Раздел 2. Методы, средства и способы ведения международного бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Методы, средства и способы ведения международного бизнеса



 

Тема 4. Выбор стран, рынков и способа интернационализации фирмой своего бизнеса

Основные вопросы темы

1. Основные стадииинтернационализации фирмой своего бизнеса: анализ преимуществ и рисков, связанных с выходом компании на внешние рынки; оценка фирмой собственных возможностей и способностей ведения международного бизнеса; анализ, оценка и выбор принимающих стран, внешних рынков и способа интернационализации бизнеса.

2. Некоторые инструменты, используемые для сравнения стран:показатели оценки общехозяйственной и рыночной конъюнктуры;индекс ICRG; индекс БЕРИ; упрощенная сетка параметров; матрицы «возможности-риск» и «привлекательность страны- конкурентоспособность компании».

3. Методы и процедуры исследования международных рынков: кабинетные(лабораторные) и полевые методы; порядок проведения работ по изучению междуна­родных рынков с использованием кабинетных и полевых методов.

4.Процедуры и методы выбора зарубежного рынка: метод VALS(Values and Lifestyle); метод «семишагового сегментирования»; четырехступенчатая модель выбора зарубежного рынка; матрица «привлекательность рынка-возможности фирмы(конкурентные позиции)».

5.Оценка и выбор метода проникновения на зарубежные (глобальные) рынки: классификация, преимущества и недостатки основных методов проникновения на глобальные рынки; использование эклектической теории Даннинга для оценки и выбора фирмой метода проникновения на глобальные рынки; логика принятия решения фирмой в пользу прямого инвестирования по сравнению с другими методами интернационализации бизнеса; основные мотивы предпочтения прямого зарубежного инвестирования другим способам интернационализации бизнеса.

6.Обоснование способа ведения бизнеса в принимающей стране(добавить внешнюю среду) оценка выгод от ведения бизнеса в принимающей стране; оценка риска и определение издержек связанных с ведением бизнеса в принимающей стране; оценка преимуществ и потерь для каждого из возможных видов торговых, кооперационных(контрактных) и инвестиционных моделей международного бизнеса, организуемых в принимающей стране; обоснование наиболее приемлемого вида бизнеса, способов его запуска, финансирования и реализации в принимающей стране.

Лекционные материалы

Проведенный анализ в предыдущих темах нашего курса основных методологических, концептуальных и теоретических вопросов международного бизнеса, предпринимательства и конкуренции позволяет приступить к изучению основных методических и практических вопросовведения фирмами международного бизнеса. К числу таких вопросов, прежде всего, относится определение фирмой приемлемых для себя путей, способов и методов интернационализации своего бизнеса.

1. Основные стадииинтернационализации фирмой своего бизнеса

Процедура интернационализации фирмой своего бизнеса включает несколько стадий: анализ преимуществ и рисков, связанных с выходом компании на внешние рынки; оценка фирмой собственных возможностей и способностей ведения международного бизнеса; анализ, оценка и выбор принимающих стран, внешних рынков и способа интернационализации бизнеса. На каждой стадии фирма осуществляет определенный набор действий.

1.1. Анализ преимуществ и рисков, связанных с ее выходом на внешние рынки.

Преимущества (возможности) интернационализации связаны с получением дополнительных выгод фирмой от ведения бизнеса в разных странах, на внешних рынках и по всему миру. К числу таких преимуществ(возможностей) можно отнести:

- сохранение и приумножение объемов продаж в случае сниже­ния спроса на внутреннем рынке;

- сокращение и нейтрализация резких колебаний спроса и продление жизненного цикла товара;

- получение признания и формирование благоприятной репутации за рубежом, завоевание международного престижа для фирмы и ее товаров;

- более быстрая и эффективная окупаемость издержек на рыночные исследования и инновации, чем это может быть сделано на внутреннем рынке;

- освоение передового опыта ведения международного бизнеса, обучение и повышение компетентности менеджеров и персонала фирмы;

- улучшение ликвидности активов фирмы за счет исполь­зования зарубежных источников получения наличной валюты.

