Основные показатели оценки финансовой устойчивости предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели оценки финансовой устойчивости предприятия



В условиях рыночной экономики большое значение имеет устойчивое финансовое состояние предприятий, поскольку их деятельность осуществляется в основном за счет собственных средств. Под устойчивым развитием подразумевается равновесное сбалансированное состояние хозяйственной единицы, позволяющей ей производить своевременно платежи, иметь достаточное наличие финансовых ресурсов для осуществления нормальной производственной деятельности.

Невыполнение обязательств по расчетам в условиях взаимосвязи производителей приводит к цепочке последующих неплатежей других хозяйственных организаций, а в случае массовых явлений неплатежей – к тяжелому кризису всей финансово-банковской системы.

Для получения объективной оценки устойчивости финансового состояния необходимо пользоваться системой финансовых показателей. Эта система состоит из четырех групп показателей : ликвидность (платежеспособность), кредитоспособность, оборачиваемость активов, рентабельность.

1. ЛИКВИДНОСТЬ. Показатели оценки платежеспособности характеризуют возможность предприятия своевременно рассчитываться по своим текущим обязательствам за счет оборотных активов различного уровня ликвидности. Расчет этих показателей производится путем сопоставления ликвидных активов и обязательств. Их можно рассчитывать на определенный момент времени или за определенный период. В первом случае берутся остатки этих величин на определенную дату, во втором – средние остатки за период.

1.1 Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам. Коэффициент текущей ликвидности показывает, во сколько раз текущие активы превышают текущие обязательства. Под ликвидными активами подразумеваются средства, которые можно или непосредственно использовать для платежей, или быстро реализовать с целью использования для проведения последующих платежей. Они образуются из денежных средств, товаров отгруженных, дебиторской задолженности, запасов товарно-материальных ценностей.

1. 2 Коэффициент срочной ликвидности показывает, в какой степени все краткосрочные финансовые обязательства могут быть удовлетворены за счет высоколиквидных (наиболее) активов (включая готовые средства платежа).

1.3 Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, в какой степени все текущие обязательства предприятия обеспечены имеющимися у него готовыми средствами платежа на определенную дату. Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0,2-0,25; срочной ликвидности 0,7-0,8; текущей ликвидности 1,5-3.

2. КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ. Показатели кредитоспособности (структуры капитала) позволяют выявить уровень финансового риска, связанного со структурой источников формирования капитала предприятия, а соответственно и степень его финансовой стабильности в процессе предстоящего развития. Для проведения такой оценки в процессе финансового анализа используются следующие показатели:

2.1 Коэффициент автономии показывает, в какой степени объем используемых предприятием активов сформирован за счет собственного капитала и насколько оно независимо от внешних источников финансирования.

2.2. Коэффициент финансирования характеризует объем привлеченных заемных средств на единицу собственного капитала, т.е. степень зависимости предприятия от внешних источников финансирования.

2.3. Коэффициент задолженности показывает долю заемного капитала в общей используемой его сумме.

2.4. Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (устойчивости) показывает, в какой степени общий объем используемых активов сформирован за счет собственного и долгосрочного заемного капитала предприятия, т.е. характеризует степень его независимости от краткосрочных заемных источников финансирования.

2.5. Коэффициент текущей задолженности характеризует долю краткосрочного заемного капитала в общей используемой его сумме.

3.ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ АКТИВОВ. Показывают, насколько быстро сформированные активы оборачиваются в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Оборачиваемость оборотных средств характеризуется коэффициентом оборачиваемости (количество оборотов, Коб) и продолжительностью одного оборота (Поб).

4. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. Показатели оценки рентабельности (прибыльности) характеризуют способность предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности.

4.1. Коэффициент экономической рентабельности характеризует уровень чистой прибыли, генерируемой всеми активами предприятия, находящимися в его использовании по балансу.

4.2. Рентабельность продаж характеризует прибыльность производственно-коммерческой деятельности предприятия.

4.3. Рентабельность производства характеризует уровень прибыли, полученной на единицу затрат, связанных с осуществлением производственно-коммерческой деятельности предприятия.

Финансовое состояние корпорации характеризуется размещением и использованием средств, т.е. активов и источниками их формирования. Эти сведения представлены в бухгалтерском балансе корпорации.

Финансовая устойчивость предприятия оценивается по следующим критериям:

- Степени покрытия запасов и затрат источниками средств;

- Степени покрытия средств и иных внеоборотных активов источниками средств.

Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются:

- выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет дохода;

- скорость оборачиваемости оборотных средств, т.е. активов.

Платежеспособность оценивают для определения способности предприятия погасить долгосрочную задолженность при наступлении срока.

9 способов оценки платежеспособности предприятия:

- Отношение долгосрочной задолженности к акционерному капиталу. Высокий относительный показатель указывает на риск неплатежеспособности,

- Отношение поступлений наличностей от операций к долгосрочной задолженности. Этот показатель поможет предприятию оценить достаточность средств у предприятия, чтобы удовлетворить не только его текущие, но и долгосрочные потребности.

- Отношение чистой прибыли до уплаты налогов и % к выплаченным % по кредиту. С помощью этого показателя можно определить, сколько раз предприятие может оплатить % по кредиту и сумму, на которую может уменьшиться прибыль без ущерба для предприятия.

- Отношение суммы поступлений наличностей от операций и % по кредиту к % по кредиту. Это очень важное соотношение, так как оно показывает, какое количество наличностей есть в настоящий момент для уплаты %. Здесь наличность важнее прибыли.

- Отношение чистой прибыли до уплаты налогов и осуществления постоянных затрат к постоянным затратам. Отношение показывает возможность предприятия осуществлять постоянные затраты. Низкий показатель говорит о том, что предприятие столкнулось с проблемами.

- Отношение суммы поступлений наличности от операций и постоянных затрат к постоянным затратам. Этот показатель является отличным индикатором платежеспособности.

- Отношение устойчивых активов к долго и среднесрочной задолженности. Вся долгосрочная задолженность в конечном счете оплачивается за счет устойчивых активов, Высокий относительный показатель указывает на высокую защищенность предприятия по полученным кредитам.

- Соотношение нераспределенной прибыли и всей суммы активов. Тенденция изменения относительного показателя отражает прибыльность предприятия за определенный промежуток времени.

- Устанавливается ликвидационная стоимость предприятия, и, следовательно, полезно при определении ее платежеспособности. В нее включают: наличность, легко реализуемые ценные бумаги плюс товарно-материальные ценности, счета дебиторов, 70 % от общей суммы расходов будущих периодов и 50 % от стоимости остальных активов за минусом текущей и долгосрочной задолженности.

Ликвидность выражается в степени покрытия обязательств предприятия (корпораций) его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность достигается установлением равенства между обязательствами предприятия, и его активами. Ликвидность активов – это величина, обратная времени, которое необходимо для превращения активов в деньги. Иными словами, чем меньше времени понадобится для превращения в деньги активов, тем оно ликвиднее.

Показатель ликвидности характеризует способность предприятия выполнять краткосрочные (текущие) обязательства за счет его текущих активов. В общем случае предприятие считается ликвидным, если его текущие активы превышают текущие обязательства. Показатель ликвидности равен соотношению ликвидных текущих активов (денежные средства и дебиторская задолженность) к текущим обязательствам.

3. Финансы государственных предприятий и учреждений

Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1. Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей.

Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы. В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях. Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента антициклического и антиинфляционного регулирования.

2. Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины.

3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала. В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50—60% всей продукции ряда государственных компаний).

К финансам государственного предприятия относятся: прибыль; кредиты банков; займы у других предприятий и населения; доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы по ценным бумагам; прочие доходы.
В материальном выражении все финансы государственных предприятий формируются из выручки и распределяются от прибыли по фондам: фонд основных средств; фонд оборотных средств; фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд.
Правовой режим финансов предприятий зависит от того, к какой форме собственности относится предприятие. Специфика финансов государственного предприятия заключается в их распорядительном характере внутри предприятия и возвратном характере части денежных средств государству.

Сфера материального производства представлена хозяйствующими субъектами различных форм собственности: среди них есть государственные предприятия, акционерные общества, частные предприятия и индивидуальные предприниматели. Для финансов каждого из перечисленных видов предприятий характерны свои особенности.

Особенностью финансов государственных предприятий является их большая зависимость от государственных органов. Государство воздействует на такие предприятия, регламентируя цены, оказывая помощь как инвестиционного, так и кредитного характера. Что касается налогообложения, то, как правило, государство не выделяет государственные предприятия в этом отношении.

