Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели оценки общехозяйственной и рыночной конъюнктуры.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А) Понятие конъюнктуры и основные факторы ее определяющие Изучение факторов деловой и рыночной среды различных стран и пространства межстрановогого делового взаимодействия особо важно не само по себе, а с точки зрения их влияния на изменение деловой, экономической и предпринимательской активности фирм и компаний в различных странах и на различных рынках(национальных, зарубежных, мировых). Оценить такое влияние можно с помощью показателей общеэкономической и рыночной конъюнктуры. Конъюнктура (от лат. Conjuncture-связывать)- создавшаяся и постоянно изменяющаяся обстановка, положение, ситуация в какой-нибудь области общественной жизни, влияющая на активность ее субъектов. Общеэкономическая конъюнктура (в широком смысле слова) -совокупность факторов и условий, определяющих изменчивое состояние всего мирового хозяйства, экономики какой-либо страны, региона и уровень экономической активности на тот или иной момент времени. Рыночная(товарная) конъюнктура(в узком смысле слова) - стечение обстоятельств, событий, факторов текущей ситуации, способное влиять на деловую, рыночную активность участников рынка, определяющую состояние какого-либо рынка. Общеэкономическая и рыночная конъюнктура характеризуются следующими основными чертами: непостоянство, изменчивость и постоянные колебания; противоречивость; неравномерность темпов изменения различных параметров; взаимозависимость основных параметров и элементов. Основу движения общехозяйственной и товарной конъюнктуры составляют циклические закономерности развития экономики. Для того, чтобы понимать происходящие процессы на товарных рынках, недостаточно фиксировать колебания цен, движения запасов и изменение других показателей. Научный анализ рыночной конъюнктуры требует знания циклических закономерностей развития экономики, в том числе характерных признаков каждой фазы цикла и условий перехода из одной фазы в другую, так как основные повороты в движении конъюнктуры происходят именно при таком переходе. Одна конъюнктура присуща, например, кризису и совершенно другая — подъему. Помимо циклических закономерностей на развитие конъюнктуры влияют и другие - нециклические факторы: все процессы и причины, развитие которых по своей природе не имеет циклического характера. По характеру воздействия на конъюнктуру нециклические конъюнктурообразующие факторы подразделяются на постоянно действующие и не постоянно действующие. К постоянно действующим факторам, влияющим на конъюнктуру, относятся: научно-технический прогресс, концентрация производства и капитала, государственно-монополистический капитализм, милитаризация экономики, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров. К непостоянным нециклическим факторам относятся: забастовки, бойкоты и т.д., стихийные бедствия (наводнения, ураганы, засухи, землетрясения и т. п.), спекулятивные факторы, международные и внутренние политические кризисы, чрезвычайная обстановка, и т.п. Обе группы факторов (циклические и нециклические) формирования конъюнктуры воздействуют одновременно и в тесном переплетении, дополняя, усиливая друг друга или, наоборот, взаимно ослабляя силу воздействия. Б). Основные группы показателей, используемые для изучения общеэкономической и рыночной конъюнктуры страны 1). Производство 1.1.Валовой внутренний продукт (ВВП). Показатель исчисляется в соответствии с методологией Европейской системы интегрированных счетов и СНС ООН. Расчет показателя в России ведется с 1989 г. 1.2.Индекс физического объема промышленной продукции. Является основным показателем динамики выпуска промышленной продукции. Индекс физического объема промышленной продукции свидетельствует о темпах промышленного развития отдельных стран, а сопоставление сводного и отраслевых индексов характеризует специфику происходящих в экономике страны изменений . 1.3. Использование производственных мощностей. Это некий синтетический показатель, который определяется по данным выборочных обследований. Он показывает, насколько запас финансовых ресурсов страны привлекается к производству продукции от максимально возможного уровня привлечения капитала. Например, в США этот показатель рассчитывается только по отраслям обрабатывающей промышленности. 