Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентоспособность товара: понятие,

Поиск

Показатели, методы обеспечения

Конкурентоспособности

 

Разработка и выпуск новых товаров должны основы­ваться на изучении требований покупателей на рынке дан­ного товара и свойств уже продающихся там товаров. Это позволит обеспечить конкурентоспособность товара. Та­кой анализ нужен, чтобы выявить те свойства товара, ко­торым потребители отдают предпочтение. Производители должны также выяснить достоинства и недостатки суще­ствующих товаров, то, как их воспринимают покупатели.

Конкурентоспособность товараэто степень его соответствия выбранному рынку по техническим, экономическим, коммерческим и другим характеристикам, обеспечивающим возможность сбыта на этом рынке. Как правило, это не все, а лишь некоторые свойства товара и его характеристики, которые выгодно отличают товар предприятия от товаров конкурентов. Конкурентоспособность товара может в одно и то же время быть разной на одном и том же рынке в различное время. Таким образом, конкурентоспособность товара является относительным понятием.

Конкурентоспособность товара — способность товара продаваться и соперничать с другими товарами в продаже, которая определяется характеристиками товара и условия­ми, сопутствующими его продаже и потреблению. Конку­рентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономи­ческим, эстетическим характеристикам, но и по коммер­ческим и иным условиям его реализации. Ее основой яв­ляется качество товара.

В соответствии с определением Международной орга­низации по стандартизации, качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предлагае­мые потребности. Качество может включать следующие характеристики:

1. Функциональные, определяющие способность това­ра удовлетворять основную потребность в соответствии с назначением: скорость автомобиля, яркость лампы.

2.Надежность товара, которая включает безотказность в работе, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

3. Экономичность товара с учетом расходов на его при­обретение и эксплуатацию. Чтобы удовлетворить свою по­требность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически сложное изделие, то покупателю при­дется нести расходы по эксплуатации. Таким образом, за­траты покупателей состоят из двух частей: расходов на по­купку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемой ценой потребления. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.

4. Антропологические и эргономические свойства, свя­занные с особенностями строения тела человека и его дви­жений.

5. Совместимость товара с уже имеющимися у потреби­теля изделиями.

6. Экологичность.

7. Соответствие нормам и стандартам.

8. Символические свойства, объективно не существую­щие и не измеримые, а мнимые людьми, субъективно при­даваемые товару: эстетичность, стиль, эмоциональный об­раз, соответствие моде, престижность.

9. Подлинность. Этот критерий соответствует по­требности покупателя не быть обманутым. Широкий раз­мах фальсификации товаров повысил бдительность потре­бителей в части подлинности товаров. Растет число стандартов, в которых подлинность (аутентичность) представлена как самостоятельный критерий, дополняющий по­казатели качества, и предусмотрена проверка подлинности.

10. Потребительская новизна. Критерий отражает по­требность в разнообразии. Потребители в основной массе положительно оценивают инновации в производстве и ассортименте товаров и в сфере услуг. Отсюда возникает необходимость такого самостоятельного критерия. Для не­которых товаров (учебники, периодические издания, спра­вочники) данный критерий является особенно значимым.

11. Социальная адресность как критерий позволяет учесть индивидуальные запросы потребителей и потребно­сти социальных групп. Степень согласованности характе­ристик товара с характеристиками потребностей индиви­дуума или социальной группы является мерой социальной адресности как критерия конкурентоспособности. На всех стадиях бизнес-процесса осуществляется обеспечение ха­рактеристик продукции, соответствующих установленным запросам потребителей конкретного сегмента. Такие но­вые технологии маркетинга, как массовая кастомизация (проектирование изделий с учетом индивидуальных особенностей потребителей), мерчендайзинг, направлены на стыковку цены качества с индивидуальными запросами потребителей.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые установлены требованиями законо­дательства и представляют заметный интерес для покупа­теля. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в дан­ных конкретных условиях. Превышение норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ве­дет к росту цены, не увеличивая, с точки зрения покупате­ля, потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Помимо качества товара, его конкурентоспособность обеспечивается условиями, сопутствующими его продаже:

— маркетинговая поддержка: упаковка, имидж, марка, маркетинговые коммуникации, цена, торговое об­служивание;

- патентная чистота, которая означает, что при произ­водстве товара не нарушены авторские права, т. е. либо были использованы оригинальные разработки предприятия, либо приобретены лицензии;

- защищенность от подделок и незаконного копирования. Потребность потребителей не быть обманутыми по­рождает у покупателя желание получать в различной форме свидетельства его защиты от фальсификации. Место продажи товара является фактором подлинно­сти как оценочного критерия.

