Тема 2.1. Национальная экономика. Государственное регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1. Национальная экономика. Государственное регулирование



Экономики

 

Для граждан гораздо важнее,

когда процветает все государство

в целом, а не когда отдельные лица

преуспевают, целое же разрушается.

Фукидид,

древнегреческий историк.

 

Купец может потерять,

когда выигрывает государство.

Форбонне.

 

Если бы нам указывали из Вашингтона,

когда сеять и когда жать, мы бы

вскоре остались без хлеба.

Томас Джефферсон,

Президент США.

 

Понятие национальной экономики

 

Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию

национальная экономика. В наиболее общем виде определение

национальной экономики дал американский учѐный русского происхождения

лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев:

Национальная экономика – саморегулирующаяся система, состоящая из

большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности.

Но это определение не совсем точно, т.к. его можно отнести и к

политической, и к социальной системе. Поэтому национальную экономику

можно определить так:

Национальная экономика – исторически сложившаяся система

общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность

отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая

все формы общественного труда.

Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы,

организации, домашние хозяйства, объединѐнные экономическими

взаимоотношениями.

 

Основные цели национальной экономики:

ü Экономический рост (высокий темп роста объѐма производства);

ü Стабильность цен (регулирование цен, т.к. низкие цены хороши для

потребителя, но лишают стимула производителя, высокие цены

стимулируют производителя, но снижают покупательскую способность);

 


 

 

ü Высокий уровень занятости (все желающие получить работу должны

находить еѐ, т.е. обеспечение в стране естественного уровня

безработицы);

ü Экономическая безопасность (безопасность занятий любым законным

видом деятельности);

ü Экономическое равенство (равные возможности всех жителей страны в

получении образования и работы);

ü Сохранение внешнеторгового баланса (достижение относительного

равновесия между экспортом и импортом страны, достижение

стабильности обменного курса национальной валюты на валюты других

стран);

ü Экономическая свобода (свобода выбора любого законного вида

деятельности);

ü Экономическая эффективность (результативность производства, т.е.

достижение максимального результата при минимальных затратах).

Характер и способ достижения целей национальной экономики зависят от

типа экономической системы и специфики данной национальной экономики.

Цели определяют государственную экономическую политику. В зависимости

от ситуации, складывающейся в национальной экономике, приоритетность

целей может быть разная, у одного государства – это достижение полной

занятости и экономического роста, у другого – это достижение стабильного

уровня цен.

Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и

нематериальное производство, непроизводственная сфера.

Материальное производствоважнейшая составная часть национальной

экономики, создание средств производства и предметов потребления.

В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность,

сельское хозяйство, строительство, транспорт и др. В экономической теории

выделяют в материальной сфере предприятия по производству средств

производства (группа А или I подразделение в статистических отчѐтах) и

предприятия по производству предметов потребления (группа Б или II

подразделение в статистических отчѐтах).

Нематериальное производствосоздание нематериального продукта, т.е.

научные знания, информация, произведения литературы, искусства, кино,

театр, образование, здравоохранение.

Непроизводственная сфера – содержание армии, судебные и юридические

органы, религиозные учреждения и т.д.

Структура национальной экономикиустойчивое количественное

соотношение между еѐ составными частями.


Различают


воспроизводственную,


социальную,


отраслевую,


территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики.

Воспроизводственная структура – это деление на наиболее массовые виды

экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и воспроизводят

потоки товаров и услуг. В экономике каждой страны выделяют три группы

 

 



 

 

воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и

государство.

Социальная структура – деление экономики на секторы по группам

предприятий, населения, видам труда и др. Важное значение имеет деление

национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности

на средства производства.

Отраслевая структура – деление национальной экономики на отрасли. В

отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли:

промышленность, сельское хозяйство, наука и др. Отраслевая структура играет

в национальной экономике важную роль, т.к. именно по отраслям

осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учѐт

статистических данных. Об отраслевой структуре можно судить по доле

отраслей в национальном доходе страны.

Территориальная структура – деление национальной экономики на

экономические районы с учѐтом размещения производительных сил на

территории страны.

Инфраструктура – это отрасли, обслуживающие производство, к ним

относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, газо-, водоснабжение, связь

и др.