Финансы государственных предприятий охватывают денежные отношения, включающие кругооборот основного и оборотного капитала, образование и использование прибыли, амортизационного, резервного и других фондов, взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования и финансово-кредитной системой. С экономической точки зрения их функционирование связано с особыми характеристиками сферы материального производства. Есть отрасли, которые частный капитал избегает в силу огромных капитальных вложений и низкой рентабельности. Однако функционирование в целом народного хо­зяйства без них невозможно.

С финансовой точки зрения функционирование государственного сектора в экономике позволяет государству более эффективно управлять финансовой системой. Столкнувшись с проблемами в области государственных финансов, правительство может продать принадлежащие ему предприятия и полученную сумму направить на финансирование своих расходов.

Регулирование цен на государственных предприятиях может приводить к тому, что отдельные предприятия не покрывают свои затраты за счет полученной выручки. В таких случаях предприятиям компенсируются их затраты за счет дотаций, выделяемых, как правило, из бюджета.

В этом в основном заключается отличие государственных предприятий от негосударственных. В остальном финансы этих секторов однородны. Однородные финансовые отношения предприятий сферы материального производства сводятся к финансированию первичных расходов, образованию и использованию различных денежных фондов, расчетам со смежниками, участию в формировании страховых фондов, взаимоотношениям с кредитными, налоговыми и финансовыми органами.

Указанные отношения составляют содержание финансов предприятий, которые могут быть определены как отношения, связанные с формированием различных фондов и взаимоотношений с другими субъектами хозяйствования, кредитными учреждениями и органами финансовой системы.

Финансы хозяйствующих субъектов - составная часть единой системы финансов.

Собирательное понятие - «хозяйствующие субъекты» применяется в последнее время в связи с вовлечением в хозяйственную деятельность не только юридических лиц, но и физических - индивидуальных частных предпринимателей, развитием малого бизнеса, семейного предпринимательства - без образования юридического лица. Термин «хозяйствующий субъект», кроме того, распространяется на все организационно-правовые формы собственности и виды деятельности. В последнее время, в связи с разрешением коммерческой деятельности практически многим юридическим лицам, в том числе и относящимся к непроизводственной сфере с государственной собственностью или ее долей (при определенных, оговоренных законом, положением или уставом условиях), размываются границы коммерческой и уставной деятельности, что превращает субъектов - в хозяйствующих, то есть ориентирующих свою деятельность не только в выбранном, уставном направлении, но и в коммерческом - направленном на извлечение дохода от смежной, дополнительной или побочной деятельности.

Поскольку значительная часть хозяйствующих субъектов занята в сфере материального производства, где- создается материальный общественный продукт источник жизнеобеспечения общества, то финансы этого звена представляют собой основную, исходную часть финансов.

В соответствии с формами собственности в РК могут действовать предприятия следующих видов:

Государственные предприятия.

Коллективные предприятия.

Совместные предприятия.

Арендные предприятия.

Частные предприятия.

Индивидуальные предприятия

Семейные предприятия.

Все предприятия в зависимости от основной цели деятельности делятся на:

коммерческие;

некоммерческие (исследовательские институты).

 

ГОС.КРЕДИТ И ГОС ДОЛГ

Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - юридические и физические лица.

Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства. Это достигается путем выпуска облигаций государственных займов, размещаемых среди населения, предприятий и организаций, выпуска других видов ценных бумаг государства (казначейских обязательств, казначейских бонов, сертификатов). Наличие разнообразных инструментов государственного заимствования дает возможность населению свободу выбора организационных форм сбережений. Объективными результатами действия этой функции является увеличение объема и ускорения темпов расширенного воспроизводства.

Государственный кредит различается по видам: внутренний, внешний (международный), условный.

Во внутреннем кредите государственно-кредитные отношения возникают между правительством, местными органами власти, предприятиями, организациями и населением данной страны с разносторонних позиций: и как заемщиков, и как кредиторов.

В международном кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти - с одной стороны, и правительства, банки, компании других государств, также международные финансово-банковские организации - с другой. Сторона, представляющая (дающая) кредит, называется государством-донором или организацией-донором, а страна, получающая кредит, - страной-реципиентом.

Условный государственный кредит представляется как обязательства правительства по гарантиям, выданным кредиторам других стран под займы, полученные отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти. В случае неисполнения условий займа правительство отвечает по наступившим обязательствам отечественного заемщика - оплачивает за счет бюджетных средств сумму займа с имущества или других активов заемщика.

