ТОП 10:

Международные товарные биржи.



Товарная биржа — учреждение с правами юридического лица, организу­ющее регулярные, гласные, публичные торги качественно однородными товарами в специальном помещении в заранее определенное время по уста­новленным правилам в условиях свободной конкуренции покупателей, содействующей выявлению равновесной рыночной цены товара. Эта цена слу­жит ориентиром для всех продавцов и покупателей данного товара, включая тех, которые заключают сделки вне биржи на других оптовых рынках мира. Причем последние составляют большинство, так как через товарные биржи продается всего от 2 до 20 % объема 64 вида биржевых товаров, а остальное их количество обращается вне биржевого сектора. Несмотря на это, биржевой торг выявляет истинное соотношение спроса и предложе­ния на конкретный биржевой товар и соответствующую ему равновесную цену текущего дня. Таким образом, биржевая цена становится для коммерсантов еди­ным ценовым ориентиром (базисной ценой). Это — главный фактор, опреде­ляющий важное место товарных бирж в инфраструктуре мировой торговли.

Второй фактор состоит в сосредоточении на товарных биржах огромно­го объема спекулятивных операций с фьючерсами — контрактами на право купли—продажи фиктивного (не существующего) товара. Смысл таких опе­раций для их участников в возможности получить прибыль за счет разницы цены фьючерса в моменты его покупки (продажи) и ликвидации. Товарная биржа как посредник не несет убытков от фьючерс­ной торговли и даже получает некоторую прибыль, взимая с клиентов небольшие комиссионные.

Впрочем, сама товарная биржа — не коммерческая организация, кото­рая хотя и возмещает свои расходы за счет клиентуры, но не ставит своей.

Традиционными предметами биржевой торговли являются качественно более или менее однородные, легко стандартизируемые товары массового производства и потребления: промышленное и сельскохозяйственное сырье, полуфабрикаты, продовольствие, топливо и др.

Еще в начале XIX в. через товарные биржи реализовывались товары 270 наименований, а в настоящее время — только 67 видов. Однако абсолют­ные размеры биржевых сделок с реальным товаром огромны. Выделяются семь групп биржевых товаров:

· зерновые культуры (пшеница, рожь, кукуруза, рис, ячмень, овес);

· масличные культуры (подсолнечное семя, льняное семя, хлопковое семя, соя, бобы);

· продовольственные товары (масло, мясо, яйца, сахар, кофе, какао, картофель, пряности, чай, табак);

· текстильное сырье (шерсть, хлопок, шелк, джут);

· промышленное сырье (лес, пиломатериалы, фанера, бумага, картон, каучук, цемент);

· цветные и драгоценные металлы (медь, никель, олово, свинец, цинк, алюминий, титан, золото, серебро);

· нефть и нефтепродукты.

По юридическому статусу международные товарные биржи разделяются на:

· публичные (открытые). Здесь сделки совершают члены биржи, а также постоянные и разовые посетители, купившие это право;

· частные (закрытые). Эти биржи учреждаются в форме акционерных обществ. Их членами являются брокерские конторы и независимые брокеры. По уставу они имеют монопольное право на заключение сделок от своего имени и за счет клиентов и на других условиях (от имени и за счет клиентов, от своего имени и за свой счет). За это право члены биржи уплачивают ей комиссионные.

Общее собрание выбирает Биржевый комитет (Совет директоров), который на своем заседании назначает председателя Биржевого комитета (председателя Совета директоров). Биржевый комитет между общими собра­ниями обладает высшей распорядительской властью. Он образует наиболее важные комиссии: арбитражную, котировальную, учреждает расчетную палату и выбирает Президиум биржевого комитета.

Арбитражная комиссия рассматривает споры и проводит согласительную процедуру между продавцом, покупателем и другими участниками биржевой торговли, а в случае ее неуспеха готовит материалы для передачи дела в судеб­ную инстанцию. Председатель арбитражной комиссии избирается из числа членов Биржевого комитета.

Котировальная комиссия фиксирует цены спроса, предложения, факти­ческих и номинальных сделок на различные часы биржевой сессии, согласно правилам котировки, и готовит к публикации котировальный бюллетень.

Председателем комиссии также назначается член Биржевого комитета.

Расчетная палата оформляет расчеты по совершенным сделкам между клиентами биржи, между клиентами и брокерами, между брокерами продав­цов и покупателей как реального товара, так и фьючерсных контрактов.

