Изменение места и роли предпринимательства в национальной и мировой экономике под воздействием международной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение места и роли предпринимательства в национальной и мировой экономике под воздействием международной конкуренции.



Усиление и глобализация международной конкуренции между компаниями и странами запускает процесс постоянных инноваций в качестве главного фактора международной конкурентоспособности, что, всвою очередь, стимулирует развитие и распространение предпринимательского видения и действия среди субъектов национального и международного бизнеса. В результате существенно изменяется место и роль предпринимательства в национальной и мировой экономике, что обнаруживается в целом ряде тенденций.

7.1. Превращение малого бизнеса в инновационную силу, обеспечивающую экономический рост национальных экономик.

Малый бизнес и особенно инновационный малый бизнес все в большей степени превращается в проводника предпринимательства, который вносит существенный вклад не только в занятость, социальную и политическую стабильность, но становится инновационной силой, обеспечивающей конкурентоспособность. [5.]. Такое возрождение малого бизнеса находит свое проявление в его существенном влиянии на экономический рост. Недавние эконометрические исследования подтвердили роль предпринимательства малого бизнеса в качестве жизненно важной детерминанты экономического роста.[6.; 7.; 8.; 9; 10 ] Согласно Одретчу [11], торможение и остановка экономического роста в некоторых странах мира (особенно в Западной Европе) вызывается недостатком предпринимательства. Положительная статистически подтвержденная связь между предпринимательством и экономическим ростом была верифицирована на широком спектре объектов исследований (экономика в целом, предприятие, отрасль, регион, страна).

В 1999 году, в ответ на признание важной роли малого бизнеса и предпринимательства в обеспечении экономического роста, был образован некоммерческий академический исследовательский консорциум «Глобальный монитор предпринимательства - Global Entrepreneurship Monitor» (GEM), в который вошли: Бэбсон Колледж(США)- Babson College, Babson Park, MA, USA; Лондонская Бизнес Школа(Великобритания)-London Business School, London, UK; Глобальный спонсор-Фонд Кауфмана(США)- Ewing Marion Kauffman Foundation Kansas City,MO,USA. GEM является единственной организацией, которая проводит полномасштабные исследования предпринимательской активности по всему миру. Если в 1999 году сравнительный анализ предпринимательства охватывал 10 стран, то в 2004 – 34 страны. Исследования носят много аспектный характер. Например, общая предпринимательская активность(ТЕА) в различных странах сравнивается по таким параметрам, как возраст, пол, уровень доходов, статус занятости, сектор экономики, группы стран, регионы, типы поселений; вынужденный и добровольный типы предпринимательства. Кроме того, исследуются характеристики предпринимателей и особенности предпринимательского поведения в различных странах; проводится сравнительный анализ моделей венчурного финансирования стартующих бизнесов, специфических характеристик фирм-разработчиков новых технологий, семейных фирм; исследуется предпринимательская деятельность в социальной сфере. Результаты исследований публикуются в ежегодном отчете(GEM Global report) и на сайте в Интернете [www.gemconsortium.org].

Кроме того, важным вкладом консорциума GEM в исследование основных тенденций развития предпринимательства в различных странах мира, изменений места и роли малого бизнеса и предпринимательства в современном экономическом развитии, является разработка и опробирование на практике в глобальном масштабе концептуальной модели GEM, описывающей основные механизмы воздействия предпринимательства и малого бизнеса на экономический рост. (Рис. 1)

Исследовательская программа GEM с самого начала основывалась на соответствующей концептуальной модели, которая обобщала главные механизмы, обеспечивающие национальный экономический рост в современных условиях. Эта модель базируется на следующих принципиальных моментах:

Во-первых, она сфокусирована на поиск ответа на вопрос-почему некоторые национальные экономики растут более быстрыми темпами, чем другие.

Во-вторых,предполагается, что все экономические процессы протекают в относительно стабильных политических, социальных и исторических условиях.