1.4. Индекс цен производителей. Характеризует динамику цен на товары производственного назначения (без учета налогов, транспортных издержек, торговых наценок). Публикуется в российской статистике. Рассчитывается по данным выборочных обследований путем дезагрегирования товаров, производимых в рамках отдельной товарной группы. Затем в каждой товарной группе выбирается товар—представитель, прослеживается изменение цен на него, и на основе этих данных рассчитывается средневзвешенное изменение цен на все товары данной группы. 1.5. Расходы на капитальное строительство. Отчет о стоимости введенных в действие объектов капитального строительства. В России аналогичные данные не публикуются, однако соответствующие статьи отчета могут быть получены по данным о вводе в действие жилых домов, объектов социально- культурного назначения, ввода в действие основных фондов. 1.6. Заказы на товары длительного пользования и прочие товары, производственные запасы. Определяется количество заказов, поступивших производителям, а также уровень товарных запасов в промышленности. Кроме того, заказы на товары длительного пользования характеризуют уровень покупательной способности населения. Объем их производства в будущем периоде определяется по результатам 7- процентной выборки промышленных предприятий на основе данных о количестве заказов на товары длительного пользования. В российской статистике не рассчитывается. 1.7. Уровень безработицы. Расширение(свертывание) производственных мощностей и выпуска продукции, как правило, сопровождается привлечением(сокращением) новых работников. Следовательно, данные о занятости и заработной плате являются косвенными показателями, которые могут характеризовать изменения в объеме промышленного производства. В каждой стране существует своя методика расчета этого показателя. В развитых странах она основана на методических разработках Международной организации труда (МОТ), где численность безработных, а соответственно и уровень безработицы, рассчитывается как отношение числа безработных к числу экономически активного населения. В свою очередь, экономически активное население — это общая сумма численности занятых и безработных. Численность безработных, численность экономически активного населения и численность занятых в методике МОТ определяются только по данным выборочных обследований. По методике МОТ граница трудоспособного возраста составляет от 15 до 72 лет. Что касается России, все эти показатели определяются в настоящее время тремя способами: первый способ—по методике МОТ на основе выборочных обследований, второй — по балансу трудовых ресурсов и третий способ — по данным учета регистрации безработных в службе занятости. 2). Внутренний товарооборот 2.1. Розничный товарооборот. Это объем продажи населению товаров через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Обороты розничной торговли являются одним из важнейших конъюнктурных показателей, дающих возможность оценить изменения в платежеспособном спросе населения. 2.2. Личные доходы и потребительские расходы. Структура денежных доходов и расходов населения публикуется в статистических сборниках. В основу ее положены данные выборочных обследований потребительских бюджетов, проводимых органами российской статистики. 2.3. Строительство жилья. В российской статистике нет аналога. Можно использовать показатели ввода в действие жилых домов (квадратных метров площади) и числа построенных квартир. В США этот показатель публикуется один раз в месяц. 2.4. Продажа нового жилья. Определяется общая стоимость нового проданного жилья. В российской официальной статистике не рассчитывается. 2.5. Товарные запасы и объем продаж в промышленности. Характеризует товарные запасы, а также общий объем продаж производителей, объемы оптовой и розничной продажи. В российской статистике не рассчитывается. 2.6. Потребительский кредит. Данные об объеме выданных населению кредитов по следующим направлениям: покупка автомобиля, покупка дома, прочие цели. В российской статистике не рассчитывается. 3).Внешняя торговля 3.1. Экспорт товаров. 3.2. Импорт товаров. 