Теоретические аспекты сущности и видов фискальной политики государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты сущности и видов фискальной политики государства



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По предмету: Макроэкономика

На тему: Виды фискальной политики

 

 

Группа

Студент ______________________________ И.О. Фамилия

 

Оценка работы

Преподаватель ________________________________ И.О. Фамилия

 

 

МОСКВА 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И ВИДОВ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.. 4

1.1 Понятие, значение, плюсы и минусы фискальной политики государства 4

1.2 Инструменты фискальной политики. 9

1.3 Виды фискальной политики. 15

2. АНАЛИЗ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20

2.1 Оценка налоговой политики РФ.. 20

2.2 Оценка бюджетной политики России. 27

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ.. 32

3.1 Прогноз социально – экономического развития России до 2018 г. 32

3.2 Направления по укреплению бюджетной политики России на 2016 год. 33

3.3 Пути совершенствования налоговой политики РФ на 2016 год. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 42

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время Российская Федерация, помимо области госу­дарственного устройства, испытывает большие трудности еще и в сфе­ре экономики и финансов. Достижение финансовой стабилизации в стране во многом связано с успешным проведением финансовых ре­форм, что, непосредственно, является результатом эффективного ве­дения государством фискальной политики.

Изучение бюджетно-налоговой политики на сегодняшний день является актуальным. Фискальная политика является одним из факторов, влияющих на дальнейшее социально-экономическое развитие в России. Значимость государственных расходов и налогов в обеспечении макроэкономической стабильности обусловлена возможностью сознательно и целенаправленно определять их воздействие на экономические процессы.

Целью курсовой работы является изучение сущности и видов фискальной политики государства. Для достижения цели необходимо решить задачи в курсовой работе:

1. Изучить теоретические аспекты сущности и видов фискальной политики государства;

2. Проанализировать фискальную политику России;

3. Представить перспективы развития фискальной политики России.

Предмет исследования – налоги и бюджет России.

Объект исследования – фискальная политика России.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И ВИДОВ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Виды фискальной политики

 

Экономическую историю каждого государства можно разделить на определенные циклы, то есть подъемы и спады. В зависимости от того, в какой период правительством проводится фискальная политика, ее разделяют на два вида: стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая политика. Такой подход необходим в то время, когда страна находится в финансовой депрессии или в обстановке кризиса. Тогда правительство принимает решение о проведении стимулирующей политики. В сущности, ее целью является оживление бизнес-климата страны и повышение основных макроэкономических показателей. Такая стимуляция осуществляется следующим образом: государство увеличивает количество собственных закупок услуг и товаров, обеспечивает повышение трансфертов и снижение налогов. Каждое из этих действий (или же их совокупность) ведет к облегчению материального положения потребителей и повышению привлекательности рынка для малого и среднего бизнеса. А, следовательно, это ведет к увеличению совокупного спроса и объемов выпуска товаров и услуг. В итоге повышаются макроэкономические показатели.

Сдерживающая фискальная политика. Этот комплекс мер проводится в период стремительного развития и так называемого "перегрева" экономики, чтобы избежать ситуации, когда рост приобретет неконтролируемый характер (что приведет к болезненному финансовому краху). В такой ситуации правительство проводит комплекс мер, противоположных стимулирующей политике: сокращение государственных расходов, увеличение налогов и так далее.

Указанные виды фискальной политики показаны на рис. 3. а и б

Рис. 3 – Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика государства

Стабилизационная политика государства должна осуществляться как через бюджетную и налоговую политики, так и через кредитно-денежную, но только при полной согласованности действий между ними. Данная политика, благодаря своему влиянию на деятельность субъектов хозяйствования, должна быть достаточно предсказуемой. Как уже указывалось, налоги являются одним из инструментов фискальной политики, а, соответственно, налоговая политика – достаточно важный элемент государственного управления экономическими процессами. Поэтому специалистами данной области знаний много внимания уделяется ее классификации и типизации.

