Сопоставление бюджета прибылей и убытков и фактического результата деятельности – 2. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставление бюджета прибылей и убытков и фактического результата деятельности – 2.



  Бюджет Фактический результат - 2 Отклонение по объему производства Отклонение по цене  
Объем реализации, шт. 935 000 1 000 000 65 000   благоприятное
Выручка от реализации, руб. 537 000 564 000 27 000   благоприятное
Цена 1 набора, руб.   564     неблагоприятное
минус Себестоимость реализации, руб 169 000 181 000 12 000   неблагоприятное
Себестоимость 1 набора, руб.   181      
Валовая прибыль, руб 368 000 383 000 15 000   благоприятное
Валовая прибыль для 1 набора, руб         неблагоприятное
Расходы на реализацию:          
Реклама, руб. 14 000 15 00 0 1 000   неблагоприятное
Зарплата продавцов, руб. 144 000 144 000      
Комиссионные продавцов, руб. 32 000 34 000 2 000   неблагоприятное
Транспортные расходы, руб. 24 000 26 000 2 000   неблагоприятное
Административные расходы, руб. 11 000 11 000      
Чистая прибыль, руб. 143 000 153 000 10 000   благоприятное
Чистая прибыль 1 набора, руб.         благоприятное


Если бы фактические результаты деятельности соответствовали приведенным во второй таблице, результаты деятельности были бы менее впечатляющими. Снижение цены еще на 6 руб. привело к менее значительному увеличению выручки от реализации; при том, что во втором случае себестоимость 1 набора соответствует запланированной, изменение валовой прибыли также менее благоприятное. Помимо этого, возросли расходы на рекламу и транспортные расходы. Прибыль, полученная в результате деятельности, все еще превышает запланированную, что создает общее впечатление благополучия.
Ситуация, разумеется, менее впечатляющая, чем в первом случае, тем не менее достаточно удачная.
В первом случае увеличение объема реализации на 7% потребовало снижения цены менее чем на 1%, что просто великолепно. Во втором случае такое же увеличение объема реализации потребовало снижения цены почти на 2%. Принимая во внимание то, что в ряде ситуаций для увеличения объема реализации требуется почти такое же снижение цены, ситуация магазина Т&Т остается достаточно благоприятной. Тем не менее вторая возможность демонстрирует ухудшение управления затратами, которые требуют постоянного контроля со стороны предпринимателя или администрации.
Роль бюджетирования для предприятия имеет первостепенное значение, поэтому менеджеру необходимо уметь делегировать ответственность своим сотрудникам; последние, в свою очередь, должны научиться работать без постоянного надзора. Чтобы управлять деятельностью предприятия, которая изо дня в день становится более разносторонней, поскольку изменяется окружающая обстановка в целом, необходимо учиться этому. Решающее место в процессе управления предприятием занимает корректное бюджетирование. Бюджет, являвшийся сначала всего лишь инструментом планирования, по мере роста предприятия может стать основным инструментом управления.

Задание.

  1. Постарайтесь выяснить, соответствуют ли статьи Ваших расходов тем пунктам, которые отражены в бюджете предприятия. Если это не так, убедитесь в том, что соответствующие статьи выбраны правильно, и при необходимости внесите изменения.
  2. Составьте поименный список тех работников, которые фактически контролируют каждую статью доходов или расходов.
  3. Составьте поименный список тех, кто несет ответственность за каждую статью доходов или расходов.
  4. Если в списках отмечаются расхождения, следует выяснить, что является причиной этого (и, скорее всего, исправить данную ситуацию).

Необходимо, чтобы использование бюджетов в целях контроля и управления стало второй натурой предпринимателя. Воспользовавшись бюджетами один или два раза, каждый обнаруживает, что выгода бюджетирования очевидна, и тот факт, что раньше удавалось управлять предприятием без него, вызывает удивление.