3.3. Состояние торгового баланса. Торговый баланс (строка платежного баланса РФ). До 1994 г. этот показатель дефицита торгового баланса соответствовал тому показателю российской статистики, который назывался сальдо внешней торговли. Показатель сальдо внешней торговли рассчитывается с учетом торговли со странами ближнего зарубежья. 4).Состояние кредитно-денежной сферы 4.1. Учетный процент или цена банковского капитала. Учетный процент возрастает на последних стадиях повышающейся конъюнктуры и к моменту кризиса достигает наивысшей точки. Его снижение начинается обычно к концу периода депрессии. 4.2.Эмиссия ценных бумаг. Под эмиссией ценных бумаг понимается выпуск их на рынок с целью мобилизации свободных денежных ресурсов для расширения и обновления основного капитала или увеличения оборотных средств. Иногда эмиссия проводится в целях реконверсии, то есть замены одних ценных бумаг другими. Например, высокопроцентные бумаги заменяются другими с более низким процентом дохода. Размер эмиссии увеличивается в период подъема, достигая максимума накануне кризиса, и резко падает в фазе кризиса и депрессии, когда полное прекращение или сокращение: обновления основного капитала делает излишним обращение к рынку ссудного капитала. Весьма чуткими к предстоящим изменениям конъюнктуры являются данные по курсам акций и облигаций. Для того, чтобы иметь возможность проследить их движение, обычно составляются индексы акций и индексы облигаций. Из первых часто выделяется индекс акций торговых и промышленных предприятий. Колебания курсов акций обычно происходят в значительно больших пределах, чем изменения других конъюнктурных показателей. Повышение курсов акций, и прежде всего акций торговых предприятий и обычно одновременное понижение курса облигаций, предшествует растущей конъюнктуре. Курсы акций повышаются в значительной степени, чем увеличивается производство. При кризисе, когда начинается массовый панический «сброс» обесценивающихся бумаг, падение курсов акций также происходит в гораздо больших размерах, чем, например, падение товарных цен и сокращение производства. 4.3. Валютный курс (его повышение или повышение) оказывает непосредственное воздействие на платежный и внешнеторговый балансы страны, на конкурентоспособность экспортируемых товаров, на валютные риски. 5). Дефицит государственного бюджета. Этот показатель характеризует превышение государственных расходов над государственными доходами. Определяется по данным о государственном бюджете. Этот показатель подвержен серьезным сезонным колебаниям, связанным с определенной налоговой системой страны, т.е. существуют периоды в течение года, когда дефицит бюджета снижается за счет резкого возрастания налоговых поступлений. Поэтому сами по себе цифры дефицита госбюджета ни о чем не говорят. Однако, сравнивая эти цифры с плановым показателем бюджета, можно определить разницу между фактическими и плановыми показателями, которая позволяет определить потребности государства в покрытии дефицита и проанализировать, предвидеть те экономические меры, которые будут приняты государством для покрытия этого дефицита. 6).Цены являются одним из важнейших показателей, в динамике и колебаниях которого, отражаются изменения многих других данных. Анализ движения товарных цен необходим как для полной характеристики состояния экономики в целом, так и при изучении положения конъюнктуры на каком-либо товарном рынке. 6.1. Средние цены по товарным группам. 6.2. Индекс потребительских цен. Он рассчитывается как сводный индекс. Кроме того, в настоящее время имеются индексы отдельных его компонентов: индекс цен на продовольственные товары, индекс цен на непродовольственные товары и индекс цен на услуги. 6.3. Индекс дефлятор ВВП. Это наиболее общий индикатор инфляции, поскольку он измеряет динамику цен на все товары и услуги (как производственного назначения, так и потребительские). 7).Деловая активность 7.1.Портфель заказов, то есть число и объем заключенных контрактов (договоров, заказов, соглашений и т.п.) на покупку или продажу 7.2.Характеристики совершенных сделок: их число и размер, динамику и частоту, 7.3.Показатели «экономического барометра»: элементы опережающих показателей; элементы соответствующих показателей; элементы запаздывающих показателей.