Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ дебиторской задолженности по срокам оплаты на 31. 12. 2хх4г. , руб.

Поиск

 

Покупатель Всего по счетам к оплате Срок оплаты не наступил Просрочка от 1 до 30 дней Просрочка от 31 до 60 дней Просрочка от 61 до 90 дней Просрочка свыше 90 дней
Иванова            
Петрова            
Сидорова            
Гурченко            
Прочие 53 800 26 000 16 600      
Итого 60 000 27 800 18 200      
Доля просроченных задолженностей (в %)   1% 2% 10% 30% 50%

 

Магазин Т&Т. Расчет предполагаемых просроченных задолженностей на 31.12.2ХХ4 г.

 

  Сумма, руб. % задолженностей, считающихся просроченными Поправка по просроченным задолженностям
Срок оплаты не наступил 27 800   1%      
01 - 30 дней 18 200   2%      
31 - 60 дней     10%      
61 - 90 дней     30%      
Свыше 90 дней     50%      
Итого 60 000          


Сопоставление методов. С помощью обоих методов пытаются различными путями определить суммы расходов по просроченным долгам за отчетный период согласно принципу соответствия. При использовании метода процента от реализации подход к проблеме осуществляется с позиций Отчета о прибылях и убытках. Данный взгляд основан на утверждении, что определенная часть каждого вырученного рубля не будет получена и станет частью расходов за год. Указанный метод приводит расходы в соответствие с доходами и, таким образом, согласуется с принципом соответствия. Однако данный способ определения величины расходов не зависит от текущей величины поправки на просроченные задолженности. Часть суммы выручки от реализации в кредит, которая, как предполагается, не будет получена, приплюсовывается к текущей величине поправки на просроченные задолженности.

Метод ранжирования дебиторской задолженности по срокам оплаты предопределяет рассмотрение данного вопроса с точки зрения баланса, где применяется иной метод оценки. Этот метод основан на утверждении, что из каждого рубля дебиторской задолженности определенная часть не будет получена. Эта часть и должна составить величину поправки на просроченные задолженности на конец года. Данный метод также согласуется с принципом соответствия, так как расходы по просроченным задолженностям представляют собой разницу между действительной и предполагаемой величинами поправки.

Списание просроченной задолженности. Аннулирование просроченной задолженности производится тогда, когда становится ясно, что тот или иной счет не будет оплачен, после чего эту сумму следует списать на счет поправки на просроченные задолженности. Допустим, что некая Гурченко, которая должна магазину Т&Т 1500 руб., оказалась неплатежеспособной. Для списания ее задолженности общую сумму дебиторской задолженности на конец отчетного периода, как и общую величину поправки на просроченные задолженности, следует уменьшить на 1500 руб. Списание просроченной задолженности не влияет на предварительную величину дебиторской задолженности, потому что оно не влечет за собой никаких расходов, так как данная поправка по просроченной задолженности уже вычиталась из дебиторской задолженности.

Другие проблемы, связанные с дебиторской задолженностью. Некоторые предприятия вместо введения поправки на просроченные задолженности списывают их в расходы по мере выявления, соответственно уменьшая прибыль в отчете о прибылях и убытках. В случае использования прямого списания просроченную задолженность относят к убыткам того отчетного периода, в котором она была обнаружена, а не того, в котором была продана соответствующая партия товара, что дает возможность привести в соответствие доходы и расходы.

Иногда из-за ошибок в прогнозировании предстоящих закупок клиенты переплачивают определенные суммы по счетам. В этом случае отрицательная величина дебиторской задолженности должна быть показана как краткосрочные обязательства, так как предприятие отвечает перед покупателями по тем суммам, которые они переплатили. Таким образом, к учету дебиторской задолженности, аналогично учету запасов или амортизации основных средств, также возможен различный подход.

