Международная торговля и внешнеторговый мультипликатор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная торговля и внешнеторговый мультипликатор



Международная торговля товарами и услугами, или внешняя торговля, является традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений. По некоторым оценкам в настоящее время на долю внешней торговли приходится около 80% всего объема международных экономических связей.

Внешняя торговля опосредует большинство видов международного сотрудничества, так как она является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражающей их взаимную зависимость. Экономический успех любой страны опирается на внешнюю торговлю и еще ни одной стране мира не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы хозяйства. Опосредуя движение всех межстрановых товарных потоков, международная торговля растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной Торговой Организации (ВТО), на каждые 10% прироста мирового производства приходится 16% прироста объема мировой торговли. Таким образом, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста и фактором усилившейся зависимости стран от международного товарообмена.

Состояние международной торговли страны и степень ее включенности во внешнеэкономические связи оценивается величиной экспорта, импорта, внешнеторгового оборота, внешнеторгового сальдо, экспортной квотой и индексом "условий торговли".

Экспорт – вывоз за границу отечественных товаров для их последующей реализации на внешнем рынке.

Импорт – ввоз иностранных товаров в страну для их реализации на внутреннем рынке.

Внешнеторговой оборот страны образует сумма стоимости экспорта и импорта товаров.

Внешнеторговое сальдо страны или чистый экспорт образует разность между товарной стоимостью экспорта и импорта. Сальдо внешней торговли может быть положительным, когда экспорт больше импорта; отрицательным, когда импорт больше экспорта; нулевым, когда суммы экспорта и импорта равны.

Экспортная квота (КЭ) определяется как отношение стоимости экспорта (Э) к величине ВВП по формуле КЭ = Э / ВВП. Величина экспортной квоты характеризует уровень открытости национальной экономики для внешнего рынка. Рост экспортной квоты может свидетельствовать как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности экономики данной страны.

Индекс "условий торговли" (Иут) определяется как отношение индекса экспортных цен (ИЦэксп) к индексу импортных цен (ИЦимпр) по формуле

Иут = ИЦэксп / ИЦимпр.

Если индекс "условий торговли" растет, то национальная экономика получает дополнительные выгоды от внешней торговли.

Интенсивное развитие внешнеторговых отношений оказывает специфичное влияние на объем национального производства. Чистый экспорт, подобно инвестиционным расходам фирм (см. разд. 12.3.4) и государственным расходам (см. разд. 14.4), обладает в своем воздействие на национальную экономику мультипликационным эффектом. Для количественной оценки воздействия внешней торговли на динамику национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала модель мультипликатора экспорта и внешнеторгового мультипликатора.

С целью уяснения мультипликационного воздействия внешней торговли на национальную экономику вспомним из темы 12 формулу мультипликатора инвестиций и факторы, влияющие на его величину. Мультипликатор инвестиций (Минв) определяется по формуле

Минв = 1 /(1–ПСП) = 1 / ПСС,

где ПСП – предельная склонность к потреблению; ПСС – предельная склонность к сбережениям.

На величину мультипликатора влияют так называемые "утечки" из экономики и "инъекции" в экономику. Под "утечками" из экономики понимают не участвующие в обороте суммы сбережений, возрастающие налоги и расходы на закупку импортных товаров. Чем больше величина "утечек", тем меньше значение мультипликатора. Под "инъекциями" в экономику понимают сумму инвестиций, государственных расходов и экспорта.

Если временно абстрагироваться от импорта, то увеличение экспортных заказов, как и рост инвестиций, ведет к росту первичной занятости и доходов в национальной экономике, что дает толчок для цепи повторных расходов и увеличению доходов. Первичные доходы будут израсходованы частично на выплату налогов и на сбережения ("утечки" из экономики), а в оставшейся части пойдут на приобретение отечественных товаров, что увеличит национальный доход, так как для их производства будут использованы отечественные ресурсы. Таким образом, мультипликатор экспорта (Мэксп), обусловленный внутренними процессами в сфере потребления, может быть определен через предельную склонность к потреблению или сбережению и аналогично мультипликатору инвестиций выражен формулой

Мэксп = 1 /(1–ПСП) = 1 / ПСС.

Влияние увеличения экспорта на объем национального производства в таком случае определяется по формуле
ΔВВП = ΔЭ ´ Мэксп.

Однако внешняя торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если часть полученного экспортного дохода тратится на покупку импортных товаров, то внутренняя покупательная способность сокращается. Дело в том, что объемы экспорта данной страны определяются спросом, предъявляемым на эту продукцию за рубежом, и поэтому ее национальный доход не тратится на покупку собственной экспортируемой продукции. На приобретение же импортных товаров, напротив, тратится часть национального дохода, и по мере его роста увеличивается спрос на импорт. Величина национального дохода и объема импорта связаны между собой предельной склонностью к импорту. Предельная склонность к импорту (ПСИ) показывает насколько изменяются расходы на импорт (ΔИ) при изменении национального дохода (ΔНД) и выражается формулой ПСИ = ΔИ / ΔНД.

Так как импорт – это "утечки" из национальной экономики, то они действуют аналогично сбережениям, а поэтому мультипликатор внешней торговли (МВТ), который одновременно является и мультипликатором расходов в открытой экономике, определяется по формуле

МВТ = 1 /(ПСС + ПСИ).

Влияние увеличения экспорта товаров, с учетом изменений потребления импортных товаров, на объем национального производства будет определяться по формуле ΔВВП = ΔЭ х МВТ.