(Слайд1, Раздел: Дополнительные материалы Темы 4 Учебно-практического издания) Среди всех рассмотренных групп показателей конъюнктуры страны особое значение принадлежит показателям деловой активности, характеризующим функционирование рыночной экономики в целом. Более того, индексы показателей деловой активности входят в сложную прогнозную модель рынка – «экономический барометр»- систему экономических показателей, применяемых для анализа и прогнозирования конъюнктуры. Главная цель построения экономического барометра — создать инструмент, который бы четко предсказывал «экономическую погоду» в той или иной стране. 2.2. Индексы комплексной оценки рисков стран международных рейтинговых агентств На развивающихся рынках фирма может столкнуться с нестабильностью политического режима, внешними конфликтами, коррупцией, гражданскими беспорядками и войнами, контролем обменного курса, неожиданной инфляцией, различного рода дефолтами, экспроприацией частного капитала и другими событиями в стране. Поэтому для успешной работы на развивающихся рынках необходимо учитывать всю ситуацию с помощью о понятия «страновой риск». Характер риска может быть различен и определяется факторами, лежащими в его основе, - политическими, экономическими, финансовыми, социальными и др. При оценке странового риска перед исследователем стоит несколько основных вопросов. Во-первых, какую модель оценки риска использовать. Во-вторых, где найти используемые в модели данные и информацию. И, наконец, на основании данных, из каких обнаруженных источников проводить расчеты. Международные рейтинговые агентства, используя качественные, количественные и комбинированные различные методы оценки странового риска, рассчитывают рейтинги (индексы) странового риска для ряда стран и предлагают свои оценки клиентам. Различия между основными рейтинговыми службами сводятся, по сути, к источникам информации для главных составляющих индекса риска и ее видам (количественная/качественная). Вот основные агентства:Bank of America World Information; Business Environment Risk Intelligence (BERI) S.A; Control Risks Group (CRG); Economist Intelligence Unit; Euromoney; Institutional Investor (II); International Country Risk Guide (ICRG); Moody's Investor Service; Political Risk Services (PRS); Standard & Poor's Ratings Group (S&P). [4, c.50] Например, Агентство International Country Risk Guide (ICRG). ежемесячно представляет оценку странового риска для 140 стран. Данная модель основана на оценках трех составляющих странового риска: политическом (50 пунктов из 100 в общей оценке,12 переменных), финансовом (25 из 100, 5 переменных) и экономическом (25 из 100, 5 переменных) рисках. Каждая из 22 переменных оценивается по собственной шкале, максимальные значения которых в сумме дают 100. Политический риск оценивается только качественным методом. На результирующей шкале максимальному риску соответствует 0, минимальному - 100. По данной методике в Таблице 1 политический и социально-экономический риск оценивается качественным методом по заданной группе факторов политического и социально-экономического значения. В таблице 1 представлены факторы, их максимально возможная оценка и оценка определенной страны. Максимальная оценка соответствует самому низкому риску, а самому высокому риску соответствует оценка 0. Таблица1 Параметры оценки политического и социально-экономического риска рейтингового агентства ICRG
Широко известен индекс странового риска немецкой информационной службы БЕРИ - Индекс БЕРИ( Business Environment Risk Intelligence)BERI. Определением индекса трижды в год занимается 100 специалистов. Они оценивают деловой климат в 45 странах на основании 15 установленных оценочных критериев, которым присваивается значение от 0 (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно) (Таблица 2), каждый критерий имеет свой удельный вес. Произведение удельного веса критерия на его оценку (от 1 до 4) дает величину значимости каждого из 15 критериев. Суммируя баллы по всем критериям, получаем комплексную оценку риска данной страны. Высокое количество баллов означает "стабильность страны". Чем ниже достигнутое страной количество баллов, тем выше риск.