Подведя итоги, отметим, что основная идея данного учебного элемента заключается в следующем:

НЕ СУЩЕСТВУЕТ ЕДИНСТВЕННОГО МЕТОДА ВЕДЕНИЯ УЧЕТА


Это означает, что оценивать амортизацию основных средств, запасы, резерв на просроченную дебиторскую задолженность можно несколькими различными способами. Именно в этом состоит "разумный и честный" (true and fair) подход к бухгалтерскому учету.

Официальные системы отчетности. Все развитые страны мира имеют управляемые системы финансовой отчетности и соответствующие им обязательные отчетные формы. Например, во многих странах Европы это

Основные отчетные формы:

  • Отчет о прибылях и убытках за год;
  • Бухгалтерский баланс на конец года;
  • Отчет о движении денежных средств;

    и набор дополнительных документов:
  • Отчет Президента компании;
  • Отчет Директоров компании;
  • Отчет аудиторов;
  • Схема изменений постоянных активов;
  • Справка о применяемых процедурах учета.

В РФ обязательными являются формы

№ 1 – Бухгалтерский баланс,
№ 2 – Отчет о прибылях и убытках,
№3 – Отчет о движении капитала
№ 4 – Отчет о движении денежных средств.

Форма № 5 является Приложением к бухгалтерскому балансу и содержит информацию о движении заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемом имуществе, о финансовых вложениях и затратах предприятия, а также разъяснения к некоторым аспектам баланса и отчета о прибылях и убытках.

Все страны мира, признающие международные стандарты финансовой отчетности (IAS), придерживаются единых требований, принципов и соглашений.

Требования к финансовой отчетности. Исторически выпуск периодических финансовых документов был необходим для представления владельцам текущего состояния дел. Но в связи с развитием деловых отношений круг заинтересованных лиц расширялся, требовали внимания интересы не только владельцев, но и поставщиков, заимодавцев, акционеров, при этом объем представляемой информации и ее содержание, передаваемое из одного предприятия в другое, стали предметом законодательства. Три главных финансовых документа – баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств – составляются для выполнения законодательных требований финансовой сферы. В настоящее время в России эту сферу регулируют более полутора десятков законов и положений. Все типы предприятий выпускают сходные отчеты, однако далеко не обязательно они являются общедоступными.

При анализе отчетов необходимо иметь в виду, что движение денежных средств определяется фактическими платежами, тогда как определение величины прибыли и чистых активов в некоторой степени зависит от рассуждений и оценок, в частности от оценки полезного срока службы оборудования и цены его приобретения, от метода оценки запасов, а также от вероятности возвращения дебиторской задолженности.

Хотя строгих формул для ведения учетной деятельности может и не быть, существуют определенные фундаментальные принципы, которых придерживаются все бухгалтеры.

Основными из них являются принцип осмотрительности (объективности), принцип денежного выражения, принцип работающего предприятия и принцип соответствия (ему близок подход с позиций начисления, или принцип временной определенности, по терминологии РФ). Начисление определяется моментом наступления юридических прав и обязательств по продажам. Не менее важно придерживаться принципа постоянства во избежание ошибок из года в год. Поэтому учетная политика должна тщательно изучаться, чтобы при сравнении отчетов предприятия с отчетами за предшествующие годы избежать ошибок, связанных с изменением методов учета.

Резюме. При финансовом учете хозяйственных операций на предприятии бухгалтеры руководствуются стандартами, основанными на принципах бухгалтерского учета, применяемых в сочетании с разумным и честным подходом, что позволяет обосновать возможность по-разному учитывать и представлять отчетность о финансовой деятельности предприятия.
  • Основой составления отчета о прибылях и убытках является принцип соответствия.
  • Принцип соответствия означает, что в отчетном периоде должны быть учтены все доходы, связанные с произведенным в данном отчетном периоде хозяйственным операциям, и все расходы, соответствующие получению этих доходов, вне зависимости от того, были ли получены или израсходованы денежные средства.
  • Для учета как основных средств, так и запасов существуют различные методы. В зависимости от использования того или иного метода могут быть получены различная величины себестоимости проданных товаров и прибыли.

