Отчет о движении денежных средств за отчетный Период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчет о движении денежных средств за отчетный Период

Поиск

 

Остаток ДС на начало отчетного периода    
Поступления денежных средств - всего    
в том числе      
       
       
       
Направлено денежных средств - всего    
в том числе      
       
       
       
Изменение в состоянии денежных средств    
(чистый приток денежных средств)    
Остаток Д.С. на конец отчетного периода    


Обратимся к примеру и рассмотрим некоторые финансовые документы, подготавливаемые Татьяной для магазина "Торжество и тайна" – Т&Т. Начнем с составления отчета о движении денежных средств.

Приток и отток денежных средств - пример 1. Магазин Т&Т начнет свою деятельность с 1 января 20ХХ г. с капиталом в виде денежных средств в сумме 25 000 руб. Татьяна и другие совладельцы магазина намереваются заняться розничной продажей косметики и товаров широкого потребления. Собираясь приступить к новой деятельности, они предполагают следующее:

  • Товары будут приобретаться партиями, объем партии – 10 комплектов по 1000 единиц в каждой при стоимости одного комплекта 1000 руб. Поставки будут производиться в январе (а также апреле, июле и октябре) с оплатой месяцем спустя.
  • Цена 1 единицы товара составляет 5 руб. Следовательно, при реализации стоимость 1000 единиц составит 5000 руб. При этом предполагается, что 85% товаров будет продаваться за наличные денежные средства, а остальные 15% - в кредит; из них 10% будет оплачено в начале следующего месяца после осуществления продажи, а остальные 5% - спустя еще месяц.
  • Предполагается осуществлять реализацию в следующем объёме: январь - 1000 единиц, февраль - 2000 единиц, март - 3000 единиц.
  • Заработная плата, выплачиваемая в конце каждого месяца, составит 5000 руб. в месяц.
  • Различные операционные затраты составят до 500 руб. в месяц, оплата за них будет производиться в следующем месяце.
  • Постоянные активы стоимостью 10 000 руб. будут приобретены 1 января и оплачены в момент приобретения наличными денежными средствами.

Татьяна предприняла попытку составить прогноз движения денежных средств на первые три месяца года. Такого рода документ позволяет увидеть, из каких источников и когда поступят денежные средства, а также когда и в каком количестве они будут израсходованы.

Прогноз движения денежных средств
на январь, февраль, март 20XX г.

 

  Операции январь февраль март
    руб. руб. руб.
  Поступления ДС от реализации      
1. Реализация за наличный расчет 4 250 8 500 12 750
2. (а) от январских дебиторов    
  (b) от февральских дебиторов 1 000
  (с) от мартовских дебиторов
3. Итого поступления 4 250 9 000 14 000
  Выплаты денежных средств      
4. Оплата поставщикам товаров 10 000
5. Зарплата работников 5 000 5 000 5 000
6. Различные затраты    
7. Приобретение оборудования 10 000
8. Итого выбытия (выплаты) 15 000 15 500 5 500
9. Чистый поток ДС -10 750 -6 500 8 500
10. Денежные средства на начало месяца 25 000 14 250 7 750
11. Денежные средства на конец месяца 14 250 7 750 16 250


Пояснения к прогнозу движения денежных средств магазина «Торжество и тайна».