Таблица 2 Состав критериев для оценки риска с помощью Индекса БЕРИ
2.3. Упрощенная сетка параметров Любая фирма, применяя методику, аналогичную методикам международных рейтинговых агентств может самостоятельно построить свою собственную упрощенную сетку параметров и применить ее для сравнения стран по любым важным для фирмы факторам.Таблица 3 является примером такой сетки с информацией, разнесенной по трем основным категориям. Отдельные страны исключаются из рассмотрения сразу, если руководители, принимающие решения, считают их характеристики неприемлемыми. Например, по первому параметру страна I неприемлема (знак Н) и из последующей оценки исключается (столбец пуст). По остальным странам в сетке содержатся конкретные значения показателей и приписанные им статистические веса. Так что в итоге каждую страну можно ранжировать на основе признаков, которые руководителями компании оценены как важные. Например, страна II имеет высокую доходность инвестиций
Таблица 3 Упрощенная сетка параметров сравнения стран по признаку целесообразности проникновения на их рынки
и низкий уровень риска, III — низкую доходность инвестиций и низкий уровень риска, IV — высокую доходность инвестиций и высокий уровень риска, V — низкую доходность инвестиций и высокий уровень риска. И параметры, и их статистический вес меняются от одного вида продукции к другому и от компании к компании в зависимости от положения дел внутри фирмы и вытекающих из него целей. Сетка параметров полезна, даже если сравнительный анализ проектов еще не сделан, поскольку компания с ее помощью может определить минимальное число баллов, необходимое для выделения дополнительных средств или финансирования подробного анализа реальности конкретного проекта. Однако с ростом числа переменных сетки параметров становятся обычно громоздкими, и в этом случае затемняются взаимосвязи стран. 2.4. Матрица "возможности — риск" В первом параграфе настоящей темы мы особо подчеркивали: для фирмы, которая осуществляет интернационализацию своего бизнеса, преимущества(возможности) и риски, связанные с ее выходом за пределы своей страны в пространство международного бизнеса, являются основными координатами и критериями анализа, оценки и выбора принимающей страны; целевых внешних рынков; партнеров(контрагентов). Одним из приемов практического осуществления такого анализа, конкретным способом наглядного отображения совокупности данных, которые могут входить в сетку показателей является построение диаграммы с уровнем риска на одной оси и операционными возможностями на другой. Этим методом пользуются многие компании; он известен как метод Борга — Уорнера или как матрица «возможности –риск». С помощью матрицы "возможности—риск" фирма может: • выбирать индикаторы и определять их статистический вес; • оценивать каждую страну с помощью статистически взвешенных показателей; • строить диаграммы, наглядно показывающие сравнительное положение различных стран с точки зрения возможностей и риска; • отображать на диаграмме варианты с неодинаковым размахом операций; • показывать на диаграмме ожидаемые изменения в положении стран.(Слайд 2, Раздел: Дополнительные материалы Темы 4 Учебно-практического издания).
3.4. Матрица "привлекательность страны — конкурентоспособность компании"
Успешная реализация преимуществ(возможностей) и нейтрализация рисков в процессе интернационализации компанией своего бизнеса зависит от того, в какой мере она сумеет выбрать принимающие страны по критерию соответствия условий и требований каждой страны своей конкурентоспособности. Матрица "привлекательность страны — конкурентоспособность компании" показывает степень соответствия требований страны конкурентоспособности компании, насколько продукция компании соответствует потребностям страны. (Схема1).
Схема 1
Схема 1 иллюстрирует матрицу "привлекательность страны — конкурентоспособность компании", построенную с целью определения перспектив расширения компанией своего бизнеса до нанесения на диаграмму положения стран. Хотя в этой матрице характеристики конкретных стран не обозначены, однако она показывает, что следует делать компании в той или иной стране в зависимости от ее попадания в тот или иной квадрант матрицы. Компании следует сосредоточить усилия в странах, которые окажутся в левом верхнем углу матрицы, и постараться увеличить в них инвестиции. Здесь привлекательность стран является наивысшей, а компания располагает наивысшей конкурентоспособностью, если решит использовать открывающиеся перед нею возможности. Привлекательность стран, попадающих в верхний правый угол, также высока, но конкурентоспособность компании в них невысока, возможно, по причине неправильно выбранного вида продукции. Если это не сопряжено с чересчур высокими издержками, компания может попытаться занять доминирующее положение на рынке, восстановив свою конкурентоспособность. В противном случае остается либо изъять капиталовложения, т.