Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренние и внешние источники краткосрочного финансирования международной фирмы.

Поиск

Ведение международного бизнеса фирмами и компаниями на краткосрочном и долгосрочном временном интервале требует соответствующих источников финансирования:

- внутренние и внешние источники краткосрочного финансирования;

- внутренние и внешние источники долгосрочного финансирования.

4.1. Внутрифирменное краткосрочное финансирование представляет собой:

- взаимопредоставление валютных займов различными подразделениями компании;

- предоставление инвалютных кредитов родительской фирмой своим дочерним компаниям и наоборот.

К основным видам внутрифирменного краткосрочного финансирования относятся:

А) Прямой международный фирменный кредит.

Головная компания предоставляет временно свободные денежные средства своей дочерней компании.Данные кредиты оформляются простым векселем и предоставляются по ставке процента, близкой к рыночной, либо несколько ниже ее.

Преимущество данной схемы финансирования: исключительная простота оформления.

Недостатки данной схемы финансирования:

- она невыгодна для фирмы с точки зрения налогового планирования компании;

- велики размеры валютно-курсовых рисков;

- присутствует риск заблокирования валютных фондов за рубежом.

Б) Компенсационный внутрифирменный кредит.

Родительская фирма помещает целевые фонды на срочный депозит в банк своей страны с условием передачи данных денежных средств дочерней компании. Банк использует свой филиал за рубежом для перекредитования полученных от головной компании денег дочерней компании в другой стране.

Преимущества данного источника финансирования:

- защита фирмы от риска неблагоприятного изменения валютного курса(данный вид риска переходит на банк-посредник);

- освобождение заблокированных средств и обход валютных ограничений(страна, запрещающая или ограничивающая межфирменные валютные переводы за границу, часто разрешает валютные платежи в порядке возврата кредита крупному иностранному банку, избегая тем самым угрозы потери странового кредитного рейтинга);

- возможность получения более дешевых денежных средств для финансирования подразделений, расположенных в странах с высокой ставкой процента и недостаточным рынком кредитных ресурсов (в частности, в ситуации, когда получение финансирования на местном или международном рынке невыгодно с точки зрения рентабельности).

Недостаток данной схемы финансирования: необходимость обслуживаться в таком банке, который имеет филиал в стране базирования дочерней компании и высокий кредитный рейтинг.

В) Параллельный внутрифирменный кредит.

Участники соглашения при использовании данной схемы финансирования предоставляют друг другу займы в валюте своей страны на оговоренный период времени. Все сделки, связанные с кредитованием, проводятся вне рамок международного валютного рынка.

Например, английская компания, желающая инвестировать несколько миллионов фунтов стерлингов в свой филиал в Японии, заключает договор взаимного кредитования с японской компанией, имеющей филиал в Великобритании. Не прибегая к помощи валютного рынка, компании обмениваются кредитами каждая в своей валюте, ссужая их филиалу партнера. Оба займа одинаковы с точки зрения пересчета по текущему курсу и имеют равные сроки погашения. По окончании срока договора компании возвращают кредит по настоящему обменному курсу.

Параллельный внутрифирменный кредит помогает покрывать валютные риски, т.к. каждая компания занимает деньги именно в той валюты, в которой она будет производить платежи; используется в случае явного или завуалированного запрета правительства на перевод денежных ресурсов в страну или из страны.

Преимущества данной схемы финансирования:

- устраняется валютный риск, ни один из займов не несет валютных рисков;

- национальное законодательство стран не противодействует осуществлению подобного финансирования;

- обходятся ограничения по валютному контролю(так как нет необходимости добиваться разрешения властей для финансирования иностранного партнера);

- осуществляется репатриация блокированных фондов;

- возможно получение инвалютного финансирования по привлекательной процентной ставке.

 

Недостатки:

- трудности в нахождении контрагента, удовлетворяющего следующим требованиям:

1). наличие филиала в стране базирования головной компании;

2). намерение инвестировать в него денежные средства на тот же срок и на ту же сумму, что и компания- инициатор данной сделки;

- высокие кредитные риски, так как погашение задолженности оформляется двумя несвязанными кредитными соглашениями и в результате неблагоприятного изменения динамики валютного курса свой долг филиал контрагента может вернуть позднее или данное соглашение вообще не будет выполнено филиалом по причине его банкротства.

4.2.Внешние источники финансирования международной фирмы:

- банковское финансирование;

- получение средств с помощью рынка ценных бумаг.

