Теория конкурентных преимуществ М.Портера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория конкурентных преимуществ М.Портера



Классические и неоклассические теории внешней торговли в совокупности дают верное предсталвение о движущих силах международной торговли. Однако во всех этих теориях в качестве торгующих партнеров рассматривается государство в целом. Между тем конкретные внешнеторговые операции выполняются отдельными хозяйствующими субъектами. Успех этих хозяйствующих субъектов на мировом рынке зависит не только от объективных факторов, но и от множества обстоятельств индивидуального характера для каждой фирмы, например технического уровня, опыта ее руководителей, гибкости применяемой в торговой политике и других. Рассмотрев всю совокупность этих обстоятельств в 70-х годах ХХ века американский экономист Портер, обобщив опыт сотен экспортеров пришел к выводу, что в современных условиях, все тоерии оставаясь верными во многом утратили практическоее значение, потому что они не учитывают всех факторов, определяющих успех фирмы на мировом рынке.

Отмечено что необходима детальная классификация факторов, определяющих конкурентоспособность. Он систематизировал все эти факторы в виде так называемого национального ромба, вершинами которого является 4 группы факторов, которые в совокупности и формируют конкурентное преимущество конкретной фирмы. Каждую группу факторов Портер назвал детерминантой, то есть определяющим комплексом.

Портер утверждает, что н/ма более детальная класс-ция ф-ров определяющих успех фирмы в конкур. борьбе на мировом р-ке. В основу такой класс-ции Портер положил т.н. детерминанты, т.е. высоко агрегированные сов-сти ф-ров, определяющие конкурентоспособность страны, отрасли, фирмы на мировом р-ке.

Эти детерминанты графически изобр-е Портером обр-ют т.н. нац. ромб.

 

1. Традиционные факторы – наличие труда, капитала, природных ресурсов, технологии, предпринимательской способности

2. Параметры спроса, характеризующие внутренний рынок страны – это емкость рынка, размер неудовлетворенного спроса, требования покупателей к качеству товаров и к продажному сервису, уровень душевых доходов населения

3. Стратегия фирм на внутреннем и внешнем рынке. Сюда относятся скорость обновления ассортимента товаров, быстрота реакции на требования потребителя, способность применять различные формы торговли, расчета, особенности ценовой политики

4. Наличие в стране сопутствующих отраслей для обеспечения комплектующими изделиями данные фирмы. Как видно из перечня это более широких круг факторов, чем в классических теориях. Например, если факторы второй детерминанты, то есть спроса сложились в стране на очень умеренном уровне, то есть если требования к качеству и ассортименту товаров данной группы невысокие, то фирма-производитель не имеет опыта удовлетворения в продукции очень высокого качества и ей очень трудно конкурировать с зарубежными фирмами.

Возник-е и становление пр-ва сложных видов прод-ции невозможно лишь при наличии кап-ла и намерений инвесторов.

С этой 4-ой детерминантой Портера тесно связано понятие макротехнологии, кот было сформулировано в посл годы.

Макротехнология – система частных технологий, научно-технич данных, орг-х стр-р и эк-х мех-змов.

В данном отношении Россия близка к технологическому превосходству над остальными странами мира к нач 90-х годов, когда она владела приблиз-но 75% всех макротехнологий.

Теория Портера была сразу воспринята в деловой среде как практическое руководство по определению уровня конкурентоспособности фирмы. На основе теории Портера разработаны многочисленные внутрифирменные методики оценки конкурентоспособности. Структура таких методик очевидна. Она вытекает из национального ромба. выделяются 4 крупные группы факторов, соответствующих 4-м детерминантам. Для каждой деетерминанты разрабатывается перечень показателей конкурентоспособности. Зато по каждому показателю выполняется балльная оценка уровня конкурентоспособности – например максимальная – 100 баллов, минимальная – 0. Сумма баллов по всем 4-м детерминантам и дает количественную характеристику конкурентоспособности. Распределение общей суммы баллов по детерминантам обнаруживает наиболее слабые места в данной фирме.

 

 


8. Теория жизненного цикла товара

ТЖЦТ была сформулирована Раймондом Верненом.Он выделил 4 стадии жизненного цикла товара.

1-внедрение, 2-рост, 3-зрелость, 4-упадок.

В каждо стадии есть определенное соотношение объема реализации (Р) и затрат (Z). Их разница дает прибыль Заштрихованная область означает убыток производителя и экспортера.

1.Внедрение- появление товара как научно-технического достижения и начало его изготовления. На этой стадии затраты на его изготовление и освоение еще велики, больше объема реализации. Фирма терпит убыток.

2.Рост- убыток начинается быстро сокращаться за счет увеличения объема пр-ва товара и за счет снижения себестоимости единицы продукта по мере освоения технологий

3. Зрелость – пр-во вступает в этап полной зрелости, когда продукт доводится до совершенства, затраты на единицу продукции минимальны, а прибыль наибольшая. На этой стадии компания иноватор начинает терять монополию. происходит распространение сведений о технологии пр-ва нового товара в другие страны мира. Некоторые страны получив данную информацию овладевают технологией пр-ва товара, получают конкурентное преимущество за счет более низкой цены энергии, топлива, низких ставок ЗП.

Тогда они приступают к массовому пр-ву данного продукта, издержки на единицу товара снижаются, уменьшается объем реализации в стоимостном выражении, т к цены падают.

Для фирмы-инноватора это оборачивается падением прибыли, и она начинает терять интерес к данному продукту. Чтобы сохранить лидерство переключаются на разработку и пр-во нового товара, чтобы вновь стать монополистом.

