Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема прогноза прибыли и убытков

Поиск

 

Схема розничной торговли проста: товар приобретается и затем продается практически без какой-либо обработки (исключая, возможно, упаковку и расфасовку). В этом случае себестоимость представляет собой первоначальную стоимость продаваемого товара, которая состоит из стоимости его приобретения с учетом затрат на доставку, хранение и прочее.

Сфера услуг предполагает наем работников-специалистов, а себестоимость услуг в основном представляет собой стоимость их рабочего времени, потребовавшегося для обслуживания клиентов (что касается, в частности, консалтинговых услуг). Часто в работе используются различные материалы (например, если речь идет об услуге парикмахера или мастера по ремонту холодильников); в этом случае последние также должны быть включены в себестоимость предоставляемых услуг.
В сфере производства имеют место приобретение сырых материалов или полуфабрикатов и последующая их обработка с целью получения предназначенного для продажи конечного продукта. Следовательно, себестоимость будет включать в себя как стоимость приобретенных материалов, так и стоимость труда рабочих, затраченного на производство конечной продукции. Эксплуатационные расходы, т.е. расходы на функционирование производства, где осуществляется процесс создания продукции, также являются затратами на создание конечного продукта и, соответственно, включаются в себестоимость. Себестоимость, как правило, включает в себя не только стоимость приобретенных материалов и заработную плату рабочих, но и арендную плату за помещение, затраты на освещение и отопление, обслуживание и износ оборудования и т.д. Затраты на аренду, обслуживание оборудования, на коммунальные услуги и пр. известны как накладные расходы.

Себестоимость можно оценить только после общей оценки затрат, характеризующих реализацию. Существует два способа построения бюджета себестоимости реализации, причем основой обоих является прогноз объема реализации. При первом способе следует проанализировать затраты, вызванные непосредственно запланированным объемом реализации для каждого месяца (себестоимость реализованных товаров), затем вычесть эту цифру из предполагаемой месячной выручки от реализации; тогда разность характеризует полученную прибыль:

Выручка от реализации – Себестоимость реализованных товаров = Полученная прибыль

Второй способ связан с определением доли прибыли в выручке от реализации. Разность между прогнозом выручки и планируемой прибылью характеризует затраты, связанные с реализацией.

Выручка от реализации – Планируемая прибыль = Себестоимость реализованных товаров.

Выручка от реализации * (1 – доля прибыли) = Себестоимость реализованных товаров.

Себестоимость реализации следует оценивать, используя реальное значение процента прибыли в выручке от реализации. В любом случае после расчета себестоимости или планируемой прибыли от реализации бюджет прибылей и убытков может выглядеть так, как показано в примере ниже:

Предприятие Т&Т: Бюджет прибылей и убытков на 19Х4 год

 

тыс. руб. Всего                        
Объем реализации, тыс. шт.                          
Выручка от реализации                          
минус Себестоимость                          
Валовая прибыль                          
Расходы на сбыт и доставку:                          
Реклама 14,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 2,0 2,0
Зарплата продавцов 144,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0
Комиссионные продавцов 32,0 3,0 3,0 3,0 3,5 3,0 3,0 2,5 2,0 1,5 1,5 3,0 3,0
Транспорт расходы 24,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0
Прочие накладные расходы:                          
Представительские расходы                          
Административные расходы                          
Прочие расходы                          
Чистая прибыль                          

 

Первый способ позволяет рассчитывать себестоимость, исходя из ее доли в объеме реализации, воспользовавшись известными данными о том уровне, который имел место ранее. Определив изменение объема реализации (об этом речь шла ранее), можно рассчитывать величину себестоимости. В приведенном выше примере предприятия Т&Т доля себестоимости в выручке от реализации составляет 33%. Изменения выручки может быть вызвано, например, изменением объема реализации или цены, новыми условиями поставок и т.п. Используя второй способ, следует определить валовую прибыль (67% в приведенном выше примере) и затем определить себестоимость. Будет получен тот же самый результат.

Вопрос. Какой из способов определения себестоимости реализованной продукции лучше соответствует Вашей деятельности? Почему?

В чем заключается значение бюджета реализации для предпринимателя?
Во-первых, он позволяет осуществить оценку получаемой прибыли; во-вторых, он позволяет разрабатывать другие бюджеты, необходимые для повседневной деятельности. Содержание бюджетов будет зависеть от вида деятельности. Далее будут рассмотрены розничная торговля, сфера услуг и производство, что позволит увидеть, как из бюджета себестоимости или бюджета реализации могут быть получены другие виды бюджетов.

Себестоимость в сфере розничной торговли. Работа с себестоимостью требует использовать такие понятия, как сальдо (остаток) запасов начальное и конечное (соответственно, на начало и на конец периода), приобретения, или закупки товара. Если известны соответствующие данные, расчет себестоимости не вызывает затруднений.

Отвлечемся на шутливое задание. Утром Некто обнаружил, что в его холодильнике остался 1 (один–единственный!) банан. Положив его в портфель, он отправился на работу и по дороге купил еще 9 бананов. Вернувшись с работы, он достал из портфеля и положил в холодильник 2 банана. Спрашивается, сколько бананов съел Некто за день?

