Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффект снижения спроса на некачественные товары с ростомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
доходов потребителей. Например, снижение спроса на ливерную колбасу при росте доходов потребителей. Виды спроса: ü Нерегулярный (сезонный, например); ü Нерациональный (спрос на те товары, которые приносят вред, например, на сигареты, на наркотики и др.);
ü Скрытый (есть потребности, но для удовлетворения не хватает товаров, например, безалкогольного пива для водителей); ü Отрицательный (спрос на товары и услуги, которые общество не любит, например, спрос на операции); ü Падающий (сокращающийся); ü Платежеспособный (обеспечен денежными средствами покупателей). Из закона спроса следует, что изменение цены единицы реализуемого товара ведѐт к снижению объема спроса на данный товар. Способность спроса адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям показывает степень его эластичности. Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрѐстную эластичность спроса. Эластичность спроса по цене Еd – это процентное изменение величины спроса при изменении цены на один процент. Находится по формуле: Еd = - (% Qd): (% Р), где % Qd – процентное изменение величины спроса;
% Р – процентное изменение цены товара.
Чаще используют развѐрнутую формулу нахождения эластичности спроса по цене:
Еd = - (Q2– Q1): (Q2+ Q1): (P2– P1): (P2+ P1), где Q2, Q1– следующее и предыдущее значения величины спроса соответственно; Р2, Р1– следующее и предыдущее значения цены соответственно. В формуле знак минус говорит о том, что эластичность спроса по цене величина всегда положительная. Т.к. по закону спроса при росте цены величина спроса уменьшается, то коэффициент эластичности спроса по цене будет числом отрицательным, но тогда с точки зрения математики тяжело объяснить экономические процессы (в математике известно, что из двух отрицательных чисел больше то, модуль которого меньше, а в экономике спрос более эластичен, если коэффициент эластичности больше). Поэтому приняли либо полученное значение коэффициента эластичности спроса по цене брать по модулю, либо в формуле ставить минус. Зная коэффициент эластичности, можно описать характер эластичности спроса по цене: ü неэластичный спрос, если 0 < Ed < 1, т.е. объѐм спроса меняется в меньшей степени, чем цена; ü эластичный, если Ed > 1, если объѐм спроса меняется в большей степени, чем цена; ü единичная эластичность, если Ed = 1, пропорциональное изменение величины спроса и цены;
ü совершенно эластичный, если Ed равен бесконечности, т.е. при неизменной цене или еѐ незначительных колебаниях величина спроса увеличивается до предела покупательских возможностей; ü совершенно неэластичный, если Ed = 0, т.е. как бы не изменялась цена, величина спроса остаѐтся неизменной. Показатель эластичности важен не столько для потребителя, сколько для производителя или продавца, т.к. от характера эластичности зависит доход продавца (производителя). В самом деле, доход – это то, что продавец получает при продаже определѐнного количества товара, т.е. TR = P *Q, где TR – совокупный доход продавца, P – цена товара, Q – количество проданного товара. Изменение совокупной выручки зависит от изменения цены или / и количества. Если спрос на товар эластичный, то небольшое увеличение цены приведѐт к значительному сокращению величины спроса, т.е. доход продавца снизится. Если спрос на товар неэластичный, то увеличение цены товара не приведѐт к значительному уменьшению величины спроса (она может остаться и без изменений), т.е. доход продавца увеличится. Изобразим выше сказанное в виде таблицы:
Таблица 1.3. Изменение цены и общей выручки от продажи продукции
Если цена за единицу продукции
Эластичный спрос
снижается растѐт
Неэластичный спрос
снижается растѐт то общая выручка увеличивается уменьшается уменьшается увеличивается Вывод: цена и выручка Изменяются в противоположных направлениях Изменяются в одном и том же направлении
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене: ü наличие товаров – заменителей. Чем больше у данного товара заменителей, тем эластичнее спрос; ü доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше доля расхода на данный товар, тем эластичнее спрос на него; ü уровень доходов потребителей. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем дохода различна; ü временной фактор. С течением времени спрос становится более эластичным; ü значимость товара для потребителя. При прочих равных условиях, чем менее значим товар или услуга для потребителя, тем выше их эластичность; ü степень насыщения потребностей. Чем она выше, тем менее эластичен спрос. Здесь действует закон убывающей предельной полезности: чем
больше запас блага, тем меньше его предельная полезность, тем больше блага у потребителя, тем меньшую цену потребитель готов платить за следующую единицу блага; ü доступность блага. Чем выше степень товарного дефицита, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Спрос реагирует не только на изменение цены, но и на изменение доходов потребителей. Поэтому выделяют эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу Ei – это процентное изменение величины спроса при изменении дохода на один процент. Находится по формуле: Ei = % Qd: % I, где % Qd – процентное изменение величины спроса;
% I – процентное изменение дохода.
