Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация экономических ресурсовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Материальные ресурсы
Людские ресурсы
земля
сырьѐ
капитал или инвестиции
труд
предпринимательс кие способности
Рис.4. Классификация факторов производства по Ж.-Б. Сэю
Рассмотрим ресурсы, факторы производства и виды дохода от использования различных факторов производства, которые определены в Экономиксе, более подробно.
Таблица 2. Классификация ресурсов, факторов производства и приносимого дохода
Ресурсы
Природные – все блага природы (земля, вода, воздух, растительный и животный мир, полезный ископаемые и др.) Человеческие – умственные, физические способности человека Капитальные – материальная и духовная собственность, созданная человеком Предпринимательские способности – управленческие и организаторские способности человека
Факторы Производства
Земля
Труд
Капитал
- || -
Доход
Рента – плата за пользование чужой землѐй
Заработная плата – вознаграждение за труд
Процент – плата за пользование чужими деньгами
Прибыль – плата предпринимателю за его деятельность, за новые идеи, за риск и др.
В эпоху НТР возникают так называемые специфические факторы производства: наука, технологии, информация, экология. Постоянная необходимость удовлетворения потребностей требует повторения процесса производства снова и снова. Поскольку продукты и услуги производятся в товарной форме, то в каждой экономике навстречу друг другу движутся два потока: товары и деньги. В любой экономике существуют три основных субъекта: домашние хозяйства, фирмы и государство. Предприятия производят товары и услуги и направляют их на рынки продуктов, одновременно закупая для производства экономические ресурсы на рынках ресурсов.
Потребности и их классификация
Для того чтобы жить, работать человек нуждается во многих благах, т.е. у человека существуют потребности. Что же такое потребности? Разные ученые по-разному трактуют это определение. Так, например, одни говорят, что п отребность – это необходимость удовлетворения нужд в экономическом благе. Другие говорят, что п отребности – это объективная нужда в чѐм-либо, необходимая для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.
Согласно еще одной точки зрения, потребность – это состояние неудовлетворенности человека. Потребности многообразны и существуют различные классификации потребностей. Согласно одной из них, потребности можно разделить по разным признакам: По масштабу и структуре производства: ü Абсолютные (максимальный объем благ, который мог быть потреблѐн, если бы был в наличии); ü Перспективные (которые могут быть удовлетворены в будущем); ü Действительные (настоящие, т.е. которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства); ü Подлежащие удовлетворению; ü Фактически удовлетворяемые. От роли в воспроизводстве рабочей силы: ü Физические; ü Социальные; ü Духовные. От социальной структуры: ü Общества в целом (защита родины, развитие науки, образования, здравоохранения и т.д.); ü Классов, социальных групп; ü Личные (отдельных людей). По очерѐдности удовлетворения: ü Первичные (необходимые: еда, вода, одежда и др.) или незаменяемые; ü Вторичные (избыточные: образование, развлечения и др.) или заменяемые. По характеру изменения: ü Эластичные (легко изменяемые); ü Неэластичные (жесткие). По участию в производственном процессе: ü Производственные (которые участвуют в процессе производства: средства производства и рабочая сила); ü Непроизводственные (не участвуют в процессе производства). По происхождению: ü Экономические (для удовлетворения необходимо производство); ü Неэкономические (могут быть удовлетворены без наличия производства: в воздухе, дневном свете и др.). Наибольшего распространения получила классификация потребностей американского учѐного А. Маслов, согласно которой все потребности можно представить в виде пирамиды от низших к высшим: ü Физиологические потребности (в еде, воде, сне, сексе, одежде, жилье и т.д.); ü В безопасности (защите от боли, страха, болезней и т.д.); ü Социальные (в общении, дружбе, любви и т.д.);
ü В самоуважении (достижение признания, одобрения, уважения других и т.д.); ü В самореализации (достижение поставленных целей, реализация способностей и т.д.). Экономические потребности органически связаны с условиями существования общества, социальных групп, отдельных людей. Экономические потребности динамичны, они изменяются с прогрессом общества. К. Маркс и В.И. Ленин назвали этот процесс законом возвышения потребностей, в соответствии с которым происходит их постоянный и качественный рост.
Проблема выбора, ограниченность, альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей
Одной из основных целей любой экономики является наиболее полное удовлетворение потребностей людей. Для удовлетворения потребностей нужны ресурсы, чтобы производить всевозможные блага. Но потребности человека безграничны, не зря говорят: Чем больше есть, тем больше хочется. И для удовлетворения безграничных потребностей нужно все больше и больше ресурсов. Но, к сожалению, во всех обществах, во всех странах существует проблема ограниченности ресурсов, т.е. нехватка ресурсов. Ограниченность бывает абсолютной и относительной. Абсолютная ограниченность – это недостаток определенных ресурсов, например, в Республике Беларусь нет запасов золота и небольшие запасы нефти. Относительная ограниченность – это ограниченность, связанная с трудностью добычи, с трудностью поставки на рынки факторов производства, например, в России большие залежи алмазов, но с каждым годом добывать их все труднее. Т.к. ресурсы ограничены, а потребности безграничны, то перед любым обществом стоит проблема выбора. Суть проблемы выбора: как лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей возможной выгоды. Даже в повседневной жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с проблемами: что лучше купить: мороженое или пиво? Ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства, т.е. появляется необходимость выбора между альтернативами: какие товары производить, а от каких следует отказаться. Т.к. приходится делать выбор, то неизбежен отказ от каких-то товаров или услуг. В этом случае речь идѐт об альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость (цена замены) – это ценность наилучшей из отвергнутых альтернатив. Кроме того, существует понятие упущенная выгода, т.е. потери при выборе определенной альтернативы. Альтернативную стоимость и упущенную выгоду можно рассчитать математически или описать теоретически. Например: 1. Выпускник школы выбрал учѐбу в институте вместо работы. Значит, в данном случае альтернативной стоимостью будет работа. 2. Студент платит за обучение 45$ в месяц. Если бы он пошѐл на работу, то получал бы 100$ в месяц. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость – это величина зарплаты, которую не получит студент, т.е. 100$ в месяц; упущенная выгода равна 100 + 45 = 145$). 3. Студент получает стипендию в размере 15$ в месяц. Если бы он пошѐл на работу, то получал бы 100$. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость = 100$; упущенная выгода равна 100 – 15 = 85$). 4. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 300 тысяч рублей в месяц или учебы в колледже с оплатой 90 тысяч рублей в месяц, Ваня поступил работать токарем за 250 тысяч рублей в месяц. Каковы альтернативная стоимость и упущенная выгода его решения? (альтернативная стоимость равна max (-90, 300) = 300 (тыс. р.); упущенная выгода равна 300 – 250 = 50 (тыс. р.)). Объяснить выбор предприятия можно с помощью экономической модели кривая производственных возможностей. Производственные возможности – способность предприятия производить различные наборы (сочетания) товаров и услуг при постоянстве ресурсов и в случае их полного использования. Рассмотрим пример. Предположим, что в некоторой стране Ойкономике можно производить сосиски и станки. Возможности годового выпуска сосисок и станков отражены в таблице.
Таблица 3. Возможности годового выпуска сосисок и станков в стране Ойкономике
Вид Продукта
А
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.177 (0.007 с.) |