Истинную картину, характеризующую реальный эффект внешней торговли, отражает платёжный баланс страны, содержание которого рассматривается в следующем параграфе данной темы.

И теоретически, и практически доказано, что внешняя торговля в наибольшей мере способствует экономическому развитию всех стран (как экспортёров, так и импортёров), если она осуществляется в условиях сокращения разного рода запретов, ограничений и расширения свободы. Несмотря на это, международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства. Исторически в практике мировой торговли сложились два подхода к её регулированию – протекционизм и фритредерство.

Протекционизм – это государственная политика, направленная на поощрение развития отечественного производства, его защиту от иностранной конкуренции и на расширение внешних рынков. Теоретической основой этой политики является меркантилизм. Важнейшим средством проведения такой политики служат таможенные барьеры, основанные на использовании таможенных тарифов и нетарифных ограничений.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте из данной страны. Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, что повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. В силу этого таможенные тарифы являются одним из важных инструментов регулирования внешней торговли и защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Кроме этого таможенная пошлина является во многих странах важным источником поступления средств в государственный бюджет. Поэтому по характеру действия таможенные тарифы относятся к экономическим регуляторам внешней торговли.

К общим для всех стран формам регулирования внешней торговли относятся и нетарифные ограничения. Нетарифные ограничения – это меры прямого регулирования экспортно-импортных потоков товаров. Основными формами нетарифных ограничений являются: квоты (ограничения по количеству или стоимости на экспорт и импорт), лицензии, государственные субсидии, дополнительные стандарты качества, экологичности, санитарного и ветеринарного контроля, а также добровольные экспортные ограничения. Мотивами всех таких ограничений является получение дополнительных выгод определёнными группами людей (предпринимателей или чиновников), а ценой их – ограничение потребления населением многих видов товаров и услуг.

Так, например, если государство, защищая интересы отечественных производителей, повысит таможенные пошлины или снизит квоты на импортируемые товары определённой группы, то цены на них возрастут и они станут менее доступными для населения; объём импорта при этом снизится, и отечественные производители, находясь под защитой высоких пошлин, смогут увеличить выпуск данных видов продукции. Если же государство, опять-таки защищая интересы отечественных производителей, снизит таможенные пошлины на какие-то виды экспортируемых товаров, то это может увеличить их отток из страны, на внутреннем рынке возникнет их дефицит, что приведет к росту цен и ограничению потребления этих товаров населением. Но отечественные производители и в данном случае получат выгоду, проникая с более дешёвым товаром на новые рынки. Государство, создавая таким образом, благоприятные условия для отечественных производителей, с одной стороны, увеличивает доходы государственного бюджета, а с другой стороны, рассчитывает, что отечественный бизнес, получив дополнительные доходы, будет более активно развивать национальную экономику и обеспечивать экономическую независимость и безопасность страны, производя необходимые для населения товары и услуги.

Проведение активной протекционистской политики неизбежно приводит к сокращению внешней торговли и к самоизоляции страны. Поэтому промышленно развитые страны стремятся проводить политику свободной торговли или фритредерства. Теоретической основой данной политики служит теория сравнительных издержек (преимуществ) Д. Рикардо. Суть ее сводится к осуществлению свободы торговли и невмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность. Важнейшим инструментом этой политики служит снижение или отмена таможенных пошлин во внешней торговле.

Сокращение таможенных тарифов и квот ведет к росту объемов международной торговли, отражает тенденции к либерализации торговой политики и большей открытости национальной экономики. Либерализация внешней торговли является более выгодной как для каждой страны, так и для всего мирового сообщества, служит условием роста благосостояния людей во всех странах. В тоже время проведение политики свободной торговли не исключает возможности использования элементов протекционизма для отраслей, производящих военную продукцию, в случаях обострения межгосударственных противоречий, и с целью защиты зарождающихся перспективных отраслей промышленности. Поэтому регулирование международной торговли осуществляется на двух уровнях: национальном и международном.

Регулирование на национальном уровне сосредоточено на регулировании экспорта и импорта. Регулирование экспорта направлено на его стимулирование с помощью организационных и кредитно-финансовых методов. К организационным методам относится создание специальных подразделений для информационного и консультативного обслуживания экспортёров, участия государственных органов в заключении торговых сделок, помощь в организации выставок за рубежом, дипломатическая поддержка национальных компаний и т.п. Кредитно-финансовые методы предполагают субсидирование экспортных поставок, предоставление государственных льгот по частным кредитам, государственное страхование заграничных торговых сделок, освобождение от уплаты налогов на прибыль по экспортным операциям. Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Регулирование на национальном уровне направленно на защиту отечественных производителей, что вполне оправдано и тяготеет к политике протекционизма.

Регулирование на международном уровне осуществляет примерно 300 международных торгово-экономических организаций. Однако основную роль в организации мировых торговых потоков осуществляют: Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТД), Международная таможенная организация (МТО) и Международная торговая палата (МТП).

Главное направление международного регулирования торговли – либерализация внешнеэкономических отношений путём соблюдения всеми странами правил, установленных на многосторонних переговорах. Ведущую роль в этом процессе играет ВТО. ВТО – международная автономная организация, связанная с ООН, создана в 1995 г. на базе действовавшей с 1948 г. Генеральной ассоциации (соглашения) по тарифам и торговле (ГАТТ). Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшим достижением работы ГАТТ-ВТО стало снижение таможенных пошлин в мировой торговле с уровня 40–60% в конце 40-х гг. ХХ в. до 3–5% к началу ХХI в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.015 с.)