Объем выпуска продукции и правила обеспечения наибольшей выгоды производителя на чисто конкурентном рынке товаров и услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объем выпуска продукции и правила обеспечения наибольшей выгоды производителя на чисто конкурентном рынке товаров и услуг



Итак, учредители предприятия, располагая необходимыми финансовыми средствами, выбрали приемлемую для них организационно-правовую форму, определились с видом продукта и технологией его производства, закупили соответствующие ресурсы, руководствуясь правилами их эффективного технологического и экономического использования, узнали, как управлять издержками с целью их минимизации, и теперь готовы к главному – к выпуску продукта, с которым они выйдут на рынок. Вместе с этим возникает новая задача – определить оптимальный объем выпуска продукции, обеспечивающий получение наибольшей прибыли.

Прежде чем начать анализ методов максимизации прибыли, уточним содержание и формы понятий "доход" и "прибыль".

Доход – это собирательное понятие, объединяющее средства в денежной или натуральной форме, полученные от продажи (использования) ресурсов (заработная плата, рента, процент), или как результат хозяйственной и финансовой деятельности (натуральный доход в виде определенных продуктов, денежный доход в форме выручки или прибыли от продажи продукции).

Предприятие, реализуя произведенную продукцию, получает сумму денег, которую называют выручкой или валовым доходом (ДВ). Поэтому, валовой доход исчисляется путем умножения количества единиц проданного продукта на его цену, что записывается в виде формулы: ДВ = КП · ЦП. Валовой доход, полученный от каждой проданной единицы продукта, называют средним доходом (ДС) и определяют по формуле: ДС = ДВ / КП. Валовой доход, получаемый от каждой дополнительно проданной единицы продукта, называют предельным доходом (ДП) и определяют по формулам:

ДП = ΔДВ / ΔКП или ДПn = ДВn – ДВn-1.

Для предприятия среди всех форм дохода важнейшее значение имеет прибыль. Общее понятие прибыли, как разницы между валовой выручкой и валовыми затратами, данное в начале темы, теперь следует детализировать по содержанию и формам ее проявления. Прибыль не является функциональным доходом, так как ее нельзя вменить ни одному ресурсу или фактору производства. Поэтому прибыль отличается от всех других видов доходов по следующим признакам: 1) она может быть как положительной, так и отрицательной, в то время как заработная плата, процент, рента не могут быть отрицательными; 2) размеры прибыли колеблются в гораздо большей степени, чем любого другого дохода. Прибыль реагирует на изменение цен немедленно, тогда как другие формы дохода приспосабливаются к таким изменениям постепенно; 3) прибыль является остаточным доходом и размеры ее заранее определить невозможно, в то время как другие виды доходов заранее фиксируются в договорах между собственниками; 4) прибыль можно считать результатом деятельности подлинного предпринимателя и рассматривать как его вознаграждение за принятие эффективных решений в условиях неопределенности. Заключить договор "с неопределенностью" невозможно; ее, скорее, следует рассматривать источником прибыли, а потому заранее знать величину прибыли никому не дано.

Различают следующие виды прибыли: бухгалтерскую, чистую, экономическую и нормальную.

Бухгалтерская прибыль (ПБ) представляет собой разность между выручкой от продажи продукции, то есть валовым доходом (ДВ) и явными издержками (ИЯ), что можно записать в виде формулы: ПБ = ДВ – ИЯ.

Чистая прибыль остается у предприятия после уплаты налога на прибыль и может быть использована на нужды собственников предприятия.

Экономическая прибыль (ПЭ) определяется как разность между валовым доходом (ДВ) и суммой издержек постоянных и переменных или суммой издержек явных и неявных, что можно представить в виде формул:

ПЭ = ДВ – (ИПс + ИПм) и ПЭ = ДВ – (ИЯ + ИН).

Если ИН = 0, то ПБ = ПЭ. Если сумма постоянных и переменных (ИПс+ИПм) или явных и неявных издержек (ИЯ+ИН) равна выручке или валовому доходу (ДВ), то экономическая прибыль будет равна нулю. Если экономическая прибыль равна нулю, то это не значит, что фирма вообще не получает никакой прибыли, напротив, это значит, что фирма получает нормальную прибыль.