е. произвести дивестиции (divestment), либо усилить позиции путем создания совместного предприятия с другой фирмой, активы которой дополнят активы вашей компании. Как правило, не следует заниматься инвестиционной деятельностью в странах, попавших в правый нижний угол; наоборот, следует попытаться изъять оттуда капиталовложения, репатриируя всю наличность, которую удастся здесь получить, не заменяя устаревшего оборудования. Отдельные возможности сохраняются за лицензированием, поскольку оно может приносить определенный доход, но избавляет от необходимости инвестирования. В других секторах матрицы компании следует избрать селективный подход и анализировать каждую ситуацию отдельно, чтобы принять правильное решение о направлении дальнейших действий. Эти сегменты являются пограничными по отношению к позитивной или негативной оценке, и каждый требует конкретной оценки. Данную матрицу можно использовать для выявления преимуществ компании по конкретному виду продукции от страны к стране. Это можно пояснить на примере компании "Форд" применительно к сектору тракторов. По вертикальной оси, отражающей привлекательность, страны ранжированы сверху вниз по признаку привлекательности в них сбыта или производства тракторов; по другой оси ранжированы конкурентные позиции компании в данной области от страны к стране. Метод ранжирования аналогичен методу построения матрицы "возможности—риск". Шкала привлекательности включает такие переменные как: емкость рынка; потенциал его роста; степень контроля над ним; уровень бюрократизма в стране; наличие или отсутствие требований обязательного экспорта готовой продукции и применения местных комплектующих изделий наряду с фирменными; уровень инфляции; состояние торгового баланса и политическая стабильность. Шкала конкурентоспособности компании в стране учитывает: принадлежащую ей долю рынка; перспективы удержания этой доли; соответствие выпускаемой продукции потребностям страны; абсолютная прибыль на единицу продукции; прибыль в процентах к издержкам производства; качество распределительной сети автомобилей марки "Форд"; приемлемость для страны фордовской программы продвижения товаров на рынки в сравнении с конкурентами. 3. Методы и процедуры исследования международных рынков Как мы уже знаем, главными ориентирами для фирмы, осуществляющей интернационализацию своего бизнеса является использование преимуществ(возможностей) и минимизация рисков, возникающих в процессе интернационализации. Поэтому, указанные ориентиры определяют для фирм ведущих международный бизнес(или собирающихся его вести) рамки исследования международных рынков. Это находит свое выражение в структуре данного типа исследований, состоящего из двух частей: - исследование рынка; - изучение собственного потенциала предприятия в сравнении с требованиями рынка и потенциалом имеющихся конкурентов. Первая часть включает две группы вопросов: 1) изучение и анализ условий рынка; 2) изучение субъектов, форм и методов торговли. В первую группу входят: изучение общих условий; анализ спроса; анализ предложения; анализ требований потребителей к товару; анализ перспектив развития рынка. Вторая группа вопросов включает: анализ и оценку деятельности фирм-поставщиков; изучение и оценку фирм-конкурентов; изучение фирм покупателей интересующего товара; изучение коммерческой практики; изучение транспортных условий; изучение торгово-политических условий. Вторая часть - исследование потенциальных возможностей собственного предприятия предусматривает: анализ результатов хозяйственной деятельности; анализ конкурентоспособности продукции; анализ конкурентоспособности предприятия; оценку конкурентных возможностей (преимуществ) предприятия. Исследование международных рынков опирается на стройную систему сбора и обработки рыночной информации. (Слайд 3, Раздел: Конкретные ситуации и дополнительные материалы Темы 4). Методы исследования международного рынка аналогичны тем, которые используются для внутреннего рынка: кабинетные (лабораторные), полевые исследования или их сочетание. Кабинетное изучение (иногда именуемое вторичным или библиографическим изучением) включает в себя сбор и изучение имеющихся (обычно опубликованных) данных, относящихся к предмету изучения. Полевое исследование (известное как первичное или оригинальное исследование) включает в себя получение данных от информаторов с помощью интервью, анкетных опросов и т.д. Этот метод сбора информации во много раз дороже, чем простой анализ опубликованных материалов. Порядок проведения работ по изучению международных рынков с использованием кабинетных и полевых методов представлен на Схеме 2.
Схема 2 Порядок изучения международных рынков
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.199 (0.017 с.) |