Для повседневного управления деятельностью биржи Биржевой коми­тет образует стационарную структуру во главе с исполнительным директором (Главный управляющий). Стационарная структура — совокупность специа­лизированных функциональных подразделений, каждое из которых обеспе­чивает подготовку, проведение или оформление результатов биржевого торга оказанием клиентам и брокерам специальных услуг или выполнением опре­деленных действий.

 

 

Международные аукционы.

Международный аукцион — форма посредничества в торговле некоторы­ми товарами с ярко выраженными индивидуальными свойствами.

Как правило, они пользуются ажиотажным спросом, поэтому торг целе­сообразно вести в условиях открытой острой, способной выявить максимальную цену. Индивидуальность свойств товара исключает возможность его замены после покупки аналогичным экземпляром или партией. Поэтому аукционные товары должны быть обязательно осмотрены и продегустированы потен­циальными покупателями до начала аукционного торга. Никакие претензии отношении качества товара после его продажи не принимаются ни аукционной компанией, ни продавцом.

Предметами аукционной торговли являются: чай, табак, шерсть, скот, цен- ые породы древесины, овощи, фрукты, цветы, рыба, антиквариат, художественные произведения, марки, монеты, экзотические птицы и животные, пушнина, пряности, драгоценные камни.

В качестве продавцов на аукционах выступают: первичные производители-собственники товара, специализированные брокерские фирмы, ассоциа­ции производителей, физические лица.

Покупатели — крупные торговые компании и реже физические лица.

Аукционная компания располагает специальными помещениями для хранения и сортировки товаров, оборудованием, наемным персоналом.

По составу участников торга аукционы могут быть открытыми и закрытыми.

На открытых аукционах обычно продаются пушнина, антиквариат, произведения искусства, лошади..

Закрытые аукционы проводятся при продаже несколько более однород­ных товаров: шерсти, чая, табака. Владельцы товара и покупатели на них не допускаются. От их имени и по поручению в торгах участвуют брокеры аукционной компании.

В России кроме Санкт-Петербургского действует крупный пушной аукцион в Казани.

Крупнейший цветочный аукцион находится в Амстердаме,; овощные и фруктовые — в Антверпене и Амстердаме; рыбные — во многих портовых городах Европы и США.

Аукционы по торговле породистыми лошадьми — в Москве (Крылатское), Лондоне, Довле.

Подготовка к аукционному торгу

Регулярно возобновляющийся цикл аукционной торговли состоит из четырех этапов:

· подготовка аукциона;

· осмотр товаров;

· аукционный торг;

· оформление результатов заключенных сделок.

Специалисты-товароведы сортируют товар и подбирают однородные по качественным признакам партии товара — лоты. Лоты со сходным качеством объединяются в более крупные партии — стринги (по 5—6 лотов).

Одна из важных задач подготовки аукциона — привлечение состоятель­ных в деловом отношении покупателей, соперничество которых в ходе торга позволит выявить максимальную цену товара.

Аукционный торг открывается в объявленные заранее день и час. Он проводится в специальном аукционном зале компании или реже в арен­дованном зале. Зал имеет форму амфитеатра. По его окружности нисходящи­ми рядами располагаются столы, за которыми размещаются покупатели. Перед каждым покупателем — табличка с его регистрационным номером на данном аукционе. Столы покупателей оснащены в некоторых аукционах клавишами электронной связи с центральным табло зала.

За столом на возвышении перед покупателями располагается президиум аукциона — аукционист, ведущий торг, и его ассистенты. Ассистенты помога­ют аукционисту отслеживать реакцию покупателей на объявленные цены. Над столом президиума смонтировано электронное табло, на котором обозначаются номера выставленных на продажу лотов, а при некоторых спо­собах ведения торга — и номера покупателей, первыми согласившимися на предложенную цену.

Способы и техника ведения аукционного торга

Применяются несколько способов ведения аукционного торга в зависи­мости от указаний владельца товара, свойств товара, требуемого темпа продаж и ценовой конъюнктуры, складывающейся вне аукциона.

По направленности изменения цены в процессе торга различают способы:

· классический повышательный;

· понижательный.

Наиболее отвечает природе аукциона классический повышательный способ.

Способ торга с понижением цены применяется в основном при продаже больших масс скоропортящихся товаров: рыбы, овощей, цветов. Получил распространение в Голландии, Дании, Бельгии, Германии, Франции. Канаде.

