ТОП 10:

Методы управления внешнеэкономической деятельностью. Типы внешнеэкономической политики



Методы управления внешнеэкономической деятельностью:

По механизму воздействия на интересы участников ВЭД методы ее регулирования можно разделить на экономические и административные. Однако это разделение несколько условно, поскольку даже чисто экономические методы приводятся в действие законодательно нормативным путем. В практическом осуществлении ВЭ политики экономические, административные и правовые аспекты тесно связаны.

По конкретному содержанию методы регулирования разделяются на тарифные и нетарифные.

· Тарифные методы включают:

- тарифные квоты

- таможенный тариф

Таможенный тариф — является универсальным и гибким инструментом регулирования ВЭД путем воздействия на экономические интересы экспортеров и импортеров. Особенно эффективен он в отношении импорта товаров, спрос на которые высокоэластичен по цене. Таможенный тариф – это систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой печень таможенных пошлин и их конкретных ставок.

Таможенные пошлины по экономическому содержанию — разновидность косвенного налога, которым облагаются товары при пересечении таможенной границы в режиме импорта и (реже) экспорта. По способу расчета различаются адвалорная пошлина, специфическая и комбинированная. По объекту обложения различают импортные, экспортные и транзитные пошлины. В зависимости от специального назначения могут применяться антидемпинговые и компенсационные пошлины. По источнику права, устанавливающему применение пошлин, они разделяются на автономные, конвенциональные и преференциальные (льготные). По характеру изменения во времени различают постоянные и переменные ставки пошлин.

· Нетарифные методы

Нетарифные методы регулирования экспорта и импорта представляют собой весь комплекс мер, ограничительно действующих на объемы экспорта и импорта, но не связанных с обложением товаров таможенными пошлинами.

нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности принято объединять в три группы: количественные; скрытые; финансовые.

Перечень конкретных мер нетарифного регулирования в пределах трех групп представлен в таблице:

 

Типы внешнеэкономической политики:

Внешнеэкономическая политика - это совокупность действий органов государственной власти по развитию и регулированию экономических отношений с другими странами на основе четко сформулированной концепции и стратегии внешней торговли и других фирм международных связей.

В зависимости от соотношения перечисленных факторов руководство страны избирает один из двух типов внешнеэкономической политики, сложившихся исторически: либерализацию или протекционизм.

Либерализацияимеет свои истоки в концепции свободной торговли - фритредерства (от англ. free trade), которая логически вытекала из "положения Смита о невидимой руке" рынка, якобы способной автоматически устанавливать оптимальные пропорции в обмене товаров к взаимной выгоде торговых партнеров.

Либерализация трактуется как политика минимального вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность, снятия экономических, технических и административных барьеров на пути международного движения товаров, услуг и факторов производства. Достигается это, главным образом, снижением ставок таможенных пошлин, акцизов и пограничного налога. Разумеется, это упрошенное представление о механизме образования народнохозяйственного эффекта внешней торговли, особенно в части, касающейся соотношения части и общенациональных экономических интересов. Они не всегда и не во всем совпадают. Например, импортерам продовольствия в Россию нет никакого дела до состояния отечественного агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности страны. В таких условиях следование принципам либерализации внешней торговли приведет к структурной катастрофе народного хозяйства.

Протекционизм {от англ. protectionism) — внешнеэкономическая политика, направленная на защиту внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции применением тарифных и нетарифных методов регулирования структуры и объема экспорта и импорта товаров. Основными из них являются повышение ставок таможенных пошлин на ввозимые в страну товары и введение технических барьеров (сертификация товаров и т. п.).

Отдельные отрасли народного хозяйства в разной степени нуждаются в защите от зарубежной конкуренции. Тотальный протекционизм может повредить развитию некоторых отраслей, ограждая их от зарубежной конкуренции и, тем самым, ослабляя стимулы к повышению научно-технического уровня производства и качества товаров. Поэтому протекционизм используется селективно (избирательно) только по отношению к стратегически важным секторам и отраслям (сельское хозяйство, производство авиационной техники, производство стратегических материалов, сплавов и т. п.).

В чистом виде либерализация или протекционизм используются редко. Более гибким является их сочетание по принципу селективного применения в зависимости от складывающегося соотношения между внутренними и внешними факторами роста экономики. Как правило, государство замыкается в скорлупе протекционизма в кризисные и депрессивные периоды развития. Напротив, в фазе подъема экономики более оправданной является селективная либерализация. С 90 гг. ХХв. Наблюдается ослабление протекционизма и в настоящее время практикуется умеренная либерализация в сочетании с избирательным протекционизмом.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.224 (0.005 с.)