Структура мирового рынка. Закономерности динамики мирового рынка товаров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура мирового рынка. Закономерности динамики мирового рынка товаров.



Вся совокуп-ть ВЭС м/у странами мира образуют Всемирный или Мировой р-к. Он имеет сложную стр-ру и укрупненно сегментируется след образом:

1. МРТ-ров 2. МРУслуг 3. МРКапитала 4. МРРабочей силы

5.М/ународная специализация и кооперирование пр-ва и другие формы научно – технического сотрудничества.Каждый из секторов обособлен и развивается по своим законам.В мировой экономике он вполняет следующие функции:

-обеспечивет встречу продавца и покупателя в исторически сложившихся формах торгового общения;

- создает инфрастрктуру международной торговли;

- является ценнообразовательным механизмом прямым сопоставлением спроса и прежложения;

МР арена конкуренции продавцов в погоне за покупателями. Они вынуждены постоянно совершенствовать продукцию, обновлять ее. Совокупность перечисленных функций может выполняться МР-ом только при определенном наборе правил которым д-ны подчиняться экспортеры, импортеры, и торговые посредники.

Поэтому МР включает сложную инфраструктуру различных институтов, обеспечивающих регулирование рынка. Особо важным звеном МР яв-ся международная товарная биржа, на котором осуществляется формирование мировых цен на важные виды сырьевых товаров.в регулирование Мр важное значение имеет международные торговые обычаи.

Мр в своем развитии обнаруживает некоторые устойчивые тенденции, и для их характеристики применяют систему показателей: показатели объема мировой торговли, товарной структуры, регионального распределения мировой торговли, динамики уровня мировых цен.

МР товаров –вя совокупность внешнеторговых операций купли продажи товаров осуществ с уч продавцов и покупателей. Яв-ся кр сектором МР.На него прих-ся ок 80%мир эксп.За посл 100 лег его объ ув-ся во мн раз.Одновр-но из-ся стр-ра мир эксп.Осн тенденция зак-ся в послед.увеличуд веса обр пром.в мир эксп.

Все товары по характеру динамики удельного веса можно разделить на: -структурно регрессирующие, - структурно стабилизирующие- и структурно-прогрессирующие.

Стр-прогр.-изд обр пром, стр-стаб- это минер топливо,текстиль,.

Причина динам МР: это прогресс в исп минер сырья, устр-ся необходимость перевозки больш к-ва сырья и топлив в разв стр., сниж-ся текущ изд на пр-во металлови хим прод., ист загр Ос перенос-ся в развив стр.

Причины неуклонного повышения доли ГП в экспорте:

1.ГП в отличие от продовольствия или топлива не имеет пределов потребностей. НТП создавая новые виды продукции порождает Г.О. и все новые потребности. Этот пр-с развив-ся бесконечно.

2.По мере возраст-я конструктивной сложности ГП, повыш-е ее кач-ва многократно увел-ся ст-нь обр-ки мех-го сырья и, =>, возрастает отн-е ст-ти ГП к ст-ти сырья, потребовавшегося д/я ее пр-ва. Развитие торговли машинами повлияло не т/о на абс р-ры и стр-ру мир экспорта, но и на формы этой

Тех прогресс позволяет получить из ед сырья все большей стоим объ сложн наукоемк прод-ии.

Цп=Цс*Нс(1+ Со/Цс)^n где n>1, Цп-мир цена ед гот прод., Цс=мир цена сырья, Нс- н-ма расхода сырья на ед гп., Со-нормативная стоим переработки ед сырья гп. Это ф-ла мультипликатора.

Все страны стремятся к увеличению уд веса гп.

 

На рынке сырья наб-ся неравномерное распр прир рес.

 

Гл правило, вытекающее из ан-за динамики т-рной стр-ры экспорта, это то что на МР наибольший эффект приносит реализация наукоемкой, высокотехнической продукции, высокой степени обработки. Реализация такой продукции дает валютную выручку превышающую валютную выручку от экспорта сырья, поэтому в долгосрочной перспективе ориентация на экспорте топливно-сырьевых ресурсов бесперспективна. Ан-з МТорговли на протяжении 20 века выявил и важные закономерности в региональном распр-ии ВТ, они обнаруживаются даже в последние 20 лет.