Резюме. В заключение необходимо отметить несколько основных моментов: Бюджетирование представляет собой неоценимый инструмент для:
  • планирования, поскольку позволяет предпринимателю переоценить свои планы и задаться вопросом "а что будет, если...?";
  • контроля, так как способствует организации управления по отклонениям;
  • распределения ответственности, предоставляя возможность делегирования ответственности за различные аспекты деятельности работникам, контролирующим соответствующие направления.
Бюджетирование представляет собой ту существенную основу, благодаря которой предприятие может развиваться наиболее безопасным и контролируемым путем. Бюджетирование является мощным инструментом, способствующим управлению растущим предприятием. Тем не менее бюджеты никогда не должны использоваться вслепую, а устаревший бюджет следует своевременно корректировать. Исходные бюджеты могут скрывать истинную ситуацию, особенно в случае значительных отклонений в объеме реализации или цене выпускаемой продукции. Составление бюджетов, соответствующих фактической ситуации, представляет собой одно из решений этой проблемы, позволяя анализировать отклонения и предпринимать корректирующие действия. Следует помнить и о том, что бюджетам свойственен и ряд слабых сторон. Бюджеты могут
  • необоснованно разрастаться из-за множества деталей;
  • становиться самоцелью;
  • скрывать в себе причины неэффективной работы, если поставленные задачи нереальны;
  • действительно стать причиной неэффективной работы, если они негибки;
  • демотивировать работников, будучи использованы в качестве плетки.
Данные недостатки требуют серьезного подхода, поскольку, в конечном счете, не существует других путей эффективного управления растущим предприятием, кроме корректного бюджетирования. Бюджет имеет три ключевых элемента:
  • прогноз прибыли и убытков;
  • прогноз движения денежных средств;
  • прогноз баланса.
Каждый элемент бюджета несет свою нагрузку. Важно осознавать, что прибыль существенно отличается от движения денежных средств. Прибыль, указываемая в отчете о прибылях и убытках и балансе, является мерой долгосрочного успеха бизнеса, а денежные средства служат для фактической оплаты счетов. Отчетный период может оказаться прибыльным, и при этом у предприятия может не хватать денежных средств – это проблема, знакомая многим растущим предприятиям. Баланс подскажет, какие фонды требуются для того, чтобы воплотить свои планы в жизнь. Знания, почерпнутые из данного блока, позволяют рассчитать и свести воедино все элементы бюджета, а также понять их взаимозависимость. Доступная где-либо при составлении бюджета ошибка наиболее наглядно выявится в балансе, поскольку нарушится равновесие активов и обязательств. В ходе работы над данным блоком Вам приходилось составлять некоторые бюджеты. В заключение оцените составленные бюджеты. Для этого необходимо пройти следующие этапы: 1. Сделать переоценку бюджета, убедиться в том, что составленный бюджет является достижимым, Ответьте на следующие вопросы:
  • Действительно ли можно достигнуть поставленных в бюджете целей, используя имеющееся оборудование?
  • Действительно ли требования к основным средствам и оборотному капиталу отражены в прогнозе движения денежных средств?
  • "Сбалансирован" ли баланс? Скоординированы ли между собой составленные бюджеты?
  • Действительно ли потребность в денежных средствах, заложенная в соответствующем бюджете, может быть удовлетворена за счет внешних источников (например, заем, факторинг, лизинг и т.д.)?
Если какие-либо задачи нереальны или недостижимы, необходимо переработать бюджет, используя реальный и достижимый набор параметров. Важно своевременно отметить факторы, которые потребуют изменения за счет внешних источников (возможность финансирования, новое оборудование и т.п.). 2. Провести точный анализ, в том числе проверить чувствительность бюджетов к изменению ключевых параметров. В частности:
  • Проверить, какое воздействие окажет на бюджет изменение в объеме реализации (в пределах 10% или больше).
  • Составить перечень других важных для предприятия параметров и проверить, какое влияние окажет на бюджет их изменение.
При обоих способах анализа необходимо принимать во внимание "наилучшие" и "наихудшие" ситуации. Составление бюджета - процесс сложный и требующий времени. Важно не столько углубляться в детали бюджета, сколько осознавать, что главным в бюджетировании является:
  • процесс систематического обдумывания планирования и перспектив предприятия;
  • использование всех предоставившихся благоприятных возможностей;
  • обратная связь, которая заставляет анализировать и переоценивать изначальные планы.
Бюджет - это не самоцель, а средство достижения цели. Если прогноз прибыли и убытков, прогноз движения денежных средств и прогноз баланса не совпадают в деталях, возможно, что помощь сможет оказать бухгалтер. Однако бухгалтер не всегда может охватить и всеобъемлющие планы, и стратегию. Для Вас как предпринимателя важно понять механизм составления бюджета и еще важнее понять, как его использовать.

Анализ финансовых отчетов

Принимая во внимание то, что управление предприятием требует полной информации как о его деятельности, так и об изменении положения и состояния дел по различным направлениям деятельности, мы предлагаем ознакомиться с основными элементами финансового анализа. Владея ими, вы сможете:
  • осуществить оценку деятельности своего предприятия;
  • выяснить, в какой степени изменилось его состояния по сравнению с предшествующими периодами;
  • провести сравнение положения своего предприятия с положением других аналогичных предприятий.

