Применение концепции конкурентных сил и конкурентоспособности фирмы к сфере международного бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение концепции конкурентных сил и конкурентоспособности фирмы к сфере международного бизнеса



Глобализация международного бизнеса проявляется в том, что происходит переход от национальных отраслей к глобальным отраслям экономики. Этот переход придает международной конкуренции глобальный характер.

А).Основные признаки и примеры глобальных отраслей.

В пространстве межстранового делового взаимодействия интенсивность и характер активности пяти конкурентных сил М. Портера, описывающих конкурентную структуру отрасли, находят свое проявление в различных формах отраслевой международной конкуренции.

Формы международной конкуренции в разных отраслях существенно различаются. По степени глобализации форм международной отраслевой конкуренции все отрасли можно проранжировать от низшей - "мульти-национальной" ('multidomestic"), до высшей – глобальной(global).

"Мульти-национальная" форма представляет собой как бы набор одних и тех же по виду отраслей (каждая - в пределах своей страны), причем конкуренция в каждой стране или небольшой группе стран, по сути, протекает независимо.

О тличительные черты конкурентной структуры мульти-национальной отрасли:

- конкуренция между фирмами резидентами и нерезидентами в каждой отдельной стране или небольшой группе стран протекает замкнуто и независимо от других стран;

- конкурентные преимущества компании в одной стране практически не влияют на ее конкурентные позиции в той же отрасли в другой стране.

Например: многие типы торговли, производство продуктов питания, оптовая торговля, страхование жизни, сберегательные банки, производство простых металлоизделий.

В глобальной отрасли конкуренция идет на действительно глобальной основе, т.е. конкурирующие фирмы:

- используют конкурентные преимущества, полученные в стране базирования в других странах;

- комбинируют преимущества, достигну­тые в стране базирования, с теми, которых они добились благодаря присутствию в других странах, например, эффект масштаба, способность обслуживать клиентов во многих странах или репутация, которую можно утвердить и в другой стране;

- полагаются на преимущества, проистекающие из их деятельности по всему миру.

Глобальная конкуренция имеет место в таких отраслях, как выпуск гражданских самолетов, телевизоров, полупроводниковых приборов, копиро­вальной аппаратуры, бытовой техники, автомобилей и часов, мобильных телефонов. В глобальной отрасли усиливается внутриотраслевая конкуренция, которая приобретает международный и глобальный характер: фирмам волей-неволей приходится конкурировать на международном рынке, чтобы получить или не упустить конкурентное преимущество в важнейших сегментах отрасли.

Глобализация отраслей особенно усилилась после второй мировой войны. В настоящее время многие отрасли находятся в переходном состоянии от «мульти-национальной» к глобальной форме, поэтому освоение глобальных конкурентных стратегий весьма важно для фирм многих стран.

Б). Глобальная конкурентная стратегия - способ достижения конкурентного преимущества фирмой в глобальной отрасли.

Глобальная конкурентная стратегия - такая конкурентная стратегия, при которой фирма:

- продает свою продук­цию и ведет свой бизнес во многих странах;

- применяет при этом единый подход для достижения устойчивых конкурентных преимуществ.

Единый подход, содержащийся и реализуемый глобальной стратегией заключается в том, что,

во-первых, при разработке стратегии главным вопросом становится размещение разных звеньев цепочки создания ценности(основных и вспомогательных видов деятельности) в пространстве межстранового делового взаимодействия и обеспечение ее работы, чтобы можно было продавать товар фирмы и вести бизнес по всему миру.

Во-вторых, практическое осуществление глобальной стратегии непременно означает применение двух ярко выраженных взаимодополняющих метода, с по­мощью которых фирма может добиться конкурентного преимущества или скомпенсировать различные невыгодные моменты из-за условий в той или иной стране.

Первый метод - конфигурация бизнеса: наиболее выгодное размещение различных видов основных и вспомогательных видов деятельности цепочки создания ценности в разных странах, чтобы наилучшим образом обслуживать мировой рынок, извлекать и реализовывать конкурентные преимущества.

Вто­рой методкоординация глобально распределенных звеньев бизнеса компании, т.е. согласование (координация)глобальной фирмой деятельности разбросан­ных по миру своих филиалов и других подразделений.

Например, размещение звеньев цепочки создания ценности, непосредст­венно связанных с покупателем (маркетинг, распространение товара и после­продажное обслуживание), обычно привязано к размещению покупателя. Кроме того, к местонахождению покупателя может быть привяза­но и размещение других видов деятельности из-за высоких транспортных расходов или необходимости тесного взаимодействия с покупателем. Напротив, такая деятельность, как выпуск продукции и обеспечение поста­вок сырья, комплектующих, полуфабрикатов и др., а также вспомогательная деятельность (развитие или приобре­тение технологии, осуществление НИОКР и т. п.) могут размещаться независимо от местонахождения клиента — такую деятельность можно выполнять где угодно.

