Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Общая характеристика международного предпринимательства.

Поиск

Основные вопросы темы

Сущность международного предпринимательства и основные факторы его развития. Уровни интернационализации субъекта предпринимательства.

Мотивы (новые потенциальные рынки сбыта; доступ к более дешевым и уникальным ресурсам; уровень конкуренции и получение конкурентных преимуществ; высокие технологии) и модели (торговые; кооперационные; инвестиционные) международного предпринимательства.

Методы интернационализации предпринимательства и степени риска. Организационные формы и субъекты международного предпринимательства и бизнеса. Особенности совместного предпринимательства.

Основные факторы воздействующие на развитие современной среды международного предпринимательства (многосторонние международные соглашения; создание мировых торговых блоков и зон; усиление и качественное изменение международной конкуренции).

Изменение места и роли предпринимательства в национальной и мировой экономике под воздействием международной конкуренции( превращение малого бизнеса в инновационную силу, обеспечивающую экономический рост национальных экономик; формирование единой инновационной предпринимательской экономики, основанной на дополнительности малого, среднего и крупного бизнеса; развитие крупных корпораций в качестве компаний предпринимательского типа; конкурентное распространение предпринимательского способа ведения бизнеса в качестве ключевого фактора становления постиндустриальной экономики в глобальном масштабе).

Основные качественные изменения в международной конкуренции под воздействием распространения предпринимательского способа ведения бизнеса (превращениесферы международного бизнеса в пространство конкуренции различных предпринимательских установок, идеологий и культур; развитие международной конкуренции в качествеконкуренции(соперничества) трех основных моделей глобализации мировой экономики; усиление соперничества двух подходов к предпринимательству: инновационного(Запад) и имитационного(Восток).

 

Лекционные материалы

1. Сущность международного предпринимательства и основные факторы его развития.

Как было выяснено в Теме 1, международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод из преимуществ межстрановых деловых операций. Причем, способность обнаруживать указанные возможности, комбинировать их с ключевыми компетенциями и извлекать из них выгоды, характеризует международную конкурентоспособность фирмы и составляет сущность ее предпринимательского потенциала. Кроме того, ключевым мотивом ведения компаниями современного (глобального) междунардного бизнеса является возможность использовать пространство междунардного делового взаимодействия для реализации и развития своих конкурентных преимуществ. Наличие указанного мотива в практических действиях наиболее успешных мультинациональных компаний указывает на то, что фирмы, их менеджеры и основные сотрудники, успешно ведут современный международный бизнес благодаря своему особому предпринимательскому видению и действию. Усиливающаяся международная конкуренция и глобализация международного бизнеса стимулируют и даже принуждают фирмы, компании, их менеджеров и сотрудников осваивать и развивать свое особое, уникальное предпринимательское видение и действие.

Уникальное предпринимательское видение и действие в условиях давления глобальной конкуренции позволяет компании сформировать собственную систему глобального преимущества, включающего: конкурентные преимущества, достигнутые в стране своего базирования, достаточные для выхода на зарубежные рынки;способностьсоздавать и использовать преимущества от размещения деятельности и от структуры организации ведения своего бизнеса по всему миру; умение и способность комбинировать преимущества, достигнутые "дома", с преимуществами от размещения определенной деятельности в других странах и от системы деятель­ности фирмы по всему миру. В свою очередь, формируемая таким образом система глобального конкурентного преимущества обеспечивает компании устойчивую международную(глобальную) конкурентоспособность.

Таким образом, предпринимательское видение и действие составляют ядро современного глобализирующегося международного бизнеса. Это обстоятельство требует более подробно остановится на анализе основных характеристик таких понятий как «предпринимательство» и «международное предпринимательство».

Предпринимательство представляет собой специфический способ ведения бизнеса субъектом, который характеризуется следующими ключевыми моментами:

- применение своих собственных способностей и компетенций для достижения поставленных целей;

- использование возможностей внешнего окружения в своих интересах;

- осуществление продуктовых, технологических и управленческих инноваций в своих интересах;

- принятие риска неопределенности будущего в процессе ведения бизнеса;

- извлечение коммерческой выгоды (прибыли, добавленной стоимости) от ведения бизнеса путем создания, удержания, развития и реализации конкурентных преимуществ;

- постоянный поиск и реализация новых комбинаций ключевых компетенций, возможностей внешнего окружения, отдельных видов инноваций для создания, удержания и развития конкурентных преимуществ.