А). Виды банковского финансирования:

Кредитная линия – договор между банком и его клиентом, содержащий обещание банка предоставить клиенту определенную сумму денег до некоторого лимита в течение определенного срока.

Кредитная линия открывается под регулярное использование.

Различают:

- связанную кредитную линию (банк предоставляет возможность фирме использовать денежные средства только под определенные цели);

- необусловленную кредитную линию(фирма может использовать полученный кредит на любые цели).

Револьверный кредит - возобновляемые в течение длительного периода времени кредитные линии, юридически формализованные контракты.

Если финансовое положение фирмы не изменяется, то ранее предоставленная ей кредитная линия пролонгируется на фиксированный курс(обычно на 1 год).При пересмотре кредита уточняются: размер кредитной линии; процентная ставка по кредиту. Револьверная кредитная линия является обеспеченной (банк требует внесения залога для ее открытия).

Срочный заем прямой, необеспеченный кредит на срок не более 90 дней, обычно оформляемый в виде простого векселя, подписанного заемщика.

Денежные средства по срочному займу:

- предоставляются единовременно в полной сумме и;

- возвращаются с процентами в полной сумме займа одномоментно.

Заимствование средств таким способом фирма осуществляет в исключительных ситуациях, когда возникают неожиданные потребности в фондах. Поэтому срочные займы имеют высокую стоимость, связанную с высокими административными издержками по оформлению и исполнению договоров такого типа.

Овердрафт– кредит, предоставляемый клиенту с выпиской чекового счета на банк, где этот счет может быть дебетован; обычно такой кредит не может превышать оговоренной суммы(лимит овердрафта). По своей сути овердрафт представляет собой своеобразную ссуду клиенту, которая должна быть погашена в короткие строки и по процентной ставке, превышающей среднерыночную.

Особенностью реализации указных видов банковского кредита в сфере международного бизнеса является то, что их практическое осуществление требует использования различных видов валют.

Б).Классификация банковского финансирования по видам используемых валют

Различают наци­ональное, иностранное и евровалютное (оффшорное) банковское финансирование, которое может быть реализовано во всех четырех ранее приведенных видах банковского финансирования.

Если фирма получает кредитование от национального банка в иностранной валюте, речь идет о национальном (внутреннем) валютном финансировании. Например, рос­сийский банк предоставил кредит российской фирме в долларах США.

Если фирма получает финансирование от иностранного банка в его национальной валюте,то речь идет об иностранном кредитовании.

Например, российская фир­ма получает кредит от английского банка в фунтах.

Если фирма получает фи­нансирование от иностранного источника в валюте третьей страны, то речь идет о евровалютном финансировании. Например, компания из России получает кредит от банка США в евро.

Структуру валютно-финансовых рынков можно представить в виде схемы на Рис.3.

Рис.3. Структура валютно-финансовых рынков.

 

В целом иностранное банковское финансирование встречается крайне редко и имеет высокую стоимость.

Наиболее дешевым и, соответственно, наиболее распространенным в современных условиях является евровалютное финан­сирование, особенно еврокредиты.

Еврокредиты (международные консорциальные кредиты) — краткосрочные или среднесрочные банковские кредиты в евровалюте, предоставляемые на базе корректируемых плавающих (roll оver — ролловерных) процентных ставок за пределами страны, в валюте которой открыт кредит. Сумма кредитов колеблется в размерах от 100 до 500 млн долларов при пересчете в валюту займа. Обычно они предоставляются в долларах США, японских иенах, английских фунтах стерлингов, швейцарских франках, евро и других свободно конвертируемых валютах сроком от 10 мес до 2 лет. Процентная ставка зависит от ведущей ставки еврорынка — ЛИБОР, кредитного рейтинга компании-заемщика, характера займа, ситуации на страновом рынке и других факторов.

Данные кредиты доступны только крупным компаниям, хорошо известным мировому сообществу, а также крупным коммерческим банкам, центральным банкам стран и правительствам. Они представляют собой очень гибкие финансовые инструменты с широким выбором форм их использования.

Еврокредиты предоставляются в виде синдицированных еврокредитов и в виде кредитов с оговоркой о валютном опционе.

При предоставлении синдицированного кредита выбирается управляющий банк, который формирует банковский синдикат и определяет условия креди­та вместе с заемщиком. Члены синдиката берут на себя обязательства по пре­доставлению заемщику частей кредита. При этом кредитные риски для каждо­го конкретного банка резко снижаются.