В). Конфигурация и координация -основные методы глобальной стратегии.

При осуществлении конфигурации необходимо ответить на вопрос: В каких и в скольких странах выполняется каждый вид деятельности, входящей в цепочку ценности?

Например, выпускать ли компании "Форд" автомобили на одном крупном заводе в США или строить дополнительные заводы в странах Западной Европы и России?

Координация требует ответа на вопрос: Как согласовывается рассредоточенная деятельность (т. е. деятельность, выполняемая в разных странах)? Например, используются ли в разных странах одни и те же торговая марка и тактика сбыта или каждый фили­ал использует свою торговую марку и тактику, приспособленную к местным ус­ловиям?

Ответ на первый вопрос позволяет определить и реализовать конкретный вид конфигурации. Практический ответ на второй вопрос сводится к осуществлению таких аспектов глобальной координации между элементами выбранной конфигурации бизнеса в межстрановом (глобальном)пространстве, как обмен информацией; распределение прав и ответственности между подразделениями; согласование усилий подразделений фирмы в рамках транснациональной системы корпоративного управления.

Существуют два основных вида конфигурации бизнеса: сосредоточение деятельности и рассредоточение деятельности. Главным мотивом и основанием для фирмы выбора в пользу того или иного вида конфигурации является возможность получения устойчивых конкурентных преимуществ и нейтрализации невыгодных моментов от условий страны базирования и принимающей страны.

Первый вид конфигурации означает сосредоточение значительной части основных и вспомогательных видов деятельности цепочки создания ценности в какой-либо одной стране с последующим вывозом готовой продукции или деталей за рубеж.

Основными причинами сосредоточения деятельности являются:

- большой эффект масштаба при выполнении того или иного вида

деятельности;

- эффект резкого падения издержек производства по мере освоения

нового товара, в силу чего выгодно выпускать продукцию на одном

заводе;

- размещение взаимосвязанных видов деятельности в одном и том

же месте для облегчения их согласования.

Сосредоточенная, или основанная на экспорте, конфигурация бизнеса типична для таких отраслей, как авиастроение, тяжелое машиностроение, производство конструкционных мате­риалов.

Второй вид конфигурации означает рассредоточение основных и вспомогательных видов деятельности цепочки создания ценности по различным странам и регионам мира. Главным инструментом практического осуществления рассредоточения является прямое зарубежное инвестирование, что является отличительной особенностью данного вида конфигурации бизнеса.

Основными причинами рассредоточения деятельности являются:

- существенные различия местных потребностей в разных странах

- установление тесных контактов с клиентами путем развития маркетинговых и обслуживающих подразделений в различных странах;

- ответная реакция на давление правительств стран, проводящих жесткую протекционистскую политику;

- возможность накопления ценного опыта и развития ключевых компетенций путем анализа и обмена информацией из разных точек мира путем размещения в них своих филиалов и подразделений.

Рассредоточенная конфигурация бизнеса с использованием крупных прямых зарубежных инвестиций характерна для таких отраслей, как производство фасованных потребительских товаров, производство и поставка легковых автомобилей, медицинское обслуживание, телекоммуникации и многие виды сферы услуг.

Г).Система глобального конкурентного преимущества фирмы.

Глобальная фирма, осуществляя свою глобальную стратегию методами конфигурации и координации, обнаруживает и активно использует два основных специфических источника своего конкурентного преимущества:

- размещение деятельности по различным странам;

- структура фирмы, обеспечивающая ее деятельность по всему миру.

Конкурентные преимущества от размещения деятельности заключаются в способности глобальной фирмы распределять разные виды деятельности между странами в зависимости от того, где предпочтительнее осуществлять тот или иной вид.

При этом основными причинами размещения того или иного вида деятельности в той или иной стране являются:

- меньшая стоимость факторов производства;

- благоприятные условия проведения НИОКР;

- получение доступа к специализированным навыкам и уникальным компетенциям, имеющихся в данных странах;

- развитие отношений с ключевыми клиентами.

Кроме того, конкурентные преимущества, основанные на размещении деятельности в определенной стране, исходят либо от страны базирования фирмы, от других (принимающих) стран, в которых фирма действует.