Данные ключевые моменты в той, или иной степени содержатся в любой конкретной модели(схеме) бизнеса.

Тогда сущность предпринимательства заключается в создании и практическом осуществлении новых моделей(схем) ведения бизнеса, а само предпринимательство как особый способ ведения бизнеса представляет собой процесс создания нового бизнеса(дела) или процесс роста (развития) имеющегося бизнеса путем перехода его из одного качественного состояния в другое.

Международное предпринимательство – создание нового бизнеса в международной сфере или процесс роста(развития) имеющегося бизнеса путем повышения уровня его интернационализации. (пример, парадокс быстрого развития и успешный бизнес стран Центральной Европы).

Международная предпринимательская деятельность – предпринимательская деятельность, осуществляемая:

- субъектами разной государственной принадлежности(торговые модели взаимодействия; совместное предпринимательство; стратегические альянсы);

- субъектом одного государства в предпринимательской среде другого государства(иностранное или зарубежное предпринимательство).

 

 

Схема 1

Система международной предпринимательской деятельности

           
 
Импортирующая (принимающая) страна
   
  Г   Р   А   Н   И   Ц   А
 
Экспортирующая (инвестирующая) страна
 

 


    Предпринимательская среда
    Предпринимательская среда  

 

 
 

 


1 – совместное предпринимательство

2 - иностранное предпринимательство

3 – зарубежное предпринимательство

 

Процессы интернационализации и глобализации международного бизнеса и международной конкуренции породили следующие группы о сновных факторов развития международного предпринимательства:

Во-первых, сжатие времени и расширение пространства ведения бизнеса до глобального масштаба. Технический прогресс в области коммуникации и транспорта позволяют предпринимателям в значительной степени экономить время и издержки на: передачу информации; транспортировку товаров и грузов; перемещение людей. Инновации в области коммуникации(например, спутниковая связь): ускоряют взаимодействие; позволяют осуществлять оперативный контроль над любыми международными операциями по всему миру. Быстрый обмен информацией о новых товарах и услугах приводит к увеличению объемов продаж на иностранных рынках. Благодаря техническим новшествам на транспорте появилась возможность: перемещать производство из страны в страну; разделять производство компонентов или целых изделий между странами в целях оптимизации издержек.

Во-вторых, процесс превращения международной конкуренции в глобальную. Фирмы и компании испытывают все большее влияние международных рынков благодаря: эволюции общественных институтов; совершенствованию инфраструктуры бизнеса; снятию торговых барьеров; созданию торговых союзов; изменениям, происходящим в странах Восточной Европы и России. Бизнесмены и предприниматели воспринимают интернационализацию как неизбежность, с которой им рано или поздно придется столкнуться. Даже компании с преимущественно местной ориентацией должны для обеспечения долговременного успеха обеспечить свою конкурентоспособность на международном уровне, освоив методы глобальной конкурентной стратегии и способы достижения международных конкурентных преимуществ. В результате международная ориентация и интернационализация для фирмы становятся решающими факторами долговременного выживания и последующего развития, что, в свою очередь, сужает различие конкурентоспособности крупного и малого бизнеса.

В-третьих, появление новых технологий и стратегий, позволяющих конкурировать на международной арене более мелких компаний с крупными МНК и ТНК. Появление новых промышленных, управленческих технологий основанных на использовании современных информационных и телекоммуникационных устройств, развивающейся доступной системы международной логистики и торговли позволяют новым компаниям разрабатывать и осуществлять успешные международные конкурентные стратегии. Главная причина доминирования сегодняшних гигантских ТНК заключается в их статусе первопроходцев. Однако, в позднем внедрении на рынки новых небольших компаний есть свои преимущества: начинающие международные компании могут идти по следам известных компаний, разрабатывая ниши, неосвоенные последними; новички могут применять альтернативные и более рисковые стратегии, используя свой статус новичка для изменения правил игры, выигрывая на негибкости существующих моделей бизнеса и предлагая свои собственные модели ведения бизнеса.

