Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кооперация при сбыте товаровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конкуренция современных производителей товаров в различных странах существенно обостряет проблему сбыта как внутри стран, так и особенно в международной торговле. С целью повышения своей конкурентоспособности производители и продавцы объединяют свои усилия в сфере реализации товаров. Кооперация по сбыту представляет собой сотрудничество независимых производителей и оптовых продавцов при реализации товаров, осуществляемое с целью продвижения на рынок и повышения конкурентоспособности их товаров. Кооперация по сбыту, которая относится только к сфере реализации товаров, называется сбытовой, а если и к производству — производственно-сбытовой. В зависимости от состава кооперирующихся сторон кооперация может иметь национальный или международный характер. Стратегической целью сбытовой кооперации является расширение объемов сбыта при снижении издержек обращения на единицу стоимости продукции. Такая цель реализуется тремя основными способами: Первый способ организации сбытовой кооперации — создание совместной сбытовой структуры для концентрации в одном месте широкой гаммы товаров разных производителей и оптовиков с целью удовлетворения потребностей покупателей разного уровня платежеспособности. Второй способ предполагает создание совместной сбытовой структуры для концентрации продаж однородных товаров различных поставщиков с целью снижения издержек обращения на единицу стоимости товара каждого поставщика. При этом расходы на маркетинговые исследования, рекламные мероприятия, использование складского хозяйства, административные расходы соотносятся с общим объемом товарооборота созданной сбытовой структуры и в процентном отношении к стоимостной единице реализованного товара гораздо ниже, чем если бы каждый из производителей нес эти расходы самостоятельно. Третий способ сбытовой кооперации заключается в том, что каждый поставщик имеет в сбытовой компании свой отдел и в зависимости от использования возмещает расходы за аренду помещения, сервисное обслуживание, рекламу, складирование, административно-хозяйственные расходы. Этот способ наиболее целесообразен, если поставщик занимается и предпродажной доработкой товара и его гарантийным обслуживанием. Производители ограниченной гаммы товаров создают и используют различные комбинации рассмотренных сбытовых структур для согласованного дополнения номенклатуры своих товаров. Например, взаимное использование сбытовых сетей применяется при продаже дорожно-строительной или сельскохозяйственной техники, когда требуется широкая гамма дополняющих друг друга машин и механизмов, производство которых непосильно одному производителю. Одной из распространенных форм сбытовой кооперации является соглашение картельного типа, обязывающее кооперирующихся участников соблюдать совместно установленные условия сбыта: квоты сбыта на определенных региональных рынках; минимальные цены реализации аналогичной продукции; условия предоставления коммерческих кредитов. Такие соглашения касаются в основном сырьевых товаров, топливно-энергетических ресурсов, сельскохозяйственной продукции. Целями производственно-сбытовой кооперации являются: - совместная разработка новых видов продукции; - специализация кооперирующихся сторон на производстве узлов и деталей изделий; - совместный их сбыт. Наибольшее развитие производственно-сбытовая кооперация получила в различных отраслях машиностроения, в автомобильной, авиационной промышленности. Кооперирующиеся стороны заключают соглашение о производственной и сбытовой кооперации, в котором определяют и четко разграничивают права и обязанности сторон, порядок взаимодействия и ответственность. В развитие и дополнение соглашения стороны подписывают конкретные контракты и договора на взаимную поставку комплектующих узлов и деталей с приложением позиционных цен и сроками поставок. 1.5.Нетрадиционные методы финансирования международной торговли. К числу основных нетрадиционных методов финансирования современной международной торговли обычно относят: лизинг; факторинг и форфейтинг. Главной особенностью этих методов является то, что они, во-первых, выступают своеобразным продолжением основных тенденций развития современных форм и методов международной торговли, а, во-вторых, сами предоставляют дополнительные возможности финансирования рассмотренных нами форм и методов международной торговли. 1.5.1. Лизинг – комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование и владение за определенную плату. Субъекты лизинга: - собственник имущества(лизингодатель)- лицо, которое специально его приобретает для сдачи во временное пользование; - пользователь имущества(лизингополучатель)-лицо, получающее - продавец(поставщик, изготовитель) имущества- лицо, продающее имущество-объект лизинга. По своей экономической сути лизинг схож с кредитными отношениями и инвестициями. Как известно, кредитные отношения базируются на принципах срочности (кредит дается на определенное время); возвратности (возвращается в определенный срок); платности (за предоставленные услуги берется плата). При лизинге собственник имущества, передавая его на определенный срок во временное пользование, в установленный срок получает его обратно, а за услугу получает комиссионное вознаграждение. Налицо элементы кредитных отношений. Только участники сделки оперируют не денежными средствами, а имуществом (основным капиталом). В связи с этим лизинг классифицируют как товарный кредит в основные фонды, а по форме он схож с инвестиционным финансированием. С точки зрения имущественных отношений лизинговая сделка состоит из двух взаимосвязанных составляющих: • отношений по купле-продаже; • отношений, связанных с временным использованием имущества. Все элементы лизингового процесса тесно связаны между собой. Так, отношения по временному использованию имущества (договор лизинга) возникают только после реализации договора купли-продажи. Таким образом, исполнение одного договора дает толчок к возникновению следующей сделки, а участники лизингового процесса тесно взаимодействуют на разных этапах. На практике выделяют два основных типа лизинга: оперативный и финансовый. Оперативный (операционный) лизинг (operating lease) представляет собой сдачу в лизинг имущества на срок, который меньше нормативного срока службы имущества. В связи с этим лизинговые платежи по одному договору не покрывают полной стоимости имущества. Лизингодатель вынужден его сдавать во временное пользование несколько раз, и для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него. Оперативный лизинг широко используется на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях промышленности. В последние годы широкое распространение приобрел оперативный лизинг компьютерной техники, специфической особенностью которой является ее подверженность очень быстрому моральному устареванию. Финансовый лизинг (finance lease) представляет собой операцию по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдаче его во временное пользование и владение на срок, приближающийся к сроку его эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки.
