Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы и техники финансового анализа

Поиск

Как было сказано выше, основой проведения анализа является сопоставление финансовых отчетов текущего и предшествующего периодов. Можно выделить несколько методик, используемых для проведения такого рода сопоставления. Однако методиками определяют только общие подходы. Анализ сам по себе осуществляется путем использования конкретных методов.

Прием сводки и группировки представляет собой объединение данных в аналитические таблицы и позволяет

  • выявить взаимосвязь различных явлений и показателей;
  • определить влияние наиболее существенных факторов;
  • определить те или иные закономерности и тенденции.

Прием сравнения заключается в сравнении, сопоставлении показателей отчетного периода

  • с плановыми значениями;
  • с показателями предшествующего периода.

Для проведения сопоставления необходимо обеспечить сравнимость показателей, что подразумевает собой их

  • сопоставимость;
  • однородность;
  • однокачественность

по следующим параметрам:

  • календарные сроки;
  • методы оценки;
  • условия работы;
  • инфляционные процессы и т.д.

Прием цепных подстановок позволяет определить размеры влияния отдельных факторов в общем комплексе воздействия на уровень совокупного финансового показателя в том случае, когда связь между показателями можно выразить в виде функциональной зависимости.

Сущность данного приема состоит в том, что последовательно каждый из отчетных показателей заменяется базисным, при этом остальные остаются неизменными. Степень влияния каждого фактора определяется путем последовательного вычитания: из второго фактора вычитается первый, из третьего второй и т.д.

Прием разниц (отклонений) состоит в том, что определяется отклонение данного показателя от базисной величины. Далее величина отклонения умножается на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов. В случае совокупного влияния двух факторов поступают следующим образом: для каждого из факторов величина отклонения одного умножается на базисное значение другого.

Однако методика определяет только общие подходы. Анализ сам по себе осуществляется путем использования конкретных методов. Особого внимания заслуживают такие методы проведения финансового анализа, как горизонтальный, вертикальный, процентный и коэффициентный, еще в 1961 году рекомендованные к использованию Министерством финансов СССР. Эти же методы, под несколько иными названиями, используются всеми странами мира.

Горизонтальный (временной) анализ. Данный метод заключается как в сравнении значения каждой позиции в данном и предыдущем периоде, так и в исследовании изменения различных статей в стоимостном и процентном выражении. Это позволяет определить тенденции изменения отдельных статей и провести исчисление темпов роста. Относительное изменение каждой из позиций можно определить по формуле:

    100% *(величина изменения)
Относительное изменение =  
    величина в прошлом периоде

 

Пример. Если прибыль за текущий год составила 165 тысяч $, а за прошлый год – 150 тысяч $, то относительное изменение составит 10%:

    100% × 150 000    
Относительное изменение =   = 10%
    150 000    

 

Процентный анализ (анализ тренда, или тенденций изменения). Метод позволяет провести исследование изменений различных статей в процентном выражении за ряд лет, при этом значения в базисном году принимаются за 100%, а для значений других лет определяются соответствующие индексы I. Определение индексов производится по формуле:

    Значение для анализируемого периода  
I статьи =   .
    Значение для базового периода  

 

Пример. Если исследуется изменение выручки от реализации, формула будет иметь вид:

    Выручка для анализируемого периода  
Iвыручки от реализации =   .
    Выручка для базового периода  


Если в базовом 1993 году выручка от реализации составляла 750 тысяч, а в 1997 году - 900 тысяч, то индекс выручки в 1997 году по отношению к базовому году составит 1,2:

    900 000    
Iвыручки от реализации =   = 1,2.
    750 000    


Анализ сопровождается построением серии линейных графиков для каждой из исследуемых позиций (статей), что позволяет получить наглядную картину произошедших изменений.

Вертикальный (структурный) анализ. Используя этот метод, можно определить структуру итоговых финансовых показателей и выявить влияние каждой позиции на результат в целом. При этом целая часть принимается за 100%, а далее исчисляется удельный вес каждой составляющей. Таким образом, за 100% можно принять валюту баланса в бухгалтерском балансе или выручку от реализации в отчете о прибыли и убытках.

Пример. Например, если выручка за отчетный период составляла 750 тысяч, а себестоимость проданных товаров составляет 600 тысяч, то удельный вес себестоимости составит 0,8:

600 000 ÷ 750 000 = 0,8

 

Если за 100% принять, например, цену, то можно определить, какую долю составляют в ней затраты на материалы и на оплату труда, а также долю накладных затрат, налоговых выплат и т.д.

Анализ сопровождается построением серии круговых диаграмм.

Коэффициентный анализ. Проведение коэффициентного анализа позволяет установить соотношения между абсолютными величинами, преодолевая таким образом некоторые недостатки, неизбежные при сравнении абсолютных величин, однако следует помнить, что анализ относительных показателей не может заменить изучение данных, лежащих в основе расчета этих показателей. Тем не менее данной методике финансового анализа следует уделить более пристальное внимание.

Коэффициентный анализ (анализ финансовых отчетов на основании относительных показателей)

Коэффициентный анализ (анализ финансовых отчетов на основании относительных показателей)


Существуют различные методы анализа финансовых отчетов. Наиболее распространенными являются горизонтальный, вертикальный, процентный и коэффициентный методы, которые можно встретить также соответственно под названием временного анализа, структурного анализа, анализа трендов и анализа с использованием относительных показателей. Первым трем методам присущ один недостаток: они позволяют провести только внутреннее сопоставление. Именно поэтому наибольший интерес для пользователя представляет коэффициентный анализ, поскольку благодаря ему возможно провести как внутреннее, так и внешнее сопоставление.

Коэффициентный анализ является, пожалуй, наиболее популярным методом проведения анализа состояния организаций из всего спектра методов финансового анализа. Причина в том, что коэффициентный анализ показывает логические взаимосвязи между отдельными данными, содержащимися в финансовой отчетности.

Существуют различные системы классификации показателей. Систему классификации показателей, рассматриваемую в данном учебном элементе, можно представить следующим образом:

  1. Показатели прибыльности.
  2. Показатели оборотного капитала.
  3. Показатели долгосрочной платежеспособности.
  4. Рыночные показатели.

Для проведения внешнего анализа показатели рассматриваемого предприятия соотносятся либо со среднеотраслевыми, либо с собственными показателями предшествующих отчетных периодов. Сбором и предоставлением информации о показателях по различным отраслям в США занимаются, например, промышленная палата, торговая палата, национальный банк.

Расчет и использование ряда относительных показателей, образующих определенную систему, способствуют лучшему пониманию положения предприятия заинтересованными сторонами, что особенно справедливо в отношении оценки будущих результатов и определения роли различных направлений деловой активности предприятия. И при внутреннем, и при внешнем сопоставлении организаций цифры, представленные в финансовых отчетах, могут отличаться на порядки. Анализ относительных показателей представляет собой широко применяемый метод, который позволяет решить эту проблему, упрощая сравнение и интерпретацию финансовых отчетов. Рассматривая весь спектр наиболее распространенных относительных показателей, следует уделить особое внимание показателям ROCE, AUR и ROSR.

 


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.110.139 (0.007 с.)