Структура любой экономики имеет тенденцию к усложнению под

воздействием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации

производства, возникновения новых видов производства и др.

Особенностью структуры национальной экономики Республики Беларусь

является то, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит

все специфические черты разделения труда между республиками в едином

народнохозяйственном комплексе страны. Для неѐ характерны высокая степень

концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств,

предприятий химической промышленности и др., отличающихся высокой

металлоѐмкостью, энергоѐмкостью и т.д. Республики Беларусь фактически

представляла собой сборочный цех бывшего Союза и поэтому для

нормальной работы предприятий необходимы постоянные поставки

комплектующих изделий из других стран.

Для республики характерна высокая доля сельского хозяйства, предприятия

которого специализируются на производстве зерна, мяса, молока, льна,

картофеля и др.

Существенная черта национальной экономики – сложившиеся

макроэкономические пропорции.

Макроэкономические пропорцииколичественные соотношения между

различными подразделениями и сферами общественного производства,

отраслями, территориально-производственными частями национальной

экономики.

Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности

формирования макроэкономических пропорций. В командной экономике они

 

 


 

 

устанавливаются централизованно, в рыночной – на основе спроса и

предложения, в смешанной – рынком с учѐтом воздействия государства.

Пропорции меняются под влиянием НТП, избранного направления

экономического роста, изменений потребностей общества и др.

Виды макроэкономических пропорций:

Общеэкономические – между крупными сферами национальной экономики:

производством и потреблением, материальным и нематериальным

производством и др.

Межотраслевые – между отраслями промышленности, сельского хозяйства

и др.

Внутриотраслевые – между взаимосвязанными производствами внутри

отрасли: например, выпуском чугуна и стали в металлургии.

Территориальные – общеэкономические, меж- и внутриотраслевые в

границах определѐнной территории.

Межгосударственные – между государствами на основе международного

разделения труда.

Натурально-вещественные – между производством и потреблением

отдельных видов продукции.

Стоимостные – между отдельными элементами стоимости валового

национального продукта: выручкой, доходами в сферах материального и

нематериального производства и др.

Ресурсные – соотношения трудовых ресурсов в материальной и

нематериальной сферах, в городе и деревне и др.

Главными в национальной экономике являются пропорции между I и II

подразделениями материального производства (соотношение объѐмов

производства средств производства и предметов потребления в ВНП,

численностью работающих в каждом подразделении, стоимостью основных

производственных фондов).

Каждая страна стремится к установлению оптимальных пропорций своей

экономики, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребностей

при минимальных затратах ресурсов. Пропорциональность составляет основу

сбалансированности национальной экономики.

Сбалансированность национальной экономики – соответствие между

взаимосвязанными отраслями, между объѐмами производимых благ и

потребностями в них.

Пропорциональность и сбалансированность постоянно нарушаются, так как

экономический рост ведѐт к установлению новых пропорций. Поэтому

существует необходимость в поддержании сбалансированности путѐм

корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них.

 

 


 

 

Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД).

Методы подсчѐта

 

Результатом функционирования национальной экономики являются все

товары и услуги, созданные в данной стране за определѐнный промежуток

времени, т.е. национальный продукт.

Показатели объѐма национального продукта, их динамика являются чутким

барометром, отражающим состояние экономики. Попытки измерить

национальный продукт предпринимались очень давно. К первым из них

относятся таблицы Ф. Кенэ 1758г. В разных экономиках, относящихся к

разным экономическим системам, существуют разные методы подсчѐта объѐма

национального продукта. В странах с рыночной экономикой его объѐм

определяют по системе национальных счетов (СНС) во всех отраслях

народного хозяйства. В странах с плановой экономикой принято считать

национальный продукт, производимый только в сфере материального

производства.

СНС – это определѐнный способ упорядочения информации об

экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в

процессе общественного воспроизводства.

Первая СНС была создана для Палестины по данным экономического

развития за 1936г. В 40-50 гг. она появилась в наиболее развитых странах (в

США – в 1947г., в Великобритании – в 1946г). С 1952 года стандартная система

показателей, характеризующих результаты производства, стала применяться

ООН. Это была взаимоувязанная система из шести счетов. В 1968г.