Кроме того, богатая мировая практика ведения фирмами международного бизнеса выявила основные источники пре­имуществ выхода на международный рынок, в том числе зарубеж­ного инвестирования:

• увеличение прибыли за счет более выгодного вложения ка­питала в странах, обладающих необходимыми факторами и ресурсами (сырьем, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой и т. д.) или создающих благоприят­ные условия (налоговые, законодательные и т. д.) для при­влечения иностранных инвесторов;

• продвижение своих товаров или услуг на новые рынки, как путем простых экспортных операций, так и создания соб­ственных торговых представительств и фирм, организации сети послепродажного обслуживания и т. д.;

• внедрение результатов собственных научно-технических ис­следований и разработок, в том числе и не находящих пока применения в своей стране;

• диверсификация деятельности и распределение производствен­ных и финансовых рисков;

• развитие различных форм совместного предпринимательства с зарубежными партнерами, в том числе на основе согла­шений о научно-технической и производственной коопера­ции, строительстве различных объектов (в частности, в третьих странах) и т. д.

Однако, осуществление деятельности в новой непривычной пред­принимательской(деловой) среде сопровождается повышенными рисками, до­полнительными материальными и временными затратами и трудно­стями.

Важнейшими видами риска интернационализации являются:

- страновые риски (политические, правовые, экономические риски; трансфертный риск; риски, связанные с государственным регулированием; с разницей во временных поясах; с культурно-языковыми проблемами);

- рыночные риски (риск изменения рыночных цен; операционный риск; риск, связанный со стороной по сделке; с оплатой наличными; риск поставки ценных бумаг; ущемления прав инвесторов; ликвидности; расчетов);

- валютный риск и возможностей его страхования;

К трудностям, связанным с выходом на внешние рынки, отно­сятся:

- дополнительные затраты на изучение географических, де­мографических, политико-правовых, экономических, на­учно-технических, культурных, социальных и других осо­бенностей предпринимательской среды зарубежных стран;

- усложнение управления фирмой, что предусматривает необ­ходимость подготовки квалифицированных кадров, знако­мых с особенностями рынков соответствующих стран, с запросами и предпочтениями зарубежных потребителей, со спецификой ведения переговоров, владеющих иностранны­ми языками;

- необходимость модификации и адаптации товаров к требо­ваниям зарубежных рынков;

- сложности поиска зарубежных партнеров;

- издержки организации и ведения бизнеса за рубежом(стоимость труда, капитала, сырья и полуфабрикатов, оборудования, консалтинговых услуг; транспортные издержки; торговые, таможенные и инвестиционные барьеры; налоговое бремя; развитие инфраструктуры).

Таким образом, указанные преимущества(возможности) и риски, трудности, дополнительные издержки требуют своего непременного учета в дальнейшем анализе и оценке:

- особенностей принимающей страны в це­лом, деятельности потенциальных иностранных партнеров и конкурентов;

-собственных возможностей и способностей фирмы ведения международного бизнеса. Кроме того, данные преимущества и риски интернационализации бизнеса представляют собой основные координаты:

- оценки фирмой ее собственного потенциала, собственных возможностей и способностей вести международный бизнес;

- анализа, оценки, выбора принимающей страны, внешних рынков и способа интернационализации бизнеса.

1.2. Оценка фирмой собственных возможностей и способностей ведения международного бизнеса.

Такая оценка по сути сводится к тому, чтобы оценить реальность выполнения своих обязательств перед партнерами(контрагентами), клиентами в условиях жесткой международной конкуренции и включает два основных аспекта: анализ экспортного потенциала; анализ способности осуществления инвестиционной модели ведения бизнеса.