Поступления от реализации за наличный расчет показаны в строке 1 прогноза движения денежных средств. Объем реализации на январь должен составлять 1000 единиц при цене 5 руб. за каждую, т. е. 5 000 руб. Наличные денежные средства составляют только 85% от выручки, остальные 15% единиц товара проданы в кредит. В результате денежные средства составляют только 4250 руб. Оплата за товары, реализованные в кредит на сумму 750 руб., в январе не была получена. Половина дебиторской задолженности должна быть уплачена в следующем месяце - феврале, а остаток - в марте. Поэтому в строке 2(а) нет записи за январь, однако запись в сумме 500 руб. (реализация в кредит за январь, или в 500 руб.) имеется в февральском столбце, а запись суммы 250 руб. (5% январской реализации) - в столбце «март». Объём реализации за февраль составляет 2000 единиц по цене 5 руб., при реализации 85% за денежные средства, а 15% – в кредит. Дебиторы ничего не выплатили в феврале, когда осуществлялась реализация; 2/3 задолженности было ими выплачено в марте и 1/3 - в апреле. Таким образом, в строке 1 за февраль появилась запись - 8500 руб. за денежные средства (1 комплект по 1 руб.). В строке 2(b) запись для февральской реализации в кредит отсутствует, но она появляется в размере 1000 руб. в марте (10% февральской суммы в 10 000 руб.). Если бы был приведен столбец за апрель, то увидели бы в нем запись последующих 500 руб., представляющих оставшуюся часть февральской реализации в кредит. Объём продаж в марте составляет 3000 единиц по 5 руб. за каждый, поэтому далее можно видеть, что в строку 1 в столбце «март» внесены наличные денежные средства от реализации 12 5 руб.). В строке 2(с) в столбце «март»´750 руб. (85% от 3000 изделий запись о реализации в кредит отсутствует, но в столбцах за апрель и май появятся суммы в 1500 руб. и 750 руб. соответственно (поскольку представлен отчет о движении денежных средств только за первые три месяца, необходимость в записи этих поступлений отсутствует). Следует, однако, отметить, что в бюджете движения денежных средств начиная с апреля и далее необходимо учитывать поступления денежных средств от реализации в кредит за предыдущие месяцы. Итоговые суммарные поступления денежных средств приведены в строке 3. Выбытия денежных средств представлены в строках 4 – 7: Строка 4 показывает выплаты поставщикам товара: было приобретено 10 000 единиц по цене 1 руб., оплачены приобретения были в феврале. Таким образом, оплата 10 000 руб. появляется в февральском, а не в январском столбце. Строка 5 - заработная плата: она постоянна и составляет 5000 руб. в месяц и выплачивается в конце его, следовательно, поэтому в каждом из столбцов за январь, февраль и март появляется запись - 5000 руб. Строка 6 - операционные затраты, которые достигают 500 руб. в месяц, но выплачиваются лишь в следующем месяце. Таким образом, в столбце «январь» запись отсутствует. В то же время появляются записи по 500 руб. в феврале (за январь) и в марте (за февраль). Строка 7 - приобретение оборудования стоимостью 10 000 руб. с оплатой в январе. Сумма в 10 000 руб. показана в столбце, соответствующем январю. Выбытия суммируются в строке 8. После вычитания из значения строки 3 (суммарные поступления денежных средств) значения строки 8 будет получен ежемесячный баланс притока и оттока денежных средств, или чистый поток денежных средств (строка 9). Чистый приток и отток денежных средств суммируется с величиной денежных средств в начале месяца (строка 10). В результате получается величина денежных средств в конце месяца (строка 11).


Отчет о движении денежных средств магазина Т&Т может быть видоизменен для удовлетворения информационных потребностей команды предпринимателей. Поступления и платежи можно распределить по следующим разделам:

  • Чистый приток денежных средств в результате операционной деятельности
  • Выплаченные/полученные проценты
  • Выплаченные дивиденды
  • Уплата налогов
  • Продажа и покупка постоянных активов
  • Приток/отток денежных средств, связанный с капиталом и займами.

Важно обратить внимание на то, как группируются различные денежные средства. Рассматривая в качестве примера Т&Т или любое другое предприятие, прежде всего нужно понять, что движением денежных средств необходимо управлять. Далее будет кратко рассмотрена роль управления запасами, дебиторами и кредиторами с точки зрения наличных денежных средств.

3. Управление движением денежных средств


Контроль событий хозяйственной деятельности невозможен без корректного управления движением денежных средств. На рис. 2.3 представлено распределение во времени движения денежных средств на некотором предприятии. Это движение носит циклический характер и называется циклом оборотного капитала (ОК).

Цикл обращения денежных средств, или цикл оборотного капитала. На рисунке. можно видеть ранее не употребляемые термины, а именно: период (Т) оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, продолжительность хранения запасов, оборотный капитал, или ОК. Последнее понятие будет рассмотрено совместно с балансом.


Операционный цикл, или цикл ОК


С чем связан интерес к циклу оборотного капитала? Деятельность предприятий часто строится на использовании кредита. Это означает, что как приобретения, так и реализация могут осуществляться в кредит, то есть у предприятия имеются как дебиторы (те, кто должен ему), так и кредиторы (те, кому должно предприятие). Помимо этого, товарно-материальные ценности (приобретенное сырье, незавершенная продукция, готовые товары) какое-то время хранятся на складе. В этом случае следует уделить внимание операционному циклу. Деятельность предприятий часто строится на использовании кредита, но если товары и закупаются, и продаются в кредит, то от момента получения товаров до момента оплаты счетов проходит какое-то время.

