Принципы и компетенции финансовой отчетности принятые IAS 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и компетенции финансовой отчетности принятые IAS



Главная задача финансовой отчетности состоит в удовлетворении потребностей пользователей финансовой информации, вне зависимости от того, являются ли они внутренними или внешними потребителями этой информации. Следовательно, финансовая отчетность должна включать в себя идентификацию, измерение, регистрацию и отображение в форме отчетов основных и оборотных средств предприятия и их характеристик. Исходя из этого, можно сказать, что основные усилия в области финансового учета должны быть направлены на поиски таких способов оценки стоимости и прибыли, которые бы наилучшим образом обеспечивали полезность и надежность информации.

Наиболее сложной проблемой финансового учета является существование достаточно большого числа способов, с помощью которых можно оценить стоимость и прибыль. С этой точки зрения существенным моментом является понятие разумного и честного, или истинного и непредвзятого (true and fair) подхода. Данное понятие, введенное в Великобритании в Законе о деятельности компаний 1947 года, в корне изменила существующую в финансовом учете ситуацию, поскольку понятие «истинности и непредвзятости» в данном контексте означает, что доктрина «единственно правильного» способа учета прекратила существование, и финансовая отчетность должна соответствовать наиболее адекватной для конкретной ситуации учетной политике. Тем не менее, в конечном счете, главной целью финансовой отчетности остается представление достоверной информации.

С введением названного понятия было связано принятие соглашений, иногда называемых правилами или концепциями, а иногда – принципами или стандартами. Поскольку особо важную роль данные принципы приобретают по отношению к различным стоимостным оценкам, то учет их оказывает существенное влияние на баланс и на отчет о прибылях и убытках.

Принцип осмотрительности, или осторожности в оценке (консерватизм)

Суть принципа – в том, что при наличии альтернативы следует ориентироваться на сумму, которая наименее оптимистична. По существу это означает, что следует рассчитывать на отсутствие прибыли и учитывать возможные убытки.

Указанный принцип широко используется в практике. Считается, что лучше перестраховаться и занизить ожидаемый доход, чем дать завышенную оценку (в результате, например, могут быть выплачены дивиденды от прибыли, которая никогда не будет получена). Ошибку, связанную с занижением дохода, исправить значительно проще. Традиционно этот принцип выступает как противовес естественному оптимизму.

Принцип непрерывно действующего предприятия

Принципом предполагается, что организация будет работать, условно говоря, бесконечно долго.

Подразумевается, что организация будет продолжать свою деятельность и приносить прибыль в обозримом будущем, и что отсутствует намерение или необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. В противном случае – когда намечается закрытие предприятия – наиболее важной окажется информация, касающаяся цены реализации основных средств предприятия. Если предполагается, что предприятие будет работать и дальше, то вопрос о суммах, которые можно выручить от реализации активов, не представляет особого интереса, поскольку предприятие не собирается распродавать свои активы. Для заинтересованных сторон представляют интерес другие аспекты, в т.ч. прибыльность.

Принцип непрерывно действующего предприятия не применяется в следующих случаях:

имеется намерение о ликвидации предприятия;
имеет место банкротство предприятия
имеется намерение о продаже предприятия.

Принцип постоянства (последовательности или сопоставимости)

Принципом постоянства предполагается недопустимость (по крайней мере, на протяжении одного отчетного периода) одновременного использования нескольких приемов и методов для описания событий схожего характера.

Следование принципам постоянства означает, что в разные моменты времени отношение к сходным операциям следует оставлять неизменным. Существуют различные способы регистрации хозяйственных операций и различные способы оценки результатов. В соответствие с принципом постоянства предприятие, приняв определенную учетную политику, должно придерживаться ее и в дальнейшем.

Выбранная организацией учетная политика применяется последовательно – от одного отчетного года к другому, в рамках одной организации, а также группой взаимосвязанных организаций (допущение последовательности применения учетной политики). Следование этому принципу позволяет сравнивать как результаты одного и того же предприятия/организации за разные отчетные периоды, так и результаты различных предприятий/организаций одной сферы деятельности.