Экспортный потенциал предприятия представляет собой его способность со­здавать и производить конкурентоспособную продукцию на экс­порт, «продвигать» ее на внешние рынки, выгодно реализовывать там товары и обеспечивать требуемый уровень обслуживания. Комплексная оценка экспортного потен­циала фирмы проводится по следующим основным направлениям:

• анализ и оценка собственных экспортных (исследовательс­ких, проектных, конструкторских, производственных, сбы­товых и пр.) возможностей предприятия;

• определение реальных возможностей поставщиков сырья и материалов, партнеров по научно-технической и производ­ственной кооперации;

• оценка возможностей и выявление слабых мест транспорт­ных организаций и других объектов инфраструктуры;

• определение потенциала внешнего рынка «поглощать» пред­лагаемые ему экспортером товары и выявление условий их прибыльной реализации.

Оценка возможностей и способностей фирмы осуществлять инвестиционные модели ведения бизнеса проводится по следующим основным направлениям:

1). Изу­чение и анализ финансового положенияи финансовых ресурсов, в том числе валютных. Развитие внешнеэкономической деятельности, особенно организация зарубежных предприятий с полным произ­водственным циклом, требует значительных средств. Уже на первой стадии налаживания зарубежных контактов предприниматель стал­кивается с необходимостью расходовать средства на зарубежные поездки, организацию деловых встреч, рекламных кампаний и т. д.

2). Оценка предприятием своих технологических преимуществ, ноу-хау, патентов, товарных знаков, а также оборудования, машин, инструментов, приборов и т. д., которые, в частности, могут стать вкладом пред­приятия в уставный капитал при создании совместного предприя­тия.

3). Изучение и оценка конкурентоспособности фирмына внешних рынках, то есть способности противостоять конкурентам и удерживать определен­ную часть рынка. Хотя уровень конкуренции на этих рынках доста­точно высок, на них всегда можно найти «нишу» не только для уникальной, но и для самой обычной продукции, поскольку дифференциация вкусов потребителей здесь продолжает усиливаться. Например, по оценкам иностранных экспертов, существует более 100 наиме­нований российской продукции, потенциально пригодной для вы­воза на рынки других стран: минеральные руды и химикаты, стро­ительные и огнеупорные материалы, ткани, цветные металлы, некоторые типы станков и т. д.

4). Оценка кадрового потенциала позволяет определить, имеется ли у предприятия достаточно квалифицированный персонал, спо­собный грамотно и эффективно работать в непривычных условиях. В принципе в большинстве западных стран существуют специали­зированные фирмы, управляющие компаниями в соответствии с указаниями клиентов. Это избавляет от необходимости постоянно держать своих сотрудников за рубежом, хотя и требует всесторон­ней оценки такой формы организации, в том числе и с финансо­вой точки зрения.

1.3. Анализ, оценка и выбор принимающих стран, внешних рынков и способа интернационализации бизнеса.

Анализ и оценку принимающих стран и внешних рынков международному бизнесу целесообразно проводить в такой последовательности:

Во-первых, определить страны, пригодные для приема иностранного бизнеса и иностранной фирмы, получив по возможности исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

• какова политическая структура иностранного государства;

• к какому типу экономической системы оно относится;

• находится ли отрасль, в которой лежат интересы фирмы, в государственном или частном секторе: если в государственном секторе, то разрешает ли прави­тельство конкуренцию частного капитала в этой отрасли;

если в частном секторе, то не перейдет ли она в обще­ственную собственность;

• рассматривает ли правительство иностранный капитал как конкурента или как партнера для местных государственных или частных предприятий;

• какими способами правительство контролирует характер и размер частного предпринимательства и внешнеэкономическую деятельность;

• насколько велико содействие частного сектора правитель­ству в деле формулирования общих экономических целей.

Во-вторых, изучить, оценить и сравнить деловую(предпринимательскую) и рыночную среду различных стран и внешние рынки.