Функции государственного кредита:

- перераспределительная;

- регулирующая. Если с помощью перераспределительной функции кредита государство непосредственно направляет денежные ресурсы в определенные отрасли (или на развитие необходимых производств), то путем регулирующей функции достигается дополнительное косвенное воздействие на субъектов хозяйственных отношений, не принимающих участия в отношениях по государственному кредиту.

Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты).

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

Подразделяется на внутренний и внешний государственный долг.

Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета.

Ряд негативных последствий гос.долга:

1. Погашение задолженности и выплата процентов производятся за счет бюджетных средств, то есть за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества.

2. При действиях государства по уменьшению госдолга путем
увеличения налогов включаются макроэкономические зависимости: сокращение совокупного спроса ведет к уменьшению равновесного чистого национального продукта, снижаются стимулы к вложению средств со стороны предпринимателей, сокращается инвестирование средств в экономику.

3. Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Данное явление вызвано тем, что государство, выходя на ссудный рынок с целью покрытия дефицита бюджета или долга, усиливает конкуренцию на денежном рынке, в результате чего увеличиваются процентные ставки на денежный капитал. Это лишает частный сектор части инвестиций, а снижение инвестиционных; расходов уменьшает равновесный чистый национальный продукт.

Негативный эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка средства в инвестиционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функционировала не при полной занятости. В общем объеме долг правительства РК составил 7628,7 млрд тенге, в том числе внешний долг – 3279,4 млрд тенге, внутренний долг – 4349,3 млрд тенге, долг Нацбанка – 53,3 млрд тенге, долг местных исполнительных органов РК – 2,5 млрд тенге(3 декабря 2015)

Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками юридические и физические лица.

1) Посредством государственного кредита на началах возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов. Государственный кредит должен носить производительный характер, так как средства, мобилизованные с его помощью, направляются преимущественно на финансирование экономики.

Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства.

Государственный кредит различается по видам: внутренний, внешний (международный), условный.

Во внутреннем кредите государственно-кредитные отношения возникают между правительством, местными органами власти, предприятиями, организациями и населением данной страны с разносторонних позиций: и как заемщиков, и как кредиторов.

В международном кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти – с одной стороны, и правительства, банки, компании других государств, а также международные финансово-банковские организации – с другой. Сторона, представляющая (дающая) кредит называется государством-донором или организацией-донором, а страна, получающая кредит – страной-реципиентом.

Условный государственный кредит представляется как обязательства правительства по гарантиям, выданным кредиторам других стран под займы, полученные отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти. В случае неисполнения условий займа правительство отвечает по наступившим обязательствам отечественного заемщика – оплачивается за счет бюджетных средств сумму займа с имущества или других активов заемщика.

Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяются на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный – представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг – это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

Наличие внутреннего государственного долга не является исключением в экономике, а в большей степени – правилом: экономически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые взаймы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению, перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развития экономики страны.

К другим формам внутреннего государственного долга относятся:

- задолженность Центральному банку по ранее полученным кредитам для покрытия бюджетного дефицита;

- долг по займам у населения, хозяйствующих субъектов, оформленный выпуском облигаций и других ценных бумаг.

Внешний государственный долг – сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов может привести – а также уже случалось с рядом стран – к экономической и политической зависимости от стран-кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используется специальный показатель – коэффициент обслуживания долга. Он исчисляется как отношение долговых платежей (по основной сумме долга и процентам) к валютным поступлениям страны. Безопасным уровнем данного отношения считается 25%, низким уровнем задолженности по классификации Международного банка реконструкции и развития считается это отношение, равное 18%; другими показателями такой характеристики являются:

отношение валового внешнего долга к ВВП менее - 48%;

отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг – менее 132%;

отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг – менее 12%.

Гарантированный государством долг – сумма полученных и непогашенных на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственные гарантии Республики Казахстан.

Наличие внешнего долга означает необходимость передачи части созданного продукта за пределы страны. Процентные платежи по государственному долгу имеют тенденцию быстро расти, что воспроизводит долг «сам себя». Такие выплаты сдерживают будущее экономическое развитие и еще больше усугубляют дефицит бюджета страны-реципиента.

Рост внешнего долга также снижает международный авторитет страны-реципиента и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Требования и правила деятельности коммерческих банков РК.

Банки - особый вид предпринимательской деятельности, связанной с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением.

Банк является элементом банковской системы, а значит, что он должен:

1) иметь лицензию на право совершения банковских операций;

2) взаимодействовать с другими элементами банковской системы;

3) функционировать в рамках общих и специфических законов, юридических норм общества.