. Поэтому по мере развития МТ она все >> замыкается в рамках круга развитых стран

 


Мировой рынок услуг

Экспорту т-ра с давних пор сопутствует экспорт услуг. Услуги представляют собой вид промышленной интеллектуальной деятельности продукт которой обычно не имеет ощутимого материального технического воплощения, но имеет потребительскую стоимость.

Перечень услуг оказ-х н/х-м комплексом развитых стран разнообразен: транспортные услуги, промышленные услуги, научные, банковские, страховые, посреднические, образовательные, туризм, услуги здравоохранения, развлечения.

Большинство услуг оказывается как внутри, так и зарубежным потребителям. Экспортный потенциал страны зависит от развития отечественной сферы услуг.

Последние 50 лет, когда возникла сфера экспорта и импорта услуг набл-ся устойчивый паралелиум в динамике объемов торгового экспорта и экспорта услуг. Экспорт услуг сост-ет от 22 до 25% объема экспорта.

Значительная часть экспорта услуг прямо связана с экспортом т-ров: это банковские, страховые, таможенные, складские услуги, которые оказываются торговыми посредниками экспортерам т-ров.

Вся совокуп-ть страховых, банковских услуг наз-ся финансовыми услугами. Совокуп-ть финансовых и транспортных услуг составляют около ½ всего объема экспорта услуг.

Относительно них м. сказать, что перспектива развития их экспорта целиком связана с перспективами мировой торговли вообще, т.е. с возможными темпами увеличения экспорта т-ров.

Другая половина общего объема экспорта услуг представлена разнообразными услугами: туризм 28,4%, образовательные услуги, здравоохранение, зрелищные услуги.

Продажа технологии, научно-технической информации(24%) и инжиниринг – развивающиеся виды услуг.

Наибольшей существенной частью инжиниринга явл. продажа технологии. Она производится обладателями патентов на изобретения или НОУ-ХАУ одной страны предпринимателям другой.

НОУ-ХАУ – это совокупность конфид- ых знаний и опыта, кот. располагает фирма-продавец и кот. обеспечивает ей технологич. или преимущ-ва перед зарубежн. партнерами.

Продажа разрешений, т.е. лицензий на использование изобретений или НОУ ХАУ экономически целесообразно для экспор-ра в том случае, когда экономические условия реализации изобретений в собственной стране неблагоприятны, т.е. если нет внутр-го платежеспособного спроса на предмет изобретения.

Для импор-ра выгода от покупки изобретений состоит в возм.сти экономии инв-ных ресурсов и времени. Готовые к использованию изобретения всегда содержит возм.сть снижения металлоемкости и повышения качества и конкурентоспособности продукции, поэтому большинство стран мира опираются на использование купленных за рубежом изобретений.

Изобретения – это новые технические решения в любой области технологии, защищенное патентом.

Патент – документ, подтверждающий искл-ное право автора изобретения на владение, использование и распоряжение предметом изобретения.

Любое технологическое применение предмета изобретения внутри страны или за рубежом возм. только с письменного разрешения автора изобретения.

НОУ ХАУ – конфиденциальное технологическое достижение, которое по каким-либо причинам не запатентовано авторами, но фактически применяется какой-либо фирмой в режиме секретности, чтобы сохранить обеспеченные НОУ ХАУ конкурентные преимущества.

Обычно обладатели Н-Х и авторы изобретений не стремятся к их продаже. Стимул к этому созд-ся только при отсутствии эк-х и правовых предпосылок для экон-ки эффективного использования изобретения или Н-Х внутри страны.

Многие страны путем предложения выгодных условий покупки изобретений или Н-Х быстро обновляют технику и технологию.

Н-р, не << 30 % сегодняшнего прироста ВНП Японии, Германии, Бразилии, Италии, Китая обеспечивается потенциалом купленных за рубежом изобретений.

Крупнейший экспортер изобретений и Н-Х – США. Объем экспорта в 2000 году 44 млрд.$

2 место – Великобритания, Япония, Италия, Германия.

Огромным потенциалом экспорта изобретений обладает РФ. В РФ ежегодно потенцируется около 20 тыс. изобретений, но для продажи за рубежом предлагается - 2000, а фактически продается << 1000.

Это связано главным образом с разрешительной системой продажи лицензий и с трудностями технического характера.