Ответ найти легко: 1 (на начало дня) + 9 (приобретено) = 10 бананов
10 бананов – 2 (на конец дня) = 8 (съедено)

Аналогично производится расчет себестоимости реализованных товаров. В рассмотренном примере присутствовала информация трех видов: стоимость запасов на начало периода, приобретения и стоимость запасов на конец периода. При этом себестоимость была определена следующим образом:

Себестоимость = Начальная стоимость запасов + Приобретения – Конечная стоимость запасов

или, используя понятия остатка (сальдо) на начало и на конец периода:

Себестоимость = Сн запасов + Приобретения – Ск запасов.

Вновь обратимся к давно знакомому предприятию Т&Т, которое теперь расширило сферу деятельности, частично занимаясь розничной торговлей и не пренебрегая другими видами деятельности. Для определенности будем называть это направление розничной торговли Магазин Т&Т. Предположим, стоимость запасов на начало 19Х4 года составляла 40 млн руб., что отражает итоговое состояние запасов за четыре месяца 19Х3 года. Предположим, что в магазине планируется поддерживать этот уровень запасов постоянным в течение всего 19Х4 года. Известно, что валовая прибыль составляет в среднем 67% в месяц. Имея эту информацию, можно рассчитать бюджет приобретений.

Магазин Т&Т: Бюджет приобретений на 19Х4 год (вариант 1)

 

в тыс. руб. Всего                        
Себестоимость                          
минус Стоимость запасов на начало периода                          
плюс Стоимость запасов на конец периода                          
Приобретения                          
                           


Можно рассмотреть и другую ситуацию. Предположим, условия реализации таковы, что магазину есть смысл поддерживать конечное сальдо запасов на уровне, соответствующем предполагаемому объему реализации на последующие три месяца. В этом случае бюджет приобретений должен выглядеть так:

Магазин Т&Т: Бюджет приобретений на 19Х4 год (вариант 2)

 

в тыс. руб. Всего                        
Себестоимость                          
Минус Стоимость запасов на начало периода                          
Плюс Стоимость запасов на конец периода                          
Приобретения                          


Последний пример в большей степени соответствует реальному бюджету приобретений.

Себестоимость в сфере услуг. Особенности этой области деятельности заключаются в большом количестве работников, обслуживающих клиентов. Себестоимость в сфере услуг состоит в основном из оплаты труда персонала, непосредственно занятого в работе. Как правило, заказчику представляется счет на оплату такого-то количества потраченных на данную услугу часов. Примером такой деятельности может служить, например, консалтинг. Стоимость услуг в большинстве таких предприятий фиксирована (изменения могут быть связаны, например, с инфляцией и т.п.). Предприятие, занимающееся оказанием консалтинговых услуг, должно оплачивать работникам-консультантам время, которое предположительно потрачено на оказание услуги, вне зависимости от того, была ли работа оплачена заказчиком, и от того, все ли рабочее время было потрачено на обслуживание клиента.

Предприятия, занимающиеся сферой услуг, выставляют заказчикам счета за выполненные услуги с учетом определенной надбавки к непосредственной заработной плате. Если в течение месяца работники были полностью заняты на обслуживании заказчика, то надбавка будет определять получаемую валовую прибыль. Например, если оплата труда работников составляет 100 тыс. руб., а надбавка – 50%, то валовая прибыль будет представлять собой 33,3% от оборота. Тогда:

Выручка, с 50% надбавкой 150 тыс. руб.
Оплата труда персонала 100 тыс. руб.
Валовая прибыль 50 тыс. руб., или 33%

Некоторые предприятия, желая добиться большей эффективности работы, учитывают количество времени, затраченного на обслуживание клиента в представляемом ему счете. Если в течение месяца на обслуживание заказчиков будет затрачено 80% времени, то доля валовой прибыли в упадет до 16,6%.

Выручка, с 50% надбавкой 120 тыс. руб.
Оплата труда персонала 100 тыс. руб.
Валовая прибыль 20, или 16,6%


Можно рассмотреть изменение валовой прибыли для случаев различной надбавки к затратам на оплату труда и различной долей рабочего времени, потраченного непосредственно на заказчика.

Рост валовой прибыли в зависимости от надбавок и загрузки (доля в %)
Надбавка, % Доля времени, затрачиваемого на заказчиков
100% 80% 60%
    16.6 (11.1)
    37.5 16.7
      33.3
  66.6 58.3 44.4

 

Себестоимость в производстве. Цели, которые обычно стоят перед предприятием в сфере производства, легко могут быть отождествлены с разными единицами измерения. Например, если цели связаны с уровнем объема выпускаемой продукции, то количественно они могут совпадать с планом производства на месяц.

Рассмотрим простой пример. Предположим, что в настоящее время имеется 20 единиц изделия X.
В соответствии с планом за месяц должно быть продано 110 изделий, при том, что на конец месяца планируется оставить запас 30 единиц. Сколько изделий необходимо произвести в течение месяца?
Алгоритм определения объема производства аналогичен определению объема приобретений:
Запасы на конец месяца + Объем реализации – Запасы на начало месяца = 30 + 110 – 20 = 120.
Следовательно, необходимо произвести 120 единиц изделия X.