Бухгалтерский баланс

Хотя Отчет о движении денежных средств и несет чрезвычайно важную информацию, ему, в то же время, присущ целый ряд ограничений. Основная проблема состоит в том нарушении плавного потока денежных средств различными отсрочками, которые возникают при выполнении цикла оборотного капитала. В связи с этим для измерения результатов хозяйственной деятельности было введено понятие прибыли (тесно связанное с принципом соответствия). Такие финансовые отчетные формы, как Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках, позволяют учесть данные отсрочки, а следовательно, лучше оценивать имеющиеся у предприятия ресурсы и результаты его деятельности. Данные документы содержат понятия, которые не так "осязаемы", как денежные средства, особенно если эти понятия возникли из специфической бухгалтерской деятельности. Чтобы сделать очередной большой шаг на пути понимания существа системы финансового учета, следует уяснить основы данной деятельности и причины возникновения соответствующих понятий. В результате изучения данного элемента вы сможете:
  • Познакомиться с определением бухгалтерского баланса, узнать его сущность и назначение;
  • Выяснить фундаментальные финансовые понятия, а именно активы, капитал и обязательства, собственные средства, чистая стоимость предприятия;
  • Освоить процесс подготовки баланса, выделив при этом: разделение активов на постоянные (внеоборотные) и текущие (оборотные), разделение текущих активов на ликвидные, быстро ликвидные, неликвидные, разделение обязательств на долгосрочные и текущие;
  • Рассмотреть различные форматы бухгалтерского баланса (горизонтальный и вертикальный),
  • Подробно рассмотреть структуру и значение оборотного капитала.
1. Назначение баланса


Бухгалтерский баланс, который называют также отчетом о финансовом положении, отражает финансовое положение предприятия в некоторый заданный момент времени и содержит перечень стоимостей различных объектов учета, относящихся либо к собственности предприятия (активная часть баланса), либо к его обязательствам (пассивная часть). Бухгалтерский баланс справедлив лишь для определенного момента времени, поскольку любые изменения активов или обязательств приводят к изменению баланса.

«Активы» и «пассивы». Бухгалтерский баланс, или форма №1 в отечественном бухучете, имеет древние корни. По сути, баланс зародился в 1494 году, после появления «Трактата о двойной записи» Луки Пачоли. С тех пор любой бухгалтерский баланс имеет две части – активную и пассивную.

Активы и Пассивы (или Капитал и Обязательства) – это бухгалтерские термины, обозначающие ресурсы, в которые инвестированы денежные средства, а также источники, благодаря наличию которых явилось возможным получение / приобретение данных средств.

В балансе представлена стоимость всего того, чем распоряжается предприятие на определенный момент времени, то есть его активы, а также все источники финансирования предприятия. Источники финансирования, которыми являются капитал и обязательства, представляют права владельцев или заимодавцев на определенную часть активов предприятия.

В денежном выражении суммарная стоимость активов всегда должна быть равна стоимости пассивов. В балансе, как правило, показана не реальная стоимость активов и пассивов, а стоимость, имеющаяся в отчетности данного предприятия и являющуюся отражением его учетной политики.

Главный критерий, применяемый при классификации активов, представляет собой сочетание длительности периода, в течение которого предприятие в момент приобретения актива намеревается владеть им, и назначения актива. Если срок владения активом превышает один год, то такой актив относят к внеоборотным (или постоянным) активам, в противном случае – к оборотным (или текущим) активам. По сложившейся в большинстве стран традиции в бухгалтерском балансе постоянные (внеоборотные) активы располагаются выше оборотных. Однако в балансе США, напротив, текущие активы располагаются ранее, или выше, постоянных.

