Финансы и финансовая система государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы и финансовая система государства



Финансы – это обобщающий экономический термин означающий: 1) в широком смысле – денежные средства, финансовые ресурсы, которые формируются, распределяются и используются каждым хозяйствующим субъектом и каждым гражданином; 2) в узком смысле – система экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу распределения и перераспределения части национального продукта, с целью создания и использования специальных денежных фондов, необходимых для производства определенных общественных благ или для удовлетворения определенных общественных потребностей.

Финансовые отношения возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме, которое происходит независимо от движения стоимости в товарной форме, то есть это одностороннее, самостоятельное и неэквивалентное движение денег, происходящее на безвозвратной и бесплатной основе. Возвратное и платное движение денег характерно для кредитных отношений. Результатом самостоятельного движения денег является формирование специальных фондов денежных средств (у государства, предприятий, населения), которые и выражают материальное содержание финансов. Денежные фонды образуются в процессе производства (материального и нематериального), где создаются новые товары и услуги, а значит, объем финансовых ресурсов страны зависит от величины валового внутреннего продукта.

Субъектами финансовых отношений являются: государство, предприятия и домохозяйства, каждый из которых находится в разнообразных финансовых отношениях с другими субъектами. Из этого следует, что структурно национальные финансы включают: финансы домохозяйств, финансы предприятий и финансы государства.

Финансы домохозяйств образуются в процессе получения первичных доходов семей из разных источников и последующего их расходования на различные нужды семьи, включая погашение своих финансовых обязательств перед государством (налоги) или какими-либо организациями (уплата членских взносов, взносов на благотворительные цели и др.). Распределяя свои доходы по разным направлениям домохозяйства могут формировать специальные целевые фонды (запасы денег) для отдыха, образования, для лечения, приобретения автомобиля, квартиры и т.п.

Финансы предприятий образуются за счет выручки от продажи произведенных товаров и услуг, которая остается после уплаты установленных законом или договорами платежей в пользу государства или других организаций (страховых компаний, пенсионных, дорожных и других целевых фондов). За счет оставшихся денежных средств предприятия формируют фонды амортизации, развития, непредвиденных расходов и т.п. Основным источником, характеризующим состояние финансовых отношений предприятий, является счет прибылей и убытков. Финансы предприятий являются основой (фундаментом) всей финансовой системы страны, так как именно на уровне предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов.

Финансы государства включают государственный бюджет и внебюджетные фонды, которые подразделяются на социальные (пенсионный, обязательного медицинского страхования, государственного социального страхования) и экономические целевые фонды (дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.). Финансы государства – это центральное звено финансов страны, позволяющее так распределить финансовые ресурсы общества, чтобы наилучшим способом удовлетворить общенациональные потребности.

Движение финансов является надежным источником информации о процессах, происходящих в реальном секторе экономики, и действенным механизмом воздействия на него. Воздействие финансов на реальный сектор экономики с целью достижения устойчивого общеэкономического равновесия происходит по нескольким направлениям, которые называют функциями финансов. К основным функциям финансов относят следующие:

1. Распределительная и перераспределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми средствами для развития в форме целевых денежных фондов. Эта функция осуществляется через бюджетную систему и внебюджетные фонды. Распределительная функция финансов охватывает три последовательные стадии: формирование, распределение и использование специальных фондов денежных средств, требующихся для нормального развития экономики и общества. При возникновении новых проблем, которые невозможно было предвидеть заранее, осуществляется перераспределение финансовых средств. Такое перераспределение обычно происходит при структурной перестройке национального хозяйства, вызываемой необходимостью более быстрого развития некоторых отраслей, или необходимостью усиленной поддержки малообеспеченных слоев населения страны. Очевидно, что чем больше финансовых ресурсов получает хозяйствующий субъект, тем большими возможностями он располагает как для инвестирования и расширения масштабов своей деятельности, так и для улучшения своего материального благосостояния.

2. Стимулирующая функция финансов позволяет оказывать воздействие на развитие отдельных предприятий или отраслей в нужном для общества направлении. Так, например, государство может использовать бюджетные средства на развитие наукоемких производств, определяющих развитие научно-технического прогресса в экономике в целом; меняя ставки налогообложения, государство может стимулировать или сдерживать экономический рост в стране.

3. Контрольная функция финансов позволяет отображать ход воспроизводственного процесса в денежной оценке по его стадиям (создание, распределение, обмен и потребление) и своевременно корректировать возникающие диспропорции между материальными и денежными потоками. Контрольная функция осуществляется поэтапно: в процессе формирования (планирования) фондов финансовых средств; в ходе исполнения намеченных программ; при подведении итогов использования денежных фондов.

Регулирование финансовых отношений осуществляют учреждения, которые разрабатывают и утверждают финансовые программы, организуют их исполнение и контролируют результаты использования финансовых ресурсов. Основные параметры финансовых отношений в России (налоговых, таможенных, страховых, внутреннего и внешнего долга) устанавливает высший законодательный орган власти – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Практическую разработку финансовых программ (планов) и их реализацию осуществляют Министерство финансов РФ и его органы на местах, Главное управление федерального казначейства, а также Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ.

Рис. 14.1. Структура финансовой системы России

Таким образом, финансовая система Российской Федерации представляет собой совокупность учреждений, планирующих и организующих исполнение финансовых процедур, в процессе которых разными способами формируются, распределяются и используются фонды денежных средств предприятий, домохозяйств и государства. Схематично она представлена на рис. 14.1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.006 с.)