Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства



Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Основными методами фискальной политики государства являются, с одной стороны, изменения видов налогов, их количества, базы налогообложения, налоговых ставок с целью формирования необходимых государству финансовых средств, а с другой – изменение направлений расходования бюджетных средств в соответствии с конкретными целями общества.

Когда в обществе складывается устоявшаяся система налогов, то воздействовать на величину налоговых сборов можно только через изменение налоговых ставок. Зависимость между изменением ставок налогов и сумм налоговых поступлений в бюджет исследовал американский экономист А. Лаффер. Эта зависимость получила название "эффекта Лаффера" и наглядно отражается "кривой Лаффера" (рис. 14.4).

Рис. 14.4. Кривая Лаффера

 

На кривой Лаффера при ставке налога 0 и 100% поступлений налогов в бюджет нет. Поступление налогов в бюджет будет возрастать до ставки процента близкой к 50%. Если ставка налога будет продолжать расти, то поступление налогов в бюджет начнет сокращаться. Когда ставки налога завышены, то подрываются стимулы к развитию бизнеса и часть его уходит в "теневую экономику". Главная трудность регулирования налогов на основе кривой Лаффера состоит в том, чтобы найти на ней ту точку, которая оптимизирует поступление налогов в бюджет и не сдерживает развитие экономики. Но при разрешении этой главной трудности в оптимизации налогообложения возникает дополнительное затруднение в форме проблемы переложения налогового бремени, о возможности которого уже говорилось в разделе курса 7.3 при рассмотрении влияния эластичности спроса и предложения на распределение налога между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями).

Суть проблемы переложения налогового бремени состоит в том, что бремя выплаты налога на основе рыночных механизмов может перемещаться от одних субъектов налогообложения к другим. Проще говоря, налог, установленный государством на одних лиц, можно с помощью рыночных механизмов переложить на других. Так, например, предприятия могут переложить часть своих налогов на потребителей через повышение цен на свою продукцию. Собственники жилья могут переложить часть имущественного налога на нанимателей жилья через повышение арендной платы. Частнопрактикующие врачи, адвокаты, репетиторы, от услуг которых трудно отказаться, могут переложить на потребителей часть личных подоходных налогов, подняв ставки за свои услуги. Аналогично производители, повышая цены на определенные товары и услуги, могут переложить на потребителей часть акцизных налогов и налога с продаж, так как потребители не всегда могут переориентировать свой спрос на более дешевые товары. Таким образом, проблема переложения налогового бремени намного усложняет возможности проведения эффективной налоговой политики.

Чтобы понять суть той или иной бюджетно-налоговой политики государства необходимо уяснить, как изменение государственных расходов и налогов влияет на величину реального объема производства. Из темы 12 уже известно, что величина ВВП по потоку расходов, если допустить, что чистый экспорт равен нулю, складывается из суммы личных потребительских расходов домохозяйств (Л), инвестиционных расходов фирм (И) и государственных расходов (Г), то есть ВВП = Л + И + Г. Кроме того, известно, что рост инвестиций оказывает мультипликационное воздействие на рост ВВП.

Рост государственных расходов (как и рост инвестиций) является "инъекциями" (вливаниями) в экономику, и потому увеличение государственных расходов влияет на изменение объема ВВП аналогично инвестициям и, подобно инвестициям, обладает мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов (Мг) показывает, как изменяется объем ВВП (ΔВВП) в результате изменения государственных расходов (ΔГ) и выражается в виде формулы: Мг = ΔВВП / ΔГ.

Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить (подобно мультипликатору инвестиций) и через известные категории предельной склонности к потреблению (ПСП) и предельной склонности к сбережению (ПСС) в виде формул: Мг = 1 / ПСС = 1 / (1 – ПСП).

Таким образом, ΔВВП = ΔГ х Мг.

Влияние налогов на объем национального производства и величину ВВП имеет свои особенности. Во-первых, надо иметь в виду, что рост налогов (в отличие от роста инвестиций и государственных расходов) представляет собой изъятия (утечки) из экономики. Для упрощения допустим, что дополнительный налог вводится на потребителей, при неизменных инвестициях и государственных расходах. Введение дополнительного налога на потребителей снизит их располагаемые доходы, вслед за этим сократятся их расходы, а это, в свою очередь, приведет к сокращению объема ВВП. Противоположная ситуация будет складываться при снижении налогов.

Вторая особенность влияния налогов на объем ВВП (по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов), состоит в том, что располагаемый доход расходуется на потребление не полностью, а часть его сберегается. Следовательно, снижение располагаемого дохода, из-за введения дополнительного налога (ΔН) уменьшает одновременно и расходы на личное потребление, и величину сбережений. При этом уменьшение расходов на личное потребление (ΔЛ) зависит от предельной склонности к потреблению и определяется по формуле: ΔЛ = ΔН х ПСП; а уменьшение расходов на сбережения (ΔС) зависит от предельной склонности к сбережению и определяется по формуле: ΔС = ΔН х ПСС.

Действие налогов на величину ВВП, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает эффектом мультипликатора. Но налоговый мультипликатор меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, и объясняется это следующими обстоятельствами. Например, при снижении налогов расходы на личное потребление увеличиваются частично, потому что часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений, тогда как каждая единица прироста государственных расходов или инвестиций целиком влияет на изменение величины ВВП. Налоговый мультипликатор (Мн) количественно равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на ПСП:

Мн = Мг ´ ПСП = (1 / ПСС) ´ ПСП = ПСП / ПСС.