Указанные факторы развития международного бизнеса определяют и основной вектор становления предпринимательской организации, по мере освоения ею различных уровней интернационализации своего бизнеса. (Таблица 1)

2. Мотивы и модели международного предпринимательства

Продвижение фирмы по ступеням интернационализации характеризуется реализацией определенных мотивов(целей) и применением различных моделей международного предпринимательства.

Таблица 1

Уровни интернационализации фирмой своего бизнеса
Национальный Региональный экспортер Экспортер Международный Переходный от международного к глобальному Глобальный
Операции осуществляются только внутри одной страны 1.Осуществляет операции в рамках географически очерченного региона за рубежом. 2.Обслуживаемый рынок является экономически и культурно однородным 1.Осуществляет операции из штаб-квартиры в своей стране. 2.Экспортирует продукцию в различные страны. 3.Осуществляет маркетинговые операции за пределами своей страны 1.Региональные операции автономны, но ключевые решения принимаются в штаб-квартире в своей стране. 2.Производство, сборка,маркетинг и продажи децентрализованы за пределами своей страны 1.Своя страна все еще остается главной базой для функций координации. 2.Руководство независимыми и главным образом самофинансируемыми филиалами в разных странах. 3.Ряд функций(инновации, снабжение и финансирование) децентрализованы. 1.Высоко децентрализованные операции во многих странах. 2.Ни один географический регион не считается главной базой для выполнения каких-либо функций. 3.Каждая функция осуществляется там, где это целесообразно и удобно.

Мотивы международного предпринимательства:

- новые потенциальные рынки сбыта;

- доступ к более дешевым и уникальным ресурсам;

- доступ к уникальной и качественной инфраструктуре;

- доступ к источникам высоких технологий;

- осуществление инноваций на международном уровне;

- использование глобального уровня конкуренции для достижения и поддержания международной конкурентоспособности;

- извлечение выгод из комбинации собственных ключевых компетенций с преимуществами от размещения определенной деятельности в других странах и от системы деятель­ности фирмы по всему миру.

Модели международного предпринимательства:

1).Торговые модели представляют собой комплекс экспортных и импортных операций, связанных с торговлей товарами и услугами и включают: международную торговлю товарами; международную торговлю услугами. Главными особенностями указанных моделей являются: наличие двух сторон международной сделки покупателя(заказчика) и продавца(исполнителя); в процессе торговой операции происходит переход собственности от одной стороны к другой.

2).Кооперационные модели (стратегические альянсы) представляют собой международную деятельность, связанную с реализацией совместных согласованных научно-технических, организационных или производственных программ, осуществляемых международными партнерами. Основными особенностями указанных моделей являются: взаимоотношения партнеров осуществляются на основе договора о совместной деятельности; стороны совместно участвуют в производстве каких-либо товаров или услуг; стороны являются совладельцами результатов их совместной деятельности; стороны разделяют между собой производственные, коммерческие и финансовые риски. К числу основных сфер кооперационного сотрудничества относятся:

- предпроизводственное взаимодействие(передача технологий, научно-техническое сотрудничество по созданию кооперированной продукции; строительство и монтажные работы, модернизация кооперирующихся предприятий);

- производственное и технологическое сотрудничество(разработка и согласование проектно-конструкторской документации, технологических процессов, технического уровня и качества продукции);

- совершенствование управления производством и организация бизнеса(стандартизация, унификация, сертификация; распределение производственных программ, менеджмент, организация бизнеса и его постановка);

- торгово-коммерческие связи по реализации кооперированной продукции (взаимные поставки продукции между партнерами; продажа ее третьим лицам в странах партнеров и на мировом рынке; координация объемов поставок, цен, условий и форм расчетов; послепродажное обслуживание).

Среди кооперационных моделей международного предпринимательства особое место занимают стратегические альянсы- своеобразные объединения в интересах решения конкретных бизнес-задач, созданные двумя или более независимыми бизнес-структурами разных стран- стратегическими партнерами. Такие альянсы строятся, как правило, на совместном финансировании, на исследованиях, разработках (Research and development, R&D), активах и ключевых компетенциях, связанных с освоением и производством нового продукта или технологии.

3).Инвестиционные модели характеризуются вложением капитала в материальные и нематериальные активы за рубежом с целью владения собственностью, получения контроля и извлечения финансовой прибыли. Различаются модели, основанные на: портфельных иностранных инвестициях и прямых иностранных инвестициях.