Таблица 2. Сопоставление основных характеристик оперативного и финансового лизинга.
В международной практике применяется большое разнообразие возможных вариантов организации оперативного и финансового лизинга, в том числе с использованием дочерних предприятий в качестве субарендодателей и сублизингодателей, причем, как правило, при выборе партнеров экономические соображения превалируют над преимуществами работы в едином правовом поле Оттавской конвенции. (Основные схемы организации международного оперативного и финансового лизинга подробно изложены: Слайд1, Раздел: Дополнительные материалы Темы 8 Учебно-практического издания)
1.5.3. Факторинг – разновидность посреднических операций проводимых банками и специальными компаниями, представляющая собой покупку денежных требований экспортера к импортеру и их инкассацию. Фактор-фирма- компания, покупающая денежные требования. Суть факторинговой сделки заключается в следующем: Экспортер немедленно получает наличными от 70 до 90% от номинальной стоимости счетов-фактур. Остальные 10-30% - после вычета процента за кредит и комиссии за услуги зачисляются на блокированный счет экспортера. Если импортер оплачивает свои обязательства в срок – факторинговая компания разблокирует счет и возвратит остаток клиенту-экспортеру(Рис.2).
Рис.2. Организация факторинга
С помощью факторинга рефинансируются требования экспортера сроком не более 360 дней. Факторинговое кредитование отличается от коммерческого кредитования экспортера. В случае факторинговых операций экспортер получает за проданный товар платеж наличными, в случае коммерческого кредита- вексель, который затем учитывается в банке, где обслуживается экспортер. При этом сумма, полученная экспортером при учете векселя, будет меньше, чем при продаже счета-фактуры. При открытом факторинге, покупая требования, фактор-фирма применяет открытую цессию, т. е. сообщает покупателю (импортеру) об уступке требований экспортером. В случае использования скрытого факторинга покупатель не информируется о продаже обязательств фактор-фирме, не сообщается также никому из контрагентов экспортера о кредитовании его продаж факторной компанией. Чаще всего факторинговые операции предполагают регресс требований на экспортера в случае неоплаты импортером своих обязательств, однако в настоящее время все чаще встречаются случаи безоборотного факторинга, когда специализированная компания берет на себя кредитные риски, освобождая от них экспортера. Стоимость факторинговых услуг при этом возрастает. Однако при неплатежеспособности покупателя, задержке платежа, вызванной действиями правительства, при падении курса валюты платежа все потери несет фактор-фирма, которая, в свою очередь, не может предъявить претензии экспортеру. В случае безоборотного факторинга фактор-фирма изучает кредитную историю и финансовое состояние не столько экспортера, сколько его контрагентов. Все это освобождает экспортера от издержек по страхованию кредита в специализированных учреждениях. Так как фактор-фирма приобретает требования клиента к покупателям, то одновременно к ней переходят бухгалтерский учет проводимых операций и инкассирование дебиторской задолженности. Обязанностью фактор-фирмы становится принятие соответствующих мер с целью воздействия на неаккуратных плательщиков и по необходимости получение полного или частичного возмещения от банкротств. Этому способствуют опыт, широкие международные связи и сама репутация крупных факторинговых компаний, которые позволяют ускорить платежи при возникновении подобных затруднений. Стоимость факторингового обслуживания высока из-за комплексного характера услуг фактора-фирмы и повышенных рисков в случае безоборотного факторинга. Она включает: - процент за пользование кредитом(выше рыночной ставки на 2-3 пункта); - плату за обслуживание(бухгалтерия, инкассирование долга и другие услуги), взимаемую как процент от суммы счета-фактуры, в пределах 0,5-3% от суммы переуступленных счетов; - при безоборотном факторинге – специальную надбавку за риск в размере 0,2-0,5% от суммы кредитования. Использование факторинга наиболее эффективно для небольших и средних предприятий, расширяющих объемы продаж или выходящих на новые рынки, а также для вновь создаваемых компаний, испытывающих недостаток денежных средств из-за несвоевременности поступления платежей от дебиторов, наличия чрезмерных запасов, трудностей в организации производственного процесса. Факторинг дает возможность экспортеру ускорить оборот капитала. Часто указанные фирмы имеют неблагоприятную структуру баланса, из-за чего их кредитный статус не позволяет получать доступ к банковскому