В-третьих, данная модель включает два различных, но дополняющих друг друга механизма, которые рассматриваются в качестве ключевых источников национального экономического прогресса. Этот последний момент, составляет наиболее важную и уникальную составляющую концептуальной модели GEM.

Первый механизм (изображен в верхней части Рис.1) отражает роль крупных, утвердившихся на рынках и широко известных компаний, которые обеспечивают представительство страны во внешней торговле. Он суммирует общие национальные условия, соответствующее развитие которых позволяет усиливать конкурентоспособность страны на международной арене.

 

 

Рис.1. Концептуальная модель GEM

 

По мере того как эти крупные компании укрепляются и расширяют свою деятельность, они создают значительный спрос на товары и услуги на внутреннем рынке. Рост данного спроса формирует рыночные возможности для многих фирм сферы микро- малого и среднего бизнеса. Такой сценарий развития практически подтверждается в ситуациях, когда во внешней торговле крупных компаний преобладают промышленные товары с небольшими изменениями в рыночных и продуктовых технологиях.

Второй ключевой механизм воздействия на экономический рост(изображен в нижней части Рис.1) подчеркивает роль предпринимательства в создании и росте новых фирм. В этом процессе участвует иной набор факторов обозначенных как «Общие условия для предпринимательства», который расположен между общими социальными и культурными условиями и возникновением и распространением новых фирм. Кроме того, в этом механизме предпринимательского процесса ключевую роль играют: наличие рыночных возможностей и способности людей(мотивация и умения) создавать новые фирмы для реализации выявленных рыночных возможностей. Предпринимательский процесс особенно интенсивно действует и развивается в динамичном рыночном окружении, в котором успех определяется высоким уровнем креативности, инновационности и быстротой принимаемых решений.

Самая большая ценность данной концептуальной GEM-модели заключается в том, что она базируется на эмпирически проверенном принципе дополнительности двух рассмотренных механизмов в их воздействии на национальный экономический рост. Крупные утвердившиеся компании через перелив технологий, формирование и расширение спроса на товары и услуги создают возможности для новых бизнес-инициатив. В свою очередь предпринимательские фирмы через снижение издержек и ускорение технологического развития обеспечивают конкурентные преимущества для крупных утвердившихся компаний и их основных покупателей на глобальных конкурентных рынках.

Взаимосвязь и дополнительность двух механизмов, обеспечивающих экономический рост:

- составляет основание взаимосвязи и дополнительности конкурентной и промышленной политики в современных условиях;

- объясняет необходимость эффективной комбинации создания конкурентной среды и предоставления инфраструктурных, институциональных возможностей для малого, среднего и крупного бизнеса;

- ориентирует современную экономическую политику на обеспечение конкурентоспособности страны, компаний, фирм путем поддержания и развития инновационного предпринимательского процесса.

Кроме того, практическое тестирование концептуальной GEM-модели в течение последних пяти лет позволяет сделать два важных вывода:

- эта модель представляет механизм экономического развития национальных экономик в современных условиях;

- в современном механизме экономического развития ведущее место занимает инновационное предпринимательство.

7.2.Формирование единой инновационной предпринимательской экономики, основанной на дополнительности малого, среднего и крупного бизнеса.

В настоящее время США являются страной с наиболее продвинутой постиндустриальной экономикой. Поэтому именно здесь можно наблюдать контуры единой инновационной предпринимательской экономики, основанной на дополнительности малого, среднего и крупного бизнеса. Эта экономика состоит из трех основных секторов: малого инновационного бизнеса; среднего бизнеса, представленного в основном, молодыми успешными компаниями; крупного бизнеса, представленного известными не только в США, но и в мире корпорациями. Причем, эти сектора не просто сосуществуют в одном пространстве, но образуют единый цикл экономического развития на основе инновационного предпринимательства.