Используя коэффициент эластичности спроса по доходу, можно классифицировать товары: ü товар низший, если Ei < 0, например, ливерная колбаса; ü товар первой необходимости, если 0 < Ei < 1, например, хлеб, молоко; ü товар второй необходимости, если Ei = 1, например, сырокопчѐная колбаса; ü предметы роскоши, если Ei >1, например, алмазы. Изменить динамику спроса на какой-либо товар может и изменение цены на другой товар. В этом случае речь идѐт о перекрѐстной эластичности. Перекрѐстная ценовая эластичность спроса EAB – процентное изменение величины спроса на товар А при изменении цены на один процент на товар В. EAB = % QA : % PB. Коэффициент перекрѐстной эластичности может быть как положительным, так и отрицательным. Если ЕАВ > 0, то при повышении цены товара В увеличивается величина спроса на товар А. это характерно для товаров – заменителей (субститутов). Если ЕАВ < 0, то повышение цены товара В приводит к снижению величины спроса на товар А. это характерно для взаимодополняемых товаров. Если ЕАВ = 0 или близок к нулю, то это означает, что рассматриваемые товары независимы друг от друга и изменение цены на один из них никак не отразится на изменении величины спроса на другой. Впервые вопросами связи спроса и цены при различных рыночных ситуациях и эластичности спроса занимался французский математик Антуан Курно (1801 – 1877). Он считается создателем математической теории спроса. В своей книге Исследование математических принципов теории богатства (1838) он сделал попытку применить серьѐзный математический аппарат для исследования экономических процессов. Именно Курно впервые сформулировал закон спроса. Но, к сожалению, он был не признан при жизни.
Идеи Курно подхватил английский экономист Альфред Маршалл и посвятил свои работы механизму взаимоотношений спроса и предложения на рынке. Именно он довѐл до логического завершения идеи Антуана Курно и ввел в экономику понятие эластичность спроса.
Рыночное предложение и его детерминанты. Закон предложения. Эластичность предложения
Предложение (от английского
supply) S – это готовность производителей (продавцов) предложить определѐнный товар в определѐнное время в определѐнном месте. Различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение – это предложение со стороны одного производителя. Рыночное предложение – это предложение данного товара всеми производителями (продавцами) на рынке. Величина предложения Qs – это количество товара, которое производители (продавцы) готовы предложить по определѐнной цене в определѐнное время. Величина (объѐм) предложения зависит от цены товара. Зависимость объѐма предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. Функция предложения записывается формулой: Qs = f(Px, C, T,..), где Px – цена товара Х; С – издержки производителя (продавца); Т – налоги и т.д. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец ещѐ готов продать свой товар. Для описания предложения используют шкалу предложения, график предложения. Рассмотрим пример предложения шоколада. Каждый продавец желает продать свой товар по более высокой цене. Зависимость величины предложения от цены запишем в виде таблицы, которая называется шкалой предложения.
Таблица 1.4. Шкала предложения
Цена товара, р. за кг.
Объѐм предложения, кг.
Изобразим данную зависимость в виде графика:
Р, р.
