Раздел 3. Международная экономика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Международная экономика



 

Тема 3.1. Международная торговля. Международная торговая политика

Нет такого народа, который

погубила бы торговля.

Бенджамин Франклин,

американский учѐный и политик.

 

И надо торговлю знать разного рода,

Торговли не знающий муж – без дохода.

Юсуф Баласагунский,

среднеазиатский поэт, мыслитель.

 

Сижу с утра до вечера с понурой головой,

Совсем нести мне нечего на рынок мировой.

И. Губерман,

российский поэт.

 

Международная торговля. Абсолютное и сравнительное преимущество

 

Экономики почти всех стран являются открытыми, они связаны друг с

другом сложной сетью международных торговых и финансовых отношений.

Торговля появилась, когда появились первые производства и первое

разделение труда, т.е. в первобытном обществе. Вначале был прямой обмен

товара на товар, т.е. бартер. Но для совершения бартерной сделки необходимо

совпадение желаний у двух сторон. Но такое совпадение желаний не всегда

происходило, поэтому приходилось совершать промежуточные бартерные

сделки, что отнимало дополнительное время. Поэтому бартерный обмен

перерос в обмен посредством денег. Обмен товара на деньги называется

Торговлей.

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между

хозяйствами разных стран.

В основе международной торговли лежит международное разделение труда.

Почему люди и государства торгуют? Они добровольно обмениваются

товарами и услугами, т.к. ожидают получить выгоду от сделки. Существует

множество причин для торговли между государствами и факторы,

стимулирующие торговлю.

Факторы, стимулирующие развитие международной торговли:

ü Социально-географические, т.е. различия между странами по

географическому положению, территории, численности, а также по

хозяйственному опыту, знаниям, навыкам, привычкам, традициям и др.;

ü Природно-климатические, т.е. различия по климатическим условиям,

обеспеченности природными ресурсами и др.;

ü Технико-экономические, т.е. страны имеют разный уровень

экономического и технического развития. Некоторые дешевле и лучше

производят ту или иную продукцию, владеют теми или иными

изобретениями, открытиями, технологиями;

 


 

ü Научно-технический прогресс, способствует постоянному обновлению

продукции, росту номенклатуры и сложности выпускаемой продукции.

Поэтому даже высокоразвитым странам нецелесообразно выпускать

огромный набор продукции.

Таким образом, международная торговля и международное разделение труда

имеют большое практическое значение. Благодаря им, товары производятся в

большом количестве, с лучшим качеством и меньшими затратами. Страны

получают те товары, которые сами либо вовсе не производят, либо делают

дороже, хуже, либо в недостаточном количестве. Увеличивается общемировой

выпуск и разнообразие продукции. Вывоз товаров, кроме этого, даѐт рост

национальной экономике, создаѐт в ней дополнительные рабочие места. Общие

принципы взаимовыгодности торговли и международной специализации

производства, основанные на различии издержек на производство одного и

того же товара в разных странах, были сформулированы А. Смитом и Д.

Риккардо.

А. Смит, изучая международное разделение труда, высказал соображения о

том, какие товары выгодно вывозить из страны, а какие ввозить, что получило

название теории абсолютных преимуществ.

Абсолютные преимущества проявляются тогда, когда одна страна

производит данный товар с меньшими, чем у других стран, явными (прямыми)

издержками.

Например, если выращивание арбузов в России дешевле, чем в Беларуси, а

производство картофеля более эффективно на белорусских полях, то это будет

абсолютное преимущество каждого государства. Поэтому каждое государство

должно специализироваться на выпуске данных товаров и обмениваться друг с

другом.

 

Рассмотрим пример.

Пусть страны Альфа и Бета производят компьютеры и автомобили. Данные

об объѐме производства за год приведены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1. Абсолютные преимущества


 

Страна

Альфа

Бета


 

Компьютеры


 

Автомобили


 

Т.е. страна Альфа за год выпускает 10 компьютеров, а Бета – 8, значит,

Альфа имеет абсолютное преимущество в производстве компьютеров. А Бета

имеет абсолютное преимущество в производстве автомобилей. Следовательно,

страна Альфа должна производить компьютеры, а страна Бета – автомобили,

затем обмениваться данными товарами.

 

 



 

Но если одна страна имеет развитую и эффективную экономику и может

производить все (или многие) виды продукции с меньшими прямыми

издержками, значит ли это, что она и должна производить все данные виды

продукции? Здесь возникает проблема сравнительных преимуществ. Д.

Риккардо сформулировал теорию сравнительных преимуществ.

Сравнительные преимущества проявляются тогда, когда одна страна

может производить продукцию с меньшими альтернативными издержками.