Сектор малого инновационного бизнеса является местом, где запускаются малые фирмы (startup’s firms) стремящиеся коммерциализовать продуктовые и технологические инновации. Запуск и становление таких фирм обеспечивается развитой системой неформального и формального венчурного финансирования. Например, по данным GEM в 2004 году на долю США приходилось 62% от общего объема классического венчурного финансирования(финансирование инновационных разработок, запуск и расширение деятельности инновационных фирм) инновационного предпринимательства. На оставшиеся 33 страны приходилось лишь 38%. Доля США в общем объеме классического венчурного финансирования малых фирм среди 34 стран в секторах высоких технологий составила: биотехнология-81%; компьютерная техника и программное обеспечение-83%; телекоммуникация-73%[ 12].

Инновационность фирм среднего бизнеса представлена молодыми фирмами достигшими признанного первого коммерческого успеха в построении своих бизнесов на основе применения продуктовых, технологических и/или управленческих инноваций. Дальнейшее развитие таких фирм обеспечивается наличием соответствующей развитой системы финансирования их деятельности и развития. Главное место в этой системе финансирования молодых успешных фирм среднего бизнеса занимают фонды прямых инвестиций (Private Equity Funds). По мере превращения постоянной инновационной деятельности в норму успешного бизнеса молодых развивающихся компаний, в самом развитии этих компаний выделяются особые стадии. Первая стадия- зарождение, становление инновационной компании. Вторая стадия – стадия роста и достижения молодой компанией коммерческого успеха на рынке в конкурентной борьбе. В соответствии с этими стадиями происходит разделение венчурного финансирования (венчурного капитала), нацеленного на инвестирование в компании ранней стадии развития и прямых инвестиций(private equity)- инвестиций в молодые компании, которые уже имеют историю, обороты и прибыли. Если субъектами зарубежных прямых инвестиций(foreign direct investment,FDI). являются транснациональные компании, осуществляющие реальную производственную деятельность(стратегические инвесторы), то субъектами прямых инвестиций(private equity) выступают особые финансовые институты – фонды прямых инвестиций(ФПИ). ФПИ в финансо­вой иерархии находятся между венчурными фондами, которые инвестируют в зарождающиеся инновационные проекты, и стратегическими инвесторами, кото­рые вкладывают деньги в контрольные пакеты акций предприятий крупного и среднего бизнеса. Фонд прямых инвести­ций создается, как правило, на 7-10 лет, он располагает в среднем 100-500 млн. долларов. Работа фонда заключается в том, что он приобретает крупный, но, как правило, не контрольный — на уров­не 25-45% — пакет акций непубличной компании среднего бизнеса, по истече­нии определенного срока (3-6 лет) пе­репродает этот пакет стратегическому инвестору. Возможны и варианты: ФПИ проводит IPO компании или реализует свой пакет на открытом рынке. В сред­нем в каждый из проектов ФПИ вклады­вает по 10-50 млн долларов, однако и 3-5 млн долларов многие из них рас­сматривают как вполне приемлемый размер инвестиций. Но при одном усло­вии — инвестиции должны приносить прибыль в 35-45% годовых. Основной принцип действия фондов прямых инвестиций- поиск быстрорастущих ком­паний, которые:

- ведут бизнес в отраслях ориентированных на потребительский спрос;

- обладают стоимостью от 5 до 100 млн. долл.;

- имеют хороший бизнес-план, ориентированный на увеличение стоимости компании за счет роста вложений в рекламу и маркетинг, создание и укрепление брэндов, поглощение других компаний; на создание возможности последующей продажи контрольного пакета акций стратегическому инвестору;

- обеспечивают высокие темпы роста капитализации (возможность увеличения стоимости компании на 35-45% в год в течение 3-6 лет).

Среди ФПИ выделяется две стратегии отбора объектов инвестирования:

а). ра­бота с теми отраслями экономики, где можно ожидать быстрого роста, и в этих отраслях отбор перспективных компаний;

б). поиск быстрорастущих компаний не­зависимо от отрасли, в которой они ра­ботают.

