К этой группе относятся показатели, предназначенные для оценки перспективности вложений в ценные бумаги предприятия. Иными словами, с помощью этих показателей можно оценить положение предприятия на рынке ценных бумаг. Большинство рассмотренных ранее показателей было ориентировано в основном на внутреннего пользователя. Однако не вызывает сомнения то, что инвесторы заинтересованы в эффективной деятельности предприятия; в этом причина того, что многие показатели внимательно изучаются ими. Инвесторы заинтересованы в увеличении ценность произведенных инвестиций, в том, чтобы вложенные средства приносили постоянный доход. Для оценки деятельности предприятия с точки зрения инвесторов (акционеров) используется ряд показателей, в которых учитывается цена акции, прибыль на акцию и ставка дивиденда. Следует отметить, что в контексте курса показатели этой группы приводятся только для ознакомления. Доход на одну акцию – EPS (earning per share). Акционерные предприятия в обязательном порядке должны публиковать сведения о прибыли на акцию за два последних года. Данный показатель является хорошим индикатором того, насколько умело и профессионально капитал используется руководством предприятия для получения прибыли. Кроме того, с этой величиной связано определение отношения цены акции и прибыли. Показатель EPS связывает доход на одну акцию и число обыкновенных акций. Прежде чем приступить к его расчету, необходимо определить сумму средств, остающихся в распоряжении акционеров после вычитания всех процентов за кредиты и займы, налогов, дивидендов на привилегированные акции. Эту величину обозначают аббревиатурой EATOS (earning attributed to ordinary shareholders). В определенном приближении можно считать, что EATOS = чистая прибыль - дивиденды по привилегированным акциям. Доход на одну акцию можно определить как отношение EATOS к средневзвешенному количеству ординарных (или обыкновенных) акций:
|
| EATOS
|
| EPS
| =
|
| .
|
|
| Общее количество обыкновенных акций
|
| Рассмотрим пример. Допустим, на конец отчетного периода у предприятия было выпущено 15 000 акций по рыночной цене 2 $. Кроме этого, известно, что чистая прибыль после уплаты процентов и налогов составила 3 000 $, при этом предполагается выплатить дивиденды в сумме 1 500 $. В этом случае можно определить EPS как 3 000 $ / 15 000 = 0,2 $ т. е., прибыль в расчете на одну акцию составляет 0,2 $.
Отношение рыночной цены акции к доходу на акцию - P/E (Price/Earning). Грубо говоря, это отношение показывает, сколько времени требуется для того, чтобы окупить приобретение акции при текущем значении прибыли на акцию. Можно сказать и так, что отношение P/E показывает, сколько акционеры согласны заплатить на данный момент за каждый доллар прибыли, получаемой на одну акцию. То есть при покупке акции по рыночной цене инвестор практически приобретает доход, который будет получать P/E лет.
|
| Рыночная цена акиции
|
| P/ E
| =
|
| .
|
|
| Доход на одну акцию
|
| На момент приобретения акций акционеры заинтересованы в том, чтобы в будущем получать ощутимую отдачу. Стоимостную оценку ожидаемой отдачи отражает рыночная цена акции.
Продолжая рассмотрение примера, можно определить P/E как 2 $ / 0,2 $ = 10 раз.
Отношение дивиденда к рыночной стоимости акций (Ставка дивиденда, или рентабельность акции). Названный показатель характеризует в процентном отношении «отдачу», которую получает инвестор, вложивший свои средства в акции. Он связывает дивиденды, получаемые на одну акцию, с текущей рыночной стоимостью акции. Приступая к расчетам, предварительно следует рассчитать дивиденд на одну обыкновенную акцию. Эту величину легко найти, поделив сумму указанных дивидендов на количество ординарных акций. Далее ставку дивиденда можно определить по формуле:
Дивиденды на одну обыкновенную акцию
|
|
| .
| Текущая стоимость акции
|
| Если для рассматриваемого примера дивиденды на одну обыкновенную акцию составят 1 500 $/ 15 000 = 0,1 $, то ставку дивиденда (рентабельность акции) можно определить как: 0,1 $ / 2 $ = 5 %. Следовательно, акционер, владеющий акцией стоимостью 2 $, имеет отдачу на уровне 5%. Очевидно, что величина показателя может изменяться при изменении величины дивидендов и рыночной цены акции.
