное предложение. Применение той или иной концепции зависит от конкретной экономической ситуации в стране и цели, поставленной перед национальной экономикой. Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики.

Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы. Важным моментом при определении сущностной характеристики фискальной политики являются ее цели. Выделяют следующие цели фискальной политики:

- сглаживание колебаний экономического цикла,

- обеспечение устойчивого экономического роста,

- достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Важнейшая задача фискальной политики – это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику.

В результате функционирования фискальной политики происходят существенные изменения в расходной и доходной частях государственного бюджета. Данные факторы могут осуществляться как в автоматическом режиме на основании изменений в экономической ситуации (без специальных изменений в законодательстве), так и благодаря целенаправленным мероприятиям двух ветвей власти.

При оценке эффективности осуществления политики отмечается ряд факторов, подтверждающих ограниченность ее возможного использования, а именно:

- резкие колебания в структуре государственных расходов (например, необходимость выделения дополнительных средств для государственной обороноспособности, охраны окружающей среды и научных исследований) не позволяют эффективно применять и стимулирующую, и сдерживающую политику;

- высокая эффективность от применения инструментов фискальной политики может быть достигнута только в краткосрочном периоде;

- присутствует эффект запаздывания: в связи с необходимостью затрачивания дополнительного времени на принятие соответствующего нормативного документа, после вступления в действие которого положительные результаты появляются только через какой-то период. Однако высокая эффективность применения фискальной политики может быть достигнута в ее осуществлении совместно с денежно-кредитной.

Фискальная политика обладает рядом достоинств. Основными из них являются: -во-первых, действие автоматических стабилизаторов. Автоматические (встроен­ные) стабилизаторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само нали­чие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог, косвенные налоги; пособия по безработице; пособия по бедности. С помощью встроенных автоматических стабилизаторов правительству не требуется при­менять различные виды воздействия для того, чтобы привести экономику в стабильное состояние, так как происходит автоматическая стабилизация экономики в полном объ­ёме.

-во-вторых, все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину совокупного выпуска, т.е. ведут к множительному эффекту роста совокупных расходов.

-в-третьих, в ходе проведения фискальной политики отсутствует внешний лаг, т.е. период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительство принимает решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

Несмотря на очевидные преимущества, фискальная политика обладает рядом недостатков.

По мнению ряда экономистов, основным недостатком фискальной политики является «эффект вытеснения» («crowding-out»). Он возникает при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Известно, что стимулирующая фискальная политика ведет к мультипликативному росту совокупного дохода. В результате увеличивается спрос на деньги и повышается ставка процента на денежном рынке. Удорожание кредитов приводит к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм в краткосрочном периоде, что может обусловить уменьшение запаса капитала в экономике и снижение экономического потенциала в долгосрочном периоде.

Для того, чтобы фискальная политика оказывала более эффектив­ное воздействие на экономику возможно выделение следующих прин­ципов:

— исполнение обязательств, возникающих в секторе государ­ственного и муниципального управления

— предупреждение и пресечение роста государственных расходов над экономическими темпами роста и секвестирование непроцентных расходов федерального бюджета;

— ориентирование расходов федерального бюджета на социаль­но-экономические нужды;

— преимущество среднесрочного планирования бюджета, ориен­тированного на развитие экономической политики;

— принцип конкурсного распределения бюджетных ресурсов;

— открытый общий доступ к информации об использовании средств из федерального бюджета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.008 с.)