Под сокращением ОК, как уже говорилось, понимается оборотный капитал. Данное понятие подробно будет рассмотрено в учебном элементе "Бухгалтерский баланс", тем не менее следует пояснить, что оборотный капитал включает в себя денежные средства, дебиторскую задолженность, запасы и кредиторскую задолженность (последнюю – как контр–счет, т.е. со знаком минус). Непредусмотренные выплаты денежных средств, задержки платежей со стороны дебиторов и иные аспекты могут стать причиной возникновения проблем с наличием денежных средств на предприятии. Из этого непосредственно вытекает важность корректного управления оборотным капиталом. Необходимо постоянно контролировать, анализировать и регулировать различные ситуации, связанные с притоком и оттоком денежных средств, в чем и состоит управление циклом оборотного капитала. Корректное управление запасами, взаимоотношениями с дебиторами и кредиторами позволят ускорить движение денежных средств.

Источники и направления использования денежных средств могут быть разделены на две основные категории: те, которые связаны с долгосрочными событиями, и те, что связаны с ежедневной деятельностью. Большинство предприятий готовит отчеты о движении денежных средств и занимается перспективным планированием. Реальность конечно же редко соответствует планам. Например, в случае предстоящих непредусмотренных платежей или задержки в поступлении платежей от дебиторов, могут возникнуть проблемы, связанные с недостатком денежных средств. С этой точки зрения уметь управлять ежедневным движением денежных средств особенно важно. Данный вопрос будет подробнее рассмотрен ниже.

Денежные средства и прибыль - информация к размышлению. В следующем учебном элементе рассматривается концепция прибыли как мера оценки деятельности. Ниже подробно будет рассмотрена прибыль как разница между полученной выручкой и произведенными затратами, тем не менее обратимся к ней, выполняя задание. В задании есть ссылки на прибыль, отчет о прибылях и убытках и баланс, то есть на понятия, не встречавшиеся нам ранее. Это не существенно, поскольку в данном задании они являются не более чем источниками информации.

Задание. Рассмотрим отчеты о прибылях и балансы предприятия, сотрудничающего с магазином Т&Т. В отчетах имеются столбцы, относящиеся к текущему и прошедшему годам соответственно.

Отчет о прибыли(все – в тыс. руб.) Текущий год Прошлый год
Выручка от реализации (80% в кредит)    
Заработная плата    
Расходы на офис    
Транспортные расходы    
Амортизационные отчисления    
Реклама    
Мелкие расходы    
Итого расходов    
Прибыль за год    
     
аланс на конец года(все – в тыс. руб.) Текущий год Прошлый год
Денежные средства (в кассе и в банке)    
Дебиторы    
Запасы товаров, потребляемые офисом    
Постоянные активы (по остаточной стоимости)    
     
     
Начальный капитал    
Нераспределенная прибыль    
Кредиторы    
     


Определим из отчета о прибылях и убытках величину прибыли, относящейся к деятельности текущего года, а из баланса значение денежных средств на конец текущего и прошлого годов, что позволяет выявить увеличение или уменьшение денежных средств в результате деятельности на протяжении года. Сопоставив увеличение или уменьшение этого показателя с прибылью за год, попытаемся определить причины расхождения.

Денежные средства текущего года  
Денежные средства прошлого года  
Увеличение/уменьшение денежных средств  
Прибыль за год  
Расхождение между прибылью и изменением наличных денежных средств  
Возможные причины различий между прибылью и изменением денежных средств: 1. 2. 3. 4. 5.


При выполнении задания важно было обнаружить различие между прибылью и изменением денежных средств, хотя отсутствие подробной информации и не позволяет объяснить это различие. Прибыль в текущем году составляет 15 000 руб., в то время как за этот же период денежные средства в кассе и в банке возросли на 21 000 (30 000 – 9000) руб. Желательно выявить причины этого различия.