 

Общий взгляд на финансовую отчетность


В данном учебном элементе мы предлагаем рассмотреть финансовую отчетность с точки зрения информации, предоставляемой руководству и используемой как для анализа деятельности предприятия, так и для определения тех направлений деятельности предприятия, которые требует более внимательного подхода к управлению ими.

В начале данного модуля было упомянуто бытующее в нашей стране мнение о том, что роль бухгалтерии заключается в подготовке отчетов для налоговой инспекции и в своевременном предоставлении данных отчетов. Изученный ранее материал, в целом, не противоречит выводу о том, что информативность бухучета ограничена, в том числе и потому, что в качестве входных данных информационной системы бухучета рассматриваются только первичные документы. В то же время этой информации может оказаться недостаточно для принятия решения. Следовательно, требуется, во-первых, использовать все данные, которые регистрируются, измеряются, передаются и обрабатываются внутри предприятия и которые явятся входными данными финансового анализа; во-вторых, данные следует обработать с применением тех методов учета и анализа деятельности, которые позволят предоставить руководителю, менеджеру информацию, необходимую для принятия решения. Можно сказать, что единственным ограничением финансового анализа является то, что результатом использования различных методов анализа является предоставление полезной информации.

Ранее были рассмотрены основные финансовые отчетные формы и различные методы учета затрат. Получив как навыки составления простых финансовых отчетов, так и представление об их назначении, логично задаться вопросом о том, каким образом извлечь из этих отчетов максимум информации и как использовать полученную информацию для решения управленческих задач. Финансовый анализ заключается в применении аналитических инструментов и методов к различным данным, содержащимся в финансовой и иной документации, с целью выяснения природы различных взаимосвязей, различных характеристик, необходимых для принятия решения. По сути финансовый анализ позволяет понять будущее, исследуя и анализируя прошлое.

По мнению специалистов, в России на протяжении долгого времени среди практикующих учетных работников существовала глубокая убежденность в том, что основной, если не единственной, целью составления бухгалтерской отчетности является ее представление в налоговую инспекцию. Одним из последствий такого подхода явилось полное выпадение анализа бухгалтерской отчетности из функций бухгалтерии, несмотря на то что, в соответствии с рекомендациями Министерством Финансов СССР от 1961г., анализ является неотъемлемой частью деятельности бухгалтера.

В действительности же разнообразные данные, приводимые в финансовых отчетах, достаточно информативны для того, чтобы заинтересованные стороны, проведя нехитрый анализ, в том числе расчет ряда относительных показателей (коэффициентов), смогли бы получить более глубокие представления о положении дел в предприятии. На практике одни показатели часто приходится сопоставлять с другими. Так, для внутренних целей полезно сравнить показатели текущего года с соответствующими показателями года предыдущего. С внешних позиций представляет интерес сопоставление показателей одного предприятия с подобными показателями других идентичных организаций.

В условиях конкурентного окружения желательно иметь метод, позволяющий выяснить, какое предприятие работает лучше, особенно если они действуют на одном и том же рынке. Сопоставляя предприятия по величине и рыночной стоимости, можно сравнивать стоимости их активов или оборотных средств, которые приводятся в бухгалтерских балансах. Однако такое сравнение может привести к неверным выводам, например, если сравнивать какое-либо предприятие тяжелой промышленности с предприятием розничной торговли. Последнее может быть очень солидным, однако прийти к такому выводу, исходя из количества принадлежащего ей оборудования, было бы сложно. Поэтому для получения более общей картины необходимо использовать другие показатели (например, оборот или численность работающих).

Если необходимо провести более сложное сопоставление (скажем, по прибыльности или ликвидности), то непосредственное сравнение взятых изолированно цифр абсолютно ничего не даст. Например, в неудачный год очень крупное предприятие может получить прибыль $ 100 000. Точно такой же может быть и прибыль маленького предприятия, состоящей всего из нескольких человек. Можно ли в такой ситуации считать, что оба предприятия одинаково прибыльны?
По названной причине для оценки прибыли и активов удобно использовать относительные финансово-экономические показатели. Именно такие показатели и используются в первую очередь при анализе отчетов как с внутренней, так и с внешней точек зрения. И менеджерам, и инвесторам, и кредиторам названные показатели позволяют не только сравнивать и интерпретировать финансовые результаты, но и ставить задачи по улучшению работы предприятия и контролировать их решение.

Важным элементом финансового анализа является сопоставление показателей. Действительно, изолированно рассматриваемые величины малоинформативны.