Нормальная прибыль (ПН) не имеет однозначного и общепринятого определения в экономической теории, однако в различных определениях отражается ее общее смысловое содержание. Под нормальной прибылью понимают: 1) доход, который получает собственник ресурса от его непосредственного использования; 2) внутренние альтернативные издержки капитала, вложенные в дело владельцами фирмы; 3) минимальный доход предпринимателя достаточный для того, чтобы привлечь и удержать его в данной сфере занятости; 4) средний доход на капитал для всех отраслей с одинаковой долей риска. Как бы не определялась нормальная прибыль она включается в неявные (внутренние) издержки. Поэтому фирма получает нормальную прибыль тогда, когда ее валовой доход полностью расходуется на покрытие всех издержек, то есть нормальная прибыль равна нулевой экономической прибыли. Получение нормальной или нулевой экономической прибыли и является тем необходимым условием, которое может удержать предпринимателя в данной сфере занятости.

Уяснив содержание прибыли и различие ее форм, можно приступить к анализу проблемы максимизации прибыли предприятия. Суть данной проблемы сводится к определению объема выпуска продукции, при котором фирма может получить наибольшую выгоду от производственно-коммерческой деятельности. При этом следует иметь в виду, что наибольшая выгода предприятия может заключаться не только в максимизации прибыли, но при определенных условиях рынка сводиться к минимизации издержек (получение нулевой экономической прибыли) и даже к своевременному прекращению производства (закрытию фирмы). Поэтому дальнейший анализ будет направлен на определение объемов производства, позволяющих оптимизировать выгоду предприятия в различных формах ее проявления.

Существует два метода определения оптимального выпуска продукции, необходимого для получения максимальной выгоды: метод сопоставления валовых показателей и метод сопоставления предельных и средних показателей. Использование любого из них предполагает ряд допущений:

1) предприятие производит только один вид продукта;

2) целью предприятия является получение максимальной выгоды;

3) количество произведенного и реализованного продукта равно;

4) оптимизируются только цена продукта и объем выпуска, а все другие условия деятельности предприятия остаются неизменными.

Метод сопоставления валовых показателей является сравнительно простым, и для его рассмотрения целесообразно использовать гипотетические данные о работе небольшой фирмы, приведенные в табл.10.2.

Небольшая фирма, работая на рынке совершенной конкуренции, естественно, не может влиять на цену, а должна приспосабливаться к тому их уровню, который складывается в ходе конкурентного соперничества между производителями, но выбирается, в конечном счете, покупателями. Значения показателей в табл. 10.2 подобраны таким образом, чтобы обоснование наибольшей выгоды не всегда было абсолютно видимо и однозначно.

Таблица 10.2

Варианты выпуска продукта, оптимизирующие выгоду фирмы:
метод сопоставления валовых показателей
(количество продукции – единиц; издержки, валовой доход и экономическая прибыль – в рублях; цена – рублей за единицу продукта)

 

КП ИПс ИПм ИВл ДВпри ЦП1=70 ПЭ1 ДВ2 при ЦП2=48 ПЭ2 ДВ3при ЦП3=38 ПЭ3
          - 50 - 30 - 20   - 50 - 52 - 44 - 31 - 10 - 5 - 14 - 36 - 73 - 125 - 197 - 284   - 50 - 62 - 64 - 61 - 50 - 55 - 60 - 84 - 116 - 163 - 225 - 307 - 404

 

Простота метода сравнения валовых показателей состоит в том, что, используя его для оценки выгоды предприятия, не требуется делать никаких дополнительных расчетов, а надо лишь сравнить для каждого уровня цен полученную выручку (валовой доход) и валовые издержки.

Итак, из сравнения данных табл. 10.2 видно: когда рыночная цена продукта была на уровне 70 руб./ед., фирма имела максимальную экономическую прибыль в 140 руб. при объеме выпуска 7 и 8 единиц продукта. При использовании этого метода, следовательно, можно выбрать один из них, и лишь здравый смысл подсказывает, что фирме следует производить не 7, а 8 единиц продукта, получая при этом не только максимальную экономическую прибыль, но и занимая большую долю рынка данного продукта. Динамика прибыли показывает и переломные или критические значения объемов производства, которым соответствует переход от отрицательной экономической прибыли к положительной и наоборот. Особенно наглядно связь критических точек и максимума экономической прибыли с количеством выпускаемой продукции видна на графике (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Объем производства, максимизирующий экономическую прибыль

 

С увеличением числа конкурентов на рынке данного продукта цена его снижается и достигает, допустим, 48 руб./ед. Сравнивая валовой доход, полученный при продаже продукта по этой цене, с валовыми издержками в табл. 10.2, можно видеть, что у фирмы лишь при выпуске шести единиц продукта валовые издержки относительно валового дохода становятся минимальными и получается нулевая экономическая прибыль. Выпуск любого другого количества продукта дает фирме отрицательную экономическую прибыль, то есть убытки.

