Постоянная инновационная деятельность – источник долгосрочной конкурентоспособности фирмы.
А). Виды инновационной деятельности и долгосрочная конкурентоспособность компании.
Долгосрочный успех компании на рынке определяется наличием у нее таких конкурентных преимуществ, которые не могут быть скопированы конкурентами на краткосрочном временном интервале.
Постоянное инновационное развитие компании –по утверждению М.Портера- является источником формирования и поддержания ее долгосрочных конкурентных преимуществ.
Инновационное развитие обеспечивается целым набором постоянно осуществляемых инновационных процессов(видов инновационной деятельности):
-освоение нового продукта или качественное изменение в существующем продукте;
-освоение новых методов производства и распределения (складирования, доставки и реализации) продукта;
-освоение новых рынков сбыта;
-развитие новых источников снабжения сырьем и другими факторами производства;
-развитие новых форм кадровой работы, в том числе способов набора, оценки, движения персонала;
-внедрение новых методов и стандартов управления;
-изменение структур управления;
-реализация новых или измененных стратегических ориентиров компании;
-реализация новых источников (схем) получения финансовых ресурсов;
-реализация новых методов учета и использования финансовых ресурсов;
-реализация новых форм (способов) взаимодействия с «акторами» окружения - поставщиками, потребителями, конкурентами, собственниками, местными властями, государственными органами, прочими«центрами влияния» [18, с 8-9].
Эти виды инновационной деятельности должны постоянно воздействовать на цепочку создания ценности (т.е. на систему основных и вспомогательных видов бизнес-деятельности компании, которая поддерживает ее конкурентоспособность). Есть постоянное и существенное воздействие инновационных видов деятельности на цепочку создания ценности- компания поддерживает и развивает свои конкурентные преимущества на долгосрочном временном интервале и поэтому обладает долгосрочной конкурентоспособностью. Отсутствует такое воздействие –нет и долгосрочной конкурентоспособности.
Долгосрочная конкурентоспособность- конкурентоспособность, основанная на долгосрочных конкурентных преимуществах.
Долгосрочное конкурентное преимущество:
- устойчивое конкурентное преимущество во времени;
- такое конкурентное преимущество, которое не может быть скопировано в краткосрочном периоде.
Б). Главное направление инновационного развития, обеспечивающее долгосрочное конкурентное преимущество компании- переход от конкурентных преимуществ низкого порядка(использование дешевых природных ресурсов и рабочей силы) к конкурентным преимуществам высокого порядка.
В).Основные конкурентные преимущества высокого порядка:
1). Уникальные технологии и разработки –воплощения соответствующих видов инновационной деятельности;
2). Нематериальные активы
- авторские права;
- патенты на изобретения, промышленные образцы, полезные модели;
- ноу-хау;
- товарные знаки и знаки обслуживания;
- фирменные наименования;
- репутация фирмы.
Г).Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества высокого порядка:
- специфические и уникальные знания, выдающиеся навыки и способности менеджеров и персонала компании;
- соответствующее техническое и информационное оснащение;
- фирменная инновационная и социально-культураная иинфраструктура;
- ответственные и доверительные отношения с клиентами, поставщиками, инвесторами, местным сообществом;
- долговременные и интенсивные капиталовложения в: производственные мощности; в специализированное обучение персонала; НИОКР; маркетинг; в строительство доверительных отношений с окружением компании и репутацию.
|