Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные качественные изменения в международной конкуренции под воздействием распространения предпринимательского способа ведения бизнесаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
8.1. Превращение сферы международного бизнеса в пространство конкуренции различных предпринимательских установок, идеологий и культур. Указанный процесс обнаруживает, по крайней мере, две достаточно отчетливых тенденции. Во-первых, конкурирующие различные предпринимательские установки, идеологии и культуры, воплощаются в конкурентные преимущества фирм и компаний, действующих на национальных, зарубежных и международных рынках товаров, услуг, труда и капитала. Во-вторых, поскольку конкурентный процесс осуществляется в условиях глобализации, то развитие международной конкуренции предстает в качестве конкуренции (соперничества) стран, стремящихся реализовать свои модели глобализации мировой экономики. 8.2. Развитие международной конкуренции в качестве конкуренции(соперничества) трех основных моделей глобализации мировой экономики. В настоящее время можно выделить конкуренцию(соперничество) трех основных моделей глобализации мировой экономики: американской; западно-европейской и китайской. Американская модель основывается на политической, финансовой, идеологической, военной поддержке властными структурами США экспансии американских ТНК путем формирования ими глобальных корпоративных сетей ведения бизнеса, транслирующих по миру американский образ жизни, потребительского поведения, предпринимательского стиля менеджмента. В Западно-Европейской модели акцент делается на создание межстрановых политико-экономико-культурных «оазисов», основанных на унификации правовой среды, механизмов финансово-экономического регулирования и развитии кросс-культурных взаимодействий и трансформации их в уникальные конкурентные преимущества компаний. Китайская –этноцентрическая модель глобализации основывается на создании глобальных этнических бизнес и социально-экономических сетей, объединяющих лиц китайского этноса в континентальном Китае (КНР с Гонконгом), островном Китае (Тайвань) и китайские диаспоры в различных странах мира. Отличительной особенностью этих этнических сетей является то, что они объединяют китайцев, проживающих во многих странах мира, имеющих гражданство соответствующих стран и занятых в различных сферах бизнеса, науки, образования, культуры этих стран в один «большой» глобальный Китай. Ведущую роль в развитии глобальной китайской бизнес сети в последние 30 лет играют конкурирующие друг с другом: континентальный Китай, Тайвань и Гонконг. Однако в последние пятнадцать лет в лидеры выходит континентальный Китай, благодаря, во-первых, последовательному проведению экономических реформ, нацеленных на интеграцию страны в мировую экономику путем развития глобальных этнических бизнес-сетей. Во-вторых, использованию преимуществ, связанных с переходом Гонконга под юрисдикцию КНР. Континентальный Китай умело и активно использует такой инструмент развития своей глобальной бизнес-сети как свободные экономические зоны, обеспечивающие в настоящее время преобладающую часть всего экспортного производства страны. Свободные экономические зоны реализуют, по образному выражению самих китайцев, схему «два конца вовне»: привлекаем инвестиции, технологии, покупаем сырье, перерабатываем, производим и продаем готовые изделия по всему миру. С помощью этой схемы КНР не просто превращается в глобальную мастерскую(фабрику).Поскольку практическое применение схемы «два конца вовне» сопровождается активным и многообразным участием на «входе» и «выходе» китайской диаспоры в разных странах мира, то континентальный Китай(КНР) становится главным субъектом, продвигающим и развивающим китайскую –этноцентрическую сетевую модель глобализации мировой экономики. 8.3. Усиление соперничества двух подходов к предпринимательству: инновационного(Запад) и имитационного(Восток). Инновации – верный, но не единственный путь к успеху. Альтернативой затратным инновационным разработкам является имитация - умение скопировать чужую идею и в лучшем виде преподнести ее потребителю. На мировом рынке имитация давно стала органической чертой конкуренции – научно-технической и рыночной. Конкуренция – это, прежде всего, вопрос скорости. А имитация дает большое преимущество в темпах роста наряду с экономией денег и сил. Зачем проторять свой путь, если можно посмотреть готовый образец и его улучшить? рассуждает предпринимател-имитатор. Автор-новатор не всегда способен трезво оценить недостатки, преимущества и возможности своего изобретения. Закономерно, что пальму первенства у него перехватывают другие – те, кто приведет сырую идею продукта в соответствие с пожеланиями потребителей: функциональностью, удобством и доступной ценой. Такую общественно полезную имитацию Питер Друкер называл творческой. Творческий имитатор – это тот, кто «не изобретает продукт или услугу, а совершенствует и размещает их». Подобная стратегия не менее эффективна, чем стратегия инновационного товара, утверждал другой видный бизнес-теоретик Теодор Левитт в статье «Новаторское подражание». А Джексон Грейсон и Карл О’Делл в книге «Американский менеджмент на пороге XXI века» отдают должное «преследователям» за то, что те «не просто копируют идеи лидера, но приспосабливают их к своим особенностям, совершенствуют и гораздо быстрее реализуют их на рынке». Очевидно, что первооткрывателей всегда меньше, чем последователей. Так, западные эксперты в области маркетингового аудита инновационных проектов только около двух процентов программ относят к действительно новаторским. Все прочие – продукты творческой переработки. Спектр отраслей, облюбованных имитаторами, практически неограничен. Они работают на рынке бытовой электроники, в