При использовании еврокредитов с оговоркой о валютном опционе заем­щику при наступлении срока платежа предоставляется право выбора валюты (или валют) погашения долга. В этом случае заемщик избегает валютного рис­ка, так как доходы и затраты его будут выражены в одной и той же валюте.

Банковские займы часто оказываются невыгодными для заемщика, так как имеют высокую стоимость. Поэтому компании, ведущие международный бизнес обращаются к краткосрочному небанковскому иностранному или евровалютному финансированию, размещая на финан­совых рынках свои коммерческие бумаги.

В). Краткосрочное финансирование с использованием рынка ценных бумаг

Финансирование с помощью инструментов денежного рынка включает в себя выпуск коммерческих бумаг, представляющих собой простые векселя компании. Данный способ привлечения денежных средств доступен только для круп­ных компаний, имеющих высокий кредитный рейтинг как в своей стране, так и в мире.

Получение такого рейтинга является обычным при работе на финан­совом рынке. Кредитный рейтинг должны присваивать крупнейшие рейтинговые агентства: Мооdу's Investor Service, Standard and Роог's.

Простые векселя, эмитируемые компаниями, необеспечены. Срок их хождения — от 14 до 270 дней (чаще всего — от 30 до 90 дней). Номинал векселей достаточно высок, обычно он составляет величину, кратную $ 100 тыс.

Различают иностранные, евровалютные коммерческие ценные бумаги и ев­роноты,

Иностранные коммерческие бумаги деноминированы в валюте страны размещения, а евровалютные коммерческие бумаги и евроноты выпускают­ся в обращение вне страны, в валюте которой они деноминированы.

Различие между евронотами и еврокоммерческими бумагами состоит в присутствии у евронот поддерживающих их выпуск банковской кредитной линии и гарантированного размещения по предопределенной цене.

В отли­чие от иностранного кредитования срок евронот более длинный, для них суще­ствует развитый вторичный рынок, возможно присутствие на рынках непервоклассных заемщиков.

К ним относятся те заемщики, которым присваивают кредитный рейтинг не ведущие международные агентства, а коммерческие банки — крупнейшие покупатели этих ценных бумаг.

Положительным моментом эмиссии данных ценных бумаг является то, что процентная ставка по коммерческим бумагам, как правило, ниже став­ки по первоклассным кредитам, что и делает финансирование с использова­нием коммерческих бумаг более предпочтительным, чем обычное банковское заимствование. По сути, выпуск коммерческих бумаг — альтернатива банковскому кредиту.

В начале 80-х гг. рынок коммерческих бумаг существовал практически только в США, Канаде и Австралии. В следующее десятилетие рынки ком­мерческих бумаг появились во многих странах. В конце 1986 г. доля США на этом рынке составляла 90 %, в 1992 г. — 60, в 1995 году — 75 %. В Европе рынок коммерческих бумаг стал развиваться лишь в последние 10-15 лет. Самый молодой рынок коммерческих бумаг — немецкий, он появился лишь в 1991 г. В Японии впервые коммерческие бумаги появились в 1987 г., и уже сейчас по объему эмиссии данный рынок занимает второе место после США

Коммерческие бумаги — высокономинальные. В США самый низкий но­минал — $ 100 тыс., а наиболее типичный — $ 1 млн. Значительная доля всех коммерческих бумаг (до 33 %) размещается прямо или косвенно иностран­ными эмитентами.

Минимальный номинал коммерческих бумаг в Японии — 100 млн иен (примерно $ 800 тыс.). Аналогичные данные можно получить и на рынках Германии, Франции и других стран. Единственное исключение со­ставляет Испания, где минимальный номинал составляет 250 тыс. песет (при­мерно $ 1700), что делает коммерческие бумаги доступными для мелких ин­весторов.

Рынок же еврокоммерческих бумаг начал развиваться фактически лишь с середины 80-х гг., но к началу 90-х гг. его объем достигал около 10 % совокуп­ного объема национальных рынков ценных бумаг. В 1984 г. рынок оценивался в $ 5 млрд, а в 1996 г. — более $ 400 млрд. По своей роли в привлечении ссудного капитала из-за рубежа коммерческие бумаги (в форме непосред­ственно коммерческих бумаг и евронот) превосходят прямые банковские кредиты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.011 с.)