И первый момент, который мы рассмотрим, - реализация в кредит. Реализация в кредит большого количества товаров и услуг вполне возможна, и прибыль при этом может возрастать. Но если покупатели задерживают платежи или один из них оказывается банкротом, то величина прибыли перестает соответствовать изменению величины денежных средств. В рассматриваемом случае 20% продаж осуществлялись за наличные, а 80% - в кредит. В отчете о прибыли за текущий год показано, что 80 000 руб. из общей суммы в 100 000 руб. должно быть получено от реализации в кредит. В то же время к концу года, как видно из баланса, дебиторская задолженность составляет 20 000 руб. Аналогичная ситуация с закупками. Товары могут быть закуплены, но не реализованы на протяжении данного периода, они даже могут быть использованы в следующем году.

В нашем случае имеются неиспользованные запасы товаров стоимостью в 2000 руб. (см. далее баланс). Предприятие не оплатило всех счетов, в результате чего появляются 5000 руб. кредиторской задолженности. Это очередная причина того, что размеры прибыли и денежных средств не совпадают. То же самое касается покупки ресурсов для долговременного пользования - постоянных активов, или основных средств, как говорят бухгалтеры. Мы можем сегодня затратить 100 000 руб. на приобретение сложного оборудования, которое будет служить нам в течение 5 лет. В таком случае бухгалтеры будут вычитать из прибыли по 20 000 руб. в год на амортизацию этого оборудования. В результате этой операции денежные средства с учетом приобретения оборудования уменьшатся на 100 000 руб., однако прибыль за год понизится лишь на 20 000 руб. В рассматриваемом случае постоянные активы не приобретались, и поэтому отсутствует отток денежных средств; тем не менее в отчете о прибыли показана амортизация в размере 10 000 руб.

Следует отметить три важных положения, вытекающих из существующего различия между прибылью и денежными средствами.

Во-первых, идея нераспределения прибыли ради дальнейших реинвестиций касается деятельности большинства предприятий. Владельцы коммерческих концернов осознают, что, хотя прибыль, полученная в результате деятельности, принадлежит им, изымать её полностью не очень разумно. Лучше изъять лишь часть прибыли, реинвестировав остальное в предприятие, что создает возможность наращивания средств.

Во-вторых, учитывая нерегулярность поступления денежных средств в пределах одного цикла, возможно создание (или, более точно, декларирование) прибыли или остатков без наличных денежных средств. Вы можете приобрести товары за наличный расчет и перепродать их за вдвое большую цену, но в кредит. В этом случае вы можете отчитаться по прибыли, но если покупатели, которые должны вам деньги, не в состоянии по какой-либо причине оплатить свои долги, то прибыль никогда не материализуется в виде денежных средств. Благодаря расчетам по получению прибыли, внешне ситуация выглядит благополучной. В действительности же из-за отсутствия притока денежных средств положение дел может оказаться очень плохим.

В-третьих, когда приток денежных средств по какой-либо причине уменьшается (например, при экономическом спаде), предприниматели, стремясь получить остаток или прибыль, должны уделить внимание управлению внутренними затратами предприятия.

Денежные средства все время движутся по кругу внутри предприятия, выходят наружу и входят в него; суммы дебиторской и кредиторской задолженностей постоянно изменяются. Хорошее управление движением денежных средств путём контролирования дебиторов, кредиторов и уровня запасов товаров является жизненно важным для предпринимателей.

Денежные средства и прибыль: основные идеи. Движение денежных средств позволяет оценить входные ресурсы, деятельность и выходную продукцию предприятия. Существуют иные методы оценки входных ресурсов, деятельности и выходной продукции, основанные также на денежной оценке, но на несколько иных принципах ее проведения. В результате оценивается такое понятие, как прибыль от деятельности. Основным в этом методе оценки деятельности предприятия является выполнение принципа соответствия, к которому мы обратимся ниже, при рассмотрении отчета о прибылях и убытках. Тем не менее отметим, что в соответствии с данным принципом все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считаются доходами или расходами данного отчетного периода вне зависимости от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

Заключение. Вы познакомились с отчетом о движении денежных средств, выяснили, что в результате деятельности, приводящей к запаздыванию в движении ДС (например, в результате появления дебиторов) запланированные и реальные поступления ДС не всегда совпадают. В этом случае для разумного отражения текущей хозяйственной деятельности предприятия уместно пользоваться понятием прибыли. Выяснилось также, что между приращением наличных денежных средств и прибылью, полученной предприятием за отчетный период, существует большая разница. Для описания повседневных ресурсов было введено понятие оборотного капитала. Цикл оборотного капитала определяет скорость движения ДС через предприятие.

