ТОП 10:

Особенности организации перевозок грузов морским транспортом.



Рынок морских перевозок состоит из двух сегментов судоходства: линейного и трампового. Сочетание двух форм организации перевозок - трамповой и линейной - придает морскому торговому судоходству необходимую гибкость, т. е. способность, с одной стороны, оперативно удовлетворять более или менее случайно распределенный во времени спрос на тоннаж, а с другой - обеспечивать регулярную перевозку больших объемов разнообразных промышленных и продовольственных товаров на устойчивых направлениях международной торговли.

Трамповыми (от англ. tramp — бродяга) называются нерегулярные рейсы морских судов, выполняемые вне какого-либо расписания исключительно по договору с грузоотправителями. Они не обслуживают определенные линии, а свободно перемещаются в пределах фрахтового рынка, откликаясь на спрос со стороны потенциальных клиентов. Свободное судно направляется совладельцем в тот порт, откуда поступил заказ на перевозку.

Трамповое судоходство занимает ведущее место в перевозках сырой нефти, нефтепродуктов, угля, железных руд, удобрений, строительных материалов, хлопка, зерна, табака, кофе.

Договор на перевозку грузов трамповыми судами заключается в форме чартера ("charter-party"). Сторонами чартерного договора являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель — фрахтовый брокер) и фрахтовщик(перевозчик). Единый международный правовой акт, регламентирующий форму и содержание чартера, отсутствует, поэтому он составляется по сложившемуся в морской торговой практике обычаю таким образом, чтобы не вступить в противоречие с национальным законодательством стран пребывания партнеров.

Обычно в чартере определяются:

- форма и место заключения чартера;

- полное юридическое наименование сторон и их реквизиты;

- предмет чартера;

- название и описание судна (тип, тоннаж, флаг, осадка);

- вид груза, количество, качество, особые свойства;

- место погрузки и выгрузки, включая условия оплаты демереджа (от англ. demurrage) -денежной компенсации фрахтователя перевозчику за простой судна под погрузочными операциями сверх установленного в чартере срока, и диспача (от англ. dispatch) - возмещения, выплачиваемого судовладельцем фрахтователю за досрочное завершение погрузки;

- ставка и порядок оплаты фрахта;

- срок подачи судна под погрузку с указанием канцеллинга(от англ Canceling) —- конечной даты подачи судна, при несоблюдении которой фрахтователь получает право односторонне расторгнуть чартер без возмещения возможных убытков судовладельца;

- сталийное время (время ведения погрузочно-разгрузочных работ стивидорами с учетом принятого режима работы порта, законодательных ограничений на продолжительность рабочего дня. недели и погодных условий);

- гарантии и претензии;

- арбитраж;

- прочие условия.

В зависимости от объема перевозок могут быть заключены чартеры:

- на один рейс (от англ. single voyage chartering);

- на несколько последовательных перевозок (от англ. consecutive voyages chartering);

- генеральный чартер (от англ. general contract chartering), по которому перевозчик обязуется перевезти указанное количество груза в течение установленного времени.;

- при больших объемах перевозок в течение длительного времени по взаимному согласию фрахтователя и судовладельца они могут перейти к арендным отношениям, глубина которых различна.

В зависимости от нее судно может быть сдано в аренду фрахтователю:

- на условиях тайм-чартера (от англ. time charter), согласно которому, судно предоставляется в аренду фрахтователю против уплаты им судовладельцу арендной платы и возмещения расходов на топливо и оплату портовых сборов. Судовладелец оплачивает содержание экипажа, ремонт и содержание судна.

Размер арендной платы устанавливается с согласия сторон по примерной схеме:

АП= (ЗП+ АМ+ РС+Н)(1 + r) (26.1)

где АП - арендная плата;

ЗП - затраты судовладельца на содержание экипажа в течение срока аренды;

AM - амортизационные отчисления в тот же срок;

PC - расходы по ремонту и содержанию судна за период аренды;

Н - налоги, уплачиваемые арендодателем (судовладельцем);

r — средняя норма рентабельности транспортных услуг в трамповом судоходстве.

 

- на условиях бербоут-чартера {от англ. bareboat charter), согласно которому, судно берется в аренду без экипажа с целью последующего выкупа судовладельца.