Если некто, начиная с нового года, получает $ 300 в месяц, хорошо это или плохо? Если это меньше, чем в прошлом году, то плохо. Если сравнивать это с зарплатой среднего класса в России в целом, то на январь 2001 года это хорошо, однако в сравнении с доходами среднего класса в Москве не так-то и много. Если же обозначенный некто относится не к среднему классу, а к более обеспеченным слоям населения, во всяком случае, относился к ним в прошлом году, то это мало.


В элементарном примере заключены ключевые идеи проведения финансового анализа, необходимость сопоставления показателей (абсолютных и относительных):

  • с собственными показателями предшествующих периодов;
  • с аналогичными показателями других предприятий данного сектора, имеющих сходные размеры и расположенные в том же регионе.
Деятельность предприятия и финансовая отчетность.


Финансовая отчетность предназначена для предоставления заинтересованным сторонам правдивой и достоверной информации о положении предприятия, однако то представление, которое является ясным и понятным для одних пользователей, может оказаться недостаточно информативным и четким для других.
На содержание и форму финансовых отчетов оказывает влияние набор различных по характеру факторов:

  • положения о бухгалтерском учете;
  • принятая на предприятии учетная политика;
  • существующие традиционные принципы и соглашения;
  • различные методы оценки стоимости;
  • законодательство;
  • субъективные суждения;
  • факты, события, которые имели место в отчетном периоде, и их последствия.

К сожалению, не существует никаких предписаний относительно того, в какой степени следует учитывать влияние различных факторов. Индивидуальная позиция менеджера или группы менеджеров определяет приоритеты при оценке важности различных компонентов смеси внешних факторов. Смена команды менеджеров может повлечь за собой изменение приоритетов, и вполне вероятно, что вследствие этого появятся затруднения при сопоставлении результатов работы одного и того же предприятия в разные периоды. Аналогичные затруднения могут возникнуть и при "внешнем" сравнении деятельности различных организаций, если их менеджеры по-разному воспринимают влияние названных выше факторов.

Необходимо помнить, что анализ деятельности предприятия заслуживает внимания с точки зрения как внутреннего, так и внешнего представления. При внешнем анализе как фактические и потенциальные инвесторы, так и финансовые эксперты исходят из того, что менеджеры при всех условиях уделяют внимание двум названным аспектам. С точки зрения инвесторов и экспертов, роль менеджеров как раз и заключается в том, чтобы обеспечивать эффективность и жизнеспособность предприятия. При этом создаются условия для достижения двух главных целей инвесторов, которые можно сформулировать так:

  • увеличение, или как минимум сохранение капитала;
  • достижение приемлемого и/или ожидаемого уровня отдачи от капиталовложений.

Точно так же, как взаимосвязаны и взаимозависимы цели менеджеров, взаимосвязаны и взаимозависимы цели инвесторов. Можно считать, что и менеджеры, и инвесторы имеют в целом одни и те же цели, но рассматривают их с разных точек зрения.

Проводя внутренний анализ деятельности предприятия, следует уделять внимание двум главным аспектам:

  • прибыльности как мере эффективности деятельности;
  • ликвидности и платежеспособности, определяющим финансовое положение.

Существуют относительные показатели, к которым и менеджеры, и инвесторы относятся с большим вниманием. Это показатели прибыльности, показатели финансовой активности, связывающие между собой прибыль и привлеченные средства, выручку от реализации и задействованные активы, а также прибыль и выручку. Газета Financial Times, публикуя список 500 ведущих компаний мира, сопоставляет их не только по размерам рыночной капитализации (число выпущенных акций, умноженное на их рыночную стоимость), но и по показателю ROCE (Return on Capital Employed), что можно перевести как отдача на используемый капитал. Об этом показателе подробнее будет сказано ниже, в разделе, посвященном коэффициентному анализу. Тем не менее следует отметить, что, говоря о финансовой эффективности, наряду с показателем ROCE необходимо уделить внимание также коэффициенту использования активов AUR и рентабельности оборота ROSR.

Поскольку менеджеры обязаны заботиться о финансовой эффективности предприятия и их способности к выживанию, представляется совершенно естественным, что они будут анализировать относительные показатели согласно указанным аспектам. С точки зрения платежеспособности предприятия, заслуживают внимания два аспекта:

  • краткосрочная платежеспособность;
  • долгосрочная платежеспособность.

Менеджеры обычно уделяют первоочередное внимание краткосрочной платежеспособности. Связано это с тем, что стабильность предприятия является предпосылкой для перспективного планирования и достижения поставленных целей. Помимо этого, менеджеров, так же, как и инвесторов, интересуют проблемы долгосрочной платежеспособности. Особое значение анализа показателей платежеспособности состоит в том, что он служит основой для предсказания возможной неплатежеспособности предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.014 с.)