Статистическая комиссия ООН приняла новый вариант СНС, который включал

сводные счета, счета производства и потребления, счета доходов и расходов и

др. В 1993г. статистическая комиссия ООН одобрила новую третью

модификацию СНС, которую рекомендовано использовать в качестве

международного стандарта. СНС изучает и фиксирует процесс создания,

распределения и перераспределения национального продукта и дохода в

данной стране. Т.е. СНС – это бухучѐт всей страны. СНС представлены в виде

таблицы и представляют собой два уровня:

ü сводные счета, отражающие движение валового внутреннего продукта,

национального дохода, финансирование капиталовложений и операции с

другими странами;

ü детализированные счета, показывающие межотраслевые связи, движение

расходов, их распределение и конечное потребление.

Для измерения национального продукта используются разные

макроэкономические показатели: валовой национальный доход (ВНД), валовой

внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), и др.

Главным показателем СНС является валовой внутренний продукт.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – стоимость, измеряемая в рыночных

ценах конечного продукта, созданного внутри страны за определѐнный период

(обычно за год).

 

 


 

Валовой национальный доход (ВНД) – это величина всех доходов,

полученных резидентами данной страны как внутри страны, так и за еѐ

пределами.

Резиденты – это все экономические агенты, независимо от их национальной

принадлежности и гражданства, имеющие экономические интересы на

территории данной страны.

Валовой национальный продукт (ВНП) – стоимость в рыночных ценах

конечной продукции, произведѐнной национальными производителями как

внутри страны, так и за рубежом в течение года.

Конечный продукт – готовая продукция, используемая для потребления.

Промежуточный продукт – продукт, используемый не для конечного

потребления, а для дальнейшего производства товаров и услуг.

К промежуточному продукту относятся сырьѐ, топливо, полуфабрикаты,

комплектующие и др.

При определении ВВП используется территориальный принцип, в

соответствии с которым ВВП создаѐтся факторами производства,

находящимися на территории страны, независимо от того, кому они

принадлежат. При подсчѐте ВНП используется национальный принцип, в

соответствии с которым ВНП создаѐтся факторами производства,

находящимися в собственности граждан страны, независимо от территории, где

они находятся.

Т.е., чтобы получить ВНП, надо к ВВП прибавить поступления от факторов

производства, находящихся за границей, и отнять поступления от иностранных

факторов производства, находящихся на территории страны. Обычно различия

между ВВП и ВНП в развитых странах несущественные, около 2%.

 

Методы исчисления ВВП:

ü Производственный – из стоимости произведѐнных товаров и услуг

вычитают ту часть, которая была использована в производстве. Т.е.

ВВП есть сумма добавленных стоимостей.

Добавленная стоимость – стоимость, созданная в процессе производства,

в неѐ не включается стоимость сырья и материалов.

Пример.

Фирма А занимается производством шерсти. Произведѐнную шерсть фирма

А продала фирме Б за 60$. Фирма Б из этой шерсти произвела пряжу и продала

еѐ фирме В за 100$. Фирма В произвела костюм и продала его оптовому

покупателю Г за 150$, оптовый покупатель продал этот костюм розничному

продавцу Д за 175$. Розничный продавец продал костюм потребителю за 200$.

Запишем все данные в виде таблицы.

 

Таблица 2.1. Расчѐт добавленной стоимости

 

Добавленная


Фирмы


Цена продажи, $


стоимость, $


 

 



 

А

Б

В

Г

Д

Итого (сумма продаж):


 

 

685


 

 

200


 

Из таблицы видно, что общая стоимость содержит значительный повторный

счѐт – 200$. Поэтому в ВВП войдѐт добавленная стоимость, равная 200$, или

стоимость конечного продукта – костюма.

В ВВП, рассчитанному по производственному методу, войдут и чистые

косвенные налоги (в СНС – это налоги на производство и импорт,

уплачиваемых предприятием, за вычетом субсидий, получаемых ими от

государства на производство и импорт)

Недостаток исчисления ВВП по производственному методу состоит в том,

что он не учитывает всю произведѐнную продукцию, потому что не вся она

попадает на рынок (работа домашних хозяек, самообслуживание, теневая

экономика). Объѐм теневой экономики достигает значительных размеров: от 3

до 25%.

ü Распределительный – исчисляется по первичным доходам владельцев

факторов производства.

Различают два вида дохода: трудовой доход и доход на собственность.

