Тема 2.5. Финансовая система и основы фискальной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.5. Финансовая система и основы фискальной политики



 

Живут доходами, а проживают расходами.

Пословица

 

Будьте осторожны с мелкими расходами,

самая небольшая течь может потопить

весь корабль.

Бенджамин Франклин,

американский учѐный и политик

 

Налоги – это цена, которую мы платим

за возможность жить в цивилизованном

обществе.

Оливер Уэнделл Холмс,

американский писатель

 

Налогообложение – это искусство ощипывать

гуся так, чтобы получить максимум перьев

c минимумом писка.

Кольбер,

министр финансов при Людовике XIY

 

Понятие финансовой системы

 

Финансы появились в период разложения первобытнообщинного строя, с

появлением торговли, государства.

Финансовая система – совокупность денежных средств, финансовых

отношений и осуществляющих их институтов.

Финансы ( от лат. financia – наличность, доход) совокупность денежных

средств общества и связанных с ними экономических отношений.

Функции финансов:

ü Распределительно-перераспределительная;

ü Контрольно-стимулирующая;

 


 

 

ü Воспроизводственная;

ü Оперативная.

Элементы финансовой системы:

ü Финансовое планирование;

ü Финансовые рычаги и стимулы;

ü Организационная структура управления финансами.

 

Принципы построения финансовой системы:

ü Демократического централизма (характерен для административно-

командной системы):

-более половины финансовых ресурсов находится в руках государства,

остальная часть находится в распоряжении юридических лиц;

-централизованное руководство финансами сочеталось с

предоставлением некоторых прав субъектам хозяйствования по

использованию денежных средств;

-статьи доходов и расходов бюджетов всех уровней в основном

совпадали.

ü Федерализм – разделение полномочий в финансовой сфере между

разными уровнями власти, правительство контролирует расходы на

национальные программы, космос, оборону и др., местные органы власти

финансируют школы, здравоохранение, охрану окружающей среды и

общественного порядка и др.

 

Структура финансовой системы:

ü Централизованные или государственные финансы;

ü Децентрализованные финансы: предприятий, организаций, населения,

различных фондов.

 

Налоги. Виды налогов

 

Для выполнения своих функций любому государству нужны денежные

средства. Их источником являются налоги, сборы, штрафы, добровольные

платежи и взносы, таможенные пошлины. Наибольшую долю поступлений

составляют налоги, на их долю приходится до 90% поступлений в бюджеты

развитых стран.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических

лиц.

Бенджамин Франклин сказал: Ничего нет неизбежного в жизни, кроме

смерти и налогов.

Самый лучший вид налога – это тот, который платит кто-то другой.

Налоги возникли в древности и пышным цветом расцвели после

распространения денежной системы.

Например, в Римской империи граждане платили 213 различных видов

налогов: дорожная пошлина, за ярлык для ослов, за обмен и размен денег,

 

 


 

 

налог на наследство, налог на вино, налог на огурцы, сбор на воздвижение

статуй и др.

 

Известно несколько ступеней развития налогов:

ü 1-я – идея дара властелину в благодарность за защиту от врагов;

ü 2-я – смиренная просьба правительства к народу о поддержке ради

решения общих задач;

ü 3-я – необходимость помощи граждан своему правительству денежными

средствами;

ü 4-я – идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства;

ü 5-я – теория о долге гражданина перед государством;

ü 6-я – убеждѐнность в праве государства принудительно изымать деньги у

граждан ради общего блага страны;

ü 7-я – идея о возможности и необходимости изымать у граждан строго

определѐнную долю их доходов независимо от их воли.

 

Функции налогов:

ü Фискальная – образуются государственные денежные фонды, что создаѐт

условия для вмешательства государства в экономику;

ü Экономическая (регулирующая) – обеспечение макроэкономического

равновесия, перераспределение средств;

ü Стимулирующая – создание благоприятных условий для повышения

экономической активности;

ü Социальная – уменьшение разрыва в доходах различных социальных

групп с помощью прогрессивного налогообложения и льгот лицам с

малым доходом.