Таким образом, при увеличении государственных расходов возрастает величина совокупных расходов, тем самым стимулируется совокупный спрос на рынке и мультипликационный рост объема ВВП. И наоборот, сокращение государственных расходов влечет за собой соответственное сокращение ВВП. В свою очередь, сокращение числа налогов или снижение ставок уже существующих ведет к увеличению располагаемого дохода налогоплательщиков и росту расходов на личное потребление, что повышает совокупные расходы в обществе, увеличивает совокупный спрос и вызывает мультипликационный рост объемов ВВП. И наоборот, увеличение налогового бремени ведет к соответствующему сокращению объемов ВВП.

Итак, увеличение государственных расходов и повышение налогов действует на совокупный спрос и величину ВВП в прямо противоположных направлениях: рост государственных расходов ведет к росту ВВП, а повышение налогов ведет к сокращению ВВП. При этом наблюдается закономерность, что если в экономике с целью балансирования бюджета происходит одновременное увеличение государственных расходов и повышение налогов на одну и ту же величину, то это вызывает рост ВВП на ту же величину, а мультипликатор сбалансированного бюджета оказывается равным 1.

Для иллюстрации данной закономерности допустим, что правительство увеличивает государственные расходы (ΔГ) на 20 млрд руб. и одновременно на 20 млрд руб. повышает налоги (ΔН). Допустим еще, что предельная склонность к потреблению (ПСП) равна 0,8, следовательно, предельная склонность к сбережению (ПСС) равна 0,2, а значит мультипликатор государственных расходов Мг = 1 / 0,2 = 5, а налоговый мультипликатор Мн = – 0,8 / 0,2 = – 4. При таких условиях прирост ВВП за счет роста государственных расходов составит 100 млрд руб. (ΔВВП = ΔГ ´ Мг), и сокращение ВВП за счет увеличения налогов на 80 млрд руб.
(ΔВВП = ΔН ´ Мн), так что общее увеличение ВВП составит 20 млрд руб., что соответствует суммам увеличения государственных расходов и повышения налогов. Величина мультипликатора сбалансированного бюджета будет равна сумме мультипликатора государственных расходов (5) и налогового мультипликатора (–4), то есть равна 1.

Понимание влияния изменения налогов и государственных расходов на объем ВВП, позволяет четко уяснить содержание фискальной политики, которую проводит правительство, исходя из той или иной экономической ситуации в стране. В разработке такой политики используется два принципиально разных подхода: 1) со стороны теории спроса и 2) со стороны теории предложения.

Сторонники теории спроса традиционно стоят на позиции, что спрос создает свое собственное предложение. Поэтому они считают, что снижение налогов прямо ведет к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет ВВП и уровень цен. Но так как сокращаются поступления налогов в бюджет, то это ведет еще и к росту бюджетного дефицита.

Сторонники теории предложения, напротив, считают, что предложение создает спрос. Они полагают, что снижение налогов ведет, с одной стороны, к росту доходов населения, а следовательно, к росту сбережений, а с другой – к росту доходов предпринимателей и росту накоплений. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост предложения инвестиционных ресурсов, что ведет к росту национального производства и ВВП, а это даже при более низких ставках налогообложения обеспечивает рост поступлений средств в бюджет за счет расширения налоговой базы.

Следует отметить, что влияние изменения налогов на спрос ощущается быстрее. В краткосрочном периоде снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и сокращению налоговых поступлений в бюджет. Влияние изменения налогов на совокупное предложение носит долговременный характер. Какому из этих подходов следует отдавать предпочтение при разработке фискальной политики, однозначно сказать нельзя. Но к подходу сторонников теории предложения относятся с большей осторожностью, так как ее использование рассчитано на получение положительного эффекта в длительном периоде производства, а сама цепочка связей, ведущих к успеху, достаточно велика. Чаще, для разработки налоговой политики, используют подход сторонников теории спроса, на базе которого проводится соответствующая фискальная политика.

При разработке общей бюджетной политики используют элементы дискреционной и автоматической фискальной политики.

Под дискреционной политикой понимается сознательное регулирование правительством страны налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВВП, занятость, инфляцию и экономический рост. В зависимости от конкретной ситуации может проводиться стимулирующая или сдерживающая дискреционная фискальная политика.

В периоды спада производства проводится стимулирующая дискреционная политика, которая включает в себя: 1) снижение налогов; 2) увеличение государственных расходов; 3) сочетание роста государственных расходов со снижением налогов. Такая политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но сдерживает падение объемов производства и восстанавливает его рост.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, проводится сдерживающая дискреционная политика, которая включает в себя: 1) сокращение государственных расходов; 2) увеличение налогов; 3) сочетание сокращения государственных расходов с ростом налогов. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая – это автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов экономики. Под автоматическими стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо решений со стороны правительства. К основным встроенным стабилизаторам относят изменение налоговых поступлений и платежей в виде социальных льгот, пособий по безработице, помощи малоимущим и т.п. Такие поступления в бюджет и платежи из бюджета автоматически изменяются по мере роста или падения производства без вмешательства государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.013 с.)