Показатель выплат (коэффициент покрытия дивиденда). Показатель связывает дивиденды на акцию с доходом на акцию и дает представление о способности предприятия продолжать выплату дивидендов. Он также позволяет оценить долю, которую составляет нераспределенная прибыль, и вероятность того, что предприятие будет в состоянии поддерживать уровень дивидендов при снижении прибыльности. Коэффициент покрытия дивиденда представляет собой отношение:
Доход на акцию
|
| EATOS
|
|
| =
|
| .
| Дивиденды на акцию
|
| Дивиденды на акцию
|
| Для рассматриваемого примера коэффициент покрытия дивидендов составит 3 000 $ / 1 500 $ = 2 раза, или 0,2 $ / 0,1 $ = 2.
То есть часть прибыли, остающаяся в распоряжении акционеров после уплаты процентов по займам и налогов, превышает выплачиваемые дивиденды в два раза. Обратная величина представляет собой дивидендный выход, который определяют по формуле:
Дивиденды на акцию
|
|
| .
| Доход на одну акцию
|
| В заключение можно было бы отметить еще коэффициент котировки акций, который определяется отношением:
Рыночная цена акции
|
|
| .
| Учетная цена акции
|
|
Сопоставление показателей
| Использование рассмотренных финансовых показателей в качестве критериев эффективности деятельности предприятия особенно полезно, если для сравнения рассматриваются также
· деятельность данного предприятия в прошлом;
· текущая деятельность идентичных организаций. Большинство организаций заинтересовано в сравнении своей деятельности с деятельностью конкурентов. Подобное сравнение полезно, поскольку оно:
· не позволяет благодушно относиться к своей работе;
· стимулирует деятельность по улучшению показателей предприятия;
· позволяет определить базу для оценки эффективности;
· напоминает о том, что предприятие работает не изолированно от других. Однако, наряду с достоинствами относительных финансовых показателей, особенно полезными при выявлении тенденций развития предприятия, у них имеется и ряд недостатков, на которые следует обратить внимание. Дело в том, что на практике при сопоставлении показателей различных организаций нередко возникают различные проблемы. Если смысловое содержание и методы определения используемых показателей не стандартизированы, то сопоставление может оказаться бессмысленным или даже ввести в заблуждение. В частности, не всегда просто убедиться в том, что сравниваются именно сопоставимые показатели. Трудности могут быть обусловлены различиями в учетной политике, например в методах начисления амортизации или оценки стоимости запасов, т.е. в методах, оказывающих влияние на величину объявленной прибыли. К перечисленным неблагоприятным обстоятельствам следует добавить еще одно. Уделяя излишне большое внимание сопоставлению, легко полностью потерять способность к объективному анализу работы собственного предприятия и начать все оценивать лишь относительно чужих показателей. Важно решить, что является конечной целью проведения анализа - обеспечение приемлемого уровня прибыльности своего предприятия или стремление сравняться с конкурентами либо превзойти их. Если, в гипотетической ситуации, все конкуренты предприятия движутся к тупику, то вряд ли инвесторам доставит удовлетворение мысль о том, что их предприятие тоже идет в тупик, но упрется в стену последней. Несмотря на то что показатели, основанные на данных за прошедшие периоды, относятся к прошлому, они могут быть использованы в качестве исходных цифр, позволяющих прогнозировать будущее. Особую роль приобретают показатели в тех случаях, когда приходится заниматься проблемами выживания предприятия или его возможным крахом. На основании многолетних исследований было выявлено, что неудовлетворительные значения ряда определенных показателей часто предвещают банкротство предприятия; существуют даже специальные методы расчета вероятности банкротства. Как уже было отмечено, сами по себе финансовые показатели имеют ограниченную применимость и их нельзя рассматривать изолированно. Об этом необходимо помнить при анализе ценности и значимости финансовых показателей с позиции менеджера.
Показатели прибыльности
| Кошки Лтд
| Мышки Лтд
| ROCE – отдача на
| 57 600
|
|
| 44 800
|
|
| используемый
|
| =
| 12%
|
| =
| 16%
| капитал
| 480 000
|
|
| 280 000
|
|
| AUR – показатель
| 720 000
|
|
| 720 000
|
|
| использования
|
| =
| 1,5
|
| =
| 2,57
| активов
| 480 000
|
|
| 280 000
|
|
| ROS – рентабельность оборота
| 57 600
|
|
| 44 800
|
|
|
|
| =
| 8%
|
| =
| 6,22%
|
| 720 000
|
|
| 720 000
|
|
| Отношение
| 90 000
|
|
| 80 000
|
|
| валовой прибыли
|
| =
| 12,5%
|
| =
| 11,1%
| к выручке от реализации
| 720 000
|
|
| 720 000
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Показатели оборотного капитала
| Кошки Лтд
|
|
| Мышки Лтд
|
|
| Платежеспособность
| 352 000
|
|
| 146 000
|
|
| по текущим
|
|
| 2,75: 1
|
| =
| 1,80: 1
| обязательствам
| 127 600
|
|
| 81 000
|
|
|
| 248 000
|
|
| 122 000
|
|
| Ликвидность
|
| =
| 1,9: 1
|
| =
| 1,5: 1
|
| 127 600
|
|
| 81 000
|
|
| Оборачиваемость
| 630 000
|
|
| 640 000
|
|
| запасов
|
| =
| 6,05,
|
|
| 26,6
|
| 104 000
|
| 60 дн.
