Исключительное право на товарный знак



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исключительное право на товарный знак



Товарный знак, знак обслуживания (далее товарный знак) - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров юридических или физических лиц, выполняемых работ или оказываемых услуг.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство.

Обладатель товарного знака (правообладатель) имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им. Нарушением исключительных прав правообладателя признается использование без его разрешения товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Основания для отказа в регистрации товарного знака

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков:

1. Обозначения, не обладающие различительной способностью или состоящие только из следующих обозначений:

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида («обувь», «одежда», «автомобиль» и др.);

- являющихся общепринятыми символами и терминами (аспирин, Н2О, цифра и др.);

- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность, а также на место, время, способ производства или сбыта;

- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров

(указанные элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения).

2. Не предоставляется правовая охрана, или сходных с ними до степени смешения:

- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);

- сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;

- официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия

(указанные официальные символы и отличительные знаки или их имитации могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации).

3. Обозначения, представляющие собой или содержащих элементы:

- являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

- противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

4. Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями:

- особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации («Кижи», «Исаакиевский собор», «Крейсер Аврора» и др.);

- объектов всемирного культурного или природного наследия («Эрмитаж», «Кремль», «Ниагарский водопад» и др.);

- культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах

(такая регистрация возможна лишь с согласия лиц, являющихся собственниками указанных объектов, а также лиц, уполномоченных собственниками на дачу разрешений на регистрацию соответствующих обозначений в качестве товарных знаков).

5. Обозначения, представляющие собой или содержащие элементы, которые охраняются в одном из государств - участников международного договора, ратифицированного Российской Федерацией, в качестве обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с территории такого государства и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением.

6. Обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения:

- с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

- с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

- с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения

(регистрация указанных обозначений допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем).

7. Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товара, охраняемым в соответствии с ГК, за исключением случая, когда такое наименование или сходное с ним до степени смешения обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

8. Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации:

- фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения);

- наименованием селекционного достижения.

9. Обозначения, тождественные:

- названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

- имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;

- промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака и не принадлежат заявителю.

10. Обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с ГК средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, названные в пункте 9.

По основаниям, указанным выше, правовая охрана также не предоставляется товарным знакам, зарегистрированным в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст.1483 ГК).

Регистрация товарного знака

Заявка на регистрацию товарного знака подается юридическим или физическим лицом в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Патентное ведомство)[75].

Патентное ведомство осуществляет экспертизу заявки на товарный знак, которая включает формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

Формальная экспертиза включает проверку наличия необходимых документов и их соответствие установленным требованиям (ст.1498 ГК).

В ходе экспертизы заявленного обозначения проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям действующего законодательства и устанавливается приоритет товарного знака (ст.1499 ГК).

Приоритет товарного знака определяется:

- по дате подачи заявки в Патентное ведомство;

- по дате подачи первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если подача заявки в Патентное ведомство осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты;

- по дате начала открытого показа экспоната с помещенным на нем товарным знаком на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одного из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности (выставочный приоритет), если подача заявки в Патентное ведомство осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты;

- по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст.1484 ГК)[76].

По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

На основании решения о регистрации товарного знака Патентное ведомство производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее Реестр) (ст.1503 ГК).[77]. На зарегистрированный товарный знак Патентным ведомством выдается свидетельство (ст.1504 ГК)

Регистрация товарного знака действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в Патентное ведомство. Этот срок может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет (ст.1491 ГК).

Сведения, относящиеся к регистрации товарного знака публикуются в официальном бюллетене Патентного ведомства (ст.1506 ГК)[78].

Общеизвестный товарный знак и его правовая охрана

По заявлению юридического или физического лица общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан:

- товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его регистрации;

- товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации;

- обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации.

Такое признание возможно, если указанные товарные знаки или обозначения в результате их интенсивного использования стали широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров лица, подавшего заявление. Данный факт устанавливается путем социологических исследований, проводимых по специальным методикам (ст.1508 ГК)[79].

Общеизвестный товарный знак вносится Патентным ведомством в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков[80]. Заявителю выдается свидетельство. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются Патентным ведомством в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно (ст.1509 ГК).

Коллективный товарный знак

Коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения лиц (далее объединение), предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками.

Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам (ст.1510 ГК).

Чтобы зарегистрировать коллективный знак, к заявке необходимо приложить устав коллективного знака, который должен содержать наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать знак на свое имя, перечень лиц, имеющих право пользования этим знаком, цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные единые характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение устава коллективного знака.

В Реестр и свидетельство на коллективный знак вносятся сведения о лицах, имеющих право использовать коллективный знак. Эти сведения, а также выписка из устава коллективного знака о единых качественных и иных единых характеристиках товаров, в отношении которых этот знак зарегистрирован, публикуются Патентным ведомством в официальном бюллетене. Правообладатель коллективного знака уведомляет Патентное ведомство об изменениях устава коллективного знака.

В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена полностью или частично на основании решения суда, принятого по заявлению любого лица (ст.1511 ГК).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.01 с.)