 

Принципы налогообложения:

По А. Смиту:

ü все граждане соответственно своему доходу должны участвовать в

содержании государства;

ü налоги должны быть точно определены (величина, срок уплаты, способ

платежа);

ü порядок уплаты должен быть удобен для налогоплательщиков;

ü затраты государства на взимание налогов должны быть минимальными.

Другие точки зрения:

ü всеобщность – налогами облагаются все субъекты;

ü обязательность – налоги уплачиваются в строго установленный срок;

ü равнонапряжѐнность – налоги взимаются по единым ставкам;

ü однократность – налоги взимаются один раз;

ü стабильность – ставки налогов и порядок уплаты длительное время

остаются неизменными;

ü простота и доступность восприятия;

ü гибкость – стимулирование развития приоритетных отраслей;

 

 


 

 

ü социальная справедливость;

ü заинтересованность налогоплательщика в хозяйственной деятельности.

 

Концепции налогообложения:

ü налогоплательщик уплачивает налоги пропорционально тем выгодам,

которые он получает от государства;

ü размер налогов устанавливается в зависимости от величины доходов.

 

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других

платежей, взимаемых в установленном порядке, а также органов,

обеспечивающих их уплату.

 

Элементы налоговой системы:

ü субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое

лицо, которое по закону должно платить налог;

ü носитель налога – тот, кто фактически уплачивает налог;

ü объект налога – то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);

ü источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог

(заработная плата, прибыль, рента и др.);

ü единица налогообложения – единица измерения объекта (р., га и т.д.);

ü налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным

субъектом;

ü налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта

налогообложения от уплаты налога;

ü ставка налога – величина налога на единицу обложения.

 

Виды налогов:

По способам взимания:

ü прямой - это сбор в пользу государства, взимаемый с каждого

гражданина или предприятия в зависимости от размера дохода или

стоимости имущества. При прямом налоге лицо, облагаемое налогом,

является и плательщиком налога. Прямым налогом является налог на

прибыль, подоходный налог, налог на имущество;

ü косвенный – это сбор в пользу государства, взимаемый с граждан при

осуществлении ими каких-либо действий и включаемый в стоимость

товара или услуги. Например, НДС, акциз, таможенная пошлина.

По уровню бюджета:

ü государственные, идущие в госбюджет;

ü региональные, идущие в региональные бюджеты (областей, краѐв и т.д.);

ü местные, идущие в районные или городские бюджеты.

По дальнейшему использованию:

ü общие (идут на общегосударственные мероприятия)

ü специальные (имеют целевое назначение, например, автомобильные

сборы).

 

 


 

В зависимости от ставки налогов:

ü пропорциональный – одинаковый процент с любого дохода;

ü прогрессивный – более высокий процент с более высокого дохода;

ü регрессивный – более низкий процент с более высокого дохода.

Очень важным является вопрос о ставке налога: чем выше ставка налога, тем

меньше деловая активность граждан. Графически эту зависимость изобразил

американский учѐный А. Лаффер:

 

r

 

 

 

R

 

где r – ставка налога, R – налоговые поступления.

 

Рис. 2.11. Кривая Лаффера

 

В разных странах существуют различные налоги. В частности, в Республике

Беларусь существует около 50 различных видов налогов и сборов: налог на

добавленную стоимость (НДС); акцизы; на прибыль и доходы; на

недвижимость; земельный; экологический (за пользование природными

ресурсами); на топливо; транзитный; подоходный с граждан; чрезвычайный (на

ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС); государственные пошлины и

сборы; отчисления (в дорожные фонды, фонд социальной защиты населения,

пенсионный фонд, на социальное страхование).

 

Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг

 

Бюджет – роспись денежных доходов и расходов государства,

предприятия, учреждения на определѐнный период.