металлообработке, станкостроении, фармацевтике и даже в животноводстве. Имитаторы действуют в различных странах, присутствуют в различных экономиках Запада и Востока. В условиях жесткой международной конкуренции компаний, стран, регионов развитие предпринимательства идет по пути, как инноваций, так и имитаций. Причем, эти пути как дополняют, так и конкурируют друг с другом. Поскольку в эпоху глобализации международная конкуренция все больше превращается в конкуренцию предпринимательских установок, различных идеологий и культур, то и в развитии предпринимательства можно обнаружить соперничество инновационного и имитаторского стилей. Первый стиль предпринимательства в большей степени присущ компаниям Западных стран, а имитаторский- компаниям стран Востока. В 1543 году португальские моряки из-за шторма пристали к берегам Японии и получили еду и воду в обмен на несколько ружей. Тридцать лет спустя один из моряков, оказавшись в Японии, обнаружил там тысячи людей, вооруженных их точными копиями. Японское чудо второй половины прошлого века в значительной степени было связано с широким применением имитационного стиля предпринимательства. Мало кто вспомнит, что идея производства кварцевых цифровых часов принадлежала Швейцарии. Именно там сразу несколько фирм начали экспериментировать с новой продукцией, но делали это крайне неспешно, продолжая массовый выпуск обычных часов и позиционируя кварцевые как предмет роскоши. Это было роковой ошибкой швейцарцев. Японская компания Hattori (позже переименованная в Seiko), пользуясь случаем, быстро наладила серийный выпуск часов нового поколения. Вскоре часы Seiko стали бестселлером в своем сегменте. Швейцарцы оказались вытеснены с этого поля агрессивным японским игроком. Японскую корпорацию Matsushita (марка Panasonic) долго называли maneshita, то есть «имитатор». Ее стратегия заключалась в том, чтобы дождаться, пока у кого-нибудь из конкурентов появится смелая инновация, найти способ ее удешевить, усовершенствовать и выпустить на рынок под видом фирменной продукции для массового потребителя. Особым вниманием Matsushita пользовались разработки ее главного соперника – корпорации Sony, известной своим терпением (так, на превращение кассетного видеомагнитофона – кстати, разработанного американской фирмой Ampex – в успешный коммерческий продукт она потратила почти двадцать лет). В первом десятилетии XXI века место главного мирового имитатора занял Китай. Китайская промышленность представляет собой редкое средоточие примеров разнообразных имитаций, подчас самых грубых. Это подтверждает китайский автопром. К примеру, первый официально признанный частный автомобилестроитель Geely прославился хетчбэками, подражающими Mercedes и BMW. Конечно, мировые автоконцерны периодически пытаются привлекать китайских плагиаторов к суду. В частности, Honda подавала иск против Shijiazhuang Shuanghuan Automobile Co., Xinkai и других китайских производителей. Тот же способ борьбы с заимствованиями выбрала GM Daewoo Auto & Technology Co. Она обвинила китайскую Chery Automobile Co. в незаконном использовании ее ноу-хау, копировании микролитражного автомобиля Matiz и его продаже на рынке заметно дешевле оригинала. Однако, несмотря на то, что имитаторский стиль предпринимательства в большей степени присущ компаниям стран Дальнего Востока в конце девятнадцатого века и до Второй мировой войны США называли «Страной копировщиков». По крайней мере до Второй мировой войны США были огромным магнитом для чужих изобретений: автомобиля, ткацкого станка, радио, радара, атомных электростанций, полиэстера, пенициллина. Коммерчески был освоен в США и изобретенный в Англии реактивный двигатель. Вопросы для самопроверки 1. Назовите ключевые элементы международного предпринимательства и охарактеризуйте основные взаимосвязи между ними. 2. Назовите и охарактеризуйте основные факторы развития международного предпринимательства 3. Что собой представляют основные уровни интернационализации субъекта предпринимательства? 4. Каковы основные мотивы и модели международного предпринимательства? 5. Как связаны между собой методы интернационализации предпринимательской деятельности и сопровождающие их риски? 6. Назовите и охарактеризуйте основные формы и субъекты международного предпринимательства. 7. Охарактеризуйте основные факторы современной среды международного предпринимательства. 8. Каким образом усиление международной конкуренции влияет на изменение места и роли предпринимательства в национальной и мировой экономике? 9. Охарактеризуйте основные направления изменения роли предпринимательства в национальной и мировой экономике под воздействием усиления международной конкуренции. 10. Какие качественные изменения в содержании международной конкуренции оказывают непосредственное влияние на развитие международного предпринимательства? 11. Охарактеризуйте взаимосвязь основных характеристик постиндустриального общества и предпринимательского способа ведения бизнеса 12. Какие новые средства и методы успешного ведения конкуренции компаниями в постиндустриальной экономике Вы знаете? 13. Какой стиль предпринимательства (инновационный или имитационный) характерен для России? Приведите примеры в подтверждении своей позиции.
Основная рекомендуемая литература. 1. Кратко И.Г. Международное предпринимательство: Учеб. Пособие.- М.: «ИНФРА-М», 2001. с. 7-32. 2. Международный менеджмент. Учебник для вузов/Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля.- СПб: Издательство «Питер», 2000. с.174-195; 234-300. 3. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя cреда и деловые операции. Пер.с англ., 6-е изд. - М.: “Дело Лтд” 1993. Гл.14. 4. Совместные предприятия в практике международных экономических отношений. - М.: Внешторгиздат, 1990. С.3-60.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.129 (0.007 с.) |