S
3 6 9 12 Q, кг
Рис. 1.2. График предложения
Кривая предложения – это линия, показывающая зависимость величины предложения от цены товара. Обычно кривая предложения – линия возрастающая. Объясняется это, во- первых, законом предложения, во-вторых, влиянием некоторых факторов. Закон предложения: при прочих равных условиях по более высокой цене предложат больше товара, чем по более низкой. Факторы, объясняющие положительный наклон кривой предложения: ü реакция производителей на рыночные стимулы. При росте цен на производимую продукцию у производителей появляется стимул посвятить больше времени и сил своему делу. Кроме того, ценовое преимущество привлекает производителей и капитал из других сфер; ü проблема растущих затрат. Увеличение производства товара будет сопровождаться увеличением издержек, а, следовательно, большее его количество может быть продано только тогда, когда рыночная цена на данный товар довольно высока, чтобы можно было покрыть издержки производства; ü проблема ограниченности ресурсов и альтернативных издержек. Т.к. в любой экономической системе существует проблема ограниченности ресурсов, то увеличение производства данного товара требует перелива ресурсов (капитала, рабочей силы, сырья) из других отраслей. Это становится возможным только в случае повышения цены на данный товар, достаточной для компенсации альтернативных издержек производства данного товара. Изменение цены товара приводит к изменению величины предложения, т.е. движению вдоль кривой предложения. Но может измениться и положение самой кривой предложения, что свидетельствует об изменении самого предложения. На изменение предложения оказывают влияние неценовые факторы, которые называют детерминантами предложения.
Таблица 1.5. Детерминанты предложения
Факторы
Внедрение новых технологий; Технический прогресс Использование старого оборудования, старых технологий;
Рост цен;
Изменение Предложения на Данный товар Рост предложения, сдвиг линии предложения вправо; Снижение предложения, сдвиг кривой предложения влево; Снижение предложения, Изменение цен на сдвиг кривой влево; факторы производства
Налоги
Субсидии государства
Изменение спроса на другие товары
Ожидания производителей
Сезонные изменения
Количество производителей (продавцов) Снижение цен; Введение или увеличение налога на товар; Снижение или отмена налога на данный товар; Установление субсидий на производство; Отмена субсидий;
Рост спроса на другие товары;
Снижение спроса на другие товары;
Производители ждут, что цены и спрос на их товар в будущем вырастут; Производители ждут, что цены и спрос на их товар в будущем уменьшаться; Благоприятные погодные условия, например, для сельхозпродукции; Увеличение количества продавцов; Уменьшение количества продавцов; Рост предложения, сдвиг кривой вправо; Снижение предложения, сдвиг кривой влево; Рост предложения, сдвиг кривой вправо; Рост предложения, сдвиг кривой вправо; Снижение предложения, сдвиг кривой влево; Снижение предложения данного товара, сдвиг кривой влево; Рост предложения данного товара, сдвиг кривой вправо; Снижения предложения сейчас, сдвиг кривой влево;
Рост предложения сейчас, сдвиг кривой вправо; Рост предложения, сдвиг кривой вправо; Рост предложения, сдвиг кривой вправо; Снижение предложения, сдвиг кривой влево;
Как было отмечено, основным фактором, влияющим на величину предложения, является цена товара. Взаимосвязь изменения величины предложения и цены товара выражается в эластичности предложения по цене. Эластичность предложения по цене Еs – это процентное изменение величины предложения при изменении цены на один процент. Эластичность предложения по цене определяется по формуле: Еs = % Qs: % Р, где % Д Qs – процентное изменение величины предложения;
% Р – процентное изменение цены товара. Либо данную формулу записывают в виде:
Еs = (Q2– Q1): (Q2+ Q1): (P2– P1): (P2+ P1), где Q2, Q1– следующее и предыдущее значения величины предложения соответственно; Р2, Р1– следующее и предыдущее значения цены соответственно. Эластичность предложения по цене в значительной степени зависит от фактора времени. Т.к. производственный процесс длится различное время, то производитель не в состоянии оперативно отреагировать на изменение цены производимой продукции. Поэтому выделяют три временных периода, характеризующих способность производителя отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный. Мгновенный период характерен тем, что продаѐтся уже произведѐнный товар. Он поступает в продажу по установившейся цене, т.е. предложение здесь подстраивается под спрос. Кривая предложения в этом случае вертикальная и показывает, что предложение совершенно неэластично, т.к. произвести продукции больше нельзя. Коэффициент эластичности Еs равен 0. Краткосрочный период характеризуется увеличением или уменьшением объѐмов производства в зависимости от изменения цены за счѐт изменения переменных факторов производства (труда, материальных запасов и др.). Но в достаточной степени производители все-таки не удаѐтся отреагировать на изменение цены товара. Кривая предложения в этом периоде постепенно отклоняется от вертикального положения, эластичность предложения становится положительной, т.е. Еs > 0, но предложение ещѐ неэластично. Увеличение эластичности предложения только за счѐт манипулирования переменными факторами имеет свой предел. Чтобы это преодолеть, надо перестраивать производство, что требует довольно длительного промежутка времени. Долгосрочный период характеризуется тем, что производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, произвести структурную перестройку производства. Этот период достаточен, для того, чтобы в отрасль вошли новые фирмы, а некоторые покинули еѐ. Кривая предложения в этом периоде более пологая, эластичность предложения ещѐ больше увеличивается, т.е. Еs > 1.