Портфельные инвестиции представляют собой финансовые вложения в долговые обязательства или акции зарубежных пред­приятий с целью получения дивидендов. Порт­фельные инвестиции не обеспечивают контроля над деятельно­стью фирмы. Такие виды ресурсов, как оборудование, время, персонал, не выступают в качестве портфельных инвестиций.

Прямые инвестиции отличаются высокой степенью контроля со стороны инвестора над иностранным проектом или пред­приятием. Уровень контроля может варьироваться от полного, когда фирма полностью владеет своим зарубежным филиалом, до частичного (долевого) в случае создания совместного пред­приятия с местным или иностранным партнером, или инос­транным государством. Владение контрольным пакетом акций зарубежного предприятия является наивысшим типом обяза­тельств по отношению к нему. Оно не только предполагает право собственности на доход с капитала, но обычно подразумева­ет и более интенсивный обмен квалифицированными специалистами и новыми технологиями между странами. Следовательно, иностранный инвестор покупает пакет акций, который позволяет ему: установить контроль над предприятием или компанией; участвовать в управлении предприятием или компанией, то он осуществляет прямое инвестирование, в остальных случаях – портфельные инвестиции. Применение инвестиционных моделей интернационализации бизнеса в форме прямого инвестирования приводит, как правило, к созданию совместных предприятий или предприятий со 100%- ным иностранным капиталом.

В соответствии с Российским законодательством (Федеральный закон об иностранных инвестициях от 09.07.99 г. № 160-ФЗ, ст. 2) под прямой иностранной инвестицией подразумевается:

• приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли,
долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммер­ческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственно го товарищества или общества в соответствии с граждансим законодательством Российской Федерации;

• вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

• осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой арен­ды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн.руб.

 

3.Методы интернационализации предпринимательской деятельности и степени риска.

Конкретное сочетание, комбинация мотивов и моделей международного предпринимательства составляет определенный метод интернационализации предпринимательской деятельности, которому соответствует определенный уровень риска. Поэтому по уровню риска можно проранжировать методы интернационализации предпринимательства (Схема 2)

Схема 2

Рейтинг методов интернационализации предпринимательства по уровню риска

 

 


Окончательный выбор метода интернационализации предпринимательства (способа выхода на внешний рынок) зависит от целей и мотивов предпринимателя и от уровня риска, который он готов на себя принять.

Импорт и экспорт продукции предполагают, как правило, ми­нимальные обязательства и наименьший риск для ресурсов фирмы. Если импорт привлекает предпринимателя своей возможностью снижения стоимости ресурсов и рабочей силы или поиска новых товаров, то экспорт важен с точки зрения расширения рыночного потенциала и снижения удельных затрат. Уменьшение затрат на еди­ницу продукции является мощным стимулом интернационализа­ции. Однако фирме, как правило, требуется от трех до пяти лет, чтобы экспорт стал прибыльным и дополнительные затраты оку­пились. Даже если фирма производит больший объем продукции и с большей эффективностью, требуется "определенное время для изучения особенностей поведения предпринимателя на внешнем рынке и адаптации к нему.

Фирме, приобретающей иностранную лицензию на продукт, технологию, ноу-хау, товарный знак, не требуется боль­шого начального капитала для выхода на международный рынок, она получает возможность повысить свою конкурентоспособность и получить дополнительный доход. Однако, это возможно в том случае, если выручка от лицензионного производства превысит все издержки, связанные с покупкой и применением импортной лицензии.

Фирме, продающей(экспортирующей) лицензию, эта операция выгодна тем, что ей не надо обременять себя оперативными производственными, тех­ническими, маркетинговыми проблемами — их берет на себя ли­цензиат. Еще одним преимуществом экспорта лицензий по сравнению с экспор­том товаров является экономия на таможенных и транспортных расходах. Эти обстоятельства довольно часто приводят к тому, что, после того как фирмы достигли успехов в эк­спорте своей продукции на внешнем рынке, они прибегают к про­даже лицензий на свою продукцию или к франчайзингу(продаже разрешения на производство и продвижение продукции под товарной маркой экспортера). Однако, продажа лицензий, как правило, предполагает принятие на себя больших обязательств и рисков, чем деятельность по экспорту товаров, что вызвано необхо­димостью направить опытный технический персонал за рубеж для содействия фирме-лицензиату или франчайзи в создании и адаптации его производственных мощностей для выпуска нового изделия.