Изолированно представляемой финансовой информации трудно найти широкое применение, поскольку в ее интерпретации можно исходить из различных способов оценки и учета. Отчетность предприятия/организации за какой-либо отчетный период необходимо рассматриваться в сравнении, например, с отчетностью прошедших периодов. Следовательно, существует необходимость соблюдения принципа постоянства. Очевидно, что в случае введения изменений учетной политики потребители информации должны быть предупреждены о том, к чему такие изменения могут привести.

Принцип начисления, или соответствия (согласованности доходов и расходов; допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности)

По отечественной терминологии, это – принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, который означает, что все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считаются доходами или расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выбытия денежных средств.

Необходимо провести различие между денежными средствами, полученным в течение периода и доходом, заработанным в течение периода. Денежные средства, полученные в данном периоде, могут не соответствовать доходу, заработанному в течение этого периода, поскольку полученные денежные средства могут относиться к деятельности более раннего или более позднего периода. Точно также расходы, понесенные на протяжении отчетного периода, могут отличаться от произведенных в данном периоде платежей, так как платежи могут касаться более раннего или более позднего периода. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами и расходами отчетного периода, даже если денежные средства по ним поступили или перечислены в данном периоде. Иными словами, доходы и расходы начисляются, т. е. признаются, в том периоде, в котором были заработаны доходы и произведены расходы, а не в том, в котором фактически были получены денежные средства или произведены выплаты. Кроме того, доходы и соответствующие расходы должны согласованно отражаться в одном и том же отчетном периоде.

Изложенные выше четыре принципа весьма существенны для стандартных форм бухгалтерского учета и носят название фундаментальных принципов. Они абсолютно необходимы для обеспечения достоверности финансовой отчетности. Помимо этого, используются концепции, которые являются допущения и соглашения, основанными на практическом опыте. К ним относятся:

Концепция отчетного периода

Деятельность организации учитывается за конкретный промежуток времени, называемый отчетным периодом. Соответственно, важным является обеспечение правильности отнесения доходов и расходов к различным отчетным периодам.

Концепция количественной (денежной) оценки

Обязательность денежного представления фактов хозяйственной деятельности предполагает, во-первых, денежное измерение и регистрация факта хозяйственной деятельности, далее определение значения различных величин, и, наконец; расчет относительных показателей и различных индикаторов деятельности. Объектом измерений выступают хозяйственные операции.

Финансовый учет требует отражения всех хозяйственных операций в денежном представлении.

Допустим, что некоторому предприятию принадлежат десять автофургонов, офис в городе, мастерская в деревне и запасы ТМЦ, состоящие на 50% из сырья и на 50% из готовой продукции. Прежде, чем использовать эту информацию, ее нужно выразить в единой общепринятой форме, а именно в денежном представлении.

Допустимо использование иных форм оценки, которые носят вспомогательный характер.

На первый взгляд, эта концепция отражает наличие здравого смысла. Проблема, однако, заключается в том, что некоторая информация, например, касающаяся престижа предприятия или организации в глазах потребителей или эффективности управления, оказывающая существенное влияние на оценку рыночной стоимости предприятия, не может быть представлена через денежные средства. Престиж предприятия можно рассматривать как пример нематериальных активов. Подобные активы в связи с трудностями их денежного представления чаще всего в отчетность не включаются.

Концепция имущественной обособленности (автономности) предприятия

Ведение бухгалтерского учета в рамках каждой организации независимо от других организаций и личных средств собственника.

Бухгалтерский учет ведется от имени организации, а не от имени собственника.

Концепция объективности

Концепция объективности означает, что бухгалтер должен, насколько это, возможно, основываться на "фактах", которым можно облечь в стоимостное представление, и которые доступны для независимой проверки. Достоинством такого подхода является то, что разные бухгалтеры, используя "объективные" документы (в той мере, в какой первичные документы могут являться объективными), получат один и тот же результат. Указанная концепция препятствует произвольному манипулированию значением дохода, необоснованным суждениям и излишнему оптимизму.