ТЖЦ это теория международного маркетинга, полезна тем что позволяет компании экспортеру правильно выстраивать стратегию проникновения на мировой рынок с продуктом и ухода с этого рынка.

 

9. Методы определения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности.

ВЭД целесообразна когда позволяет увеличить объем внутреннего потребления в стране или снизить издержки на производство продукции или услуг.

Поэтому каждая внешнеторговая операция (ВТО) нуждается в экономическом обосновании ее проведения, кроме того расчеты экономической эффективности проводятся и после проведения операции, для анализа фактического экономического эффекта и эффективности, которые могут не совпадать с предполагаемой эффективностью.

В основе практически применяемой типовой методики определение экономического эффекта и эффективности ВЭД лежат меркантилизм и теория сравнительных издержек Адама Смита, они полностью сохранили свое значение, как теоретической основы практики управления внешней торговли. Как известно, основное положение меркантилизма выражено неравенством: 1. Вэи

Вэ – валютная выручка от продажи товаров заграницу, т е от экспорта.

Ви – валютные затраты на покупку товаров, те на импорт, т е на импорт.

Основное положение теории сравнительных издержек выражено вторым неравенством:. Зиэ

Зи – внутренние затраты на самостоятельное изготовление той продукции, которая может быть получена за счет импорта из других стран

Зэ – внутренние затраты страны на производство экспортируемой продукции

Основная формула для расчета экономического эффекта ВЭД: Э= Зи- Зэ+(Вэ- Вив

Э -Суммарный народно хозяйственный эффект страны, компании или фирмы.

Кв – мультивалютный коэффициент, т е средний курс валюты в которой приведены валютные затраты Ви и выручка от экспорта Вэ.

Ни одна теория в отдельности, т е не меркантилизм, ни теория сравнительных издержек не отображают полностью всех источников экономического эффекта внешней торговли, только взятые вместе, они полностью его учитывают.Типовая методика определения экономической эффективности ВЭД РФ выделяют две группы показателей для оценки экономических результатов ВЭД:

1. Показатели экономического эффекта, характеризуют абсолютную величину прироста внутреннего потребления в стране или снижения издержек производства, в результате ВЭД, если значение этих показателей положительное, то это означает целесообразность проведения ВТО.

2. Показатели экономической эффективности, характеризуют соотношение экономических результатов ВЭД и затрат, которые потребуются для ее осуществления, т е это относительные величины, чем больше их значение, тем более эффективно данное ВТО по сравнению с другими, поэтому данная группа показателей применяется для оценки сравнительной целесообразности экспорта и импорта отдельных групп и видов товаров. С их помощью формируется рациональная товарная структура экспорта и импорта страны.

Показатели экономического эффекта зависят от полноты учета всех источников его образования, разделяются на показатель народно-хозяйственного эффекта, показатель бюджетного эффекта, хозрасчетного эффекта.

Показатель народно-хозяйственного эффекта учитывает все без исключения источники и факторы формирования эффекта ВЭД, независимо от места их проявления, независимо проявляются они только у потребителя или у производителя, проявляются они в одной отрасли народного хозяйства, этот показатель наиболее достоверный. Этот показатель наиболее достоверно характеризует экономическую целесообразность ВЭД с общенародных позиций.

Частного предпринимателя, экспортера или импортера интересует, ни столько народно-хозяйственный эффект ВЭД, а только та его часть, которая отражается на финансовом результате деятельности его фирмы, т е на величине его чистой прибыли. Эта часть народно-зозяйственного эффекта называется хозрасчетным экономическим эффектом ВЭД. Бюджетным эффектом называется изменение размера поступлений в бюджеты всех уровней в результате ВТО.

Методика определения экономического эффекта экспортных и импортных операций.

В применении к конкретным видам торговых операций, основная формула типовой методики несколько меняются.

Народно-хозяйственный эффект экспортных операций:

- контрактная цена единицы товара, экспортируемого за пределы РФ, в валюте данного контракта - курс валюты контракта на момент поступления выручки

- коэффициент кредитного влияния

- внутренние затраты на производство и реализацию единицы экспортируемого товара.

- количество экспортируемого товара в натуральных единицах или штуках, т е в тоннах, кг, ящика, мешках и т д.

Коэффициент кредитного влияния – учитывает относительное уменьшение валютной выручки экспортера в случае, если он по условию контракта предоставляет импортеру, т е покупателю коммерческий кредит, т е отсрочку платежа.

E – доля единовременного платежа, т е аванса покупателя в сумме контакта, согласно условиям расчета. Обычно E=0,15 – 0,25.. U – доля кредитуемой части платежа по контракту U=1-E

– срок погашения коммерческого кредита по контракту, лет B – годовая ставка процента по коммерческому кредиту

P – банковский процент по текущим операциям. По торговому обычаю B<P всегда. Поэтому <1 всегда

Хозрасчетный эффект экспортной операции:

– цена реализации экспортируемого товара на внутреннем рынке России

Н – ставка налога на прибыль 20% - ставка налога на прибыль

Бюджетный эффект экспортной операции:

Народно-хозяйственный эффект импортной операции:

- затраты на самостоятельное изготовление товаров, которые приобретаются зарубежом на единицу товара.

- контрактная цена единицы импортируемого товара в валюте контракта

- количество импортируемого товара в единице товара.

Хозрасчетный эффект импортной операции:

- цена реализации единицы импортируемого товара на внутреннем рынке.

Бюджетный эффект импортной операции рассчитывается по формуле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.224.103 (0.025 с.)