| 24 000
|
| 14дн.
| Оборачиваемость
| 720 000
|
|
| 720 000
|
|
| дебиторской
|
|
|
|
| =
|
| задолженности
| 80 000
|
| 40 дн.
| 48 000
|
| 24 дн.
| Оборачиваемость
| 630 000
|
|
| 640 000
|
|
| кредиторской
|
| =
| 4,9
|
| =
| 7,8
| задолженности
| 27 600
|
| 72 дн.
| 81 000
|
| 47 дн.
| Данные показатели оборотного капитала имеют большое значение при анализе положения компании, поскольку они характеризуют способность к рациональной, с точки зрения финансов, организации текущей деятельности: Оборотный капитал = Текущие активы - Текущие обязательства. Текущие активы – это те ресурсы, которые предполагается обратить в денежные средства не более чем за один год. С их помощью руководство фирмы имеет возможность заплатить по тем обязательствам, которые должны быть погашены на протяжении не более чем одного года (обычно - в течение нескольких месяцев, например, задолженности перед поставщиками, за кредиты на закупки, т. д.), организовать текущую деятельность. Товары/услуги реализуются, компания получает выручку от реализации, которая может осуществляться как за наличные средства, так и в кредит. Реализация, осуществляемая в кредит, подразумевает наличие дебиторов. Когда дебиторы рассчитаются по выставленным им счетам, дебиторская задолженность преобразуется в денежные средства. Оборотный капитал
Кошки
| Мышки
| 224 400
| 65 000
| Текущие обязательства компания имеет в основном перед поставщиками товаров и услуг. Кредиторы возникают, если приобретения осуществляются не за наличный расчет, а в кредит, и это означает, что в ближайшем будущем компании придется оплачивать счета поставщиков. Существуют и другие обязательства. В качестве примера можно привести расходы, начисляемые в конце периода (заработная плата, дивиденды). Предполагаемые дивиденды на обычные акции или привилегированные акции также будут текущими обязательствами, что означает в данном случае, что дивиденды должны быть выплачены акционерам сразу же после ежегодного собрания акционеров. Среди других значительных текущих обязательств может быть налог на добавленную стоимость, который подлежит оплате (ежеквартально) исходя из разницы между стоимостью закупок и выручкой. Ежегодно уплачиваются также и налоги, исчисляемые из прибыли компании. Для выполнения обязательств текущие активы должны превышать текущие обязательства. Показатель платежеспособности по текущим обязательствам
Кошки
| Мышки
| 352 000/127 600 = 2,76
| 146 000/81 000=1,8
| Каждой 1 у.е. текущих обязательств должна соответствовать по крайней мере 1 у.е. текущих активов. Чем значительнее данный показатель, тем выше возможность компании расплатиться с текущими обязательствами за счет текущих активов. Показатель ликвидности ("критической оценки") Данный относительный показатель является более ярким, по сравнению с предыдущим, показателем платежеспособности компании. Поскольку преобразование запасов в денежные средства требует некоторого времени, то при расчете данного показателя запасы исключаются из суммы текущих активов. В общем случае, чем меньше бизнес (с точки зрения оборота), тем больше времени требуется для обращения запасов в денежные средства (путем реализации их за наличные или в кредит. Сезонные колебания также необходимо принимать во внимание). При расчете показателя критической оценки учитываются активы в виде денежных средств и дебиторских задолженностей по отношению к текущим обязательствам (текущим пассивам), а именно кредиты за поставки, налоги, пошлины, проценты за превышение кредита и т.д. Можно ожидать, что величина показателя должна быть порядка 1. Если величина данного показателя 1,5–2 или даже выше, то может возникнуть вопрос о том, что ликвидные средства поддерживаются на слишком высоком уровне, вероятно, в данном случае следовало бы вложить свободные средства в какое-либо предприятие, т.е. краткосрочно инвестировать. Однако в период экспансии может сложиться ситуация, в которой денежные средства могут потребоваться компании в ближайшее время (например, придется покупать дополнительное количество запасов).