Естественно, могут возникнуть проблемы, обусловленные тем, что имеющаяся "объективная" информация может привести к нереалистичным оценкам. Например, можно усомниться в целесообразности использования для оценки стоимости некоторого объекта единственного имеющегося в распоряжении "объективного" документа, а именно накладной, которая была выписана 15 лет тому назад.

Данной концепции очень близка концепция нейтральности (беспристрастности) бухгалтерской информации, которая означает, что информация должна быть свободна от предвзятости учетной политики предприятия. Сутью этой концепции является надежность и непредвзятость информации, основанной на объективных данных.

Следует иметь в виду, что, как правило, тот или иной счет отражает хронологическую стоимость, определяемую фактами хозяйственной деятельности (например, фактически оплаченную арендную плату, и т.п.), при этом некоторым фактам хозяйственной деятельности присуща субъективная оценка, отражаемая на счетах. Например:

определение полезного срока использования при линейном способе учета амортизации;
размер резерва по безнадежным долгам.

Чтобы бухгалтерская система работала эффективно, оценка активов и обязательств должна опираться на объективные данные. Но, поскольку финансовому учету присуща некоторая доля субъективных оценок, то делается допущение о том, что они также абсолютно объективны и были сделаны беспристрастно, то есть исключается предвзятость метода оценки.

Концепция первоначальной стоимости

Одно из преимуществ такого подхода, который согласуется с концепцией объективности, состоит в том, что активы предприятия учитываются по стоимости приобретения. Однако при дальнейшей переоценке стоимости активов допускается использование других методов, например, по текущей стоимости. В ходе дальнейшей эксплуатации активов их первоначальная стоимость снижается по мере начисления амортизации. Получающееся в результате применения такого подхода искажение реальной картины чаще всего проявляется в тех случаях, когда идентичные активы приобретаются с интервалом в несколько лет. Их реальная стоимость может быть одинаковой, а остаточная стоимость, фигурирующая в документах, различной.

Концепция двойной записи

Данная концепция насчитывает более 500 лет, тем не менее, он актуален и в настоящее время. Именно использование этой концепции позволило сформировать такую отчетную форму, как баланс предприятия. Именно благодаря ему можно четко обрисовать картину состояния предприятия или организации на данный момент времени.

Концепция индивидуальной оценки

Данная концепция означает, что при определении суммы по конкретной статье должна быть принята во внимание стоимость или произведена оценка каждой единицы активов или обязательства, группируемых по данной статье. Благодаря использованию данной концепции каждая статья отчетности представляет собой не искаженную среднюю величину стоимостей однородных активов или обязательств, а является суммой стоимостей конкретных однородных активов или обязательств, оцененных на индивидуальной основе.

Концепция имущественной обособленности

В соответствии с данной концепцией, активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников (владельцев или акционеров) организации или активов и обязательств других организаций.

Таким образом, предприятие рассматривается как юридическое лицо, независимая хозяйственная единица, отделенная от своих собственников. Это требование одинаково применимо как для предприятий с ограниченной ответственностью, так и для товарищества или предприятия, созданного единственным предпринимателем, когда собственник полностью несет ответственность за обязательства предприятия. Существенным является то, что счета предприятия и лицевые счета собственников разделены. Записи в Главной книге отражают только хозяйственные операции предприятия и не фиксируют уменьшения или увеличения личных средств владельца / владельцев.

Концепция существенности

Основу данной концепции составляет экономическая нецелесообразность излишней точности по отношению ко всем статьям в рамках финансового учета. Проводя аналогию с отечественной практикой бухучета, ее можно сопоставить со списанием МБП в момент передачи в производство.

В соответствии с данной концепцией, использование МБП относится к операционным расходам предприятия, а не к использованию основных средств. Признание возможности не регистрировать те события, работа по учету которых не оправдывается полезностью результатов, но в то же время обязательность полного учета важнейших событий.