Виды налоговой политики целесообразно рассмотреть по определенным функциональным критериям: по узкой специализации, по территориальному признаку, по долговременности целей и их масштабности, а также по целевой направленности политики. Налоговую политику по территориальному признаку можно рассматривать на местном, региональном и федеральном уровнях. Данное деление является условным, так как сегодня местные и региональные госорганы не обладают налоговыми правами. И пока только федеральным центром осуществляется разработка основной налоговой тактики и стратегии, а в обязанности низших уровней входит безусловное их выполнение. Признак узкой специализации предусматривает такие виды: инвестиционная, социальная и таможенная политики. Данное подразделение основывается на прикладном значении налоговой политики. По долговременности целей и их масштабности различают: стратегическую политику, реализуемую свыше трех лет, и тактическую, рассчитанную на период до трех лет. Целевая направленность налоговой политики предусматривает такие ее разновидности: контрольно-регулятивная, регулирующая, фискальная и комбинированная.

Фискальная политика государства с использованием своих инструментов воздействует на совокупное предложение (сумма затрат компаний) и на совокупный спрос (другими словами, совокупные расходы). В данном случае в качестве инструментов используются доходы и расходы бюджета государства (налоги, государственные закупки и транферты).

Именно в зависимости от использования экономических инструментов виды фискальной политики подразделяются на дискреционную и недискреционную.

Дискреционную политику можно представить в виде внесения законодательных изменений в налогообложение и систему расходов правительства с целью обеспечения стабильности и достижения основных целей макроэкономики. К основным инструментам данного вида относят:

- Регулирование налоговых поступлений посредством изменения количества налогов и их ставок. Так, изменяя налоговую ставку, государством достигается удержание доходов от сокращения во время спада либо снижение доходов во время резкого увеличения темпов товарооборота. Этот инструмент используется и в борьбе с инфляцией.

- Обеспечение незанятых людей работой. Финансирование данного мероприятия осуществляется в основном из бюджета государства. - Осуществление таких социальных программ, как выплата пенсий по старости и инвалидности, различных пособий, дотаций на оплату образования и т.д. Данные программы обеспечивают стабилизацию экономики при различных волнообразных колебаниях функционирования страны.

Недискреционная фискальная политика основывается на взаимосвязи налоговых поступлений и расходов государства с активностью предпринимательского сектора, а также изменениями экономической конъюнктуры. Такое взаимодействие осуществляется автоматически и сразу отражается на удельном весе налогов в доходной части бюджета и соответствующих расходов на социальные мероприятия в расходной части. Это можно показать на примере налога с доходов физических лиц. Ведь с ростом поступлений по этой статье автоматически увеличивается объем выплат пособий по безработице. При наблюдаемых спадах в экономических процессах страны доходы населения резко уменьшаются и, соответственно, снижаются поступления налогов с зарплат в бюджет (подоходный налог изымается по прогрессивной шкале начисления). В результате снижения налоговых поступлений появляется бюджетный дефицит, который является спутником падения производства.

Таким образом, бюджетно-налоговая политика страны обязана быть ориентирована на достижение такого состояния налоговой системы, которое характеризуется устойчивостью и стабильностью всех ее элементов, предусматривает способность защищать экономические интересы государства и противостоять внешним и внутренним угрозам, возможность реализации и развития налогового потенциала страны, эффективное использование конкурентных преимуществ налоговой системы в условиях глобализации [4]. Непосредственное влияние на обеспечение налоговой безопасности государства осуществляет существующая система налогообложения, которая выступает подсистемой налоговой системы страны и представляет собой совокупность налогов и сборов, существующих в государстве, и механизма их взимания.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Фискальная политика является важнейшим элементом
экономических отношений в обществе с момента основания государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождаются преобразованием налоговой и бюджетной системы.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика играет важную роль в
управлении экономикой. Она является одним из инструментов регулирования экономики, связана с бюджетом, налогами, валютными поступлениями и расходами.

В макроэкономике трактуется большое количество определений фискальной политики. Основные определения рассмотрены в работе.

Фискальная политика в государстве проводится посредством
собственных инструментов. Инструменты фискальной политики страны – это
экономические агрегаты, при применении которых достигаются цели,
поставленные перед фискальной политикой. Главными инструментами
фискальной политики являются правительственные затраты, трансферты и
налоги.