 

Рассмотрим пример

Пусть теперь эти же страны производят компьютеры и автомобили, но

страна Альфа имеет более развитые факторы производства, поэтому она

производит и больше компьютеров, и больше автомобилей (см. табл. 3.2.).

 

Таблица 3.2. Сравнительные преимущества


 

Страна

Альфа

Бета


 

Компьютеры


 

Автомобили


 

Просчитаем альтернативные издержки производства 1 компьютера для

каждой страны (альтернативные издержки – это количество одного товара, от

которого отказываются при увеличении производства другого товара на

единицу). Для страны Альфа: 1К = 0,8А, для страны Бета 1К = 6/8А = 0,75А.

Производство одного автомобиля для: страны Альфа 1А = 10/8К = 1,25К,

страны Бета 1А = 8/6К = 1,3К. Значит, при производстве одной дополнительной

единицы компьютеров Альфа теряет 0,8 автомобиля, а Бета теряет 0,75

автомобиля; а при производстве дополнительной единицы автомобиля Альфа

теряет 1,25 компьютера, а Бета – 1,3 компьютера. Очевидно, что Альфа должна

производить автомобили, а Бета компьютеры, т.к. альтернативные издержки по

данным товарам в каждой стране ниже, чем в другой, соответственно.

Во внешнеэкономической деятельности различают экспортные, импортные,

реэкспортные, реимпортные.

Экспорт – это вывоз товара с таможенной территории страны за границу

без обязательства по обратному их ввозу.

Реэкспорт – вывоз из страны товаров, ввезѐнных ранее из-за границы, без их

переработки.

Импорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на

таможенную территорию страны покупателя.

Импортный товар должен соответствовать стандартам РБ и иметь

соответствующее подтверждение, чаще всего в виде сертификатов качества по

правилам республиканской системы сертификации или заграничного

сертификата, признаваемого в РБ, в соответствии с международными,

двусторонними соглашениями.

 



 

 

Реимпорт – это ввоз на территорию страны ранее вывезенного за границу

товара.

 

Торговые барьеры

 

Большинство государств активно участвуют в международной торговле.

Однако конкуренция и защита национальных интересов на мировом рынке

делает необходимым существование различных форм государственного

регулирования внешней торговли. Исторически сложились два типа

государственной политики в области внешней торговли: свободная торговля и

протекционизм.

Свободная торговля или фритредерство (от английского free trade –

свободная торговля) предполагает свободное движение товаров и услуг между

странами без известных торговых барьеров.

Принцип свободной торговли появился в виде научной теории в конце

XYIII века в Англии, затем в XIX веке он стал выступать в качестве

официальной экономической политики Англии. Преимущества свободной

торговли состоят в том, что она стимулирует конкуренцию, ограничивает

монополизм национальных фирм. Производители вынуждены вводить

новшества, повышать качество продукции, снижать еѐ себестоимость и цены,

увеличивать эффективность производства. Свободная торговля расширяет

предложение товаров, что даѐт потребителям большие возможности выбора

товаров. Развитие международного разделения труда обеспечивает

эффективное размещение ресурсов, это приводит к экономическому росту и

более высокому материальному благосостоянию людей. Наконец, свободная

торговля способствует большей открытости обществ, значит, сближению и

сотрудничеству народов и стран.

Однако государства проводят и политику протекционизма, используя

различные барьеры для свободной торговли.

Протекционизм (от латинского protectio – защита, покровительство) – это

политика защиты отечественных производителей от иностранных

конкурентов.

Суть этой политики, во-первых, в сдерживании ввоза в страну

высококонкурентной зарубежной продукции, а во-вторых, в покровительстве

экспорту товаров национального производства. Для проведения политики

протекционизма государства используют различные торговые барьеры.

 

Виды торговых барьеров:

ü Таможенные пошлины или тарифы – это налоги на импортируемые

товары. Этот налог увеличивает затраты экспортѐров, что приводит к

повышению цены на данные товары и затрудняет их сбыт в данной

стране. Таможенные пошлины бывают: фискальные, т.е. пошлины,

вводимые на товары, которые не производят внутри страны (они

пополняют бюджет страны); протекционистские, т.е. пошлины,

 

 


 

 

предназначенные для защиты национальных производителей от

иностранных конкурентов;