Кошки
| Мышки
| 248 000/127 000 =1,9
| 122 000/81 000=1,5
| Может возникнуть вопрос: не слишком ли велик объем ликвидных активов Кошек? (т.е. не следует ли сократить реализацию в кредит или найти возможность дополнительного инвестирования средств?). Оборачиваемость дебиторской задолженности Данный показатель помогает понять, достаточно ли быстро дебиторы в среднем погашают свои дебиторские задолженности, т.е. насколько быстро дебиторские задолженности обращаются в денежные средства. Если известны данные только за один год, то для расчета оборачиваемости дебиторской задолженности можно использовать соотношение:
Кошки
|
| Мышки
|
| 720 000/80 000 = 9 раз,
| или 40 дней
| 720 000/48 000=15 раз,
| или 24 дня
| Показатели у компании Мышки неплохие (меньше 1 месяца). Положение компании Кошки также можно счесть приемлемым, но правлению компании необходимо поставить перед собой цель достичь периода погашения дебиторской задолженности в 30 дней. Высокий показатель оборачиваемости дебиторской задолженности говорит о том, что дебиторские задолженности быстро обращаются в денежные средства, что в целом сокращает потребности расхода оборотного капитала. Оборачиваемость запасов
Кошки
|
| Мышки
|
| 630 000/104 000 = 6,05,
| или 60 дней
| 640 000 / 24 000 = 26,67,
| или 14 дней
| Данные, выраженные в количестве дней, являются хорошей характеристикой оборачиваемости запасов. Помимо того что высокий уровень запасов стоит недешево, он еще может потребовать дополнительных расходов (например, на хранение). Торговые кредиторы могут потребовать от компании оплатить свою задолженность, причем быстрее, чем будут получены деньги в счет дебиторской задолженности. Помимо прочего, высокий уровень запасов связывает средства, которые, в случае вложения в какое-либо предприятие, могли бы принести определенный доход. Оборачиваемость кредиторской задолженности Данным соотношением определяется средняя продолжительность погашения кредиторской задолженности. Возможно, с точки зрения движения средств, есть определенные преимущества в том, чтобы отсрочить оплату счетов некоторых кредиторов. К тому же, хорошие взаимоотношения с поставщиками могут иметь для компании достаточно большое значение. В этом случае желательно четко придерживаться сроков осуществления платежей.
Кошки
|
| Мышки
|
| 630 000 / 127 000 = 0,049 у.е.,
| или 72 дня
| 640 000 / 81 000 = 0,079 у.е.,
| или 45 дней
|
Выводы. Ликвидность у обеих компаний вполне приемлемая. Возможно, у Кошки Лтд на складах слишком много запасов: ведь обе компании принадлежат к одной отрасли промышленности, а компания Мышки Лтд получает такую же выручку от реализации, имея существенно меньше запасов. Тем не менее у компании Кошки Лтд вполне достаточная ликвидность и приемлемая оборачиваемость кредиторской задолженности. Отдача на используемый капитал компании Мышки – 16%, что выше аналогичного показателя компании Кошки (12%), вполне вероятно, что это предполагает лучшее управление финансами. Показатель использования активов AUR компании Мышки – 2,57 раза, аналогичный относительный показатель компании Кошки – 1,5 раза. Рентабельность оборота ROS выше у компании Кошки - 8%, в то же время как у Мышки ROS – 6,22%. Возможно, это следствие того, что отношение валовой прибыли к выручке от реализации у компании Кошки достигает 12.5%, а у компании Мышки – всего 11,1%. Тем не менее эти цифры желательно сопоставить с усредненными данными для этой отрасли промышленности, а также с расходом капитала обеих компаний. Запасы компании Кошки Лтд довольно велики, и если компании удастся улучшить этот показатель (снизить уровень оборачиваемости запасов в днях), то при этом освободятся дополнительные денежные средства, которые можно использовать другим способом (например, направить их на расширение постоянных активов). С точки зрения краткосрочной кредиторской задолженности, ликвидность обеих компаний достаточная, и в компаниях может возникнуть вопрос о предоставлении кредита (особенно компании Кошки Лтд, у которой показатель ликвидности 1,9). Кредиты могут потребоваться для какой-либо финансовой экспансии (например, для приобретения новых постоянных активов). В этом случае обеим компаниям есть смысл выпустить новые акции (хотя у компании Мышки относительный показатель отдачи на используемый капитал, в общем-то, выше).
|
|
|