- информационное обеспечение потребителей. Ин­формативность — это качество информации о конку­рентных преимуществах товара. Достаточность, дос­тупность и достоверность указанной информации является мерой информативности как критерия кон­курентоспособности. Чем больше на рынке однотип­ных товаров, тем больше потребность в краткой ин­формации, помогающей сориентироваться в товарном изобилии. В основе информативности как критерия конкурентоспособности лежат требования ст. 8 Зако­на РФ «О защите прав потребителей». Сведения о конкурентных преимуществах дополняют обязатель­ный минимум информации о товаре, сообщаемой из­готовителем.

Конкурентоспособность товара зависит не только от объективного технического совершенства, но и от субъек­тивно воспринимаемой потребителем (так называемой осознанной) ценности. Как для частного лица, так и для институционального потребителя (когда решения прини­мают тоже конкретные люди), при приобретении товара будет иметь значение именно осознанная ценность. Раз­личные варианты соотношения объективного и субъектив­ного качества и стратегий деятельности фирмы можно рассмотреть при помощи матрицы, показанной на рис. 1.

Наиболее тяжелым является положение фирмы в квад­рате 3 «Технико-информационное отставание». Качество ее продукции и объективно, и субъективно (в восприятии потребителей) отстает от аналогичных изделий конкурен­тов. Например, покупатели считают, что технически авто­мобиль «москвич» имеет низкое качество, и он таким в действительности и оказывается. Догнать конкурентов и пе­реломить отношение конкурентов к своей продукции очень не просто: нужны большие материальные затраты, технические инновации, смена внутреннего климата в коллективе и многое другое, чего у ослабленной фирмы может не хватить. Другой путь — снижение издержек и цен. На подешевевшую и по-прежнему плохую продукцию может усилиться спрос. В итоге фирма получает время и ресурсы для постепенного улучшения качества.

 

Объективное качество

Низкое Высокое

 
 


Информационный избыток — поддерживать информационный поток; — улучшать качество Технико-информационное опережение — сохранять достигнутое конкурентное преимущество
Технико-информационное отставание — улучшать качество и информацию или — снижать издержки и цены Информационный дефицит — улучшить связь с потребителями; — улучшать информацию клиентов

Рис. 1 - Качество товара и стратегии маркетинга

 

С противоположной ситуацией имеет дело фирма, нахо­дящаяся в квадрате 2 «Технико-информационное опереже­ние». Это идеальная позиция, при которой фирма объек­тивно опережает потребителей и умеет донести свои достижения до потребителя.

Квадрат 1 «Информационный избыток» (низкое каче­ство при его высокой оценке потребителем) занимают фирмы, чья рыночная репутация держится на прежних заслугах. Это опасное положение. Можно вводить в за­блуждение одного человека бесконечно долго, можно ко­роткое время обманывать всех, но обманывать всех очень долго нельзя.

Квадрат 4 «Информационный дефицит» типичен для фирм, излишне увлекающихся технической и недооцени­вающей маркетинговую сторону бизнеса. Несмотря на кажущуюся привлекательность такой позиции, она крайне опасна. Фактически фирма впустую тратит деньги на по­вышение качества товара, ничего не выигрывая во мнении потребителей. Такой фирме нужно либо усилить пропаган­ду своего товара и разъяснить потребителю преимущества своей продукции, либо создать так называемую «младшую марку», т. е. выпустить аналогичную, но более дешевую и менее качественную продукцию.

Для оценки конкурентоспособности товара применяются два метода:

- метод балльной оценки (экспертная оценка),

- метод определения интегрального (обобщающего) показателя конкурентоспособности.

Принят следующий алгоритм оценочной деятельности:

1. Формирование группы товаров – аналогов;

2. Выбор номенклатуры критериев конкурентоспособности,

3. Выбор и оценка единичных критериев,

4. Определение коэффициентов весомости экспертным методом,

5. Оценка совокупных групповых критериев,

6. Определение обобщенного интегрального показателя конкурентоспособности (итогового рейтинга),

7. Ранжирование поставщиков комплекса «продукт - сервис».