Особое место при отборе перспективных фирм уделяется профессиональности менеджмента. Многие инвесторы считают, что ключевую роль при принятии решения о вложении средств играет именно профессионализм команды менеджеров компании. Профессиональный уровень менеджеров определяется на основе их резюме, а так же по качеству бизнес-планов развития компании. В случае, если инвестора не устраивает менеджмент компании, он может потребовать смены руководства, включая генерального директора. Завершается сотрудничество («совместное проживание») ФПИ и молодой компании среднего бизнеса выходом инвестора из проекта. После окончания запланированного срока сотрудничества инвестор имеет право продать акции на оговоренных условиях.Для этого проводится независимая оценка компании и готовится пакет документов, с которым должны ознакомиться потенциальные покупатели. Как правило, если проект был успешным, инвестор не торопится выходить из бизнеса и ищет покупателя, который предлагает максимально выгодные условия. Чаще всего им становится:либо стратегический инвестор - компания, заинтересованная в оперативном управлении бизнесом с целью увеличения собственной доли рынка, выхода на новые рынки, диверсификации портфеля своих бизнесов; либо акционеры самого предприятия, которые хотят продолжить ведение собственного бизнеса.

Усиливающееся давление на национальных и международных рынках, которое постоянно испытывают крупные компании, заставляет их, во-первых, осуществлять постоянные инновации во всех сферах своей деятельности и формирует устойчивый, расширяющйся спрос со стороны крупных компаний на инновационные продукты малого бизнеса. Во-вторых, заставляет крупные компании постоянно обновлять портфель своих бизнесов, сбрасывая неперспективные и приобретая перспективные, конкурентоспособные бизнесы, представленные успешными молодыми фирмами среднего бизнеса. Крупные компании традиционно удовлетворяют свои потребности в инновационных продуктах малых фирм двумя основными путями: путем создания своих подразделений нового венчурного бизнеса(НВБ) или притягивания, к себе целого шлейфа малых инновационных фирм, работающих по контракту.

Единство предпринимательской экономики обеспечивается не только дополнительностю и взаимосвязью компаний малого среднего и крупного бизнеса в инновационном процессе; динамичностью, гибкостью инновационных фирм малого и среднего бизнеса, но и развитием крупных корпораций в качестве компаний предпринимательского типа.

7.3.Развитие крупных корпораций в качестве компаний предпринимательского типа.

Развитие компаний предпринимательского типа имеет несколько характерных проявлений.

Во-первых, формируется предпринимательский стиль менеджмента в крупных компаниях.

Проявлением этого является, например, распространение корпоративной стратегии, активированной рынком (MACS -market-activated corporate strategy)[подробнее см.15]. В традиционной индустриальной экономике бизнес-портфель компании строился по формуле: один продукт — одна технология = один бизнес/бизнес-единица; в предпринимательской экономике бизнес-портфель компании строится по новой формуле: один тип клиентов = один бизнес/бизнес-единица. Могут меняться свойства продуктов, технология их производства и т.п., но бизнес будет от этого только выигрывать до тех пор, пока есть потребители этих продуктов. Основная идея MACS заключается в следующем: если корпорация может извлекать из принадлежащей ей бизнес–единицы больше стоимости, чем другие потенциальные собственники, то такую бизнес–единицу ей следует сохранять в своем корпоративном портфеле. Решение о продаже нужно принимать, исходя не из привлекательности бизнес–единиц для корпорации, а из того, является ли для них эта фирма наилучшим владельцем. Рассматривая стратегию MACS можно сделать вывод, что для компании владельца определенной бизнес-единицы, самым важным является быть лучшим в управлении этим бизнесом. То есть управлять им так, чтобы, создаваемая и поставляемая данной бизнес-единицей ценность для потребителя была наиболее уникальной и привлекательной. Новая стратегия развития крупных корпораций (MACS) использует возможности рынка слияний и поглощений, на котором фирмы продаются, приобретаются, разукрупняются и приватизируются. Каждая корпорация путем различных сделок на этом рынке обновляет набор различных бизнесов, входящих в ее бизнес-портфель. В результате главными конкурентными рынками для корпораций становятся уже не рынки продуктов, а рынки различных по степени конкурентоспособности бизнесов. Подбор и приобретение корпорацией необходимого ей бизнеса свидетельствует о предпринимательском поведении, связанном с использованием возможностей, открываемых рынками слияний и поглощений.