ü Импортные квоты – это ограничения количества ввозимого товара

(например, ограничение количества ввозимых овощей и фруктов, которое

было введено в 2002 году в РБ). Квота отличается от тарифа. Тариф

ограничивает импорт, увеличивая его стоимость, квота же просто

ограничивает количество легально ввозимых товаров. Сокращение

импорта приводит к увеличению цены соответствующего товара. Это

позволит отечественным производителям устанавливать более высокие

цены на свой товар. Потребителям снова придется платить больше. Хотя

результат от введения как тарифов, так и квот одинаков – поднимется

цена товара, но между ними существует важное отличие. Устанавливая

тариф, страна – импортер создает для себя некоторый доход. Квота же

означает увеличение доходов для страны – экспортера. Каким образом

это происходит? При сокращении объемов экспорта государство должно

решить, какие фирмы и в каком количестве будут экспортировать свою

продукцию. Фирмы – экспортеры найдут выгодным для себя заплатить

своему правительству за право экспортировать, тем самым, давая доход

своему государству;

ü Эмбарго – частичный или полный запрет торговли с какой – либо

страной (чаще всего применяется как средство индивидуального или

коллективного давления на те или иные страны, например, частичное

эмбарго ООН на закупки нефти в Ираке за еѐ агрессивное поведение в

90-х годах ХХ века или США в течение многих лет накладывало эмбарго

на торговлю с Кубой);

ü Стандарты – ограничение импорта или увеличение стоимости

импортных товаров путѐм введения определѐнных стандартов, т.е.

ограничение или запрещение продажи товаров, которые не

удовлетворяют национальным или международным стандартам. Это еще

один способ увеличения стоимости импортируемых товаров;

ü Субсидии – предоставление помощи отечественным производителям (в

частности, государственная поддержка позволяет экспортѐрам применять

политику демпинга, т.е. продажу своих товаров по заниженным ценам).

Вместо того, чтобы пытаться увеличить затраты импортеров, страна

может защитить отечественных производителей, предоставляя им

субсидии для снижения их затрат на производство. Хотя такие действия

могут быть осуществлены для того, чтобы понизить цены и сделать

своих потребителей богаче, следует помнить, что субсидии должны быть

кем-то оплачены. На деле субсидии выплачиваются за счет налогов,

собираемых со всех налогоплательщиков, таким образом, заставляя

каждого поддерживать производителей этого товара независимо от того,

покупает он данный товар или нет. По сравнению с этим тарифы имеют

хотя бы то достоинство, что только те, кто покупает товары, облагаемые

тарифом, должны платить более высокую цену;


 

 

ü Добровольные экспортные ограничения – это ограничение страной –

экспортѐром в добровольном порядке объѐма своего экспорта (например,

в 1981 году японские автомобилестроители ввели добровольные

ограничения на ввоз своих автомобилей в Америку, так как они боялись,

что США введет более высокие тарифы или низкие импортные квоты).

Бывает также, что на почве протекционизма между странами

разворачиваются целые торговые войны, например, говяжья война между

Америкой и Европейским союзом: американцы стремились расширить рынок

сбыта в Европе своей дешѐвой (благодаря применению гормонов роста)

говядины, европейцы препятствовали этому, ссылаясь на канцерогенную

опасность гормонов, но больше имея в виду интересы своих фермеров. Или

стальная война между США и Россией, наводнившей американский рынок

более дешѐвой продукцией. Также известны тресковые, банановые, винные и

другие войны.

Протекционистская политика имеет свои положительные и отрицательные

стороны.

Плюсы протекционизма: уравновешивает торговый баланс, позволяет

защитить национальных производителей, защищает молодые отрасли, которые

только вступили на мировой рынок, стимулирует собственное производство.

Минусы протекционизма: ослабляет конкуренцию в экономике, что приводит

к ухудшению качества продукции, росту затрат, снижению внедрений

достижений НТП, т.е. к падению эффективности производства; в результате

введения торговых барьеров растут цены на продукцию и снижаются

возможности выбора; подрывает возможности экспорта, т.к. международная

торговля – это улица с двойным движением, т.е. если ограничивается

импорт, то будет сокращаться и экспорт.

В настоящее время страны в большинстве случаев проводят гибкую

внешнеторговую политику, сочетая методы протекционизма и элементы

свободной торговли. Для регулирования отношений между странами в области

международной торговли созданы международные организации:

ü ЮНКТАДКонференция ООН по торговле и развитию, учреждена в

1964 году и на 1 апреля 2000 года объединяла 188 членов. Данный орган

решает проблемы мировой торговли и экономического развития

молодых государств;

ü Всемирная торговая организация (ВТО), бывшее Генеральное

соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключено в 1947 году 23

государствами. В 2001 году в ВТО входило более 140 государств (в том

числе Грузия, Киргизия, Латвия, Молдова, Эстония). Данная

организация решает проблемы и спорные вопросы в мировой торговле;

ü ЕАСТ – Европейская ассоциация свободной торговли, образована в 1960

году 7 европейскими государствами, сейчас в еѐ составе 6 участников.

Еѐ цель – создание условий для свободной взаимной торговли для стран

– участниц.

 

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.133 с.)