Ценовая эластичность предложения изменяется от 0 до бесконечности. Предложение эластично, если Еs > 1; неэластично, если 0 < Еs < 1; единичной эластичности, если Еs = 1. Если объѐм предложения не увеличивается вне зависимости от того, насколько возросла цена, то говорят, что предложение совершенно неэластично, т.е. Еs = 0. Если, например, на аукционе продают уникальную вещь, то, как бы не возрастала цена, объѐм предложение не увеличится. Кривая предложения в этом случае вертикальна. Если же предложение вообще не возникает до тех пор, пока цена не достигнет определѐнного уровня, а при данной цене продавцы готовы продать любое количество продукции, то говорят, что предложение совершенно эластично и Еs равно бесконечности. Кривая предложения в этом случае горизонтальна. Факторы, влияющие на эластичность предложения по цене: ü временной фактор. Чем длиннее промежуток времени, тем более эластично предложение. Особенно велика роль временного фактора в сельском хозяйстве с его объективной неповоротливостью. В большинстве случаев здесь требуется целый сельскохозяйственный сезон, чтобы предложить больше продукции в ответ на повышение цен; с другой стороны, подчас нельзя и уменьшить величину предложения при снижении цены, т.к. урожай уже выращен; ü динамика цен на другие товары. Если растут цены на товары - заменители (например, на масло), то сократиться предложение данного товара (например, маргарина), зато увеличится предложение заменителя (масла). Рост цен на дополняющие товары приводит к увеличению предложения и данного товара и дополняющего товара (например, бензина и машин); ü достигнутый уровень использования производственных факторов. Если в данном производственном процессе возможности использования очень низки, то при неизменной технологии объѐм предложения измениться не сможет; ü технологическая специфика производства. Если производственный процесс занимает длительный промежуток времени или зависит от природных условий, то предложение будет менее эластично.
Рыночное равновесие
До сих пор говорилось о цене как об определяющем факторе объѐма спроса и объѐма предложения. Однако здесь существует не менее жѐсткая и обратная связь: спрос и предложение, в свою очередь, определяют рыночную цену. Причѐм особенность в том, что делают они это совместно, устанавливая на рынке один-единственный ценовой уровень, наиболее приемлемый как для производителей, так и для потребителей. Эта компромиссная цена определяет
на рынке состояние рыночного равновесия и называется равновесной рыночной ценой. Что же такое рыночное равновесие и равновесная рыночная цена? Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объѐм спроса равен объѐму предложения. Изучить состояние рыночного равновесия можно, используя графики спроса и предложения. Если наложить график спроса и график предложения друг на друга, то получится график, показывающий взаимодействие спроса и предложения.
Р, р.
3 6 9 12 15 Q, кг Рис. 1.3. Взаимодействие спроса и предложения
Точка пересечения графиков спроса и предложения и есть точка рыночного равновесия. Именно в ней объѐм спроса на шоколад равен объѐму предложения. Цена, при которой объем спроса равен объѐму предложения, называется равновесной ценой или ценой ухода с рынка. Равновесное количество – это количество товара, которое продаѐтся по |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.129 (0.015 с.) |