Поскольку конкурентоспособность товара представляет собой сравнительную характеристику, ее оценку проводят по трем группам показателей:

· качественные показатели конкурентоспособности - отражают технико-эксплуатационные характеристики товара (функциональность, надежность, эргономичность), имидж и престижность, эстетические свойства, экологичность и комплекс сопровождаемых его услуг (качество поставки, уровень торгового и послепродажного обслуживания, др.);

· экономические – оценивают, прежде всего, затраты потребителя для удовлетворения его потребности (соотношение уровня цены с ценами на товары – конкуренты, развитость системы ценообразования, привлекательность системы скидок);

· маркетинговые - характеризуют известность марки, имидж товара, уровень развития маркетинговой логистики, уровень дизайна и информативности упаковки, эффективность рекламных и промо-мероприятий, известность торговых посредников и поставщиков.

Полученные результаты МИ конкурентоспособности товара позволяют разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности товара, которые должны быть нацелены на формирование и поддержание его конкурентных преимуществ и их позиционирование.

Мероприятия по повышению конкурентоспособности товара должны быть нацелены на формирование и поддержание его конкурентных преимуществ и их позиционирование, так как конкурентоспособность товара является определяющим фактором конкурентоспособности организации.

Пути повышения конкурентоспособности товаров. В сфе­ре производства важнейшими путями повышения конку­рентоспособности выпускаемых товаров являются обеспе­чение заданного уровня их качества, проектирование и разработка новых видов продукции, использование при­влекательной по внешнему виду и удобной по размеру упаковки, уменьшение издержек производства.

В отличие от производства, где возможны значитель­ные изменения при формировании основополагающих ха­рактеристик потребительной стоимости товаров, в сфере обслуживания усилия исполнителей направлены на сохра­нение достигнутого уровня качества, предотвращение ко­личественных и качественных потерь. Однако за счет это­го нельзя повысить конкурентоспособность реализуемых товаров или предоставляемых услуг. В то же время суще­ствуют определенные пути повышения их конкурентоспо­собности, связанные с экономическими критериями: уменьшение торговых надбавок на цены товаров и снижение тарифов на услуги за счет использования внутренних резер­вов, экономии затрат на процессы обслуживания без сниже­ния уровня его качества. Это позволяет установить более низкие цены при реализации товаров и оказании услуг.

Одним из путей повышения конкурентоспособности товаров и услуг в сфере обслуживания является обеспече­ние их организационного и информационного подкрепле­ния в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достоверной информации. Кроме того, повысить конку­рентоспособность товаров и услуг в сфере производства и обслуживания можно путем разработки и внедрения сис­тем обеспечения конкурентоспособности.

Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) — совокупность систем управления организаций, направлен­ных на создание потребительских предпочтений. Данный термин предложен Р.А. Фатхутдиновым. По его мнению, СОК состоит из внешней среды (вход, выход, связь с внешней средой, обратная связь) и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечи­вающая, управляемая и управляющая).

Связь с внешней средой позволяет организации учиты­вать ее неконтролируемые факторы, которые влияют на конкурентоспособность товаров и услуг. К ним относятся социально-экономические, правовые, экологические, природные, научно-технические и другие факторы.

К компонентам обратной связи относятся потребитель­ские предпочтения (их формирование и поддержание), рекламации потребителей, информация от потребителей о приемлемости качества и цены.

Вместе с тем перечисленных компонентов внешней среды недостаточно для обеспечения конкурентоспособ­ности товаров и услуг. В дополнение к ним важную роль играют компоненты внутренней структуры. При создании, реализации и поддержании подсистем внутренней струк­туры решающее значение имеет персонал. Управление персоналом как одним из компонентов подсистемы внут­ренней структуры отличается следующими характерными признаками:

— нацеленность работы персонала на обеспечение и поддержание конкурентоспособности товаров и ус­луг по всему технологическому циклу;

- быстрая адаптация к постоянно изменяющейся кон­курентной среде;

- постоянное повышение своей квалификации;

- систематический анализ конкурентной среды, а так же преимуществ своей организации, реализуемых ею товаров, оказываемых услуг и организации-конку­рента, ее товаров и услуг;

- учет факторов, влияющих на формирование и под­держание потребительских предпочтений;

- знание методов обеспечения конкурентоспособности и умение применять их в сфере обслуживания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.01 с.)