Так же, как и концепция постоянства, данная концепция основана на здравом смысле. В финансовые отчеты следует включать только то, что может оказать заметное влияние на оценку стоимости или на принятие решений.

Предприятия вправе самостоятельно определять, какая сумма является для него существенной, а какая нет. Практика показывает, что такие активы, как мебель и оборудование обычно относятся к основным средствам, к материальным активам, учет которых связан с тем или иным способом расчета амортизации. В то же время, крупный международный концерн может поступить по иному и классифицировать приобретенную мебель как расходы текущего периода. Суть в том, насколько существенное влияние это для определения чистой прибыли предприятия.

Система финансового учета, основанная на концепциях и соглашениях, которые были рассмотрены выше, обладает рядом преимуществ. В то же время следует обратить внимание на некоторые существенные недостатки принимаемых допущений и основанных на них способах учета. Очевидно, что существующая система может оказаться не адекватной реальному положению дел. Обусловлено это может быть, например, таким типичным на протяжении последних двадцати лет для всех развитых стран явлением, как инфляция.

Тем не менее, IASC (Международный комитет по стандартам финансовой отчетности) рекомендует руководствоваться названными принципами при выработке приемов и методов бухгалтерского, регистрации, обработки, анализа и представления финансовых данных.

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (ПБУ) в Российской Федерации, подготовленные с учетом международных стандартов и утвержденные. Министерством финансов, см на сайте Бухгалтерский учет и налоги

Основные отчетные формы

Ознакомившись с данным разделом, вы сможете: · понять суть и назначение основных финансовых документов; · научиться использовать эти документы при принятии управленческого решения.


В разделе будут рассмотрены:

- основные финансовые понятия (активы, пассивы, оборотный капитал и многое другое);
- основные финансовые документы (отчетные формы):
отчет о движении денежных средств;
отчет о прибылях и убытках;
бухгалтерский баланс;
- теория, лежащая в основе работы с финансовыми документами, и процедура их составления;
- достоинства и недостатки финансовых документов с точки зрения предпринимателя;
- вопросы управления движением оборотного капитала.

В первом учебном элементе "Движение денежных средств" представлен отчет о движении денежных средств и показано значение наличия денежных средств для деятельности предприятия, чем и объясняется необходимость контроля их поступления и расходования. В данном учебном элементе также уделено внимание такому важному для предприятия понятию, как прибыль.

Во втором учебном элементе "Отчет о прибылях и убытках" подробно рассмотрен отчет о прибылях и убытках – документ, отражающий хозяйственную деятельность предприятия, при этом основной акцент сделан на том, что учет различных финансовых операций требует так называемого "разумного и честного" подхода. Данный учебный элемент посвящен общепринятым принципам учета и формирования учетной политики.

В третьем учебном элементе "Бухгалтерский баланс" представлен баланс (бухгалтерский баланс), одна частей которого характеризует состав, размещение и назначение хозяйственных средств предприятия на отчетную дату, а другая отражает источники данный средств.

 

Движение денежных средств

Отчет о движении денежных средств является одним из существующих способов оценки производственного цикла. Данный подход целиком и полностью связан с денежными средствами, которые всем хорошо знакомы, видимы и осязаемы. Если, приступая к какой-либо деятельности, мы начинаем с того, что вкладываем какой-то начальный капитал, далее преобразуем его в ресурсы, позволяющие осуществлять производственный цикл, а затем оцениваем выходную продукцию производственного цикла в денежных средствах, то можно определить, с большим или меньшим количеством денежных средств завершается данный процесс. Применима ли эта теория на практике?

Татьяна и Тимур Трофимовы окончили в свое время Энергетический институт и на протяжении нескольких лет работали инженерами в НИИ. Однако время внесло свои коррективы; изменения, произошедшие в стране, заставили их обратиться к новой деятельности. Татьяна, не без помощи родных и знакомых, сначала занялась обычной «челночной» деятельностью, а потом приняла участие в открытии маленького магазина косметических товаров. Все дальнейшие ситуации мы будем рассматривать на примере этого магазина с красивым названием «Торжество и тайна», сокращенно «Т&Т».