Прямое инвестирование — это наиболее рисковый метод интер­национализации, требующий огромной подготовительной работы. Поэтому неслучайно малые фирмы довольно редко используют этот способ для выхода на внешний рынок. Если такая фирма обладает уникальным соб­ственным продуктом или технологией, ей лучше использовать ли­цензионную схему интернационализации. Более крупные фирмы используют прямые инвестиции для участия в совместных предприятиях или для создания зарубежных филиалов со стопроцентным своим участием. Благодаря объединению ресурсов с местным партнером, использования его опыта и знания местной среды, компенсируются слабые и объеди­няются сильные стороны участников, создание совместного пред­приятия позволяет снизить риск и объем начального капитала по сравнению с прямым инвестированием в зарубежный филиал со стопроцентным участием иностранного инвестора. Однако модель зарубежного филиала со стопроцентным иностранным капиталом позволяет избежать проблем кросс-культурного взаимодействия совместного предприятия.

4. Субъекты, организационные формы и схемы международного предпринимательства.

Субъектами международного предпринимательства могут являть­ся, с одной стороны, физические лица (граждане), предприятия и организации, а также государства, выступающие в роли принима­ющей стороны, с другой — иностранные инвесторы.

Законодательство Российской Федерации (Федеральный закон об иностранных инвестициях, ст. 2) в качестве иностранных инвесторов рассматривает:

• иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособ­
ность которого определяется в соответствии с законодатель­
ством государства, в котором оно учреждено;

• иностранную организацию, не являющуюся юридическим ли­цом, гражданская правоспособность которой определяется
в соответствии с законодательством государства, в котором
оно учреждено;

'• иностранного гражданина, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства;

лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пре­делами Российской Федерации, гражданская правоспособ­ность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места
жительства.

Указанные иностранное юридическое лицо, иностранная орга­низация, иностранный гражданин и лицо без гражданства долж­ны иметь право в соответствии с законодательством своего госу­дарства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

международную организацию, которая вправе в соответ­ствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на ее территории;

иностранные государства.

Право российских субъектов предпринимательской деятельности осуществлять инвестиции за рубежом закреплено в ст. 4 продолжаю­щего свое действие Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.91 года в редакции от 10.01.2003. Российские граждане и юридические лица вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом в со­ответствии со следующими правовыми нормами:

-законодательством Российской Федерации;
- законодательством иностранных государств;

- международными соглашениями.

В качестве ведущего субъекта международного предпринимательства выступают крупнейшие многонациональные(мультинациональные) компании, которые доминируют на мировом рынке, но встречают усиливающуюся конкуренцию со стороны быстро развивающегося среднего и малого сектора международной экономики. В силу различия в терминах, использу­емых в мировой практике для определения международных компа­ний, остановимся на них подробнее.

Многонациональная(мультинациональная) компания (multinational company), MHK (MNC) используется в тех случаях, когда необходим международ­ный подход в поиске зарубежных рынков и при размещении про­изводства, основанный на глобальной философии бизнеса, пре­дусматривающей функционирование компании как внутри страны, так и за ее пределами.

Многонациональная(мультинациональная) корпорация (multinationalcorporation), MHK (MNC) часто употребляется как синоним многонациональной ком­пании, но в случае, когда надо особо подчеркнуть, что организа­ционно-правовой формой является корпорация.

Многонациональное предприятие (multinational enterprise), МНП (MNE) используется в том случае, когда фирма имеет производ­ственную базу, размещенную в разных странах, а не только выхо­дит на международный рынок или осуществляет международную деятельность как МНК.

В рамках ООН не применяются термины МНК и МНП, вместо них используется обобщенное понятие «транснациональ­ная корпорация» (transnational corporation), или ТНК(TNC). В научной литературе под ТНКподразумевается компа­ния, имеющая филиалы в разных странах, но являющаяся соб­ственностью, возглавляемая гражданами одной страны, ведущая транснацональный бизнес путем создания трансграничной конфигурации своих подразделений и организации транснациональной сетевой системы корпоративного управления. Материалы исследований и статистика Конференции ООН по торговле и развитию(ЮНКТАД) являются основным официальным источником по развитию ТНК. В настоящее время в мире насчитывается 65000 ТНК, имеющих около 850000 филиалов за рубежом.