Государственный бюджет – сводный план сбора доходов государства и

использования полученных средств на покрытие всех видов государственных

расходов.

Госбюджет утверждает Парламент страны, исполняет бюджет

правительство.

Функции госбюджета:

 

 


 

 

ü Перераспределение национального дохода;

ü Стабилизация общественного воспроизводства, экономики;

ü Осуществление государственной социальной политики.

Структура госбюджета каждой страны разная, так в Великобритании он

состоит из обычного бюджета и национального фонда займов. За счѐт

обычного бюджета финансируются текущие затраты государства на

экономические, социальные цели, оборону, субсидии местным органам власти

и др. Вторые не рассматриваются парламентом и идут на содержание двора

королевы, на выплаты по государственному долгу и др.

Во Франции госбюджет состоит из государственного и бюджетов различных

государственных организаций и специальных счетов казначейства.

В нашей стране бюджет состоит из бюджета республики и местных

бюджетов, а также бюджет г. Минска. Сводный бюджет, составленный из

бюджетов различных уровней, называется консолидированный бюджет.

Бюджет оставляется на 1 год, но в разных странах он начинается по-разному,

например, в США – с 1октября, в Великобритании, Канаде, Японии – с 1

апреля.

Бюджет состоит из двух частей: доходы и расходы.

Доходы бюджета любой страны формируются, прежде всего, за счѐт

различных налогов, а также других источников (например, продажа

госсобственности).

Доходные статьи бюджета:

ü Налог на добавленную стоимость;

ü Налог на прибыль и доходы;

ü Акцизы;

ü Чрезвычайный налог для финансирования расходов по ликвидации

последствий аварии на ЧАЭС;

ü Другие поступления.

Расходы госбюджета идут по двум направлениям: государственные закупки

товаров и услуг, государственные выплаты.

Расходные статьи бюджета:

ü Финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий;

ü Финансирование народного хозяйства;

ü Дотации местным бюджетам областей;

ü Расходы на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС;

ü Расходы на оборону;

ü Пополнение государственных запасов и резервов;

ü Содержание органов внутренних дел и др.

Госрасходы служат эффективным экономическим регулятором. Так,

увеличивая их, государство может расширить совокупный спрос,

стимулировать производство, ускорять развитие нужных сфер экономики. При

этом госрасходы обладают так называемым мультипликативным эффектом.

 


 

 

Мультипликативный эффект госрасходов – это эффект умножения, при

котором относительно меньший прирост расходных сумм даѐт

относительно больший прирост ВВП.

Подобный эффект снежного кома объясняется тем, что увеличение

госинвестиций (скажем, в строительстве дорог) вызывает рост первичного

производства (самого дорожного строительства), но и вторичного

(производство асфальта), третичного (добыча сырья для асфальта) и

четвертичного (геологические работы) и т.д.

В каждом государстве существует система распределения доходов бюджета:

ü классическая – бюджетная классификация расходов: ведомственная,

предметная (например, образование), экономическая (по целевому

назначению: на капиталовложения, зарплату и др.) или смешанная

(распределяет расходы по министерствах, а в них – по предметам);

ü целевая – в соответствии с общенациональными, политическими,

экономическими и социальными программами;

ü по функциональным признакам – социальные расходы, обеспечение

занятости, здравоохранение, транспорт, связь, оборона, заработная плата,

текущие расходы и др.

ü юридическая – по способу получения, т.е. используется власть

государства (налоги, штрафы), или не используется сила госвласти (плата

за услуги, добровольные взносы);

ü финансовая – деление доходов на безвозвратные, постоянные (налоги) и

временные (займы).

В зависимости от соотношения доходов и расходов различают три варианта

госбюджета:

ü с профицитом, т.е. доходы превышают расходы (положительное сальдо);

ü сбалансированный, т.е. доходы равны расходам;

ü с дефицитом, т.е. доходы меньше расходов (отрицательное сальдо).