В этом варианте из правой части формулы (26.1) выпадают элементы ЗП н PС Фрахтователь сам нанимает экипаж, содержит его и за свой счет ремонтирует и содержит судно, оплачивает топливо и портовые сборы;

 

- условиях димайз-чартера (от англ, demise charter) - аренда судна вместе с командой, которую содержит сам наниматель, несущий также все расходы по содержанию судна и уплачивающий арендную плату судовладельцу.

Размер арендной платы:

АП=(АМ+Н)(1+г)

Аренда экономически целесообразная для фрахтователя в тех случаях, когда самостоятельное содержание экипажа и судна плюс арендная плата обходятся ему в меньшую сумму, чем уплата фрахта по обычному договору перевозки. Ставки фрахта устанавливаются по согласию фрахтователя и судовладельца (или его представителя I капитана судна). Ориентиром здесь служат средние фрахтовые ставки для судов данного типа, публикуемые в изданиях Lloyd's List, "International Transport Journal" и др.

 

Международное линейное судоходство организуется пароходными компаниями на устойчивых направлениях торговли с мощными грузопотоками готовых промышленных товаров, полуфабрикатов, узлов, деталей, продовольствия и др. Рейсы выполняются регулярно по расписанию между определенными портами. Регулярность сообщения дает возможность долговременного планирования международных поставок товаров и своевременного выполнения обязательств экспортерами в рамках международной кооперации производства.

В линейном судоходстве перевозятся большие объемы генеральных грузов по четкому заранее объявленному расписанию между определенными портами. Эти преимущества линейных перевозок особенно важны для участников международной производственной кооперации и для крупных оптовых фирм, торгующих потребительскими товарами и продовольствием зарубежного происхождения.

Тарифы на линейные перевозки выше, чем в трамповом судоходстве, зато они стабильны и включают стоимость погрузки и выгрузки товаров, которые в трамповом секторе оплачиваются грузовладельцем.

Линейные суда перевозят крупные, средние и мелкие партии грузов от большого числа отправителей многим покупателям. Поэтому линейные пароходные компании заблаговременно формируют портфель заказов на перевозки и принимают грузы задолго до подхода судна, размещая их на припортовых складах. Погрузочное поручение выдается грузоотправителем через своего посредника в порту отгрузки.

Международная линейная перевозка оформляется морским коносаментом. Этот документ выдается капитаном судна грузоотправителю в момент окончания передачи груза перевозчику и удостоверяет принятие им груза к перевозке. Коносамент выполняет три функции: свидетельствует о заключении Договора морской перевозки; удостоверяет принятие перевозчиком груза к перевозке; является товарораспорядительным документом.

В этом последнем качестве коносамент предоставляет грузовладельцу или другому поименованному в нем лицу, право распорядиться грузом и потребовать его выдачи в порту назначения, предъявив данный документ капитану или иному лицу, представляющему интересы перевозчика. Юридический статус коносамента, время и условия его выдачи определены "Кодексом торгового мореплавания РФ" (КТМ).

КТМ РФ устанавливает следующий перечень сведений, включаемых и коносамент:

— наименование:

а) перевозчика; б) порта погрузки; в)грузоотправителя;

г) порта назначения; д) груза и его характеристики, вес, число мест, упаковок;

- дата приема груза перевозчиком;

- размер фрахта;

- время и место выдачи коносамента;

- число оригиналов коносамента;

- подпись перевозчика или уполномоченного им лица.

 

Важное значение имеет различие между именным коносаментом и коносаментом на предъявителя:

именной коносамент выписывается на товар, адресованный конкрет-ному получателю;

коносамент на предъявителя предусматривает безусловную выдачу груза лицу, предъявившему коносамент капитану судна.

Грузоотправитель, получив коносамент, должен скорейшим образом переслать его в порт назначения грузополучателю до прибытия туда судна с грузом, В этом - определенное неудобство. Поэтому наряду с коносаментом применяется морская накладная. Она не является товарораспорядительным документом, и груз выдается указанному в ней лицу по предъявлении им удостоверяющих личность и полномочия документов.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.008 с.)