Изучение деловой и рыночной среды различных стран вклю­чает:

- анализ экономических; политических и правовых; научно-технических; культурных и социальных; демографических, природно-географических и эколо­гических факторов;

- анализ и оценку общеэкономической и рыночной конъюнктуры.

Результаты сравнительного анализа деловой и рыночной среды различных стран составляет основу для анализа мирового или зарубежного рынка и предполагает:

• изучение требований покупателей к потребительским свой­ствам товара и сопутствующих услуг, психологии покупа­тельского поведения;

• исследование емкости рынка, характера и эластичности спроса, уровня цен, степени и характера конкуренции;

• изучение субъектов предпринимательской деятельности, в том числе контрагентов и представителей контактной аудитории;

• исследование форм организации деятельности, принятых на данном рынке.

В-третьих, выбрать наиболее подходящие страны для осуществления инвестиционных моделей интернационализации бизнеса. От этого вы­бора зависит размер страховой премии, которая должна быть зало­жена в стоимость международного проекта, а также уровень нормы прибыли.

Оценка страны базируется на тщательном анализе: эконо­мических условий; хозяйственного законодательства; социально-политического климата принимающей страны.

Экономические условия инвестирования оцениваются на осно­ве следующих критериев:

• колебания темпов экономического роста и инфляции;

• трудовое законодательство и средний уровень оплаты труда;

• наличие зон свободной торговли и предпринимательства;

• уровень развития систем транспорта и связи, сети делового и финансового обслуживания (банковских, юридических, бухгалтерских, страховых услуг и т. д.).

Изучение законодательства и позиции принимающей страны по отношению к иностранным инвесторам проводится по четырем на­правлениям:

А). Действующее законодательство о компаниях: порядок их создания, деятельности, отчетности, слияний, ликвидации, перевода в другую страну и т. д.; меры, регулирующие или ограничивающие их деятельность (в форме контроля над ценами, объемом производства, экспорта и импорта);

Б). Валютный режим перевода капитала и прибылей за рубеж, порядок реинвестирования прибыли и т. д.;

В). Анализ налогового законодательства: типы налогов, налого­вые ставки и льготы и наличие налоговых соглашений с другими государствами. При выборе страны размещения зарубежного предприятия с уче­том налоговых факторов важно знать, подписано ли с этой стра­ной соглашение об избежании двойного налогообложения. Основ­ной смысл таких соглашений состоит в том, чтобы налог на прибыль зарубежных предприятий, взимаемый «у источника», то есть в принимающей стране, вычитался из дохода, подлежащего налого­обложению в стране происхождения материнской компании.

Г) Анализ инвестиционного законодательства, в том числе ог­раничений, действующих в отношении иностранных инвес­торов. В большинстве стран ограничения для иностранных капиталовло­жений существуют в отраслях, имеющих общенациональное значе­ние, к которым, как правило, относятся военное производство, не­которые отрасли добывающей промышленности, сфера транспорта и финансовых услуг, средства массовой информации. С этой точки зре­ния важно выяснить, подписано ли с принимающей страной двусто­роннее соглашение о взаимной защите капиталовложений.

Проведенный трехэтапный анализ принимающих стран, внешних рынков позволяет фирме приступить к обоснованию и выбору принимающих стран, целевых рынков и конкретного способа интернационализации своего бизнеса.

Среди рассмотренных нами стадий процедуры интернационализации фирмой своего бизнесаособое место занимает третья стадия: анализ, оценка и выбор принимающих стран, внешних рынков и способа интернационализации бизнеса. Онявляется ключевым звеном в переходе от этапов исследовательской, аналитической работы к разработке конкретных способов, методов и схем ведения бизнеса в принимающих странах и на внешних рынках. В последующих параграфах данной темы будут более подробно рассмотрены некоторые методы анализа, оценки и выбора стран, внешних рынков и способа интернационализации бизнеса.

2. Некоторые инструменты, используемые для сравнения стран:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.029 с.)