Структура и динамика международной торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и динамика международной торговли



Обычно систему международной торговли понимают как сферу товар него обмена между странами на базе международного разделения труда.
Такая трактовка международной торговли отражает лишь международный уровень товарных потоков, обусловленный межстрановым разделением труда, на котором происходит торговля традиционными товарами.

К традиционным товарам можно условно отнести:

товар-продукт; товар-услуга.Остановимся на их характеристике. Первоначально наибольший удельный вес в мировом товарном обращении занимали товары, материализованные в продуктах. Традиционный товар-продукт включает два основных компонента;
топливно-сырьевые и сельскохозяйственные товары; промышленные товары, машины и оборудование. Динамика международной торговли традиционными товарами-продуктами такова, что удельный вес промышленных товаров, машин и оборудования возрастает. Это вызвано тремя основными причинами.

1.Усилением международного разделения труда между развитыми саранами, что позволяет:

а) произвести структурную перестройку экономики;

б) увеличить долю наукоемких отраслей;

в) значительно сократить потребление сырья и топлива;

г) увеличить производство новых промышленных товаров, машин и оборудования.

2. Ростом удельного веса развивающихся стран в качестве экспортеров готовых изделий и полуфабрикатов в развитые страны.

3. Модернизацией сельского хозяйства и индустриализацией развивающихся стран. Это влечет за собой значительное увеличение производства и потребления сырья, продовольствия, топлива, что фактически означает:

а)увеличение ресурсной базы под развитие добычи полезных
ископае­мых (преимущественно экспорт из развитых стран);

б) увеличение ресурсной базы для обеспечения развивающихся стран продовольствием (преимущественно экспорт из развитых стран). Развитие общественного разделения труда в мировом хозяйстве пред­полагает возрастание роли в международной торговле такого традиционного товара как товара-услуги. Его значение в международной торговле сущест­венно возрастает в условиях современной научно-технической революции.

Товар-услуга включает в себя следующие компоненты.

1.Производственные услуги:
О ноу-хау;

О лицензии;

транспортные услуги;

инжиниринговые услуги и т.д.

2.Услуги потребительского характера:

туризм; социально-культурные услуги (образование, здравоохранение, спорт и
т.д.).

Торговля напрямую.

Углубление я развитие международного и мирохозяйственного разде­ления труда в качестве основной тенденции международной торговли выдви­гает торговлю напрямую. Это обусловлено, прежде всего, возрастанием удельного веса внутрикорпорационных и межкорпорационных потоков, т.е. прямой торговлей между предприятиями одной или нескольких транснацио­нальных корпорация. Возрастание значения торговли напрямую связано
также с появлением в мировом товаропотоке новых товарных форм, в особенно­сти таких, как товар-объект и товар-программа. Появление новых товарных форм содействует трансформации посредников в непосредственных участни­ков долговременных соглашений.

Сегодня торговля напрямую составляет около 50% мирового
товаропотока. Торговля напрямую ведется в основном на верхнем, стратегическом этаже мирового товарообмена. Нижний, конъюнктурный этаж находится преимущественно под контролем торговых посредников.

6. Торговые посредники (биржи, аукционы, международные торги).
Торговые посредники - это юридические лица (фирмы, организации, учреждения и т.п.), содействующие обмену товаров и независимые от произ­водителей и потребителей. Их непосредственная функция - соединение про­давцов и покупателей, увязка спроса и предложения.

Биржа - это такая организационная форма торговли, в которой 'осуще­ствляется продвижение на рынок больших масс однородных, единичных то­варов. В период их расцвета (конец XIX - начало XX в.в.), в биржевой обо­рот включалось более 500 потребительских и промышленных товаров. Сего­дня биржи утрачивают свое былое значение, т.к., прежде всего, возрастает роль» внутрифирменного международного обмена кооперационного характе­ра. В значительной мере это происходит также из-за того, что торговля глав­ными сельскохозяйственными товарами стала осуществляться по внебирже­вым канатам и регулироваться государственными организациями в соответ­ствии с международными товарными соглашениями. Существенным является и то, что изменяются функции самих бирж. Они утрачивают роль мировых торговых центров. В биржевой оборот втягивается не более 90 товаров, ре­альная продажа физического товара составляет ныне от 3 до 10%. Но биржи остаются коммерческими посредниками. На них совершается, к примеру, около 20% торговых операций с сырьем. Биржи продолжают содействовать заключению сделок, сами в них не участвуя. Роль бирж в международной торговле определяется и тем, что при внебиржевой торговле цены устанавли­ваются с

ориентировкой на биржевые. Кроме того, биржи активно использу­ются в современных условиях и для проведения операций, страхующих тор­говые сделки и сырьевые запасы от изменения рыночных цена. На современ­ной бирже не продают товар, а заключают планы-контракты на поставку
продукции в перспективе, исходя из прогнозируемого спроса и предложение.

