Оценка налоговой политики РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка налоговой политики РФ



 

Главными целями налоговой политики являются поддержка вложений, улучшение человеческого капи­тала, увеличение значения активности предпринимателей. Налоговая система РФ обязана сберечь собственную конкурентоспособность на мировом рынке за привле­чение вложений, а процедуры налогового администрирования обязаны быть очень удобными для налогоплательщиков. Основным моментом проводимой налоговой политической деятельности считается надобность укрепления сбалансированности экономной системы в России. Аналогично, нужно сберечь неизменность налоговой нагрузки на отрасли, в которых достигнут ее стабильный высокий уровень.

Налоговая система и режим отражают особенности отношения государства к предпринимателям, специфику их взаимоотношений, функционирования инсти­тутов гражданского общества. Государственная налоговая политика и режим на­логообложения влияют на формирование ключевых характеристик каждой со­ставляющей социально-политической модели, формирования безопасности пред­принимательства. Налоговая политика государства возникает одной из интеграль­ных характеристик целостной социально-политической модели безопасности пред­принимательства, что и обусловливает актуальность данной научной работы.

Анализ научных источников и публикаций свидетельствует, что, с одной стороны, в литературе проблемам системы налогообложения как элемента модели социально-политической безопасности предприятий не уделено достаточного вни­мания, они остаются малоисследованными. С другой стороны, оптимизации ме­ханизмов налогового администрирования с экономической позиции и точки зре­ния государственного управления уделяется сегодня повышенное внимание, обус­ловленная трансформациями, которые осуществляются в государстве.

Неоднозначность системы налогового обложения, поскольку нормативная база и законодательная слишком запутаны и трудоемки. Сложность составляет мето­дология расчета взимания налогов. Зачастую появляются споры насчет формули­рования статей Налогового кодекса РФ, такие дела нередко доходят и до арбит­ражного суда [2].

И зачастую суд принимает сторону налоговых плательщиков, собственно заяв­ляя про то, что не многие сотрудники налоговых органов в состоянии, верно, использовать общепризнанных мерок налогового законодательства. Увеличение уровня жизни, постоянный подъем экономического роста, считаются ключевыми направлениями налоговой политической деятельности страны. Большую роль иг­рают экономико-правовые нюансы осуществления налоговой политической дея­тельности. Прежде всего, обязаны быть реализованы главные ее направления. Одним из главных направлений считается улучшение законодательной базы нало­гового обложения имеющая цель понижения налоговой нагрузки и обеспечение устойчивого становления экономики страны [3]. В настоящее время ощущается недостаточность комплексного теоретического исследования управления налого­выми рисками, налогового планирования и методологических подходов к его ис­пользованию с точки зрения оптимизации социально-политической модели, фор­мирования системы безопасности предпринимательства.

Кроме того, анализ показывает, что недостаточно исследовано влияние нало­говой безопасности на достижение экономического выравнивания субъектов пред­принимательства. Поэтому определение элементов и характеристик именно налоговой безопасности предпринимательской деятельности является действи­тельно актуальным сегодня.

Динамика поступления налогов и сборов, администрируемых ФНС России, в консолидированный бюджет Российской Федерации показана в таблице 3.

Таблица 3

Динамика поступления налогов и сборов, администрируемых ФНС России, в консолидированный бюджет Российской Федерации

Виды налогов на 01.01.2015 на 01.01.2016 Темп роста, %
Поступило в бюджеты всех уровней, тыс. руб. Удельный вес в общем объеме поступлений, % Поступило в бюджеты всех уровней, тыс. руб. Удельный вес в общем объеме поступлений, %
Поступило всего: 16 256 223 100,0 18 232 988 100,0 112,2
в том числе:          
Налог на прибыль организаций 2 720 933 16,7 3 199 226 17,5 117,6
Налог на доходы физических лиц 6 705 129 41,2 7 134 082 39,1 106,4
НДС 3 159 562 19,4 3 971 755 21,8 125,7
Акцизы 407 343 2,5 313 933 1,7 77,1
Налоги, взимаемые в связи с применением специальных налоговых режимов 1 130 817 7,0 1 266 772 6,9 112,0
Налог на имущество организаций 1 391 386 8,6 1 535 219 8,4 110,3
Остальные налоги и сборы 741 053 4,6 812 001 4,5 109,6

 

В 2016 г. по большинству показателей налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса, применяющих льготные режимы налогообложения по Российской Федерации, наблюдается рост (табл. 4).

 

Таблица 4

Динамика налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет РФ за 2012-2014гг., руб.

Показатели      
Налог, взимаемый в связи с применением УСН 188 810 206 212 287 077 229 316 372
В том числе: налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы 133 147 708 150 266 493 162 473 540
налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 40 408 498 45 519 147 48 680 303
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 78 574 191 74 471 377 76 630 841
Единый сельскохозяйственный налог 3 835 402 4041 212 4 712 899
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения   1 946 761 3 432 584
Налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением УСН   60 252 -268

 

По некоторым показателям произошли отрицательные изменения. Так, по ЕНВД поступления в 2013 г. сократились на 5,22 % и составили 74 471 377 руб. Наибольшие поступления приходятся на упрощенную систему налогообложения от 69,51 % в 2012 г. до 73,01 % в 2014 г [13, c. 25].