Предприниматель должен организовать эффективное управление движением ДС, в противном случае предприятие будет испытывать дефицит ДС (что, в крайнем случае, вызовет его банкротство) или будет обладать избытком ДС, что не позволит ему получать доход от инвестиционной деятельности.

Резюме. Источники, из которых предприятие получает деньги в процессе выполнения своих операций, можно разделить на две категории: деньги могут поступать как от долговременных источников (таких, как займы, гранты или средства владельцев), так и от клиентов. Ресурсы, в которые предприятие вкладывает свои средства, также можно разделить на категории: долговременные ресурсы, такие, как оборудование и помещение, и повседневные ресурсы. Запланированные и реальные поступления наличных денежных средств далеко не всегда совпадают. Между денежными средствами, которые предприятие хранит в сейфах и на счете в банке, и прибылью, которую оно зарабатывает, существует большое различие. Существует несколько путей измерения входных ресурсов и выходной продукции предприятия. Денежные средства в сейфах предприятия и на счете в банке не являются идеальным средством для такого измерения. Это происходит потому, что ими не учтены деньги, которые предприятие задолжал поставщикам и которые потребители должны предприятию. Предприниматель всегда должен внимательно проверять стоимость запасов на предприятии, его долги и его должников (дебиторов и кредиторов). В случае если удастся оптимизировать эти величины, то освободившиеся средства могут быть использованы для производительных целей: ресурсы не будут заморожены.

Отчет о прибылях и убытках

Данный элемент посвящен отражению повседневных хозяйственных операций в бухгалтерских документах (далее их упрощенный аналог будет именоваться "рабочей таблицей") и последующему составлению отчетной формы, обобщающей финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период в документе, который носит название Отчет о прибылях и убытках. Помимо этого, в данном учебном элементе уделено внимание так называемому "разумному и честному" подходу к учету, являющемуся основой формирования учетной политики предприятия. Важным аспектом данного учебного элемента является также то, что в нем представлены основные принципы учета.

В результате обучения:

  • вы получите представление о том, что результаты хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период отражены в Отчете о прибылях и убытках;
  • познакомитесь с прибылью как мерой деятельности;
  • получите определенные навыки в составлении Отчета о прибылях и убытках.
1. Учет хозяйственной деятельности (хозяйственных операций)


Прежде чем перейти к рассмотрению отчетов о прибылях и убытках, вспомним бухгалтерский баланс, в частности, то, что обязательства и активы - это соответственно источники финансирования и имеющиеся у предприятия ресурсы. Несомненно, различные источники финансирования (владельцы или акционеры, банки и т.д.) принимают во внимание то, что правление компании, стараясь получить прибыль, рассчитывает на то, что владельцы, акционеры и др. не станут изымать прибыль полностью, а оставят какую-то ее часть на развитие предприятия. Оставленная часть прибыли – нераспределенная прибыль – может быть реинвестирована, т.е. направлена на приобретение дополнительных ресурсов. Идея о необходимости дополнительного финансирования сверх первоначального капитала очень важна, поскольку внешнее финансирование для предприятий всех типов всегда было и будет ограничено. Именно поэтому для большинства предприятий получение прибыли жизненно необходимо.

С точки зрения движения средств одно из достоинств отчета о прибылях и убытках состоит в том, что он учитывает задержки. Если бы все финансовые операции проводились немедленно, тогда бы не возникало проблем из-за задержек с платежами, и можно было бы характеризовать все операции, относящиеся к операционной деятельности, количеством поступивших на счет или выплаченных денежных средств.