Услуги – результаты полезной деятельности людей, обычно не имеющие материально-вещественного воплощения, но обладающие потребительной стоимостью в глазах покупателя при таком широком определении к услугам относятся практически все эффекты добровольного взаимодействия торговых партнеров разных стран, находящиеся вне сферы торговли товарами, капитала и рабочей силы. Услуга как правило не отделима от ее носителя. И производится в тоже самое время, что и потребляется. Оказание экспортируемой услуги не отделима от носителя и время оказания этой услуги совпадает со временем ее потребления.

Экономической основой развития рынка услуг является та или иная степень развитости национальных рынков услуг, она уже очень велика в мире. В наиболее развитых странах, сфера услуг поставляет от 65 до 85% годового объема ВВП, однако в структуре мирового экспорта, удельный вес услуг пока не столь велик, в среднем за последние десятилетия он составляет от 18 до 20% мирового экспорта

Состав экспортируемых в мире услуг очень разнообразен, это:

1. транспортные услуги, Услуги торговых посредников, страховых компаний, Финансовые услуги, Туризм, Образовательные услуги, Услуги здравоохранения, Услуги шоу бизнеса, развлекательные услуги, Услуги, связанные с различными формами международной передачи технологии (инженерами, те научно-консультационные услуги, продажа изобретений, технологических секретов производства (ноу-хау), прочие услуги. Кроме легализованных международным законодательством услуг, в мире функционируют очень большой по объему теневой рынок услуг.

Соотношение экспорта отдельных видов услуг, образует структуру мирового рынка услуг.

Абсолютные масштабы мирового экспорта услуг огромны. В 2010 году мировой экспорт услуг составил 3 трл 380 млрд долларов США. Наиболее крупные составляющие мирового рынка услуг – транспортные услуги – 22%, туризм – 31%, технологий – 15%, финансовые услуги – 22%.

Основные тенденции в сфере торговли услугами, это1. Стабильность удельного веса транспортных, страховых и финансовых услуг. 2. медленный рост удельного веса туристических услуг 3. Быстрый рост услуг связанных с продажей технологий, а также услуг здравоохранения и образовательных услуг. Наиболее быстро растут объем услуг, связанных с торговлей технологиями. Это отражение важнейшей роли научно-технического прогресса в экономическом росте, он невозможен без использования мирового технологического опыта, наиболее крупным экспортером услуг является США (около 500 млрд. долларов США в 2010 году)

Крупнейшими экспортерами услуг являются Великобритания, Франция, Германия, Италия, испания, япония, Канада. Причем каждая страна отличается определенным акцентом в экспорте услуг. Для Испании, Италии, Франции характерен большой объем туристических услуг от остального мира. Для Германии, Великобритании, большой объем продаж.Наибольший доход от международного туризма имеют США, Испания, Франция Китай, Италия, Великобритания, Германия. Наибольший объем экспорта технологий имеют США и Япония.

Отличаются наибольшей величиной импорта технологий, таким образом интенсивный обмен технологий характерен именно для самых развитых стран мира. Участие РФ в мировом экспорте услуг крайне незначительно (около 1%). Резервы повышения этой величины является возможность увеличения объема экспорта технологий и туристических услуг. Объем транспортных услуг российского флота ничтожен, хотя в 1990 году на Россию приходилось 12% мирового объема транспортных услуг, за истекшие 20 лет торговый флот стран был разворован, перепродан, от части технически дигродировал

 

Мировой рынок капитала

Капитал - очень сложная многоаспектная категория. Капиталом -любой актив, способный приносить владельцу доход, в этом определении подчеркивается генерирующая способность капитала, т е способность приносить деньги, с другой стороны по происхождению, капитал – концентрат количества прошлого труда, отраженный в банкноте. Капитал обнаруживает склонность к миграции в те области использования, где он может принести наибольший доход. Поэтому он часто перемещается, в том числе и между странами. Вывоз капитала из одних стран в другие с целью его применения, называется экспортом капитала.

Разнообразие форм, которые может принимать капитал, обусловил разнообразие форм экспорта капитала. Для того, чтобы страна могла экспортировать капитал, она должна обладать его источниками, ими служат сбережения граждан, частных предпринимателей, прибыль, акционерных обществ, государственных предприятий, банков, инвестиционных компаний, страховых компаний и всех других типов коммерческих организаций.

