Анализ издержек в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффект масштаба.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ издержек в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффект масштаба.



Анализ издержек в долгосрочном периоде - выбор оптимального размера фирмы.

Долгосрочный период - означает что фирма может увеличить объемы выпуска за счет расширения мощностей , поэтому в долгосрочном периоде нет деления издержек на постоянные и переменные, все становятся переменными.

LАC - показывает путь развития фирмы

Рост фирмы отражает линия LAC

До точки А мы наблюдаем положительный рост, снижение издержек при росте фиомы, он вызывается более эффективными технологиями, более рациональными схемами разделения труда и использования специалистов и т.д.

От точки А дальнейший рост фирмы показывает отрицательный эффект масштаба, т.е. рост издержек, при увеличении размеров фиомы. Это может быть вызвано увеличением транспортных расходов, ограничениями рынка сбыта, но есть общая закономерность для всех отраслей. Крупные фирмы становятся неуправляемыми, т.е. объем информации настолько велик что он не может быть быстро обработан, и не может быть принято верное решение.

Разные отрасли имеют свои оптимальные размеры фирм.

1 группа отраслей(совершенная конкуренция): быстро достигается положительный эффект масштаба, а затем быстро растет отрицательный эффект масштаба, в таких отраслях эффективны маленькие фирмы (сфера услуг)

2 группа отраслей (монополистическая конкуренция): показывает что сравнительные преимущества имеют и малые, и средние, и крупные фирмы (потребительские отрасли, пищевая легкая промышленность)

3 группа отраслей(олигополия): очень долго не наступает положительный эффект масштаба, т.е. требуется болшие инвестиции, чтобы технологии обеспечили низкий уровень затрат, здесь будут только крупные фирмы (металлургия, машиностроение)

4 группа(естественная монополия): отрасли где отрицательный эффект масштаба не наступает, т.е. самый лучший вариант фирма-отрасль (электроэнергия)

 

10. Особенности стратегии фирмы и ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Валовый доход, предельный доход.

Общий доход – это денежная сумма, поступающая от продажи опред. количества товаров. Этот доход равен цене товара, умноженный на количество товара.

Предельный доход – это приращение общего дохода, который образуется за счет продажи предельной, т.е. дополнительной, единицы товара.

Рынок свободной конкуренции представляет собой идеальный образ конкуренции. На рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы с равными возможностями и правами. Главная черта чистой конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, поскольку доля каждой фирмы незначительна, цена формируется под влиянием спроса и предложения, стихийно. Госрегулирование цен здесь отсутствует, поскольку полная насыщенность рынка не позволяет производителям поднимать цены. Совершенная конкуренция в полной мере не достижима, к ней можно только приближаться, это абстрактная модель, необходимая для анализа, характеристики, формирования рыночного поведения.

Для анализа стратегий необходимы понятия:

1) целью стратегии любой фирмы (в рамках маржинализма) является прибыль

П=TR (валовый доход, выручка от реализации)-TC(общие издержки) П=P-MC(предельные издеркжки)

Прибыль это не доход, это разные понятия.

TR=P*Q

AR (средний доход)=TR\Q

MR (предельный доход) = P = deltaTR\deltaQ

График финансового состояния фирмы на разных этапах жизненного цикла.

Точка безубыточности = порог рентабельности.

Особенности стратегии фирмы и ценообразования в условиях совершенной конкуренции.

Признаки совершененой отрасли совершенной конкуренции:

1. В отрасли много небольших фирм, каждая из которых имеет небольшую долю в объеме продаж на рынке

2. Продукт отрасли стандартен и однороден

3. Отсутствуют барьеры входа и выхода

4. Так как у фирмы небольшой удельный вес в объеме продаж, она не способна влиять на цены, т.е. устанавливать свою цену или изменяя объем продаж.

Короткий период анализа - цены могут быть любыми в отрасли, - при разных уровнях цен правило выбора оптимальной стратегии (MC=P) пока предельные издержки ниже цены фирма увеличивает выпуск продукции при равенстве MC=P.(нормальная прибыль)

Если цена выше ATC, то MC=P обеспечивает сверхприбыли.