Пассивная часть также подразделяется на категории. К одной категории относят капитал (собственный капитал владельцев или средства акционеров), который характеризуется денежными средствами, вложенными владельцами либо акционерами предприятия (капитал), и нераспределенная прибыль (по сути, долг предприятия или предприятия владельцам). Другую категорию составляют обязательства (заимствования денежных средств из внешних источников). Они в свою очередь подразделяются по сроку возврата на долгосрочные (обязательства, займы пр. со сроком возврата не менее года) и краткосрочные (или текущие) со сроком возврата меньше года.

Отнесение капитала и прибыли к пассивам предприятия основано на принципе имущественной обособленности (автономности) предприятия. Этот принцип означает ведение бухгалтерского учета в рамках каждого предприятия независимо от других предприятий и личных средств владельцев. Бухгалтерский учет ведется от имени предприятия, а не от имени собственника.

2. Бухгалтерский баланс


Международными стандартами предполагается, что отчетность данной страны соответствует ее национальным традициям. В соответствии с этим международными стандартами допускаются различные форматы баланса: горизонтальные и вертикальные, имеющие, к тому же, различный состав. В любом случае при составлении баланса должно сохраняться основное балансовое уравнение.

Итальянский термин balance по-русски означает «весы». Суть же балансового уравнения в том, что итог активной части равен итогу пассивной части, то есть

А = П, или А = К + О, где А, К и О соответственно активы, капитал и обязательства.


Рассматривая баланс, мы часто будем использовать международные термины, которые необходимо привести в соответствие с отечественными: международному термину «Постоянные активы» соответствует отечественный «Внеоборотные активы», а термину «Текущие активы» соответствует термин «Оборотные активы». Термины «капитал», «долгосрочные обязательства» и в отечественной и международной отчетности одинаковы, а международному термину «текущие обязательства» (иногда «кредиторы») соответствует отечественный «краткосрочные обязательства». Таким образом, различия, с этой точки зрения, невелики.

Итак, активы подразделяются на постоянные и текущие (или на внеоборотные и оборотные активы), а обязательства – на долгосрочные и краткосрочные (текущие). В соответствии с этим можно изменить балансовое уравнение и представить его следующим образом:

ПА + ТА = К + ДО + ТО, где ПА и ТА - постоянные и текущие активы, К – капитал, ДО и ТО – долгосрочные и текущие обязательства.


Важно помнить, что итоговые значения всех статей активов и всех статей пассивов всегда должны быть сбалансированы (равны между собой); равновесие (баланс) активов и пассивов поддерживается с помощью системы двойной записи, в соответствии с которой каждая величина, связанная с хозяйственными операциями, должна быть записана дважды. Это будут либо две записи в активной или пассивной части баланса (когда одна из статей будет увеличиваться, а другая уменьшаться), либо одна из записей в активной, а другая в пассивной части (в этом случае статьи соответствующих частей либо возрастают, либо убывают по величине).

Прежде чем перейти к составлению баланса, рассмотрим основные категории активов и обязательств. Активы принято разделять на следующие категории:

постоянные активы (внеоборотные активы) – подразделяются на нематериальные и материальные (основные средства); к последним относятся земля, природные ресурсы, здания, машины, оборудование, транспортные средства, которые используются в течение длительного периода, обычно более года; нематериальные активы – это патенты, лицензии, торговые знаки, права пользования.
текущие, или оборотные активы, оборачивающиеся за относительно короткий срок (обычно менее года). К ним относятся такие активы, как запасы сырья, материалов, готовой продукции, товаров для перепродажи и т.д., дебиторская задолженность (или счета к получению), краткосрочные финансовые вложения (например, предоставленные займы или рыночные ценные бумаги), денежные средства, и предоплаты.

Основными источниками приобретения активов являются:

капитал (уставной капитал, полученный, например, от владельцев предприятия), к которому добавляется также накопленная нераспределенная прибыль (или непокрытый убыток);
долгосрочные обязательства – разнообразные долговые инструменты со сроком оплаты больше 12 месяцев), например займы;
краткосрочные обязательства – задолженность поставщикам товаров и услуг, задолженность перед бюджетом по налогам, задолженность перед персоналом по заработной плате, а также кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев;
Владея данной информацией, можно приступать к составлению баланса.