В настоящее время большинство стран сводит баланс бюджета с дефицитом,

но важно, чтобы данный дефицит не превышал 10% от национального объѐма

производства. В случае 20%, согласно критериям МВФ, страна считается

некредитоспособной.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую ежегодные расходы

бюджета превышают его доходы.

Причины бюджетного дефицита:

ü Осуществление крупных государственных программ развития

экономики;

ü Милитаризация страны;

ü Военные и стихийные бедствия;

ü Экономические кризисы.

Варианты финансирования дефицита государственного бюджета:

ü Увеличение налогов;

ü Эмиссия нужного количества денег;

ü Выпуск государственных ценных бумаг;

 

 


 

 

ü Привлечение внешних займов;

ü Продажа государственной собственности.

Государственный долг – это сумма задолженности государства своим или

иностранным физическим или юридическим лицам.

Различают: внутренний долг, т.е. сумма задолженности государства своим

физическим или юридическим лицам; и внешнийсумма задолженности

государства иностранным гражданам или организациям.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны: дефицит

бюджета можно покрывать за счѐт роста государственного долга или эмиссии

денег.

Рассмотрим проблемы внутреннего долга:

ü выплата процента по долгу увеличивает неравенство в доходах (ценные

бумаги государства покупают не все, а финансирование процентов на

погашение долга идѐт из налогов, которые платят все);

ü для погашения долга и выплаты процента повышается ставка налогов, а

это снижает стимулы к инвестициям, замедляет развитие экономики,

вызывает социальную напряжѐнность;

ü внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов;

Огромную роль в регулировании бюджетного дефицита и государственного

долга играет фискальная политика государства.

 

Понятие фискальной политики

 

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика (от лат. fiscus – казна) –

меры правительства по регулированию правительственных доходов и

расходов для достижения определѐнных социально-экономических целей.

Основные задачи фискальной политики:

ü Обеспечение устойчивого экономического роста;

ü Увеличение занятости;

ü Снижение инфляции.

Основными элементами фискальной политики являются государственные

закупки товаров и услуг иналоги. Изменяя государственные закупки и налоги,

государство осуществляет фискальную политику.

Методы фискальной политики:

ü Прямые (государственные закупки, государственные инвестиции,

субсидии – пособия в денежной или натуральной форме, субвенции –

денежные пособия государства местным органам);

ü Косвенные – меры государства по воздействию на производителей и

население:

а) сумма налогообложения – изменение размеров ставок, необлагаемого

минимума и т.д.;

б) политика ускоренной амортизации в фондо - и наукоѐмких отраслях;

в) процентная (дисконтная) политика;

 

 


 

 

Фискальная политика в зависимости от механизмов еѐ реагирования на

изменение экономической ситуации подразделяется на дискреционную и

политику встроенных стабилизаторов.

Дискреционная политика – это регулирование экономики с помощью

манипулирования налогами и правительственными расходами. Эта политика

связана с осуществлением правительственной политики занятости, налоговой

политики.

Автоматическая или политика встроенных стабилизаторов означает,

что они работают в системе саморегулирования, т.е. обеспечивают

естественное приспособление экономики к фазам деловой активности. Сюда

относятся изменения налоговых отчислений, которые происходят

автоматически с ростом чистого национального продукта. Частично к политике

встроенных стабилизаторов можно отнести и пособия по безработице, и

социальные выплаты, и индексацию доходов в связи с инфляцией.

Фискальная политика при дефиците бюджета способствует уменьшению

или устранению дефицита с помощью заимствования и выпуска денег. При

избытке бюджета его устраняют путѐм погашения государственного долга

или изъятия денег из обращения.

Фискальная политика может не принести желаемого результата в условиях

чрезмерной инфляции. Тогда надо осуществлять жѐсткую монетарную

политику, регулирование цен, занятости, таможенную и валютную политику.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.141 с.)