Основную часть трудового дохода составляет заработная плата W. Доходы на

собственность включают в себя: рентные доходы R; валовая прибыль Рвал (от

вложения собственного капитала в свои предприятия, прибыль корпораций),

она равна сумме чистой прибыли экономики Р и амортизации А (амортизация –

часть дохода фирмы, идущая на восстановление израсходованного

оборудования); чистый процентный доход r (выплаты за предоставленные

кредиты, выплачивается по вкладам в банке), налоги на прибыль фирм и

косвенные налоги, служащие источником доходов государства, в том числе на

импорт T. Т.е ВВП по доходам можно найти по формуле:

Y = W + R + P + A + r + T,

где Y – величина ВВП.

ü Метод конечного использования (по расходам) – сумма расходов всех

субъектов национальной экономики на потребление конечной продукции.

ВВП по расходам находится по формуле:

Y = С + I + G + NX, (*)

где С – расходы домашних хозяйств на предметы длительного пользования и

текущего потребления, на услуги, но не включающие расходы на

покупку жилья,

I – расходы фирм на товары и услуги (инвестирование в оборудование,

транспорт, станки, в строительство и изменение запасов), т.е. валовые

частные внутренние инвестиции равны сумме чистых инвестиций и

амортизации,

 



 

G – расходы правительства (государственные закупки товаров и услуг),

NX – чистый экспорт (разница между экспортом и импортом).

Уравнение (*) называют основным макроэкономическим тождеством.

ВНП рассчитывается также как и ВВП.

ВВП, рассчитанный тремя способами, должен иметь одно значение.

В ВВП не учитывается:

а) чистые финансовые сделки (покупка акций, трансфертные платежи).

Виды трансфертных платежей:

частные – помощь родителей детям, подарки родственников;

государственные – пенсии, пособия, стипендии;

б) покупка подержанных вещей.

Стоимостная оценка национального продукта невозможна без учѐта уровня

цен. Для проведения достоверного макроэкономического анализа используют

базовые цены, т.е. цены в базовом году, и реальные цены. Поэтому и различают

реальный ВВП и номинальный ВВП.

Номинальный ВВП – объѐм конечного производства товаров и услуг,

определѐнный в ценах текущего года.

Реальный ВВП – тот же объѐм конечного производства товаров и услуг,

определѐнный в ценах базового года (в сопоставимых ценах).

Пример.

В экономике производятся яблоки и апельсины. Рассчитать реальный и

номинальный ВВП по данным таблицы.

 

Таблица 2.2. Расчѐт номинального и реального ВВП


 

 

Продукция


 

Количество, т Цена в 1992г.,


 

 

Цена в 2001г., BYR


Яблоки

Апельсины



BYR




Итого:


25*4+40*10=500 400*4+1250*10=14100


 

Если разделить номинальный ВВП на реальный и полученный результат

умножить на 100%, то получим дефлятор ВВП, который позволит определить

величину инфляции в стране по сравнению с базовым годом. В нашем примере

дефлятор ВВП равен: (14100 / 500) *100 = 2820 %.

На основе ВВП (ВНП) рассчитываются и другие макроэкономические

показатели:

Чистый национальный продукт (ЧНП) равен разности ВВП и

амортизации, т.е.

ЧНП = ВВП – А;

Национальный доход (НД) – общая сумма доходов, заработанная

факторами производства в экономике, равен разности ЧНП и чистых

косвенных налогов на бизнес, т.е.

НД = ЧНП – косвенные налоги;

 



 

Личный доход (ЛД) – рассчитывается путѐм вычитания из национального

дохода взносов на социальное страхование, нераспределѐнной прибыли

корпораций, налогов на прибыль корпораций и прибавления трансфертных

платежей. Необходимо также вычесть чистый процент и прибавить личные

доходы, полученные в виде процента.

Располагаемый личный доход – равен разности между личным доходом и

индивидуальными налогами. Используется домашними хозяйствами на

потребление и сбережение.

 

Национальное богатство. Структура национального богатства

 

Национальное богатство – совокупность благ, которыми располагает

общество на данный момент.

Уровень, структура и качество национального богатства – важнейший

показатель мощи национальной экономики, благосостояния народа.

Впервые понятие национальное богатство было введено английским

экономистом У. Петти в 1664г.