Напомним, что когда говорят о нулевой экономической прибыли, то это не значит, что фирма вообще не получает никакой прибыли. В составе ее издержек, как уже известно, есть нормальная прибыль в виде неявных издержек, структурными частями которой могут быть, например, проценты на собственный капитал фирмы и вознаграждение собственника фирмы за предпринимательские услуги. Эти проценты и вознаграждение за предпринимательские услуги фирма могла бы получить, если бы вкладывала капитал в другие равные по риску отрасли, или если бы собственник фирмы работал не на себя, а по найму у другой фирмы. Равенство между валовым доходом и валовыми издержками означает лишь то, что фирма находится в состоянии равновесия и способна осуществлять необходимые платежи наемным работникам, государству, партнерам по бизнесу, но имеет, ограниченные средства для развития.

Если после прохождения точки нулевой экономической прибыли цена на рынке продолжает снижаться и достигает, допустим, уровня 38 руб./ед., то перед фирмой встает проблема прекращения производства. Сопоставив из данных табл. 10.2 выручку по цене 38 руб./ед. с валовыми издержками, нетрудно обнаружить, что нет ни одного объема производства, при котором фирма имела бы положительную экономическую прибыль. Казалось бы, пришло время прекратить выпуск продукции. Но прежде чем закрыть фирму, надо просчитать все возможные последствия этого шага. Во-первых, следует учитывать, что в таком же трудном положении находятся и все другие конкурирующие фирмы. Во-вторых, закрытие фирмы ведет к увольнению всего трудового коллектива рабочих, но не избавляет собственника от необходимости охранять предприятие, поддерживать оборудование в работоспособном состоянии, платить налоги за имущество, землю и т.п.

Поэтому, следует обратить особое внимание на то, что если фирма будет выпускать четыре единицы продукции (в реальности за каждой единицей может скрываться, к примеру, 1 тысяча штук пачек масла), то ее убытки будут равны убыткам при нулевом объеме выпуска, то есть будут равны постоянным издержкам. В такой ситуации фирме не следует спешить прекращать производство. Напротив, следует сосредоточить максимум усилий и средств на том, чтобы продолжить выпуск четырех единиц продукта и выжидать, не увеличивая поставки продукта на рынок. Выжидать до тех пор, пока не начнут закрываться конкурирующие фирмы, следствием чего станет сокращение предложения этого продукта на рынке и начнется рост цен на него. По мере роста цен отрицательная экономическая прибыль будет постепенно снижаться и достигнет положительных значений.

Метод сопоставления предельных и средних показателей, на первый взгляд, отличается большей трудоемкостью, так как требует проведения дополнительных расчетов предельных и средних издержек. Однако оценки и выводы, сделанные на его основе, отличаются большей точностью и доказательностью, что, в конечном итоге, делает этот метод более экономичным.

Использование метода сопоставления предельных и средних показателей опирается на ряд правил, выработанных экономической наукой. Среди этих правил есть универсальное, пригодное для использования в условиях и совершенной и несовершенной конкуренции, и специфические, которые можно использовать или только на конкурентном рынке, или только на монопольном рынке. Кроме этого фирма должна учитывать период времени – краткосрочный или длительный, на который распространяется анализ и выводы, получаемые на основе метода сравнения предельных и средних показателей.

