Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.1. Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения.

Поиск

Рыночное равновесие

 

Научите попугая произносить

слова спрос и предложение -

и перед вами готовый экономист.

Неизвестный автор.

 

В условиях рынка человек уже не столько

человек, сколько потребитель.

Эверетт Шостром.

 

При купле-продаже любезно держись,

С великим и малым умей обойтись.

Юсуф Баласагуни,

среднеазиатский поэт и мыслитель ХI в.

 

Рыночный спрос и его детерминанты. Закон спроса. Эластичность спроса

 

Для поддержания своей жизнедеятельности человек обязан постоянно

потреблять определѐнные блага. Но для эго ему нужны и денежные средства.

Если человек хочет что-то приобрести и у него есть для этого средства, то

говорят о таком понятии как спрос. Что же такое спрос?

Спрос ( от английского demand) D – это желание и возможность

потребителя приобрести определѐнный товар в определѐнное время и в

определѐнном месте.

Если человек хочет купить Мерседес, но у него нет для этого средств, или

он может купить Жигули, но не хочет, то о спросе говорить нельзя. Для

определения спроса должно быть и желание и возможность.

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос – спрос со стороны одного покупателя на данный

товар.

Рыночный спрос – спрос со стороны всех потребителей, желающих

приобрести данный товар, т.е. сумма индивидуальных спросов всех субъектов

на данный товар.

Объѐм (величина) спроса Qd это количество благ, которое покупатель

желает и способен купить по данной цене в данный период времени.

Функция спроса – это зависимость величины спроса от определяющих

факторов, обычно, выражается формулой:

Qd= f(Px, Py, Pz, I, T,..),

где Px – цена товара Х;

Py – цена товара – заменителя Y;

Pz – цена дополняющего товара Z;

I – доходы потребителя;

 

 


 

Т – вкусы потребителя и т.д.

Если хотят построить график спроса, то рассматривают функцию величины

спроса только от цены товара, все остальные переменные в скобках считают

постоянными.

Итак, величина спроса определяется, прежде всего, ценой данного товара.

Как правило, чем ниже цена товара, тем больше желающих приобрести этот

товар. Зависимость величины спроса от цены можно представить в виде шкалы

спроса или графика спроса.

Рассмотрим пример. Предположим, что мы изучаем зависимость объѐма спроса

на шоколад от цены шоколада, и эту зависимость изобразим в виде таблицы,

которая и будет шкалой спроса. В первом столбце отразим ряд цен на шоколад,

а во втором – объѐм спроса. При цене 0 р. за кг, т.е. шоколад бесплатен,

очевидно, что величина спроса будет самая большая, но и, тем не менее, не

беспредельная, т.к. никому не захочется питаться только шоколадом. Чем выше

цена шоколада, тем меньше шоколада мы будем покупать. Изобразим данную

таблицу.

 

Таблица 1.1. Шкала спроса на шоколад


 

Цена, р. за кг

0

1

2

3

4

 

Теперь изобразим эту зависимость в виде графика.

 

Р, р.


 

Объѐм спроса, кг

15

12

9

6

3


 

 

3 6 9 12 15 Q, кг

Рис. 1.1. График спроса на шоколад


 

 



 

Кривая спроса это линия, которая показывает зависимость объѐма

спроса от цены.

Обычно график спроса обозначается DD.

Вся кривая отражает спрос на товар, а точки на кривой – объем спроса.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях по более высокой цене

купят меньше товара, чем по более низкой.

Именно закон спроса объясняет положение графика спроса, т.е. между ценой

товара и объемом спроса существует обратная зависимость, поэтому кривая

спроса имеет отрицательный наклон (обычно, всегда убывающая).

Существует понятие цена спроса - максимальная цена, которую

покупатель согласен предложить за единицу товара в данный момент.

Если изменяется цена товара, то изменяется величина спроса, т.е.

происходит движение вдоль кривой спроса без изменения положения самой

кривой спроса. Если увеличивается или уменьшается величина спроса при

неизменной цене, то говорят, что изменяется спрос и кривая спроса сдвигается

вправо или влево. На изменение самого спроса оказывают влияние неценовые

факторы, которые называются детерминанты спроса.

Рассмотрим, какие же факторы влияют на изменение спроса.

 

Таблица 1.2. Детерминанты спроса


 

 

Факторы


 

Изменение спроса на

Данный товар


Изменение цен


на


Рост цен на товары –


Спрос растѐт, кривая


товары – заменители

(субституты)


заменители;

Снижение цен на товары

– заменители;

Рост цен на


сдвигается вправо;

Спрос падает, кривая

сдвигается влево;


Изменение цен


на комплементы;


Спрос падает, сдвиг


дополняющие товары

(комплементы)


 

Снижение


 

цен


 

на


кривой влево;

Спрос растѐт, сдвиг


 

Изменение

потребителей


 

доходов


комплементы;

Рост доходов;

 

Снижение доходов;


кривой вправо;

Спрос растѐт, сдвиг

кривой вправо;

Спрос падает, сдвиг

кривой влево


Изменение ожиданий

потребителей


Потребители

что товар

подорожает;


думают,

скоро


Сейчас спрос растѐт,

кривая сдвигается

вправо;


Мода

 

Реклама

Сезонные изменения

 


Товар вышел из моды

В СМИ постоянно

рекламируют товар;

Зимняя одежда зимой;


Спрос падает, сдвиг

кривой влево;

Спрос растѐт, сдвиг

кривой вправо;

Спрос растѐт, кривая



 

Количество

потребителей

 

Изменения в полезности


 

Зимняя одежда летом;

 

Увеличение количества

потребителей;

Уменьшение количества

потребителей;

Полезность товара,

например, при лечении

каких-то болезней;


 

 

сдвигается вправо;

Спрос падает, сдвиг

кривой влево;

Спрос растѐт; сдвиг

кривой вправо;

Спрос падает, сдвиг

кривой влево;

Спрос растѐт, сдвиг

кривой вправо;


 

Товары – заменители – товары, способные удовлетворять схожие или

одинаковые потребности. Для этих товаров рост цен на один из них приводит

к росту спроса на другой. Например, товары – заменители Фанта и Пепси-

кола, Жигули и Мерседес.

Дополняющие товары – товары, которые дополняют друг друга в

потреблении. Для этих товаров рост цен на один из них приводит к снижению

спроса на другой. Например, шариковая ручка и стержень, или машина и

бензин, или игла и нитка.

Перечисленные в таблице примеры показывают типичное поведение спроса

на нормальные товары, т.е. товары, на которые увеличивается объѐм спроса с

ростом доходов потребителей при каждом значении цен. Но известны случаи

нетипичного поведения спроса.

1. Эффект Гиффена (парадокс Гиффена): при росте цен на товары первой

необходимости растѐт спрос на них (обычно, имеет место при низких

доходах потребителей). Например, семья шесть дней в неделю

потребляет картошку, а в воскресенье ест гречку. Если цена на картошку

вырастет, то в семье больше денег будет тратиться на покупку картошки

и поэтому на гречку денег не хватит, так что и в воскресенье семья

вынуждена будет есть картошку, т.е. спрос на картошку вырос.

2. Эффект сноба или эффект Веблена: при росте цен на дорогостоящие,

престижные товары растѐт спрос на них. Если цена падает, то снижается

социальный статус данного товара и, соответственно, снижается спрос на

него. Например, рост спроса среди нуворишей на отдых на

престижных курортах. Рост цен на бриллиантовые украшения поднимает

их социальный статус, что приводит к росту спроса на бриллиантовые

украшения у определѐнных слоѐв населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.199 (0.007 с.)