Глобальная фирма, во-первых, стремится использовать преиму­щества, полученные в стране базирования, для проникновения на зарубежные рынки в принимающие страны, во-вторых, - применяет преимущества, полученные от выполнения определенных видов деятельности за рубежом, для усиления преимуществ или ком­пенсации невыгодных моментов в стране базирования. Благодаря такому перекрестному применению преимуществ от страны базирования и от принимающих стран конкурентное преимущество от размещения существенно усиливается и приобретает глобальный характер.

Конкурентные преимущества основанные на структуре фирмы, т.е. на системе организации осуществления различных видов деятельности цепочки создания ценности по всему миру, проистекают из общего объема торговли фирмы, скорости освоения технологий и товаров на всех предприятиях фирмы по всему миру, способности фирмы согласовывать деятельность "дома" и за рубе­жом и не зависят от размещения.

Любая фирма, вступая на путь международного бизнеса для достижения успеха в глобальной конкуренции и обеспечения устойчивой конкурентоспособности должна опереться на систему глобального конкурентного преимущества.

Однако такую систему фирме нужно сформировать.

Во-первых,фирма должна достигнуть определенного конкурентного преимущества в стране своего базирования, достаточного для выхода на зарубежные рынки.

Во-вторых, наша фирма должна научиться создавать и использовать преимущества от размещения деятельности и от структуры организации ведения своего бизнеса по всему миру.

В-третьих, она должна уметь сочетать преимущества, достигнутые "дома", с преимуществами от размещения определенной деятельности в других странах и от системы деятель­ности фирмы по всему миру.

В результате, указанные два дополнительных преимущества внешнего мира, в сочетании с достигнутыми "дома" делают последние более стойкими, а заодно компенсиру­ют невыигрышные моменты ситуации в стране базирования.

Таким образом, преимущества разных источников взаимно усиливаются и образуют систему глобального конкурентного преимущества фирмы.

 

ВЫВОД: Создаваемая методами конфигурации и координации комбинация преимуществ от:

- условий в стране базирования;

- от размещения определенных видов деятельности за рубежом;

- от системы организации мировой деятельности(структуры)фирмы формирует систему глобального конкурентного преимущества фирмы, обеспечивающую устойчивую международную (глобальную) конкурентоспособность последней.

3.2. Детерминанты конкурентного преимущества стран и регионов.

А). Детерминанты «национального ромба» М. Портера.

Сегодня глобализация конкуренции стала общепризнанным фактом, в центре внимания оказались преимущества от структуры фирмы и от размеще­ния деятельности в других странах.

Однако конкурентные преимущества фирм, проистекающие от условий в стране базирования(колыбель фирмы) имеют важное значение для формирования системы глобального конкурентного преимущества и устойчивой международной конкурентоспособности компании данной страны по нескольким причинам.

Во-первых, страна базирования с ее уникальными, специфическими особенностями экономики, культуры, населения, инфраструктуры, управления, национальных ценностей, истории является платформой для глобальной стратегии фирмы, нацеленной на комбинацию преимуществ, достигнутых в стране, с теми, которые обеспечивают прочные позиции фирмы в мире.

Во-вторых, наличие в стране базирования постоянно поддерживаемых благоприятных(или неблагоприятных) условий и соответствующих стимулов для генерирования мощного потока инновационных процессов играет решающую роль в достижении международной конкурентоспособности, как фирм, так и самой страны их базирования.

Конкурентное преимущество страны на международном уровне определяет некий набор детерминант - «национальный ромб» М.Портера ((Схема 1). Он включает в себя четыре ключевых группы свойств страны, формирующих среду, в которой конкурируют местные фирмы и вырабатывают конкурентные преимущества, влияющие на их международный успех:

· Параметры факторов, то есть те конкретные ресурсы (природные, трудовые, технологические и инвестиционные, инфраструктура и т. д.), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.

· Параметры спроса, то есть, каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью (его объем, структура и характер роста, а также механизмы передачи предпочтений внутреннего рынка на рынки других стран).

· Родственные и поддерживающие отрасли, то есть наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.

· Стратегия фирм, их структура и конкуренция, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания систем управления фирмами, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:

· Случайные события.

· Государственная политика.

Случайными в рассматриваемом контексте являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны, и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести изобретательство, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, нефтяной шок), всплески мирового и местного спроса, политические решения местных и зарубежных правительств, войны и другие форс-мажорные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих фирм. Они могут свести на нет преимущество старых конкурентов и создать потенциал для новых фирм, способных заменить старые по достижении необходимого уровня конкурентоспособности в новых, изменившихся условиях. Государство, по мнению Портера, должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

 

 

Схема 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.031 с.)