Универсальным правилом для всех периодов производства и для рынков всех видов конкуренции является правило равновесия фирмы: фирма находится в состоянии равновесия при выпуске такого количества продукта, при котором предельный доход (ДПр) и предельные издержки (ИПр) равны, т.е. ДПр = ИПр. Любая фирма будет производить новые дополнительные единицы продукта до тех пор, пока предельный доход будет больше предельных издержек. В силу действия закона убывающей доходности, на начальных стадиях производства, когда объем выпуска ещё небольшой, предельный доход обычно превышает (но не всегда) предельные издержки. Следовательно, в пределах этого объема выпуска производство прибыльно. В дальнейшем, когда объем выпуска значительно возрастает, предельные издержки увеличиваются и начинают превышать предельный доход. Прибыльная стадия производства сменяется на убыточную. Разграничивает эти две стадии (или два объема производства) особая точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам (ДПр = ИПр). Это и есть точка равновесия фирмы и получения максимальной экономической прибыли.

Если дополнительный доход от продажи каждой дополнительно проданной единицы продукта будет покрывать дополнительные издержки на его производство, то фирма может неопределенно долго находиться в состоянии равновесия. В тоже время каждая фирма, стремящаяся реализовать свою выгоду в максимизации экономической прибыли, должна быть готова к тому, что при изменении рыночной ситуации выгодно будет и минимизировать издержки, то есть довольствоваться нулевой экономической прибылью, и даже своевременно прекратить производство или закрыть фирму.

В краткосрочном периоде производства на рынке совершенной конкуренции для принятия правильного решения о максимизации выгоды в конкретной ситуации предприятие, используя метод сравнения предельных и средних показателей, должно руководствоваться следующими правилами:

1. Правило максимизации экономической прибыли. Исходя из универсального правила, экономическая прибыль фирмы будет максимальной при таком объеме производства, при котором ДПр ≥ ИПр, а ЦП > ИСВлмин. Но на рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене продукта (ДПр = ЦП), а потому правило максимизации экономической прибыли принимает вид: ДПр (ЦП) ≥ ИПр.

2. Правило нулевой экономической прибыли (минимизации издержек). Нулевая экономическая прибыль получается при таком объеме производства, при котором ДПр ≥ ИПр, а ЦП = ИСВлмин.

3. Правило закрытия фирмы (прекращения производства продукта). Фирма вынуждена будет прекратить производство продукта (или закрыться), если нет ни одного объема производства, при котором ДПр ≥ ИПр, а ЦП > ИСПммин. Если есть хотя бы один объем производства при котором ДПр ≥ ИПр, а ЦП = ИСПммин, то фирма может продолжить выпуск продукции до такого объема производства, при котором убытки не будут превышать величину постоянных издержек.

Чтобы уяснить как "работает" метод сопоставления предельных и средних показателей, по данным табл. 10.2 рассчитаны предельные и средние (валовые и переменные) издержки и вместе с данными о величине валового дохода представлены в табл. 10.3.

Таблица 10.3

Варианты выпуска продукции, оптимизирующие выгоду фирмы:
метод сопоставления предельных и средних показателей**
(количество продукции – единиц; издержки, валовой доход и экономическая прибыль – в рублях, цена – рублей за единицу продукта)

КП ИСВл ИСПм ИПр ЦП1=70 ЦП2=48 ЦП3=38
ДВл ДПр ПЭ ДВл ДПР ПЭ ДВл ДПр ПЭ
  - - -   - -50 -30 -20   - -50 -52 -44 -31 -10 -5 -14 -36 -73 -125 -197 -284   - -50 -62 -64 -61 -50 -55 -60 -84 -116 -163 -225 -307 -404

** Значения средних издержек округлены до целых рублей

Дублируя правила оптимизации выгоды фирмы, по данным табл. 10.3 можно сделать следующие выводы:

1. Правило максимизации экономической прибыли. Экономическая прибыль фирмы при цене продукта 70 руб./ед. имеет максимальное значение в 140 руб. при объемах выпуска продукта в 7 и 8 единиц. Пользуясь ранее методом сопоставления валовых показателей, было показано, что фирма может выбрать объем и 7, и 8 единиц продукта, и, лишь опираясь на здравый смысл о необходимости увеличения своей доли рынка, делался вывод, что лучше производить 8 единиц. Метод сравнения предельных и средних показателей однозначно указывает на то, что для максимизации своей выгоды фирма должна производить 8 единиц продукта, так как только при таком объеме выпуска выполняется правило максимизации экономической прибыли на чисто конкурентном рынке:

ДПр (ЦП) ≥ ИПр, а ЦП > ИСВлмин.