Можно определить, какой запас изделий необходим для того, чтобы предприятию каждый месяц можно было спокойно реализовать свои производственные планы. В этом случае хранение готовой продукции является удобным буфером между колеблющимся уровнем реализации и стабильным уровнем производства. Проводя такую политику в отношении каждого из видов продукции и обобщая результаты, можно получить ежемесячный производственный план, выраженный в единицах изделий. Этот план может быть переведен в бюджеты трудозатрат (для решения производственных задач) и бюджет используемого сырья (количество, необходимое для производства). Объединяя последние данные с данными о запасах сырья, можно получить бюджет приобретений. Производственный бюджет позволяет разрабатывать бюджеты производственных накладных расходов и бюджеты износа оборудования (в том случае, если необходимо приобретать дополнительное оборудование).

Рассмотрим пример. Фабрика предприятия Т&Т производит два вида изделий: шелковые шарфы (изделие А) и шелковые платки (изделие В). Татьяна и другие совладельцы предприятия планируют поддерживать производство на постоянном уровне, несмотря на то, что фабрика Т&Т будет остановлена на одну неделю в 1 и 12 месяцах и на две недели в 8-м месяце, с соответствующим снижением уровня производства. Следует принять во внимание запас каждого вида товара на начало года (то есть запас, перенесенный с прошлого года). Помимо этого, после осуществления производства и реализации какое-то количество товаров переносится на следующий год, иными словами, у предприятия имеется запас данного вида товара на конец года. В этом случае бюджет производства может выглядеть следующим образом:

Фабрика Т&Т: Бюджет производства на 19Х4 год

 

  Всего                        
                           
Изделия А                          
Запас на начало года         -                
+ производство                          
– реализация                          
Запас на конец года       -                  
                           
Изделия В                          
Запас на начало года       - -                
+ производство                          
– реализация                          
Запас на конец года     - -                  
                           

 

Из таблицы можно видеть, что потребности реализации обеспечивались производством в месяцы 3-й (для изделий А и В) и 2-й (для изделия В). Если бюджет покажет, что объемы производства недостаточны для обеспечения объемов реализации, то необходимо либо пересчитать объемы реализации, либо поднять уровень производства.

Получив бюджет производства, необходимо оценить себестоимость каждого отдельного изделия. Себестоимость можно определить при помощи записей, касающихся производственных затрат по каждому виду продукции:

  Изделие А Изделие B
Сырье    
Затраты на оплату труда    
Накладные расходы производства    
Всего    

 

Имея данные, касающиеся затрат на производство изделий, можно определить себестоимость сырья и материалов, использованных в производстве, и величину запасов (количественно и в тыс. руб.).

  Изделие А   Изделие В  
  Количество Себестоимость Количество Себестоимость
Запас на начало года   4 030   3 105
+ производство 1 760 54 540 2 860 65 780
- реализация 1 570 48 670 2 580 59 340
Запас на конец года   9 920   9 545

 

Далее можно приступать к составлению плана-графика производства, в котором учтены:

  • сырье и приобретение сырья согласно месячному графику, что позволяет обеспечивать существующий уровень производства (но, тем не менее, в будущем могут возникнуть осложнения из-за решения сохранить запас ряда материалов);
  • трудозатраты, учтенные в заработной плате (в затратах на оплату труда);
  • производственные накладные расходы.

Сказанное выше можно объединить в следующую схему.


 

Из схемы видно, что, помимо запасов и планирования непосредственно производства, необходимо определить количество оборудования, которое способно обеспечить производственный план предприятия. Если предприятие вынуждено приобрести новое оборудование, в бюджете необходимо отразить капитальные затраты, которые окажут влияние на баланс движения денежных средств, но не скажутся непосредственно на получаемой прибыли (за исключением величины амортизации оборудования, включаемой в производственные накладные затраты).

Задание. Используя приведенную ниже таблицу бюджета прибылей и убытков, рассчитать на месячной основе себестоимость для каждого из двенадцати месяцев. Если возможно, составить также:

  • производственный бюджет
  • бюджет запасов готовой продукции
  • бюджет запаса сырья
  • бюджет трудозатрат
  • бюджет амортизации оборудования
  • бюджет производственных накладных затрат
Название компании Бюджет прибыли и убытков на19Х4 год
  Всего                        
Выручка от реализации                          
Минус                          
Себестоимость                          
Расходы на реализацию                          
Реклама                          
Зарплата продавцов                          
Комиссионные продавцов                          
Транспорт, оплата водителя                          
Прочие                          
                           
Прочие накладные расходы:                          
Представительские расходы                          
Амортизация                          
Аренда                          
Свет, отопление, энергия                          
Прочие                          
                           
Прочие расходы                          
Оклады служащих                          
Печатные материалы                          
Канцелярские принадлежности                          
Телефон                          
Прочие                          
                           
Проценты за кредиты                          
Прочие                          
Суммарные расходы                          


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.009 с.)