кредиту. Посредничество фактор-фирм в этом случае позволяет решить проблему краткосрочного кредитования. Экспортный факторинг строится на широких взаимных связях факторинговых компаний. Крупнейшие из них являются членами международных группировок, примерами могут служить International Factors, основанная американским First National Bank of Boston и Heller group, у истоков которой стояла фирма Walter E.Heller and Co. Филиалы этих компаний расположены в Северной Америке, Западной Европе, Австралии. Более мелкие факторинговые компании объединены в ассоциацию Factors Chain International. Этой ассоциацией разработан специальный кодекс проведения международных факторинговых операций, в котором содержатся все правила и положения, касающиеся как обязательств факторинговой компании в стране экспортера, так и правовых положений, действующих в стране импортера. Форфейтинговые операции Форфейтинг — покупка среднесрочных векселей, других долговых и платежных документов, возникающих из товарных поставок, специальным кредитным институтом (форфейтором) за наличный расчет без права регресса на экспортера при предоставлении последним достаточного обеспечения. Компания, осуществляющая покупку долговых обязательств без регресса на экспортера, носит название форфейтинговой компании, или форфейтера. Форфейтер берет на себя все виды рисков. Экспортер отвечает за обеспечение правовых аспектов требований, например за правильное осуществление передачи требований форфейтеру. Первая специализированная форфейтинговая компания— Finanz AG, Zurich —появилась в 1965 г. Обычно форфейтинг применяется при продаже машин и оборудования. Контракты эти являются средне- и долгосрочными и заключаются на крупные суммы. Поэтому минимальная сумма, используемая при форфейтинге, составляет не менее $ 250 тыс.; средняя сумма контракта составляет $ 1-2 млн. Тем самым размеры получаемых экспортером сумм превышают размеры обычных коммерческих кредитов, но в то же время не достигают масштабов кредитов покупателю, обеспечивающих поставку крупных партий машин и оборудования. Форфейтинг занимает промежуточное место между ними. Покупка требований на большую сумму может осуществляться только лишь консорциумом форфейтеров. Форфейтирование дает ряд ощутимых преимуществ экспортеру: • улучшается позиция экспортера по ликвидности, так как фирма немедленно получает наличные; • экспортер освобождается от валютных, кредитных, процентных рисков; • уменьшаются долгосрочные требования в балансе фирмы, что приводит к росту ее кредитоспособности; • снимается необходимость контроля за погашением кредита и работы по инкассации платежей; • форфейтинг не влияет на лимиты экспортера по овердрафту или на другой кредит, предоставляемый банком. Недостатками форфейтинга являются: 1). Высокая стоимость: ставка по форфейтированию значительно больше обычных ставок по кредитам, так как форфейтер берет на себя все риски. Расходы по форфейтированию складываются из: • расходов по получению банковской гарантии или аваля по векселю; • рисковой премии за политический риск; • расходов на мобилизацию денежных средств, зависящих от ставок процентов на еврорынке; • управленческих расходов; • комиссии форфейтера, составляющей разницу во времени между заключением соглашения и предоставлением документов. 2). Трудность поиска для экспортера банка, желающего действовать в качестве форфейтера. Для форфейтирования экспортных требований необходимо соблюдать следующие условия: - экспортное требование должно быть обратимым и безусловным; - векселя должны быть простыми на импортера, тратты малоупотребимы; - на векселе должен быть аваль банка страны покупателя, другие требования должны сопровождаться банковской гарантией; - если платежеспособность импортера сомнительна, то форфейтер может потребовать аваль или гарантию банка третьей страны. Форфейтинг позволяет создавать своеобразные схемы форфейтингового кредитования импортеров. На Рис. 3 представлена одна из таких схем применительно к российским импортерам. Ее реализация требует от российского импортера осуществления соответствующих расходов: а). комиссионные за аваль(4-8%); б). дисконт иностранного банка, который состоит из: - лондонской ставки межбанковского кредита LIBOR(6-7% в зависимости от срока кредита); - странового риска России (6-9%). В итоге получаем 16-24% годовых. В это же время валютный кредит на срок от полугода до года надежный российский заемщик мог получить под 25-40%.
Рис.3.Форфейтинговое кредитование российских импортеров
Таблица 3. Сравнительная характеристика факторинга и форфейтинга
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.196 (0.011 с.) |