Товар и его свойства. Альтернативные подходы к определению стоимости товара. Закон стоимости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товар и его свойства. Альтернативные подходы к определению стоимости товара. Закон стоимости.



В товарном хозяйстве, в отличие от натурального, продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена или продажи. Но продать или обменять можно лишь то, что может быть полезным для другого человека, причем не для конкретно определенного, а для любого. При этом покупатель обращает внимание не только на полезность продукта для себя, но и на то, сколько стоит продукт. Поэтому продукт труда одного и того же вида, качества, назначения может стать товаром, а может и не стать товаром. Все зависит от того, какими свойствами вещественными и общественными обладает данный продукт.

Являясь продуктом труда, товар, во-первых, есть вещь (услуга), полезная для других лиц, и, во-вторых, вещь, которая предназначена для обмена. Следовательно, товар как экономическая категория – это вещь (услуга), произведенная трудом и обладающая двумя свойствами: потребительной стоимостью или полезностью и меновой стоимостью.

Товар отличается от продукта, произведенного для собственного потребления, тем, что его потребительная стоимость удовлетворяет потребности не производителя, а общества, т.е. является носителем общественных требований к товару (к его качеству, моде, вкусам, привычкам потребителей и т.п.). Одновременно товар является носителем общественно определенной величины меновой стоимости, представляющей собой количественную пропорцию, в которой определенное количество данного товара обменивается на определенное количество другого товара (или денег).

Товар, следовательно, в двояком отношении выступает общественным явлением: с одной стороны, он носитель типичных для общества потребительских свойств вещи или услуги (общественной потребительной стоимости), а с другой – он носитель общественной меры пропорций обмена одного товара на другие. Если произведенная вещь не соответствует этим требованиям, то ее или невозможно будет продать с выгодой для производителя, и она не станет товаром, или она может быть продана с убытком, но ее собственник потеряет статус товаропроизводителя.

Если относительно природы (происхождения) и содержания потребительной стоимости товара в экономической теории нет принципиальных различий, то по поводу природы (основания) и меры меновой стоимости нет принципиального согласия. Стремление понять, что лежит в основе меновой стоимости породило в XIX в. две противоположные теории: "трудовой стоимости" и "предельной полезности", которые до сих пор продолжают спор о том, что же лежит в основе определения меновой стоимости и цены товара – затраты труда, образующие стоимость товара, или полезность товара, удовлетворяющая потребности покупателя?

Основатель трудовой теории стоимости А.Смит считал, что стоимость товара определяется трудом, затраченным на его производство. Но А.Смит не дал ответа на вопрос: "Какой именно труд образует стоимость товара?" Попытку дать ответ на данный вопрос предпринял К.Маркс, создав учение о двойственном характере труда, создающего товар. В соответствии с этим учением труд товаропроизводителя является, с одной стороны, конкретным, а с другой – абстрактным. Конкретный труд – это труд определенного профессионального вида, который использует определенные средства и предметы и создает конкретную потребительную стоимость. Все виды конкретного труда качественно различны и количественно несоизмеримы. Абстрактный труд – это затрата рабочей силы или труда вообще, независимо от их конкретной формы. Именно он создает стоимость, так как является тем общим, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости одна к другой.

Естественной мерой затрат труда К.Маркс считал рабочее время, а мерой стоимости – общественно необходимое рабочее время или то время, которое требуется для создания единицы товара при общественно нормальных условиях производства, т.е. при наиболее распространенных (типичных) средствах труда, технологиях, способах организации производства и др. При таких условиях производства, часто называемых средними, производится основная масса товаров данного вида, поэтому именно они формируют стоимость и цену товара на рынке (при совпадении спроса и предложения).

Несмотря на логическую стройность учения о двойственном характере труда, создающего товар, К.Марксу и его последователям не удалось разрешить проблему соизмерения затрат абстрактного труда, различающихся по степени сложности, тяжести, вредности и другим признакам. Сторонники трудовой теории стоимости смогли доказать, что стоимость товара имеет общую основу (затраты труда) и является объективной категорией, но проблема определения стоимости в часах рабочего времени оказалась неразрешимой. Поэтому измерение стоимости и цены товара на основе затрат труда не получило всеобщего признания и для практики оказалось неприемлемым.

В рамках теории трудовой стоимости была разработана и затратная теория стоимости. Ее автор Дж.С.Милль фактически отошел от понятия стоимости как первопричины цены и считал, что в основе стоимости товара лежат издержки производства, т.е. затраты на средства производства и оплату труда. Но и затратная теория стоимости не получила всеобщего признания, так как при обосновании меновой стоимости и цены товара, она (как и вся теория трудовой стоимости в целом) отдавала приоритет анализу интересов производителей и недоучитывала интересы потребителей.

Приоритетное внимание интересам потребителей при обосновании сущности меновой стоимости уделяли сторонники теории предельной полезности, основателями которой стала группа австрийских теоретиков: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. Они считали, что в основе меновой стоимости лежит ценность блага (субъективная и объективная), которую в наше время называют полезностью товара или услуги.