Глобальная компания (global company) одними трактуется как компания, интегрирующая воедино хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах. Она проектирует изделие или схему оказания услуг применительно к определенному сегменту мирового рынка либо в разных странах производит состав­ные части одного изделия. Другие считают, что действительно глобальной является компания, которая рассматривает любую часть мирового сообщества как потенциальный рынок и привле­кает ресурсы отовсюду независимо от места расположения своей страны.

ТНК (как крупные, так и новые средние, но быстро растущие) выступают в настоящее время главными субъектами международного предпринимательства, нацеленного на транснационализацию мировой экономики. ТНК являются одним из трех ключевых субъектов процесса транснационализации современной мировой экономики наряду со странами базирования(в которых располагаются головные подразделения ТНК) и принимающими странами(в которых ТНК имеют филиалы, дочерние и ассоциированные компании на основе прямых инвестиций). В результате ТНК определяют динамику, структуру, уровень конкурентоспособности на мировых рынках товаров и услуг(в 2001 году объем продаж зарубежных филиалов ТНК составил 19 трлн. долл. и более чем в двое превышал объем мирового экспорта); контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций; играют ключевую роль в передаче технологий и знаний, концентрируя НИОКР в своих научных центрах; являются стимулятором международной трудовой миграции.

Общепринятой характеристикой деятельности ТНК является индекс транснациональности, представляющий собой среднее из отношений объема зарубежных активов к совокупным активам, зарубежных продаж к общему объему продаж и числу занятых в зарубежных филиалах ТНК к общему числу занятых. Индекс транснациональности характеризует, насколько значимыми являются зарубежные филиалы и иностранные рынки для той или иной ТНК. Чем выше индекс транснациональности, тем большую значимость для компании имеет деятельность ее зарубежных филиалов. В ежегодных отчетах ЮНКТАД о мировых иностранных инвестициях печатаются рейтинги 100, 50 и 25 ведущих ТНК, соответственно, развитых, развивающихся стран, стран Центральной и Восточной Европы. По состоянию на 2002 год в рейтинге 100 ведущих нефинансовых ТНК мира, ранжированных по зарубежным активам, 26 - компании США, причем, в первой десятке – 4 ТНК США (1,3,5,10-место). На первом месте: General Electric(стоимость зарубежных активов-229 млрд. долл.).В рейтинге 50 ТНК развивающихся стран преобладают китайские компании –11(с базированием в Гонконге); сингапурские-8; мексиканские-7и компании ЮАР-7.На первом месте –китайская ТНК Hutchison Whampoa Limited, имеющая зарубежных активов на сумму 48 млрд. долл. В рейтинг 25 входят пять российских ТНК, занимающих, соответственно, 1,2,4,5 и 10 место. На первом месте «ЛУКойл», имеющий зарубежных активов на сумму 5, 35 млрд. долл.

В последние два года резко усилился процесс транснационализации деятельности российских компаний. «Северсталь» приобрела пятую по масштабам производства в США металлургическую компанию Rouge Industry за 267 млн. долл. “Норильский никель” купил за 341 млн.долл. Stillwater-единственного значимого производителя платиноидов в США и 20% акций (1,16 млрд.долл)южноафриканской компании Golden Fields, входящей в число ведущих золотодобывающих предприятий мира, и стал ее крупнейшим акционером. «ЛУКойл» приобрел за 232 млн.долл. перерабатывающие и сбытовые мощности в Сербии(Beopetro) и вторую сеть бензозаправок на восточном побережье США- почти 800 АЗС, работающих под торговой маркой Mobil(267 млн. долл.).

Субъекты международного предпринимательства для того, чтобы успешно вести свой бизнес должны выбрать для себя организационно-правовую форму(Бизнес-формат) хозяйственной деятельности, нацеленной на коммерческий результат. В практике ведения бизнеса в различных странах используются три основные организационно-правовые формы предприятий- субъектов предпринимательской деятельности: единоличное хозяйство; товарищество(партнерство); общество(корпорация. Главным отличием товарищества от общества(корпорации) является то, что его участники отвечают по долгам предприятия солидарно и всем своим имуществом, а участники общества- несут ограниченную ответственность в пределах своего вклада (имущественного, финансового или иного) в общее дело. Каждая из трех указанных организационно-правовых форм имеет свои достоинства и недостатки.