Темп торга исключительно высок (до 1000 лотов в час), что, собственно, и является главным достоинством этого способа при продаже скоропортя­щихся товаров. Изредка понижательный способ применяется и в не столь индустриализованной версии. Результаты продаж каждого лота оперативно оформляются служащими аукциона в виде контракта, составляемого на типовом бланке. Оформлен. брокерами аук-й компании контракты передаются клиентам для подписи. Клиенты указ-т по какому адресу след-т отправить тов. и здесь же вручают брокеру вместе с подписным контрактом чек на оплату услуг аук-й компании.Основная сумма ст-сти контр-та, согласно правилам бол-ва аукц-в, вносится с безотзывного аккредетива, открываем. Клиентом заранее в пользу аукцион. Компании.В контракте всегда огов-ся стоимость купленного лота, число изд-ий в лоте, цена кажд. изд-я, общ. сумма контракта, форма платежа, срок. Вносится условие, что товар не м. б. перепродан клиентом до оплаты его стоимости с аккред-м. это вынужд-т клиентов к немедленному переводу средств с открытого аккредетива в пользу аукц-й компании.

 

 

Виды биржевых операций.

На международной бирже совершаются сделки трех видов:

· на реальный товар;

· фьючерсные;

· по хеджированию (страхованию) финансовых результатов сделок с реальным товаром.

Сделка на реальный товар завершается передачей товара продавцом в собственность покупателя после уплаты последним предусмотренной контрактом суммы. Исторически это самый ранний вид биржевых сделок. Его организация вначале предусматривала обязательную поставку товара продавцом на склад биржи к назначенному контрактом сроку. Продавец получал складское свидетельство — варрант, которое он передавал покупа­телю против чека на сумму, равную контрактной стоимости поставленного на склад товара.

При современных масштабах биржевых операций в силу недостатка складских помещений и необходимости обеспечения рациональ­ных схем транспортировки товара большая часть бирж отказалась от такой практики. По условиям биржевого контракта товар может следовать непо­средственно со склада продавца на склад покупателя.

В зависимости от срока (позиции) поставки сделки с реальным товаром различаются две разновидности сделки: спот и форвард.

Спот означает немедленную поставку товара в срок не более двух недель после оплаты покупателем приобретенной партии через расчетную палату биржи.

Форвард — это сделки с отсроченной позицией, предусматривающие поставку товара через—3—6—12... месяцев после заключения контракта.

При совершении форвардных сделок часто применяются цены с после­дующей фиксацией, т. е. стороны обязуются в контракте производить расче­ты за поставленную партию по цене биржевой котировки в день, предшеству­ющий дню поставки.

Фьючерсные сделки изначально не связаны с намерениями сторон купить или продать реальный товар. Смысл их заключения для участников в возмож­ности получить разницу между ценой товара в день заключения контракта и ценой товара в день его поставки. Предметом фьючерсной торговли являет­ся не сам товар, а документ на право его продажи или покупки с определен­ной позицией — фьючерсный контракт.

Фьючерсы - это финансовые инструменты биржевой игры, одни участники которой (быки) на повышение цен, а другие (медведи) — на понижение. При многофакторном механизме динамики цен предсказать ее направление в строгом смысле невозможно, а можно только случайно угадать. Более или менее систематически выигрывает только тот, кто владеет (асимметричной) информацией для прогноза цены по сравнению с основной массой игроков. В целом же наблюдается примерное равенство сумм выиг­рышей и проигрышей.

Структура фьючерса включает: прямую операцию — продажу-покупку фьючерсного контракта и обратную ей (оффсетную) операцию — ликвида­цию фьючерса

Игра на повышение заключается в том, что фьючерс сначала покупается по текущей цене, а с наступлением позиции он ликвидируется (продается) по биржевой цене в день ликвидации. В игре на понижение фьючерс сначала продается, а при наступлении позиции покупается. Если биржевая цена ко дню ликвидации фьючерса повысится, то бык получит прибыль как раз­ницу между ценой оффсетной операции и ценой первоначальной покупки фьючерса.

Медведи сначала продают фьючерс по биржевой цене в день продажи, а при ликвидации фьючерса покупают его по цене биржевой котировки на день совершения оффсетной операции. Если биржевой игрок неверно оценил направление изменения цены, то он несет убытки, но при любом исходе обязан совершить оффсетную операцию. Альтернативой может быть только поставка — получение игроком стандартной партии реального товара по той же пене, по которой ликвидируется фьючерс. Ясно, что финансовый резуль­тат для игрока будет тот же.