Учение австрийской школы предельной полезности о субъективной и объективной полезности товаров (ценности благ) позволило им выстроить логическое обоснование меры меновой стоимость товара и его цены. Субъективная полезность характеризует то значение, которое имеет определенное экономическое благо (товар, услуга) для удовлетворения потребности данного субъекта. Субъективная полезность товара зависит от трех факторов: от имеющегося у потребителя запаса данного товара; от степени необходимой дополнительной потребности в нем; от доходов, которыми располагает данный субъект. В таком случае приобретение экономического блага означает выгоду для субъекта, а его утрата означает убыток. Прямо связать субъективную полезность с величиной стоимости товара и его ценой невозможно. Объективная полезность – это способность любого экономического блага (вещи, услуги) давать какой-либо объективный результат в виде одного или совокупности полезных эффектов. В таком случае меновая стоимость и цена каждой вещи будет зависеть от того, сколько полезных внешних эффектов она может доставить потребителю. К примеру, различные модели мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и других бытовых приборов могут дать потребителю различную совокупность полезных эффектов. Следовательно, они объективно обладают разной полезностью, которую можно отразить в цене. А каждый покупатель, исходя из субъективной полезности, приобретет ту модель, которая соответствует его личным запросам и соответственно имеет большую или меньшую меновую стоимость.

Теория предельной полезности предложила свое логически стройное обоснование величины меновой стоимости товара как основания цены, но ей не удалось найти объективной меры полезности; отдавая предпочтение интересам потребителей, она недоучитывала роль производителей в определении меновой стоимости.

Сравнение двух подходов к определению величины меновой стоимости показывает, что ее нельзя определить, не учитывая одновременно интересы и производителей (продавцов), и потребителей (покупателей). Это свидетельствует о том, что меновая стоимость есть, прежде всего, экономическое отношение между производителями и потребителями, а следовательно, величина меновой стоимости может быть установлена лишь на основе учета их интересов, что и происходит на рынке в процессе их взаимоотношений как продавцов и покупателей. Величина меновой стоимости товара со стороны производителя определяется затратами, но подтверждает или отрицает объективность этих затрат потребитель, исходя из полезности этого товара.

А.Маршалл, объединив положения теорий трудовой стоимости (в виде теории затрат), предельной полезности, спроса и предложения, ввел понятия цены предложения, цены спроса и равновесной цены и показал, как формируется величина стоимости и рыночная цена товара. В основе цены предложения лежат затраты производителя, в основе цены спроса лежит полезность товара для потребителя, а рыночная цена устанавливается в процессе взаимоотношений покупателей и продавцов под влиянием соотношения спроса и предложения.

В формировании рыночных цен товаров определяющую роль играют затраты производителей, а полезность товара для потребителей является корректирующим фактором, так как до появления товара на рынке потребителю его полезные свойства мало известны и раскрываются постепенно в процессе использования. В связи с этим важно знать, как формируется цена предложения и какие факторы влияют на ее изменение.

В основе цены предложения данного товара лежат затраты на его производство, которые естественно не могут быть одинаковыми у всех производителей, потому что они обладают разными условиями производства. Цену предложения будут определять те производители, которые обладают общественно нормальными, т.е. наиболее распространенными или типичными условиями производства и поставляют на рынок основную массу товаров данного вида. Поэтому предприятия, определяющие цену предложения товара, могут быть и лучшими, и средними, и худшими (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Иллюстрация формирования общественно необходимых затрат
и цены предложения

Группы предприятий Индивидуальные затраты на единицу товара, руб. Объем производства, штук
     

 

Если допустить, что спрос на данный товар соответствует предложению и составляет 1000 шт., то цена предложения будет равна 700 руб. за штуку. Это значит, что предприятия 2-й группы обладают общественно нормальными условиями производства, формируют общественно необходимые затраты и определяют цену предложения, так как поставляют на рынок 70% товара данного вида. Уровень этой цены проявится на рынке автоматически, так как цена в 700 руб. за штуку будет встречаться наиболее часто.

Цена предложения постоянно меняется под влиянием как изменяющихся условий производства, так и общественных потребностей в данном товаре. Формирование и изменение цен предложения регулируется законом стоимости. Закон стоимости сводит фактические затраты на производство товара к общественно необходимой величине. При совпадении спроса и предложения закон стоимости устанавливает равенство между общественно необходимыми затратами на производство товара и ценой предложения. Поэтому производители должны следить за тем, чтобы их индивидуальные затраты не превышали общественно необходимые, а цена предложения соответствовала этим затратам.

Закон стоимости действует как относительно единицы товара, так и относительно всей массы товаров данного вида. Для отдельного товара общественно необходимые затраты формируются под влиянием условий производства (технология, организация, производительность и интенсивность труда). Общественно необходимые затраты для совокупности товаров данного вида (к примеру, молочные продукты) выражают ту долю всего труда общества, которая требуется для производства такого количества товаров, которое необходимо для удовлетворения общественной потребности в нем.

Последствия действия закона стоимости в обоих случаях будут разными. Для отдельного товара отклонение фактических затрат от общественно необходимых скажется на финансовом положении производителя (фирма может иметь нормальную прибыль, убытки или сверхприбыль). Относительно всей массы товаров данного вида можно сказать, что если разделение труда между разными группами товаров осуществляется в соответствии с общественными потребностями, то цены предложения данных товаров будут находиться на уровне общественно необходимых затрат. Если такого соответствия нет, то цены предложения будут отклоняться от общественно необходимых затрат вверх или вниз.

Обе эти формы проявления закона стоимости действуют в единстве, а закон при этом выполняет три присущие ему функции: регулирует структуру общественного производства; стимулирует развитие производительных сил и повышение производительности труда; дифференцирует производителей на богатых и бедных. Из табл. 4.1 видно, что производители первой группы будут получать доход выше среднего и обогащаться, а производители третьей группы будут терпеть убытки и разоряться (происходит дифференциация производителей на богатых и бедных). Можно предположить, что производители третьей группы, чтобы остаться в данном бизнесе, будут стремиться совершенствовать свое производство, что в итоге позитивно влияет на развитие производительных сил и повышение производительности труда.

Закон стоимости как регулятор структуры общественного производства действует вместе с законом спроса и предложения (табл. 4.2).

Таблица 4.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.048 с.)