Схема 3

 

Достоинства и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

 

Формы Достоинства Недостатки
  1. Единоличные хозяйства (индивидуальные частные предприятия)     2. Товарищества (партнерства)   3. Общества (корпорации)   Полная самостоятельность, свобода и оперативность. максимальный интерес к получению дохода (конфиденциальность деятельности).     Финансовая сила, свобода и оперативность действий, коллективное управление.     Возможность привлечения дополнительного капитала. Профессиональное управление. Ограниченная ответственность.   Трудности привлечения больших капиталов. Неопределенность сроков деятельности. Полная ответственность за убытки. Необходимость совмещения всех управленческих специальностей.     Неограниченная ответственность партнеров. Непостоянство и зависимость партнеров друг от друга.   Строгий контроль за деятельностью общества. Громоздкость управления и низкая оперативность действий.    

 

 

Применяемая в настоящее время в России система организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, введенная Гражданским кодексом РФ в 1995-1996 гг., включает 2 формы предпринимательства без образования юридического лица(индивидуальный частный предприниматель и простое товарищество, основанное на договоре о совместной деятельности индивидуальных предпринимателей или коммерческих организаций), 7 видов коммерческих организаций(полное товарищество; коммандитное товарищество; общество с ограниченной ответственностью; акционерные общества; общества с дополнительной ответственностью; производственный кооператив; унитарные предприятия) и 7 видов некоммерческих организаций (Слайд 1, Раздел: Дополнительные материалы Темы 3 Учебно-практического издания).

В своей основ российская система близка к системам, действующим во многих европейских странах(Франция, Германия, Испания и др) (Слайды 2-4, Раздел: Дополнительные материалы Темы 3 Учебно-практического издания). Существенные отличия она имеет с системами – Великобритании, США, Японии (Слайды 5,6, Раздел: Дополнительные материалы Темы 3 Учебно-практического издания)

Огромное количество различий в структуре и правилах применения организационно-правовых форм(бизнес-форматов) в разных странах открывают прекрасные возможности для международного предпринимательства по созданию наиболее подходящих моделей(схем) ведения бизнеса.

В процессе ведения международного бизнеса компаниям важно не только выбрать органиационно-правовую форму(бизнес-формат) для предприятия, но и определиться, какие организационные формы международного предприниматель­ства более предпочтительны в условиях той или иной страны. К числу таковых относятся:

Во-первых, организационные формы международного предприниматель­ства с закреплением их юридического статуса в стране бази­рования, то есть с созданием юридических лиц (коммерчес­ких организаций с иностранными инвестициями). Коммерческие организации с иностранными инвестициями (КОИИ) могут создаваться путем:

• учреждения новой фирмы в соответствии с законодатель­ством страны базирования (самостоятельно, с местным партнером или с другим иностранным партнером);

• путем приобретения доли в уже действующем предприятии в зарубежной стране или его полного поглощения.

В зависимости от степени самостоятельности различаются следу­ющие виды предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ):

полностью самостоятельная компания, не зависящая от какой-либо материнской фирмы;

ассоциированная (зависимая) компания (associated company,associate), регистрируемая как компания с собственным ба­лансом, но находящаяся под контролем материнской фирмы, поскольку последней принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев). К примеру, в России компания признается зависимой, если другая (преобладающая)
компания имеет более 20% голосующих акций компании;

дочерняя компания (subsidiary company), которая в отличие от ассоциированной компании находится под более сильным контролем со стороны материнской фирмы. Материнская (основная) фирма обладает основной частью акций(паев) дочерней компании, то есть преобладающим участием в ее.уставном капитале, и ей принадлежит большинство
голосов по обыкновенным акциям дочерней компании.

Во-вторых, организационные формы международного предпринимательства с закреплением их налогового статуса, но без создания юридических лиц. К ним относятся:

представительства иностранных юридических лиц;

фили



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.92.56 (0.016 с.)