В соответствии с требованиями отечественной практики отчеты о прибылях и убытках составляются ежеквартально с подведением итогов за год. Помимо этого, составляются отчеты для внутреннего управленческого контроля. Прибыль образуется при сопоставлении доходов и расходов за рассматриваемый период. Доходы – это поступления, а расходы – это выплаты (прошлые, настоящие и будущие), которые относятся к учетному периоду. Прибыль или убытки могут быть результатом двух видов деятельности: операционные прибыли/убытки, появляющиеся в результате основной деятельности, например дистанционное обучение на курсах по менеджменту, и прибыли/убытки от замещения постоянных активов, включая инвестиции и связанные с ними издержки на реорганизацию, которые имеют место достаточно редко (в связи с расширением помещений, заменой оборудования и т.д.). Важно осознавать, что следует рассчитывать только на операционную прибыль, в то время как прибыли от замещения и реорганизации искажают действительное состояние дел.

В основу составления Отчета о прибылях и убытках положен принцип соответствия. Согласно ему доходы и соответствующие им расходы отражаются в отчетности того периода, в котором имели место соответствующие хозяйственные операции, вне зависимости о того, были ли фактически получены или выплачены денежные средства. Доходы и расходы предшествующих отчетных периодов, которые поступили или были перечислены в данном отчетном периоде, доходами и расходами данного периода не признаются. Принцип соответствия в некоторых источниках может встретиться под наименованиями принципа согласования, временной определенности или временной отсрочки.

Данному принципу близок подход с позиций начисления, или временной определенности. Начисление определяется моментом наступления юридических прав и обязательств по продажам.

Рассмотрим стандартную структуру Отчета о прибылях и убытках.

Выручка от реализации, в том числе за наличный расчет в кредит (Цена)*(Количество изделий)
Минус  
Себестоимость (производства) продукции (или себестоимость проданных товаров) (Ед. затрат)* (Количество изделий)
Валовая прибыль  
Минус  
Операционные затраты Транспорт Аренда Страхование Административные затраты Амортизация и т.п.  
Операционная прибыль  
Минус  
Проценты (по долгосрочным займам и т.п.)  
Объявленная прибыль (прибыль до уплаты налогов)  
Минус  
Налоги  
Чистая прибыль  
Минус  
Дивиденды  
Нераспределенная прибыль  


Примечание: Проценты за овердрафт (т.е. за кратковременное превышение банковского счета предприятия) относятся к операционным затратам.

2. Извлечение информации из отчетов


Начнем с примера и рассмотрим Отчет о прибылях и убытках магазина Т&Т, считая, что объем реализации за год составил 38 000 единиц; из них 3000 единиц было продано в ноябре и 5000 единиц в декабре при тех же, что и ранее, условиях: 85% – за наличный расчет, 15% – в кредит.

Компания Т&Т. Отчет о прибылях за первый год

 

  руб. руб.
Выручка от реализации    
за наличный расчет 161 500  
в кредит 28 500  
    190 000
Минус    
Себестоимость реализованных товаров   38 000
Валовая прибыль   152 000
Минус    
Операционные затраты    
Заработная плата 60 000  
Различные затраты 6 000  
Амортизация 2 500  
    68 500
Операционная прибыль   83 500
Минус: Проценты по долгосрочному займу    
Чистая объявленная прибыль   83 500


Отчет о прибылях и убытках разделен на две части. В первой части определяется валовая прибыль как разность выручки и себестоимости реализованных товаров. Валовая прибыль, которую компания Т&Т заработала приобретением и реализацией товарных запасов, является важным показателем, потому что именно из валовой прибыли покрываются все операционные и другие расходы.

В магазине Т&Т расходы состоят из заработной платы, которая за год составляет 60 000 руб., различных текущих расходов, которые составляют 6000 руб., и амортизации. Совладельцами магазина оборудование было приобретено в начале января и в конце декабря, поэтому во внимание принимается только амортизация оборудования, приобретенного в январе, которая составила 2500 руб. Суммируя операционные затраты и вычитая их из валовой прибыли, получают операционную прибыль, являющуюся результатом основной деятельности и составляющей в данном случае 83 500 руб.

Если бы владельцы магазина взяли долгосрочный заем, им пришлось бы выплачивать проценты по займу, которые вычитаются из операционной прибыли. Следует запомнить, что текущие расходы и амортизация относятся к операционным затратам, связанным с основной, текущей хозяйственной деятельностью; процент по долгосрочному займу – другой вид затрат, относящихся к финансовой деятельности (это как бы вознаграждение банку за предоставленный заем). Проценты по банковскому займу не относятся к операционным расходам и характеризуют стоимость финансирования. Вычитая из операционной прибыли процент по займам, можно получить чистую объявленную прибыль.