 

1. Потоки денежных средств


Коммерческой целью создания любого предприятия является получение в результате деятельности большего количества денежных средств, чем было вложено. Как правило, начальные поступления денежных средств на предприятие могут быть осуществлены из двух основных источников, а именно от владельцев (или от акционеров, если предприятие представляет собой акционерное общество) и из банка. Полученные денежные средства расходуются на приобретение ресурсов как длительного использования, так и повседневного, текущего потребления. Часть полученных в результате деятельности денежных средств предприятия может быть использована для расширения предприятия, другая часть для погашения банковского займа (или выплаты дивидендов в акционерном обществе). По сути, движение денежных средств можно рассматривать как денежный поток в предприятие и из него.

Магазин "Торжество и тайна" позволит нам рассмотреть типичную ситуацию, в которой товар покупается у поставщиков за наличные денежные средства, а затем, несколько позже, продается потребителям также за наличные денежные средства. Эта операция представлена на рисунке.


Движение денежных средств


В магазине также существует практика покупки и продажи товара в кредит, т.е. получения товара сейчас, а оплаты его несколько позднее. Если не весь товар продается сразу, могут существовать одновременно неоплаченные счета поставщиков, определенное количество непроданного товара и наличные денежные средства. Покупки в кредит не приводят к выбытию денежных средств, однако при этом появляется задолженность поставщикам; последующая оплата представленных к оплате счетов порождает выбытие денежных средств. Поскольку после продажи товаров их не оплачивают немедленно, возникают задолженности предприятия.

Тех, кто должен деньги предприятию, обычно называют ДЕБИТОРАМИ.
Тех, кому должно предприятие, называют КРЕДИТОРАМИ.


Существуют и другие выбытия денежных средств: ежемесячные выплаты, подобно заработной плате, оплате за аренду, за электроэнергию; ежеквартальные, например уплата налогов, или еще более редкие, такие, как выплата дивидендов держателям акций (в акционерном обществе).

Основные поступления денежных средств, что очевидно, происходят благодаря реализации предприятием товаров и/или услуг. Имеются и другие источники денежных средств и затрат. Например, изредка может возникнуть приток денежных средств благодаря долгосрочным займам или выпуску акций, а отток денежных средств может появиться в случае приобретения ресурсов, таких, как здания или оборудование, а также при возврате денег за долгосрочные займы.

Ниже представлена более полная картина движения денежных средств. Вследствие нерегулярности потоков денежных средств возможна ситуация, в которой у предприятия может оказаться слишком мало денежных средств или, наоборот, денежные средства превышают потребность в них. Предприятие может оказаться без наличных денежных средств после выплаты ежемесячной зарплаты. В таких случаях полезно иметь возможность получения овердрафта (превышения счета) в банке.


Движение денежных средств – более полная картина


Из сказанного можно сделать следующие выводы: 1) обладание достаточным запасом денежных средств для текущих выплат и покупки необходимых ресурсов жизненно важно для предприятия; 2) обладание излишним запасом денежных средств нежелательно, так как он не может быть использовано оптимальным образом.

Таким образом, основными задачами управления движением денежных средств являются:

  • изучение источников поступления денежных средств в предприятие;
  • изучение потребностей предприятия в денежных средствах;
  • организация оптимального использования предприятием денежных средств.
2. Отчет о движении денежных средств


Финансовый документ, фиксирующий поступление и расходование денежных средств (ДС) называется отчетом о движении денежных средств (или кассовым планом) (cash flow statement). Предпринимателю важно иметь такой документ для анализа событий, происходящих в предприятии в прошлом и для прогноза ситуации с ДС в будущем.

Можно рассмотреть простейший пример отчета о движении денежных средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.033 с.)