Сопоставление альтернатив: производство или приобретение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставление альтернатив: производство или приобретение




Аналогично можно рассмотреть возможность субподряда части услуги. В этом случае для деятельности в сфере оказания услуг решение может оказаться еще более простым, возможно, придется только сравнить закупочную цену с затратами по найму одного работника. Работы по субподряду могут оплачиваться на почасовой основе или сдельно, за выполненную работу; если же постоянный персонал, работающий полный рабочий день, ежемесячно получает фиксированную заработную плату, то почасовая оплата или сдельная оплата по субподряду представляет собой переменные затраты, которые можно сопоставить с постоянными затратами на заработную плату штатных работников.

Предположим, оплата постоянных рабочих составляет 8 000 руб. в месяц, в то время как труд временных работников оплачивается их расчета 40 руб. в час. При этом если временный персонал работает более 200 часов в месяц (8 000 руб. в месяц / 40 руб. в час), то будет экономнее иметь штатных работников – разумеется, если данная работа гарантированно будет продолжаться в течение значительного периода времени. 200 часов является, таким образом, критической точкой, определяющей выбор между этими альтернативами.

Следующим шагом на пути принятия решения является определение «уровня безубыточности». Анализ уровня безубыточности не предлагает готового решения, но он дает основные исходные положения для принятия этого решения.

Задание. Перечислите те виды деятельности на своем предприятии, которым могут быть осуществлены при помощи субподряда. Какое влияние может оказать субподряд на прибыль и на степень риска в деятельности предприятия?

Принятие решения о прекращении производства товара или увеличении объема реализации


Анализ маржинальной прибыли позволяет определить, какие именно товары или услуги являются более прибыльными. Из результатов анализа видно, какие товары или услуги способствуют увеличению объема продаж и какие, наоборот, могут быть исключены из ассортимента. Рассмотрим в качестве примера данные для ряда товаров одного предприятия:

Наименование товара: А В С D Е
Цена за единицу, руб. 1,30 1,00 1,00 1,00 1,70
Переменные затраты на единицу, руб. 0,68 0,49 0,66 0,68 1,80
Маржинальная прибыль на единицу, руб. 0,62 0,51 0,34 0,32 (0,10)
Доля маржинальной прибыли, % 48 % 51 % 34 % 32 %  


Маржинальная прибыль на единицу продукции является хорошей информацией к размышлению. Товары А, В, С и D дают положительную маржинальную прибыль, покрывающую постоянные затраты, однако каждая единица товара Е приносит убыток, равный 0,10 руб., т.к. затраты на товар Е составляют 1,8 руб. при цене 1,7 руб. В таком случае прибыль предприятия может быть увеличена при полном прекращении производства товара Е. В то же время, вполне возможно, что существуют причины, по которым производство товара Е необходимо продолжать, например, предоставление потребителям более широкого ассортимента товаров.

Перед нами встает очередной вопрос: если прекращено производство одного товара, производство какого должно быть расширено для загрузки свободных мощностей? Ответ на него позволяет получить анализ маржинальной прибыли: следует расширять производство и продажу товаров, имеющих наибольшую долю маржинальной прибыли в процентах: сначала товара В, покрывая потребность в нем, затем товара А, покуда в нем есть потребность, затем товаров С и D.

Этот принцип является достаточно ясным и может быть применен как к товару, так и к услугам. Если товар или услуга дают отрицательную маржинальную прибыль, тогда их производство должно быть приостановлено до тех пор, пока не будут найдены пути, позволяющие сделать маржинальную прибыль положительной или не высветятся какие-либо важные причины для его продолжения. Товаром или услугой, объем производства которых должен быть увеличен, являются те, которые имеют наибольшую долю маржинальной прибыли, даже если придется сократить объем продаж товаров или услуг с более низкой маржинальной прибылью.

Задание. Определите маржинальную прибыль для производимых на Вашем предприятии товаров и услуг. Может ли прибыль быть увеличена при прекращении производства товара или услуги или при увеличении объема продаж другого товара/ услуги с более высокой долей маржинальной прибыли?

Если товар или услуга дает отрицательную маржинальную прибыль, их производство должно быть прекращено. Увеличивать следует производство товаров или услуг с наибольшим уровнем маржинальной прибыли.