Разность сбережений и инвестиций должна быть больше S-i>0

S – сбережения внутри страны

i – потребность во внутренних инвестициях, для обеспечения внутреннего роста.

В макроэкономике доказано, что методов экспорта капитала, а ткже экспортом и импортом товаров и услуг соблюдается функциональная взаимосвязь (уравнение Вальраса).

X-iM=-NA

X – годовой объем экспорта

iM – годовой объем импорта товаров и услуг

NA – сальдо движения капитала, т е разница между экспортом и импортом капитала.

Из уравнения Вальраса следует, что, если экспорт страны большей его импорта, то он должен компенсироваться оттоком капитала из страны.

Переизбыток денег и начнется инфляция, не должен s-i, те соблюдается S-i=x-iM

За простотой этого уравнения стоят большие практически сложности его применения, они связаны с точностью расчета потребности во внутренних инвестициях, объема сбережений, а ткже объема экспорта и импорта частными предпринимателями. Поэтому на практике часто наблюдаются резкое несоответствие размеров экспорта и импорта капитала требованию основного макроэкономического уравнения. Основной фактор межстранового движения капитала, это различия в уровне генерирующей способности капитала, т е капиталоотдачей.

Капитал устремляется туда, т е в ту страну, где в силу особой комбинации факторов производства, капиталоотдача выше, чем в собственной стране. Эта тенденция, но не всегда соблюдается. Многи компании находят цели в вывозе капитала в другие страны, даже если в собственной стране его не хватает, другие компании зарубежных стран находят выгодные способы вложения капитала в данную страну, в результате получается очень запутанная ситуация.

Основной, определяющий вектор движения капитала в данную страну или из нее, оценивают так называемый инвестиционный климат страны.

Инвестиционным климатом принято называться совокупность приложений капитала в данной стране. Т е привлекательность данной страны в глазах иностранных инвесторов. В перечне показателе, характеризующий показатели, фигурируют показатели внутреннего спроса на товары, наличие природных ресурсов, ресурсов природы труда, издержки производства, электроэнергии, топлива других классифиционных материалов. Наличие ясного, четкого законодательства о хозяйственной деятельности, степень бюрократизации управления экономикой, квалификация рабочей силы, уровень е силы, влияние криминалитета и тп.

 

 

Уровень капиталоотдачи в среднем в стране 1 и в стране 2

Сигма – среднее квадратическое отклонение капиталоотдачи за последние 10 – 15 лет

i – годовой уровень инфляции, соот-но в 1 и 2 странах.

t – ставка налога на прибыль

r – уровень политического риска

Если левая часть больше правой, то капитал направляется преимущественно из страны 2 в страну 1 и напротив, если левая больше правой, то капитал идет из страны 1 в страну 2.

 


Мировой рынок рабочей силы.

Рабочая сила склонна к миграции вне страны где доход создаваемый единицей раб силы выше, и более выше и уровень оплаты труда.

Конкретными факторами определяющими интенсивность экспорта раб силы той или иной страны явл:1. наличие аграрного перенаселения.2. Уровень душевых доходов. 3. Уровень безработицы.4. Внутриполитический климат. 5. Институциональные факторы, в т.ч. этнографические, религиозные, мировоззрения.

В целом за 150 лет с момента начала массового экспорта раб силы мигрировало от 65 до 100 млн человек. В настоящее время общее число иностранных рабочих оценивается цифрами от 45 до 60 млн чел.

Ежегодная ротация (обновление) = 15-20 млн чел. Т.е. средний срок работы за рубежом около 3 лет. Наибольшие рынки раб силы: США – 6, ЗЕ – 6,5, Лат Ам – 4,5, страны Персидского залива – 1,5 млн. в РФ статистика иностранной раб силы не достоверна. В целом для РФ м/ународный оборот раб силы и с экономической и социальной сторон резко отрицательная.

Потенциальный объем экспорта раб силы в РФ оценивается от 2,5 – 9 млн чел.

Побудительным мотивом может быть разница в уровне оплаты труда. Миграция раб силы из РФ наносит прямой ущерб ее экономике и внутриполитической стабильности импорт раб силы также представляет отрицательное явление.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.046 с.)