На аукционах продаются реальные единичные товары. Этим они по
сути отличаются от современных бирж и представляют собой торги, специали­зирующиеся на сбыте товаров со строго индивидуальными свойствами. В международной торговле аукционными товарами могут быть шерсть, меха, табак, чай, предметы антиквариата, алмазы и т.д. Аукционы проводятся один или несколько раз в год, чаще всего в традиционное для каждого аукциона время. Как коммерческие посредники в продвижении товаров на мировой рынок аукционы организованы в двух основных формах

1.Открытая форма.

2. закрытая форма.

Международные торги - это организационная система продвижения на рынок преимущественно новых товарных форм. В этом смысле торги - это прежде всего метод заключения договоров купли-продажи или подряда при

котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщи­ков) на товар-объект (с заранее определенными характеристиками) и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с продавцом (по­ставщиком), который предложил товар-объект на наиболее выгодных для по­купателя (заказчика) условиях. Сегодня международные торги - это наиболее распространенный способ размещения заказов на поставку машин, оборудо­вания, выполнения научных, проектных и изыскательских работ, сооружений промышленных и культурных объектов, т.е. того, что входит в понятие «но­вые товарные формы»: комплексы товаров-групп, товаров-объектов и, в из­вестной мере, товаров-программ.

Всю организационную работу по проведению торгов проводят так на­зываемые тендеры (тендерные комитеты), в состав которых входят техниче­ские и коммерческие эксперты, представители администрации и т.д. Обычно выделяют публичные (открытые) и закрытые тендеры. Во многих странах применяются полузакрытые тендеры, которые проводятся в два этапа: на первом (открытый тендер) происходит отбор фирм для участия во втором этапе (закрытый тендер). Как правило, в закрытом тендере принимают уча­стие наиболее известные на мировом рынке поставщики и подрядчики.

 

7. Особенности международной конкуренции.
Мировому рынку более характерна олигополистическая конкуренция. Она предполагает конкуренцию нескольких крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта того или иного товара. Характер­ной чертой такой конкуренции является самостоятельность в определении политики при учете стратегии конкурентов. Специфика международной кон­куренции заключается и в том, что она включает не только конкурентоспо­собность фирмы, отрасли, страны. В качестве особенности международной конкуренции следует выделить возрастающую роль неценовой конкуренции.

Это утончённая форма борьбы между товаропроизводителями, связанная с улучшением качества, сервисного обслуживания, имиджа фирмы. При этом не исключается скрытая ценовая конкуренция, если повышение качества происходит быстрее, чем растет цена. Тем не менее, неценовые факторы су­щественно не влияют на существование конкуренции как доминирующей формы (механизма) олигополистического рынка. Международная

конкурен­ция и ценообразование связаны с тарифами, налогами, конвертацией валют, действием международных экономических группировок, социально-экономическим уровнем развития стран. Эти обстоятельства также консти­туируют феномен международной конкуренции.
Стратегия конкурентной борьбы на мир. рынке зависит от общего положения мир. хоз-ва, и от социально-эк. положения различных стран, их торговой, валютно-кредитнй политики, от действий международных группировок и международных эк.организаций. В связи с этим междунар. бизнесу приходится решать дилеммы:
1) дифференциация продукции в странах или стандартизация.
2)адаптация стратегии и методов конкуренции к
местным условиям или ориентация на глобальные подходы(использование
«эффекта перелива»).
3)повышение эфф-ти за счет филиалов в отдельных
странах или повышение эфф-ти в глобальном масштабе. Глобальность междунар. конкуренции порождает множественность цен междунар. торговли. Это означает, что на один тот же товар может быть ряд цен в зависимости от условий рынка той или др.страны, региона и хар-ра соглашений: цены по обычным коммерческим сделкам; цены по клиринговым договорам; цены по программам помощи. При выделении из большинства цен мировой цены используют 2 осн. критерия: 1)по этой цене заключаются большие коммерчхделки.2)мировыми признаются цены сделок, кот. осущ. в важнейших центрах мировой торговли Для ориентации в уровне и динамике мировых цен необходимо найти осн. виды цен. кот. публикуются: справочные цены, цены статистики внешней торговли, биржевые котировки, цены аукционов, публикуемые цены фактических соглашений и контрактов. Международная конкуренция и ценообразование связаны с тарифами, налогами, конвертацией валют, действием международных экономических группировок, социально экономическим уровнем развития стран. Эти обстоятельства также конституируют феномен международной конкуренции- Направление повышения эффективности внешнеторговых связей Украины
1. В наст время в Украине имеет место значнт-й удельный вес предприятий. Способный выпускать конкурентно способную продукцию, однако не вовлеченный в пр-с пр-ва. 2. В Украине не имеет место значит научный потенциал, кот-й может служить основой для установ-я кооперационных связей с заруб портнерами.

З. В Украине имеется значит военный потенциал, оставшейся от сов союза. Использования этого потенциала даст возможность получения значит возможной выручки.

4. Украина может найти свое место на мировом рынке в связи с усилившимся процессом софтизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.191.240 (0.008 с.)