Использование дефицитных (ограниченных) ресурсов


Достаточно часто встречаются ситуации, в которых не возможно реализовать какие-либо планы из-за недостатка оборотного капитала, отсутствия производственных мощностей, сырья или квалифицированных специалистов. Дефицит обусловлен невозможностью получения дополнительных фондов для инвестирования или тем, что владелец просто не желает производить дальнейшие инвестиции. Независимо от причины для принятия решения о том, какая альтернатива дает наибольшую прибыль при ограничении каких-либо ресурсов, может быть использован анализ маржинальной прибыли.

Предположим, предприятие из предыдущего примера собирается выпускать товар четырех наименований - A, B, C, D; постоянные затраты предприятия составляют 450 000 руб. в месяц. Предположим также, что предприятие имеет ограниченное время работы оборудования: 2000 часов в месяц. Маржинальную прибыль на один час работы оборудования можно вычислить следующим образом:

  А В С D
Маржинальная прибыль на 1000 ед.        
Количество часов работы оборудования для производства 1000 ед.        
Маржинальная прибыль на 1 час работы        


Очевидно, что максимальную маржинальную прибыль на час работы оборудования позволяет получить товар В, за ним следуют по порядку товары A, D и С. Таким образом, предприятие должно производить как можно больше товаров в следующем порядке: B, A, D, C – принимая во внимание как спрос на данный товар, так и требующееся время работы оборудования.

Предположим, что известен спрос на каждый вид товара. В этом случае для получения наибольшей прибыли предприятие должно принять следующий план производства товаров:

Наименование товара А В С D Всего
Спрос на товары (в 1000 ед.)   1 000      
Предлагаемый объем продаж (в 1000 ед.)   1 000      
Количество часов работы   1 000     2 000
Маржинальная прибыль всего, руб. 155 000 510 000   80 000 745 000
Всего постоянные затраты, руб.         450 000
Всего прибыль, руб.         295 000


Любая другая комбинация при условии ограничения часов работы оборудования даст меньшую прибыль.

Если предприятию приходится функционировать в условиях ограничений (лимита) на некоторый ключевой ресурс, следует расширить объем продажи товара или услуги, имеющих наибольшую маржинальную прибыль на единицу лимитированного ресурса. Это позволит предприятию получить наибольшую прибыль. Для многих видов деятельности, связанных с услугами, дефицитным ресурсом является время, и, таким образом, маржинальная прибыль на один час (в случае ограничений по времени) является ключевым элементом для наблюдения и анализа.

Задание. Перечислите любые ограничения основных ресурсов, с которыми вам приходится сталкиваться в своей деятельности. Может ли прибыль возрасти при расширении объема продаж товара или услуги с более высокой маржинальной прибылью на единицу лимитирующего ресурса? Если да, то как?

Принятие решения о назначении более низкой цены


Если производство имеет свободные мощности, всегда существует соблазн взять дополнительное количество работы по более низкой цене. Однако всегда встает вопрос, насколько низкой может быть цена? Человек, знакомый с маркетингом, может сказать, что цена должна определяться потребителем и рынком. Однако затраты являются непременным атрибутом деятельности. В перспективе любой вид деятельности должен покрыть все свои затраты и принести прибыль. Как было показано выше, до тех пор, пока цена превышает переменные затраты, товар или услуга дают положительную маржинальную прибыль и покрывают постоянные затраты. Другими словами, минимальная цена, которую следует назначать на товар или услугу, должна превышать переменные затраты. Если имеются свободные мощности, тогда каждая дополнительно проданная по цене выше переменных затрат единица дает дополнительную прибыль.

Однако назначение цены на уровне, лишь незначительно превышающем переменные затраты, является довольно рискованным шагом. Если другие потребители узнают об этом, у всех появится желание покупать товар по низкой цене. В этом случае нет никаких гарантий, что деятельность вообще будет приносить прибыль. Например, предприятия, продающие основной объем товаров в преддверии праздников, зачастую предлагают остаток товара перед самым праздником по очень низкой цене. Если каждый из покупателей будет ждать последней минуты для получения максимальной скидки, то, что получится в результате?

