Изучение систем особенностей учета и отчетности, применяемых партнерами.
При самостоятельном изучении финансовой документации потенциального иностранного партнера перед предпринимателем встают проблемы, связанные с проблемами сопоставимости бухгалтерской отчетности предприятий различных стран. Это вызвано различными подходами к системе бухгалтерского учета и отчетности.
Предпринимателю необходимо иметь представление о различных принципах или стандартах, на основании которых подготовлена финансовая отчетность. В различных странах эти стандарты называются по-разному:
• США, Япония — система общепринятых принципов бухгалтерского учета (General Accepted Accounting Principles, GAAP);
• Великобритания — документы о стандартных принципах учета;
• Франция — нормы бухгалтерского учета и отчетности.
Национальные системы бухгалтерского учета различных стран существенно отличаются в силу ряда причин, основными из которых являются следующие:
• темпы и уровень экономического развития;
• уровень инфляции;
• степень централизации управления экономикой. Экономика с высокой степенью централизации управления требует большей унификации и стандартизации учета; учет и отчетность предназначаются, прежде всего, для вышестоящих плановых, финансовых и статистических организаций;
• уровень и характер развития рынков капиталов. Характер развития рынков капиталов может быть различным в зависимости от того, кто играет доминирующую роль в процессе аккумулирования денежных средств компании — индивидуальные владельцы капитала, банки, правительства; какова численность инвесторов и кредиторов; насколько тесны связи между вкладчиками капиталов и администрацией предприятия; насколько развиты рынки ценных бумаг;
Например, в США и Великобритании рынки ценных бумаг получили большое развитие, в силу чего основным источником привлечения капитала являются средства огромного количества акционеров, которым в целях обеспечения безопасности вложенных средств, требуется постоянная информация о деятельности фирмы. В Японии и ФРГ несколько крупнейших банков практически удовлетворяют потребности компаний в финансовых ресурсах, поэтому отчетность нацелена, прежде всего, на удовлетворение интересов этих кредиторов. Франция и Швеция отличаются тем, что большую роль в управлении экономикой играют правительственные органы, которые при необходимости являются кредиторами или вкладчиками компаний. В этих странах отчетность отличается большей унифицированностью и отражает главным образом запросы государственных организаций.
• политические отношения с другими странами. Влияние политических связей может проявляться вследствие географической близости и тесных связей между странами либо в результате бывшей колониальной или иной зависимости.
Например, влияние бухгалтерской системы США особенно ощутимо в Канаде и на Филиппинах.
В мировой практике сложились два подхода правового регулирования учетных правил:
1) основные принципы учета подробно определены законодательными актами. Правила определяются юристами и из-за строгой юридической регламентации учетных правил система бухгалтерского учета не обладает гибкостью. К «странам-законодателям» относятся, например, Франция, Германия, Швеция, Аргентина;
2) система учета строится по принципу «можно делать все, что не запрещено законом». Правила регулирования отчетности определяются профессионалами-бухгалтерами, учет оперативно отражает изменяющиеся условия предпринимательской деятельности. Примерами «стран-незаконодателей» являются прежде всего США и Великобритания. (Слайд 3, Раздел: Дополнительные материалы Темы 5 Учебно-практического издания)
В последние годы все более ощутимой становится тенденция к унификации принципов учета, отражающая усиление интернационализации мирового хозяйства. Работа по унификации стандартов осуществляется в двух направлениях: на региональном уровне (например, в рамках ЕС) и на уровне мирового сообщества.
|