Не все, что относится к процентам за банковские займы, исключается из операционных расходов. Проценты за овердрафт, или превышение счета, представляют собой стоимость финансирования повседневной деятельности и обычно относятся к операционным затратам.

Форма отчета о прибылях и убытках магазина Т&Т выглядит законченной и логичной. Не случайно именно такая форма рекомендуется для многих типов предприятий в разных странах.

Информация, представленная в отчете о прибылях и убытках, помогает предпринимателям контролировать свою деятельность и затраты. Например, выручка и валовая прибыль равны соответственно 190 000 и 152 000 руб. Доля валовой прибыли может быть вычислена так:

     
  x 100 = 80 %
     


Если на следующий год эта доля возрастет или уменьшится, предприниматели получат информацию о деятельности предприятия в области закупок и/или хранения запасов. Аналогичный расчет может быть произведен по отношению к операционной прибыли:

     
  x 100 = 44 %
     


Другие затраты также могут быть определены в виде процентов от выручки:

Операционные затраты 68500    
  x 100 = 36 %
Выручка 190000    

 

Амортизация 2500    
  x 100 = 1,3 %
Выручка 190000    


И вновь, если через год показатели изменятся, предприниматель сможет уделить внимание соответствующей области деятельности.

Предприниматель (или команда предпринимателей) может при желании проследить соотношение между операционной прибылью и процентами по долгосрочному займу. Предположим, операционная прибыль за отчетный год превысила проценты по займу. В связи с тем, что проценты, как правило, остаются неизменными в течение срока займа, снижение величины прибыли в последующие годы (что, разумеется, нежелательно) должно вызвать у предпринимателя беспокойство, в том числе и в связи со стоимостью займа.

В пределах условностей, определяемых учебной задачей, из рассмотрения исключены налоги. Поскольку предприятие не является акционерным обществом, то дивиденды не выплачиваются. В таком случае чистая объявленная прибыль совпадает по величине с нераспределенной прибылью.

Бухгалтерский баланс будет рассмотрен ниже, однако, не углубляясь в его подробности, уже на данном этапе можно обратиться к балансу магазина Т&Т на конец первого года. Подготовленный в вертикальном формате баланс–нетто позволяет увидеть "чистую стоимость" предприятия.

Магазин Т&Т - бухгалтерский баланс на конец первого года

 

  руб. руб. руб.
Постоянные активы /Основные средства/      
Стоимость приобретения   25 000  
Минус амортизация к указанной дате   2 500  
Постоянные активы по остаточной стоимости     22 500
Текущие активы /Оборотные средства/      
Денежные средства 80 000    
Дебиторы 4 500    
Запасы 2 000    
    86 500  
Минус      
Краткосрочные обязательства      
Торговые кредиторы      
Прочие кредиторы 500    
    500  
Чистые текущие активы     86 000
Операционные активы     108 500
Минус      
Долгосрочные обязательства      
Банковский заем     0
Чистые активы     108 500
       
Собственные средства (балансовая стоимость) предприятия      
Начальный капитал   25 000  
Нераспределенная прибыль   83 500  
Собственные средства (балансовая стоимость) предприятия     108 500


В балансе магазина Т&Т показывает его активы и обязательства на конец первого года, что позволяет выявить его источники финансирования. Помимо этого, баланс позволяет увидеть, увеличилась или уменьшилась за год балансовая стоимость предприятия. В данном случае стоимость предприятия увеличилась в результате полученной нераспределенной прибыли с 25 000 руб. в начале до 108 500 руб. в конце года.

Основная идея данного учебного элемента: информацию, содержащуюся в финансовых отчетных формах, можно определенным образом обрабатывать с тем, чтобы повысить ее ценность для предпринимателя, помочь ему как в оценке текущего состояния предприятия, так и планировании будущей деятельности. Заслуживает внимания информация, затрагивающая анализ эффективности управления затратами путем вычисления отношения соответствующего вида затрат к выручке от реализации продукции и сопоставления результата с данными прошлых лет.

Один из финансовых коэффициентов - коэффициент отдачи от использованного капитала ROCE (return on capital employed).

ROCE = Операционная прибыль
 
Суммарный используемый капитал


Это лишь один из финансовых коэффициент


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.013 с.)