Баланс – горизонтальный формат. Данный формат можно назвать классическим. В соответствии с ним активная часть баланса располагается слева, пассивная часть – справа. Такого формата придерживаются большинство европейских стран, в том числе и Россия. Баланс имеет следующий вид:

АКТИВЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КАПИТАЛ
Постоянные активы (внеоборотные) Текущие (краткосрочные) обязательства
Здания Оборудование Транспортные средства Коммерческие кредиторы Другие кредиторы сроком до 1 года
Минус Плюс
Накопленный износ  
Постоянные активы по остаточной стоимости Долгосрочные обязательства
Плюс Кредиторы на срок свыше 1 года Долгосрочные займы
  Плюс
Текущие активы (оборотные) Капитал и нераспределенная прибыль
Запасы Дебиторы Денежные средства Капитал (в зависимости от организационной формы, собственный, акционерный, др.) Плюс Нераспределенная прибыль
ИТОГО АКТИВЫ ИТОГО ПАССИВЫ


Легко заметить, что при составлении бухгалтерского баланса в горизонтальном формате все статьи активов помещены с одной стороны, а все статьи пассивов – с другой. Итоговую цифру (валюту баланса) составляет сумма всех активов и равная ей величина: сумма всех пассивов.

Кроме горизонтального формата баланса, в настоящее время, в соответствии с рекомендациями IAS, используется два вертикальных формата. Помимо расположения (по вертикали) эти форматы отличаются от горизонтального по составу.

Вертикальные форматы бухгалтерского баланса. Наиболее широко используется форма вертикального баланса-нетто с выделением чистых активов, или чистой стоимости предприятия (т.е. валюта баланса в этом случае равна чистой стоимости предприятия или чистым активам). Итак, рассмотрим баланс в вертикальном формате с выделением чистых активов, который приведен ниже. Обратите внимание на то, что в активной части баланса присутствуют (разумеется, с обратным знаком) две составляющие пассивов – текущие (краткосрочные) и долгосрочные обязательства. Отдельной статьей выделен оборотный капитал. Получить баланс в таком формате можно, трансформируя балансовое уравнение:

ПА + ТА = КО + ДО + К


Известно, что если в обе части уравнения добавить одну и ту же величину, то уравнение сохранится. В данном случае в обе части добавляется величина (– КО):

ПА + (ТА – КО) = ДО + К, или ПА + О К = ДО + К, где О К – оборотный капитал


Балансовое уравнение сохранилось, обогатившись новым элементом, который будет рассмотрен ниже.

Можно получить уравнение для баланса-нетто, пассивная часть которого представляет собой чистую стоимость предприятия. Для этого к обеим частям добавляется величина (– ДО)

ПА + (ТА – КО) – ДО = К,


то есть капитал, который вместе с нераспределенной прибылью и представляет собой балансовую стоимость предприятия.

Следует рассмотреть баланс, представленный в вертикальном формате. Первый из них представляет собой баланс–нетто.

АКТИВЫ Постоянные активы (основные средства) Здания Оборудование Транспортные средства минус Накопленный износ Постоянные активы по остаточной стоимости плюс  
Текущие активы (оборотные средства) Запасы Дебиторы Денежные средства минус Текущие обязательства Коммерческие (торговые) кредиторы Другие кредиторы (сроком до 1 года)
ОПЕРАЦИОННЫЕ АКТИВЫ минус Долгосрочные обязательства Кредиторы на срок свыше 1 года Долгосрочные займы ЧИСТЫЕ АКТИВЫ Капитал Собственный капитал владельцев или акционерный капитал плюс Нераспределенная прибыль ЧИСТАЯ СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ  


Легко заметить, что данное представление баланса характеризуется выделением «чистых активов», или чистой стоимости предприятия: стоимость активов «очищена» от всех обязательств.