Сделки по хеджированию фьючерсных операций с реальным товаром позволяют продавцам и покупателям почти полностью исключить риск ва­лютных потерь от возможного падения или повышения биржевой цены к мо­менту наступления позиции данного контракта. Для этого владелец реаль­ного товара дает поручение брокеру одновременно с заключением контракта на поставку товара продать фьючерс на равную партию с такой же позицией.

К моменту поставки реального товара его владелец поручает биржевому брокеру ликвидировать фьючерс. Финансовые результаты обеих операций взаимно компенсируются, т. е. убыток по одной из них полностью возмеща­ется дополнительной прибылью от другой. Экспортер ничего не приобретает, но и не теряет, кроме небольших комиссионных брокеру.

 

Международный торг.

Международный торг - конкурсная форма размещения заказов на поставку продукции, производство строительно-монтажных работ, оказание промышленных услуг путем рассмотрения и сравнительной оценки предложений, поступивших от заранее привлеченных фирм — участников конкурса. Контракт заключается с тем из претендентов, чье предложение наиболее приемлемо для заказчика — устроителя торга по совокупности технических, экономи­ческих и коммерческих критериев.

Правительства ряда стран реализуют через него функцию государственного контроля за расходованием средств, направляемых на финансирование общественных нужд.

Организаторами торгов выступают и частные фирмы, нуждающиеся в технически совершенных производственных комплексах при условии разумного ограничения их сметной стоимости, сроков сооружения и т.д.

Международный торг — довольно длительная процедура, включающая несколько этапов, число которых зависит от вида и способа ведения торга. В этой связи существенно выделение следующих типов конкурсов (тендеров):

· открытые торги;

· открытые торги с предварительной квалификацией участников:

· закрытые торги;

· единичные торги.

К открытым торгам и торгам с предварительной квалификацией приглаша- гся желающие принять в них участие на условиях, изложенных заказчиком объявлении, помещенном в средствах массовой информации.

Закрытые торги организуются с участием только избранных претендентов, которым направляются оферты с приглашением. Единичный торг ведется с одним потенциальным продавцом, обладателем исключительного права на технологию, конструкцию, рецепт, промышленный образец и т. п.

Открытые конкурсы имеют то преимущество, что создают очень острую конкуренцию, и поэтому способны выявить наилучшее сочетание технических и коммерческих показателей объекта торга среди множества предложенных претендентами.

При открытости торгов в них вовлекается и большое число продавцов со слабыми товарными позициями; работа конкурсного комитета усложняется напрасными затратами времени на рассмотрение некачественной документации, отягощается излишними организационными издержками.

Чтобы отсеять в самом начале явно несостоятельных в техническом, финансовом или юридическом отношениях соискателей контракта, заказчик может объявить торг с предварительной квалификацией участников.

Если число потенциальных исполнителей заказа невелико (например, в сфере изготовления атомных реакторов, турбин, электрогенераторов), то к участию в закрытых торгах привлекаются несколько наиболее известных в мире компаний со сложившейся репутацией, обладающих необходимым опытом, персоналом, технологией, оборудованием, опытно-исследователь­ской базой. Они получают специальные приглашения.

Единичные торги вынужденно проводятся в тех случаях, когда заказ в состоянии выполнить единственная компания — монополист в своей обла­сти, а законы страны-заказчика предписывают конкурсную форму заключе­ния контракта.

Организатор торга создает тендерный комитет, в составе которого тех­нические специалисты, экономисты и юристы.

В тендерной документации, адресованной потенциальным участникам, содержится изложение коммерческих и технических условий, соблюдение которых обязательно для участников конкурса. Если претендент согласен с условиями тендерной документации, то он заполняет тендер-проформу, бланк-заявку, подписывает их и направляет заказчику в запечатанном виде.

Основной принцип организации международного торга — недискриминиция кого-либо из участников, их равенство по отношению к условиям тендера и по времени подготовки тендерных предложений.

Проведение торга заключается в рассмотрении и сопоставительном анализе предложений всех претендентов экспертами тендерного комитета (конкурсной комиссией).

Окончательное решение о присуждении тендера принимается закрыто тендерным комитетом и, как правило, через некоторое время после окончания торга.

На последнем этапе торга его организатор подписывает контракт ширмой, выигравшей тендер, на поставку товара или на выполнение работ.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.64 (0.023 с.)