Структура национального богатства сложна и неоднородна. Сюда входят

накопленные в результате трудовой деятельности людей материальные блага,

природные ресурсы и нематериальные духовные ценности.

Для подсчѐта национального богатства в соответствии с рекомендациями

статистической службы ООН используются понятия активы и пассивы.

Активы – собственность субъектов в различной форме (деньги, здания,

машины, оборудование, земля, акции, товарные запасы и др.).

Пассивы – это задолженность или обязательства по погашению долгов.

Собственный капитал субъектаэто разность между активами и

пассивами.

На уровне национальной экономики собственный капитал – это чистые

активы. Чистые активы и определяют величину национального богатства.

Чистые активы формируются из материальных, нематериальных и

финансовых активов.

Материальные и нематериальные активы включают воспроизводимые и

невоспроизводимые активы.

Воспроизводимые активы – это активы, которые могут быть восполнены в

результате производственной деятельности.

Невоспроизводимые – активы, которые не могут быть восполнены в процессе

производства.

Состав национального богатства:

Материальные воспроизводимые активы:

ü жилые здания;

ü производственные здания;

ü оборудование;

ü оборотные средства;

ü художественные изделия (украшения, поделки и др.);

 

 


 

 

Материальные невоспроизводимые активы:

ü земля;

ü подземные богатства;

ü исторические памятники;

ü предметы искусства;

Нематериальные воспроизводимые активы:

ü исследования и разработки;

ü программное обеспечение ЭВМ;

ü литературные и другие произведения нематериальной сферы;

Нематериальные невоспроизводимые активы:

ü объекты интеллектуальной собственности (патенты, авторские права);

Финансовые активы:

ü золото;

ü наличные деньги и депозиты;

ü ценные бумаги кроме акций;

ü займы;

ü акции и другой акционерный капитал;

ü страховые резервы;

ü прочие счета к оплате или получению;

Золото относится исключительно к активам. Все остальные виды

финансовых ресурсов могут входить в состав, как активов, так и пассивов.

Финансовые ресурсы относятся к активам, когда они выступают средством

накопления стоимости.

Национальное богатство рассчитывается на основе балансов, которые

составляют на начало и конец определѐнного периода. Балансы составляют в

виде таблиц, в которых отражают поэлементный состав активов, обязательств и

собственный капитал. Существует три вида балансов: начальный, изменения в

балансе активов и пассивов, заключительный баланс активов и пассивов.

 

Факторы увеличения национального богатства:

ü рост производительности труда, увеличение объѐмов производства;

ü экономия ресурсов;

ü развитие науки, техники;

ü сохранение нематериальных активов;

ü увеличение финансовых активов и др.

 

Государственное регулирование экономики. Экономический рост

 

Термин регулирование происходит от латинского regulare- устраивать,

приводить в порядок. Государственное регулирование означает воздействие

государства на определѐнные стороны экономики с целью возвращения

системы в состояние равновесия.

В экономической теории всегда отводилось большое место исследованию

экономической роли государства.

 

 


 

 

Государственное регулирование экономикиэто система мер

законодательного, исполнительного и контролирующего характера,

осуществляемых государственными учреждениями и общественными

организациями в целях стабилизации и приспособления существующей

социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Можно выделить основные направления регулирования или основные

экономические функции государства:

ü Обеспечение законодательной основы (принятие законов, указов,

декретов, нормативных документов, регламентирующих хозяйственную

деятельность);

ü Поддержание конкуренции (принятие мер по развитию конкуренции,

проведение антимонопольной политики);

ü Перераспределение доходов (применение различных ставок

налогообложения к различным субъектам хозяйствования, выделение

пособий, субсидий и др.);

ü Предоставление общественных товаров и услуг (общественные товары

и услуги – это те товары и услуги, которые рынок не способен или не

желает производить, например, национальная оборона, освещение улиц,

бесплатное образование и др.);

ü Корректировка случаев несостоятельности рынка:

а) предоставление информации о состоянии рынка;

б) корректировка отрицательных побочных эффектов (отрицательные

побочные эффекты – это негативные явления, вызванные

деятельностью предприятий, например, загрязнение окружающей

среды; государство взимает штрафы, платежи за данные эффекты);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.343 с.)