Еще одна из форм вертикального баланса особенно удобна при проведении финансового анализа. Это баланс в вертикальном формате с выделением инвестированного, или вложенного, капитала.

АКТИВЫ Постоянные активы (основные средства) Здания Оборудование Транспортные средства минус Накопленный износ Постоянные активы по остаточной стоимости плюс  
Текущие активы (оборотные средства) Запасы Дебиторы Денежные средства минус Текущие обязательства Коммерческие (торговые) кредиторы Другие кредиторы (сроком до 1 года)
ОПЕРАЦИОННЫЕ АКТИВЫ КАПИТАЛ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Долгосрочные обязательства Кредиторы на срок свыше 1 года Долгосрочные займы Капитал Собственный капитал владельцев или Акционерный капитал плюс Нераспределенная прибыль ДОЛГОСРОЧНО ИНВЕСТИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА  


Необходимость последнего представления выявится ниже, при рассмотрении основ финансового анализа.

Итак, рассмотрев баланс в горизонтальном формате и два различных варианта баланса в вертикальном формате, легко увидеть, что с исходным уравнением Активы = Пассивы можно обращаться так же, как с любым обычным алгебраическим уравнением, раскрывая и группируя члены с левой и правой сторон равенства, вводя, в частности, такое понятие, как оборотный капитал. Однако прежде обратимся к еще одному понятию, присутствующему в балансе. Это понятие нераспределенной прибыли. Более подробно данное понятие будет рассмотрено совместно с отчетом о прибылях и убытках. Тем не менее необходимо ответить на естественный вопрос: почему прибыль, заработанная предприятием или организацией, относится к пассивной части баланса?

Прибыль как пассив. Итак, возвращаемся к вопросу о том, почему нераспределенная прибыль рассматривается как пассив. Ведь прибыль – это то, что заработано предприятием? В чем же состоит смысл того, чтобы помещать прибыль в пассивную часть баланса? Причина в том, что, в соответствии с одним из принципов Международных стандартов финансовой отчетности предприятие рассматривается отдельно, независимо от его владельцев, собственников и тем более акционеров.

Рассмотрим пример, воспользовавшись для наглядности горизонтальным форматом баланса. Предположим, что предприятие получило заем – взяло в долг деньги из банка. Таким образом, у предприятия появилось обязательство вернуть заем, которое, естественно, помещается в пассивную часть баланса. Прибыль, заработанная благодаря этому займу, будет частично возвращена ему в виде процентов за использование займа. Аналогичные рассуждения справедливы по отношению к предприятию и его владельцам. Прибыль не принадлежит предприятию – она принадлежит владельцам. И даже после того, как часть прибыли будет изъята в виде дивидендов, которые выплачиваются денежными средствами, прибыль (в виде нераспределенной прибыли) будет показана в пассивной части баланса, поскольку предприятие должно эти денежные средства владельцам.

Руководство предприятия, разумеется, осознает, что первоначальный капитал владельцев возрос на величину прибыли, полученной в результате деятельности. Учитывая то, что предприятие использует прибыль как средство для получения еще больших денежных средств, и капитал, и нераспределенную прибыль помещают в пассивную часть баланса и обозначают как собственные средства.

Аналогично тому, как в банке при суммировании процентов увеличивается сумма вклада, так и полученная, но нераспределенная прибыль увеличивает сумму капитала владельцев или акционеров. Эта сумма часто носит название собственные средства, или чистая стоимость предприятия.

Таким образом, после начала деятельности капитал владельцев или акционеров состоит из первоначально инвестированного капитала и нераспределенной прибыли. Собственные средства являются обязательствами предприятия, так как предприятие должно эти суммы владельцам. Такой подход предполагает, что предприятие – это сообщество, существующее независимо от владельцев.