В нашем примере только при объеме выпуска 8 единиц все три величины (цена, предельный доход и предельные издержки) составляют 70 руб./ед., а цена продукта (70) оказывается больше средних валовых издержек минимальных (53).

2. Правило нулевой экономической прибыли. Прибыль фирмы при цене 48 руб./ед. имеет нулевое значение только при объеме выпуска продукта 6 единиц, что соответствует правилу нулевой экономической прибыли:

ДПр ≥ ИПр, а ЦП = ИСВлмин.

В нашем примере только при объеме производства 6 единиц предельный доход (48) больше предельных издержек (43), а цена продукта равна минимальному значению средних валовых издержек (48).

3. Правило прекращения производства (закрытия фирмы). В соответствии с этим правилом фирма должна закрыться, если у неё при цене 38 руб./ед. нет ни одного объема производства, при котором убытки равны или меньше величины постоянных издержек. Раньше, используя метод сравнения валовых показателей, было показано, что фирма может или закрыться, или производить 4 единицы продукта, так как и в том, и в другом случае ее убытки будут равны постоянным издержкам. Решение там принималось на уровне интуиции. При использовании метода сравнения предельных и средних показателей видно, что производя 4 единицы продукта, фирма имеет ещё значительные резервы, так как при цене продукта 38 руб./ед. предельные издержки составляют всего 27 руб./ед. При таком соотношении предельного дохода и предельных издержек, хотя цена уже и опустилась до уровня минимальных средних переменных издержек, стоит продолжить выпуск продукции, мобилизуя для этого все возможные силы и средства.

Сравнивание цен конкурентного рынка не только с предельным доходом и предельными издержками, но и с минимальными средними валовыми издержками имеет огромное значение для оценки в долговременном периоде, с одной стороны, экономической эффективности производства, а с другой – эффективности распределения ресурсов между фирмами и отраслями.

Если прибыли и убытки фирмы в долговременном периоде представить в виде графика, то глубокий экономический смысл сравнения цен с предельными издержками, предельным доходом и минимальными средними валовыми издержками будет предельно ясным и понятным (рис. 10.5).

Рис. 10.5. Прибыли и убытки фирмы на рынке совершенной конкуренции

 

На рис. 10.5а в точке равновесия Ра цена продукта, предельный доход и предельные издержки равны, а средние валовые издержки минимальные ниже их значения (линия издержек расположена ниже линии цены и предельных издержек). Это значит, что при объеме выпуска КПа фирмы будет получать сверхприбыль, что свидетельствует о не эффективном распределении ресурсов. В отрасль начнут приходить дополнительные ресурсы, а цены будут снижаться до уровня издержек Иа.

На рис. 10.5б напротив, при равенстве цен, предельного дохода и предельных издержек средние валовые издержки минимальные превышают их значения (линия издержек находится выше линии цен). При объеме выпуска КПб фирмы будут нести убытки, что также свидетельствует о не эффективном распределении ресурсов. Из отрасли начнется отток ресурсов, а цены будут повышаться до уровня издержек Иб.

Перемещение ресурсов между фирмами разных отраслей, в конечном итоге, приводит к такому распределению ресурсов, которое соответствует общественным потребностям в производстве необходимых экономических благ. На рис.10.5в в точке равновесия Рв все находится в равенстве: ДПрвв=ИСВлв=ИПрв. Равенство цен, предельного дохода, минимальных средних валовых издержек и предельных издержек в точке равновесия Рв показывает, что производство данного количества продукта (КПв) осуществляется с использованием минимума ресурсов, а прибыль каждой фирмы соответствует ее общественно нормальному значению (производственная эффективность максимальна при ЦП = ИСВлмин). Если такое равенство наблюдается во всех отраслях экономики, то это означает, что ресурсы общества распределены в соответствии с потребностями покупателей в необходимых товарах и услугах, то есть используются самым эффективным способом (ресурсы распределены эффективно при ЦП = ИПр).

Общий вывод: механизм ценообразования совершенной конкуренции распределяет ограниченные ресурсы таким образом, чтобы максимально удовлетворить общественные потребности. Такое распределение ресурсов достигается тогда, когда каждая фирма, руководствующаяся мотивом прибыли, будет производить каждый продукт до точки такого значения объема, при котором предельный доход и предельные издержки уравниваются, а цена не падает ниже средних валовых издержек минимальных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.035 с.)