Вам, вероятно, запомнилось название предприятия, о переходе в которое размышлял Тимур, а именно предприятие "Такси-сервис", предлагавшее услуги такси, в том числе и для загородных прогулок. В предприятии рассматривалась возможность организации базы отдыха, для людей, желающих полноценно отдохнуть на протяжении недели. Предприятие предполагает использовать для этого значительное число дачных домиков в одном из экологически чистых районов России. Каждый домик будет обслуживаться горничной, которой получала бы 700 руб. в неделю. Горничная должна была обслуживать всех проживающих в домике; средние затраты на питание ориентировочно составят 700 руб. в неделю на человека. Предприятие собиралось арендовать домики в одной из областей Центральной России, уплачивая местным жителям по 4300 руб. в неделю. В домике могло бы разместиться 10 человек. Предприятие "Такси-сервис" предполагало взять на себя также доставку отдыхающих к месту отдыха, при этом транспортные расходы по поездкам в оба конца предполагались в размере 700 руб. на человека. Предприятие планировало также предоставлять микроавтобус для экскурсий, что обошлось бы в 1000 руб. за рейс.


В этом случае переменные затраты за неделю состояли бы из:

Питание  
Транспортные расходы  
Итого 1400


Все другие затраты являются постоянными; если предприятие решит заниматься этой деятельностью т.е. организовать базу отдыха, то у него должны будут быть постоянно арендованные домики, горничные, микроавтобус для экскурсий. Предприятию придется оплачивать аренду домика, время горничных и микроавтобус вне зависимости от того, есть гости или нет. Постоянные затраты для базы отдыха будут, таким образом, следующими:

Горничные  
Аренда домика  
Прокат микроавтобуса  
  6000


Суммарные средние затраты на одного отдыхающего в неделю зависят от того, как много гостей будет размещено в домике.

Количество отдыхающих Суммарные затраты, тыс. руб.
   
   
   
   


Однако, несмотря на то что суммарные затраты возрастают при уменьшении количества гостей, до тех пор, пока домик не заполнен, предприятие может позволить себе снизить цены за недельный отдых до уровня чуть больше переменных затрат в 1400 руб. Любая оплата выше этой цифры представляет собой прибыль, которую предприятие не получило бы в другом случае.

Подход к определению целей


Формула для определения оборота на уровне безубыточности может быть преобразована для расчета уровня деятельности, необходимого для производства заданной прибыли:

  Постоянные затраты + Прибыль
Необходимая выручка =  
  Доля маржинальной прибыли, %


Если предположить, что в рассмотренном выше примере с такси (где постоянные затраты равнялись 4980 руб., а доля маржинальной прибыли – 88%) желательная прибыль составляет 10000 руб. в месяц, следовательно, Тимуру необходимо получить выручку в размере 17023 руб. и проехать для этого 8511 км (8511 км x 2 руб. за км = 17023 руб.).

  4980 + 10 000  
Необходимая выручка =   = 17022,7 руб.
  88 %  


Уравнение подобным же образом может быть использовано для того, чтобы определить влияния изменения затрат на уровень безубыточности. Если, например, затраты на страхование возрастут на 100 руб., то «новый» уровень безубыточности составит:

Суммарные постоянные затраты + Дополнительные постоянные затраты   4980 + 100  
  =   = 5773 руб.
Доля маржинальной прибыли, %   88 %  


вместо прежних 5660 тыс. руб., или 2886 км вместо прежних 2830 км.

Можно взглянуть на проблему с другой точки зрения и определить, на какую величину необходимо увеличить объем продаж и, соответственно, выручку для покрытия возросших постоянных затрат. Требуемая величина вычисляется следующим образом:

  Дополнительные постоянные затраты        
Дополнительная выручка =   =   =  
  Доля маржинальной прибыли, %   88 %    


Уровень безубыточности составлял 5660 тыс. руб. Получение дополнительной выручки в размере 113 руб. означает «новый» уровень безубыточности в 5773 тыс. руб.

Этот метод может оказаться полезным в принятии решения по увеличению таких постоянных затрат, как реклама, потому что это позволяет вам узнать, какой дополнительный объем продаж требуется для покрытия этих вложений.

Задание. Предприятие, выпускающее упаковку для шампуня, рассматривает возможность дополнительных затрат в 50 тыс. руб. на рекламу для расширения продаж пластиковых бутылок. Если затраты, с которыми оно столкнется, останутся прежними, сколько бутылок нужно дополнительно продать для покрытия затрат на рекламу (доля маржинальной прибыли = 77%)?

Комментарий. Если доля маржинальной прибыли = 77%, то дополнительная выручка составит 50 000/77 % = 65 000 руб. Известно, что такая выручка соответствует одному миллиону бутылок. Так как маржинальная прибыль составляет 50 тыс. руб. на 100 бутылок, дополнительная продажа даст суммарную маржинальную прибыль в 50 000 тыс. руб., равную дополнительным затратам на рекламу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.009 с.)