3. Оборотный капитал


Вернемся к балансовому уравнению ПА + (ТА – КО) = ДО + К

Термин "оборотный капитал" относится к наиболее мобильным активам предприятия, которые могут быть обращены в денежные средства в течение года или одного производственного цикла. Разность между текущими активами (оборотными средствами) и краткосрочными обязательствами носит название "чистый оборотный капитал", или "собственные оборотные средства". В зарубежной практике эта разность обозначается как "working capital" и часто переводится как "рабочий капитал".

Для баланса в вертикальном формате с выделением инвестированного (вложенного) капитала балансовое уравнение будет иметь вид:


Если же мы обращаемся к балансу–нетто, то уравнение будет иметь вид:


Уделим внимание элементам оборотного капитала. Легко видеть, что в данном уравнении присутствуют не все элементы, названные ниже. Единственная цель этого – упрощение уравнения, что не окажет никакого влияния на формирование общих представлений. Итак, предлагается рассматривать чистый оборотный капитал как композицию следующих элементов.

Дебиторы Те, кто должен уплатить по выставленным предприятием счетам в течение 12 месяцев (клиенты, покупатели, потребители). К дебиторам относятся, например, покупатели, приобретающие товары в кредит. Дебиторов представляют собой элемент текущих активов.
Кредиторы Предприятие осуществляет также приобретение в кредит товаров, услуг и т.п. Поставщики товаров и услуг, которые выставляют счета предприятию, являются ее кредиторами и классифицируются как текущие обязательства.
Краткосрочные кредиторы По сути, это всего лишь иное название текущих обязательств.
Запасы Любые активы, которыми обладает предприятие для производства, перепродажи в качестве поставщика и которые используются в повседневной деятельности; являются элементом текущих активов.
Текущая задолженность Если задолженность, например арендная плата, известна, но еще не оплачена, то она называется текущей задолженностью; представляет собой другой вид кредитов и также является текущим обязательством.
Долгосрочные кредиторы Этот термин означает долгосрочные обязательства и не относится к оборотному капиталу.
Ликвидность подразумевает способность текущих активов трансформироваться в денежные средства, которые, в свою очередь, обладают абсолютной ликвидностью. Чем быстрее тот или иной вид актива можно обратить в денежные средства, тем он более ликвиден.


Осознанному управлению циклом ОК способствует набор финансовых коэффициентов, отражающих эффективность управления оборотным капиталом, а именно:

  • оборачиваемость дебиторской задолженности
  • оборачиваемость кредиторской задолженности
  • оборачиваемость запасов

Об этих показателях речь пойдет в разделе, посвященном финансовому анализу. Отметим, однако, что они являются полезным инструментом анализа и управления циклом оборотного капитала. Два следующих относительных показателя, а именно показатели ликвидности и платежеспособности, позволяют сделать некоторые выводы относительно способности предприятия продолжать свою деятельность.

Показатель платежеспособности по существу помогает получить ответ на следующий вопрос: "Имеет ли предприятие достаточное количество текущих (оборотных) активов для того, чтобы продолжить деятельность в том случае, если ему придется оплатить свои текущие обязательства?" Большое количество текущих активов в целом явление положительное, но если они состоят в основном из запасов, а денежных средств и дебиторов, которые готовы немедленно расплатиться с предприятием, немного, то предприятие может оказаться в серьезной опасности. Данную ситуацию характеризует так называемый показатель ликвидности, равный отношению ликвидных текущих активов (т.е. денежных средств и дебиторов) к текущим обязательствам. Аналогично показателю платежеспособности он должен иметь некое оптимальное для предприятия значение.