Если цены находятся между ATC и AVC, то выбор Q обхема выпуска при MC=P дает убытки фирмы, но продолжает работать, т.к. цена покрывает текущие расходы или AVC.

Если цена ниже AVC, то фирма закрывается, потому что у нее не покрываются даже текущие затраты.

MC называется кривой предложения фирмы, т.к. на пересечении этой линии с ценами лежат оптимальные стратегии фирмы.

 

В долгосрочном периоде при отсутствии барьеров входа и выхода на рынок: в случае высоких цен выше ATC в отрасль устремляются свободные капиталы за сверхприбылью. Объем выпуска увеличивается: кривая предложения сдвигается вправо, и цены снижаются до равновесного уровня.

Если цена меньше, отток капиталов уменьшает предложения кривая предложения сдвигается влево и цена повышается до уровня приносящего среднюю прибыль. Эта ситуация называется равновесием отрасли в долгорочном периоде.

Оценка эффективности отрасли совершенной конкуренции:

1. с точки зрения распределния ресурсов - отрасль считается эффективной т.к. спрос определяет объемы выпуска

2. с точки зрения использования ресурсов - отарсль также считается эффективной, т.к. оптимальная стратегия для фирмы Q=minATC означает максимум использования ресурсов и минимум издержек. Эта стратегия соответсвует интересам общества.

3. при установлении цен выше или ниже равновесных перелив капитала между отраслями обеспечивает возвращение к равновесию, т.е. в итоге обеспечивается равные возможности для развития всех отраслей

 

 

11. Особенности стратегии фирмы и ценообразование в условиях монополии. Степень рыночной власти. Антимонопольная политика государства.

При монопольной конкуренции на рынке сохраняется значительное количество продавцов и покупателей, при этом возникает новое явление: дифференциация продукта, т.е. появление у него таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. На рынке монопольной конкуренции могут функционировать мелкие, средние, крупные фирмы, обладающие монополией над своим товаром. Эта власть в какой-то степени ограничена, но они могут изменять цены в независимости от конкурентов. Поскольку объем продаж каждого продавца относительно невелик, то много фирм-монополистов и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. В этом отличительная черта монополистической конкуренции. Чистая монополия существует, если на данном рынке действует 1 продавец или функционирует одно предприятие, т.е. нет конкурентов и нет товаров-заменителей

Признаки

1. В отрасли одна фирма продавец или одна фирма покупатель (монопсония).

Спрос на продукцию фирмы и есть отраслевой спрос фирма имеет рыночную власть, т.е. контролирует цены, однако степень этой власти ограничена эластичностью спроса.

2. Продукт отрасли уникален, не имеет близких заменителей.

3. Высокие барьеры входа и выхода. Барьеры: лицензирование деятельности государством, высокий положительный эффект масштаба, т.е. в отрасли технологии требуют огромных капиталов чтобы организовать производство, патенты и лицензии, т.е. на срок действия патента фирма является монополией; недобросовестная конкуренция (дэмпинговые цены, ограничение рыноков сбыта, источники сырья, уголовные процессы)

4. Особенности стратегий фирмы, т.к. фирма имеет монопольную власть она может увеличивать прибыли путем контроля над ценами, и изменение объема выпуска - импулирование издержек.

Стратегия фирмы:

Так как спрос на продукцию фирмы это отраслевой спрос, (линия AD) то фирма выбирая объем выпуска тем самым определяет уровень цен на рынке, а назначая цену определяет возможный объем продаж исходя из этого фирме не выгодна слишком высокая цена и полная загрузка мощности, поэтому общая направленность монополий - недогрузка мощностей, с целью поддержать цены,

фирма может увеличить прибыли определяя разные цены для отдельных категорий покупателей - такая стратегия называется дифференциацией цен (дискриманация потребителя) Графически это будет выглядеть как снижение линии предельного дохода ниже линии спроса.

Однако цены не могут быть ниже предельных издержек, правило оптимального объема MR=MC.

Антимонопольная политика – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

1. прямое регулирование цен (установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спрос);

2. налогообложение;

3. регулирование естественных монополий.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.011 с.)