ЕНВД занимает вторую позицию: в 2012 г. -28,93 %, в 2013 г. - 25,43 %, в 2014 г. - 24,40 %.

Налоговые доходы от специальных налоговых режимов занимают существенное место в налоговых бюджетах субъектов Федерации.

В налоговой сфере, к сожалению, существует ряд проблем, которые необходимо решать. Так все еще велика доля теневой экономики и распространены уклонения от налогообложения. Это не только лишает бюджетную систему налоговых доходов, но и способствует неравной конкуренции, поскольку ставит добросовестных налогоплательщиков в менее выгодные условия. Неудивительно, что Правительство в качестве одного из приоритетов видит борьбу с налоговыми злоупотреблениями и формирование экономического поведения, основанного на культуре уплаты налогов. Во многих случаях не только физические и юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, но и налоговые специалисты, а также лица, занимающиеся адвокатской практикой, не могут конкретно обосновать положения статей Налогового Кодекса РФ. Арбитражные суды, суды общей юрисдикции зачастую выносят уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. В России культура налогов всегда была и остается крайне низкой. Данная проблема складывается из сочетания следующих факторов:

- экономическая безграмотность налогоплательщиков;

- менталитет российского налогоплательщика, направленный в первую очередь, на сокрытие доходов и имущества от налоговых органов, минимизацию налогов;

- недоверие налогоплательщиков к налоговым органам, зачастую вследствие некорректного поведения последних.

В действующей налоговой системе к одной из проблем налогообложения можно выделить незаконное возмещение сумм НДС. Так, в получении необоснованных вычетов НДС недобросовестным налогоплательщиком используется основной документ — счет-фактура, регулирующий исчисление, уплату и вычеты НДС. Выявление фиктивных счетов — фактур и необоснованных вычетов ФНС России осуществляет сегодня в ходе выездных и встречных проверок. Однако эти проверки оказываются малоэффективными, так как счета-фактуры не используются при льготных режимах налогообложения. Другой проблемой при взимании налога на добавленную стоимость является уклонение от его уплаты. Суть состоит в том, что недобросовестные предприниматели импортируют высокотехнологичные товары, а затем продают их с наценкой в размере ставки налога на добавленную стоимость и присваивают разницу. Налог на добавленную стоимость в бюджет при этом не перечисляется. При начислении и уплате налога на прибыль предприятия также соприкасаются с некоторыми проблемами, которые необходимо решать для более качественного и правильного налогообложения прибыли. Одной из таких распространенных проблем, с которыми сталкиваются предприятия при исчислении данного налога. Это предприятие, которое открыло филиал, сталкивается с немалым количеством вопросов, которые связаны с налогообложением такого филиала. Связано это с тем, что для предприятия, имеющего филиалы, действуют два совершенно различных способа налогового учета. При первом — головное предприятие и филиал уплачивают налог консолидировано, т. е. налоговые обязательства рассчитываются для организации в целом. После нахождения общей суммы налоговых обязательств, производится расчет налога, уплачиваемого по местонахождению каждого филиала. При втором - головное предприятие и филиал рассматриваются как самостоятельные налогоплательщики и каждый из них ведет свой независимый налоговый учет: определяет валовой доход, валовые затраты, амортизацию, рассчитывает налогооблагаемую прибыль и сам налог на прибыль. Другой проблемой при исчислении налога на прибыль является не всегда четко различима граница между рекламой и расходами на продвижение или расходами, связанными с рекламой, но к ней не относящимися (например, обучение сотрудников рекламного отдела). Если какие-то расходы на продвижение считать рекламой, то они не предусмотрены в списке ненормируемых рекламных расходов и будут признаваться в пределах установленного норматива (1 % от выручки).

Также существуют трудности налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков. Объединение вертикально-интегрированных структур в консолидированной группы позволяет данным налогоплательщикам уплачивать налог на прибыль организаций с совокупного финансового результата по итогам деятельности всех компаний-участников этой группы. В этой связи, прибыль для целей налогообложения, рассчитанная по консолидированной группе налогоплательщиков, будет учитывать убытки, понесенные участниками в текущем налоговом периоде, а не в будущих налоговых периодах. При этом сумма налога на прибыль организаций, подлежащая перечислению участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы для последующей уплаты в бюджеты РФ, определяется условиями договора о создании группы. Эта сумма может быть равна сумме налога на прибыль организаций, рассчитанной исходя из совокупной прибыли консолидированной группы, и доли, приходящейся на этого участника. Однако договором может быть предусмотрен другой порядок расчетов между участниками группы [5, c. 72].

Можно выделить следующие недостатки российской налоговой системы:

1. Данная система носит преимущественно фискальный характер, это затрудняет действие стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

2. Действует неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц.

3. Недостаточно эффективен контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей.

4. Растет неэффективность существующих льгот.

5. Происходит постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики.

6. За региональными и местными бюджетами закреплены налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15–20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов.

7. В систему налогов и сборов в Российской Федерации в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы. В ближайшее время российская налоговая система столкнется с масштабными трудностями, обусловленными несколькими причинами, имеющими как объективный, так и субъективный характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.012 с.)