В фискальной политике России присутствуют проблемы в рамках налоговой и в рамках бюджетной политики. Экономика России находится все еще в кризисе по причине падения курса рубля.

Так все еще велика доля теневой экономики и распространены уклонения от налогообложения. Это не только лишает бюджетную систему налоговых доходов, но и способствует неравной конкуренции, поскольку ставит добросовестных налогоплательщиков в менее выгодные условия.

В действующей налоговой системе к одной из проблем налогообложения можно выделить незаконное возмещение сумм НДС.

Также существуют трудности налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков.

К основным бюджетным рискам следует отнести всесторонние последствия геополитической напряженности; риски недополучения выгод в различных секторах экономики в связи с введением ряда санкций в отношении отдельных отраслей экономики государства; продолжающийся отток капитала, способствующий росту инфляции, снижению курса национальной валюты, сокращению инвестиций.

Таким образом, должно проводиться формирование фискальной политики в соответствии с интересами государства и его населения, которое подразумевает меры для стабилизации экономики с помощью внесений изменений в доходы и расходы государственного бюджета, принимая во внимание текущие финансовые риски в стране.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов;

2. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

3. Проект Основных направлений бюджетной политики РФ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

4. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (разработаны Минэкономразвития РФ;

5. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года (в редакции от 13.05.2015);

6. Агапова. Т А., Серёгина С. Ф. Макроэкономика: учебник — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. — 560 с. стр. 157

7. Богдашев И.В. Интеллектуальные ресурсы как основа развития экономики зна­ний/Экономика: теория и практика. 2014. № 2 (34) - с. 30-36.

8. Евдокимова Ю.В. Обзор основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2015-2017 годы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/04/7622 (дата обращения: 12.06.2016).

9. Капканщиков С.Г. Макроэкономика: учебник / С.Г. Капканщиков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016.— 406 с.

10. Спирина С.Г., Калайдин Е.Н. Проблемы финансовой устойчивости в туристиче­ском бизнесе//Актуальные проблемы экономической теории и практики: сб. науч. тр./под ред. В.А. Сидорова. Вып. 17. Краснодар, 2014.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По предмету: Макроэкономика

На тему: Виды фискальной политики

 

 

Группа

Студент ______________________________ И.О. Фамилия

 

Оценка работы

Преподаватель ________________________________ И.О. Фамилия

 

 

МОСКВА 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И ВИДОВ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.. 4

1.1 Понятие, значение, плюсы и минусы фискальной политики государства 4

1.2 Инструменты фискальной политики. 9

1.3 Виды фискальной политики. 15

2. АНАЛИЗ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20

2.1 Оценка налоговой политики РФ.. 20

2.2 Оценка бюджетной политики России. 27

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ.. 32

3.1 Прогноз социально – экономического развития России до 2018 г. 32

3.2 Направления по укреплению бюджетной политики России на 2016 год. 33

3.3 Пути совершенствования налоговой политики РФ на 2016 год. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 42

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время Российская Федерация, помимо области госу­дарственного устройства, испытывает большие трудности еще и в сфе­ре экономики и финансов. Достижение финансовой стабилизации в стране во многом связано с успешным проведением финансовых ре­форм, что, непосредственно, является результатом эффективного ве­дения государством фискальной политики.

Изучение бюджетно-налоговой политики на сегодняшний день является актуальным. Фискальная политика является одним из факторов, влияющих на дальнейшее социально-экономическое развитие в России. Значимость государственных расходов и налогов в обеспечении макроэкономической стабильности обусловлена возможностью сознательно и целенаправленно определять их воздействие на экономические процессы.

Целью курсовой работы является изучение сущности и видов фискальной политики государства. Для достижения цели необходимо решить задачи в курсовой работе:

1. Изучить теоретические аспекты сущности и видов фискальной политики государства;

2. Проанализировать фискальную политику России;

3. Представить перспективы развития фискальной политики России.

Предмет исследования – налоги и бюджет России.

Объект исследования – фискальная политика России.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И ВИДОВ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.054 с.)