Главные функ­ции банков: мобилизация разрозненных денежных средств; соз­дание централизованного капитала; обмен денежных знаков, посредничество в расчетах между товаропроизводителем и покупателем; посредничество при предоставлении денег в долг на усло­виях доверия (кредит); хранение денег и другие виды услуг.

Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.

Согласно законодательству банк - это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов.

Таким образом, коммерческие банки осуществляют (должны осуществлять) комплексное обслуживание клиентов. Коммерческий банк выполняет функции:

• аккумуляции (привлечения) средств в депозиты;

• их размещения (инвестиционная функция):

• расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Вид коммерческого банка (универсальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т. п.) определяется наряду с содержанием его операций также степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков.

Кредитной организации (в том числе коммерческим банкам) запрещается занятие производственной, торговой и страховой деятельностью, т.е. эти операции следует отнести к числу небанковских.

Законодательством кредитным организациям запрещается заключать соглашения и выполнять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле. Приобретение акций (долей) уставных капиталов кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих контроль за деятельностью кредитных организаций (их объединений), не должно противоречить антимонопольным правилам.

Отношения между коммерческими банками и их клиентами осуществляются на основе договоров. Договор определяет основные положения сотрудничества банка и клиента. Банк официально предоставляет услуги клиенту, берет обязательство выполнять указания последнего и заверяет клиента в том, что тот может положиться на компетентность банковских работников и их высокий профессионализм. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения условий договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих соглашений (договоров) с клиентами, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено в соглашении с клиентом.

В процессе проведения межбанковских операций в соответствии с действующим законодательством коммерческие банки на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, производить расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Нац.Банком РК.

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358
Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня изменениями и дополнениями по состоянию на 28.01.2016 г.)

ПН устанавливает нормативные значения и методику расчетов пруденциальных нормативов, обязательных к соблюдению банками второго уровня. Нормативные значения и методика расчетов пруденциальных нормативов для банков и их дочерних организаций, рассчитываемых на основе консолидированной финансовой отчетности, устанавливаются в соответствии со статьей 42 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Субординированный долг банка - это необеспеченное обязательство банка

1. Минимальный размер уставного и собственного капиталов банка! для жилищного строительного сберегательного банка и банка, единственным акционером которого является центральный банк другого государства, в размере 4 000 000 000 (четырех миллиардов) тенге;

!для других банков в размере 10 000 000 000 (десяти миллиардов) тенге.

Коэффициент достаточности собственного капитала 1) коэффициент достаточности основного капитала (k1):

отношением основного капитала к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска;

2) коэффициент достаточности капитала первого уровня (k1-2):

отношением капитала первого уровня к сумме:

активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска;

3) коэффициент достаточности собственного капитала (k2):

отношением собственного капитала к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска;

В дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала устанавливаются следующие значения буферов собственного капитала:

требование к консервационному буферу выполняется на постоянной основе и составляет:

для всех банков: с 1 января 2015 года - 1 (один) процент;

с 1 января 2016 года - 1 (один) процент;

с 1 января 2017 года - 2 (два) процента;

для системообразующих банков:

с 1 января 2015 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента;

с 1 января 2016 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента;

с 1 января 2017 года - 3 (три) процента;

Максимальный размер риска на одного заемщика Размер риска для группы, состоящей из двух или более заемщиков, рассчитывается в совокупности, как на одного заемщика, если размеры риска каждого из заемщиков превышают 0,05 процента собственного капитала банка

Коэффициенты ликвидности коэффициентом текущей ликвидности банка;

коэффициентами срочной ликвидности к4-1, к4-2 и к4-3;

коэффициентами срочной валютной ликвидности к4-4, к4-5 и к4-6;

Минимальное значение коэффициентов срочной ликвидности и срочной валютной ликвидности устанавливается в размере:

k4 - 0,3; к4-1 - 1; к4-2 - 0,9; к4-3 - 0,8; к4-4 - 1; к4-5 - 0,9; к4-6 - 0,8.

Лимиты открытой валютной позиции Открытая валютная позиция - это превышение требований (обязательств) банка в валюте отдельного иностранного государства (группы иностранных государств) или аффинированном драгоценном металле над обязательствами (требованиями) банка в той же иностранной валюте или аффинированном драгоценном металле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.206 с.)