Операционный цикл. Выше было вкратце упомянуто понятие операционного цикла, которое заслуживает более пристального внимания. Процесс. инвестирования денежных средств в постоянные и текущие активы и превращение последних в процессе деятельности вновь в денежные средства для реинвестирования и обязательного «вознаграждения» инвесторов, известен, как "цикл движения денежных средств". Вообще, существуют два цикла: более продолжительный цикл капитальных операций, характеризуемый сравнительно редкими, но крупномасштабными операциями, и значительно более короткий цикл обращения денежных средств, характеризуемый большим количеством сравнительно мелких, но часто совершаемых операций, учитывать и контролировать которые значительно трудне). Легко видеть, что запасы сырья, материалов, готовой продукции и изделий, находящихся в процессе производства, оцениваются через затраты. Получаемая в результате продажи готовой продукции выручка означает получение (немедленно или с отсрочкой) денежных средств. Разность между выручкой от реализации и затратами, как известно, представляет собой прибыль. Максимизация отношения получаемых в результате денежных средств к величине инвестированных денежных средств является главной целью коммерческих предприятий. Существует три основных способа достижения этой цели.

Первый способ представляет собой простое увеличение разности между выручкой и затратами в результате сокращения затрат и повышения цен на готовую продукцию. Однако применять этот способ следует с осторожностью, поскольку сокращение затрат может привести к снижению качества до недопустимо низкого уровня или ослаблению контроля за осуществляемой деятельностью.

Слишком высокие цены могут отрицательно сказаться на втором способе максимизации генерации денежных средств, заключающемся в ускорении цикла движения денежных средств. Следует заметить, что, чем быстрее сырьевые материалы превращаются в готовые изделия и затем в денежные средства, тем больший результат можно получить за одно и то же время из одной и той же начальной суммы денежных средств. Крупные предприятия розничной торговли могут работать без оборотного капитала, поскольку они могут закупать товары в кредит и при хорошо налаженном контроле за запасами способны продавать товары и получать выручку до того, как они должны будут рассчитаться с поставщиками. Часто бывает целесообразным увеличить затраты и снизить цены для того, чтобы сократить продолжительность торгового цикла. Один из способов достижения этого - предоставление скидок за быструю покупку.

Третий способ максимизации денежных средств, извлекаемых из цикла, заключается в устранении различного рода утечек. Без принятия специальных мер потери возможны на всех стадиях торгового цикла. Возможны недопоставки сырья или порча его при транспортировке, хранении. На любой стадии не исключены кражи запасов, которые к тому же могут оказаться морально устаревшими или избыточными. Дебиторы могут отказаться от платы или оказаться неплатежеспособными. Разумеется, некоторых потерь можно избежать благодаря страхованию, однако большинство из них можно свести к минимуму с помощью отлаженных процедур контроля над оборотным капиталом. Возможно, придется искать компромиссные решения из-за противоречий, возникающих между преследуемыми целями. Например, открытый доступ к товарам в магазинах самообслуживания приводит, с одной стороны, к росту затрат, связанных с магазинными кражами, но, с другой стороны, полезен, так как способствует увеличению товарооборота.

Процесс может быть представлен в виде простейшей цепочки:

входные ресурсы ⇒ преобразование ⇒ выходные товары и/или услуги


Производственный цикл подразумевает, что в данную цепочку включены также денежные средства, необходимые для оплаты названных ресурсов.

Выручка, полученная в результате реализации товаров и/или услуг, особенно сопоставление выручки и затрат, связанных с оплатой ресурсов, дает представление об эффективности их использования.

Политика управления оборотным капиталом обычно нацелена на минимизацию инвестиций в цикл обращения денежных средств. Это означает:

  • минимизацию периода обращения запасов, т.е. времени, за которое сырьевые запасы превращаются в готовые изделия и доставляются потребителям;
  • минимизацию периода обращения дебиторской задолженности, т.е. времени, затрачиваемого для получения денежных средств за проданные товары;
  • максимизацию периода отсрочки платежей, т.е. времени от момента закупки товаров или услуг до момента внесения платы за них. Для решения этих проблем многими используется принцип работы "точно в срок" (just-in-time).

Деятельность предприятий часто строится на использовании кредита. Это означает, что как приобретения, так и реализация могут осуществляться в кредит, то есть у предприятия имеютс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.011 с.)