Во-вторых, наблюдается отчетливая тенденция перехода от иерархической организационной модели компании к предпринимательской модели.

Подробный анализ указанной тенденции был проведен Грейди Минсом и Дэвидом Шнайдером –ведущими специалистами в области бизнес-стратегии компании PricewaterhouseCoopers в книге: «Метакапитализм и революция в электронном бизнеса: какими будут компании и рынки в XXI веке». Движущим фактором новой сетевой предпринимательской экономики является электронный бизнес В2В(Business-to-Business). Уходит в прошлое использовавшаяся на протяжении столетия модель бизнеса, в соответствии с которой компании, владеющие торговыми марками, поощряли сохранение в компании внушительной базы внутреннего капитала (в виде различных материальных активов: производственных мощностей, складов продукции для реализации, телекоммуникационной инфраструктуры и т.д.). Она уступает место модели, в соответствии, с которой компании – владельцы торговой марки не имеют значительного основного капитала и осуществляют свою деятельность, опираясь на собственный брэнд и человеческий капитал, через внешние сети или пользуются сетями, принадлежащими другим компаниям.

 

 

 


Рис.2 Традиционная (иерархическая) модель ведения бизнеса

На Рис.2 представлена модель организации традиционного бизнеса ведущих компаний, преобладающая в последние 100 лет. Ее организационная структура имела ярко выраженный иерархический характер. В основании компании- мощная материальная база. Все внимание сотрудников компании обращено внутрь и концентрировано на составляющих производства. В моделях производства учитывались все элементы цепочки взаимоотношений поставщик-потребитель: источники снабжения, производство, дистрибуция, финансовый учет, разработка новой продукции и вывод ее на рынок, маркетинг и реклама, реализация. Хотя в последние годы все большее внимание уделялось запросам потребите­ля и его ответной реакции, т.е. брэнд-капиталу, для большин­ства крупных компаний преобладающее значение имели разработка новой продукции, ее производство и реализация через «навязывание» потребителям, а не владение потреби­телем и его «притягивание». Иными словами, традиционная иерархическая компания повернута спиной к потребителям(клиентам). Однако, в условиях становления сверхкоммуникативного общества товарного изобилия, перепроизводства и диктатуры потребителей руководители компаний в большинстве своем ощуща­ют настоятельную необходимость пере­хода от традиционной модели бизнеса к декапитализированной предпринимательской модели, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях. (Рис.3).

Новая модель организации ведения бизнеса брэнд-компанией:

Во-первых, ориентирована на потребителей (основание пирамиды повернуто лицом к потребителям).

Во-вторых, имеет ярко выраженную предпринимательскую организационную структуру(основание пирамиды обращено к возможностям, открывающимся благодаря изменениям, происходящим вне компании), позволяющую комбинировать впитанные внешние возможности с собственными знаниями, навыками, опытом, ноу-хау и создавать тем самым наилучшие рецепты своей конкурентоспособности.

Рис.3 Декапитализированная предпринимательская модель ведения бизнеса

 

В-третьих, реализует стратегию «притягивания потребителя» с помощью воспринимаемого брэнда и наращивания брэнд-капитала.

В своем поведении брэнд-компании стремятся сконцентрировать свое внимание на увеличении прироста доходности капитала и сосредоточивают усилия на основной деятельности брэнд-компании –наращивание брэнд-капитала с упором на человеческий капитал и все меньше опираются на свой физический капи­тал. Реализация такой стратегии заключается в передаче составляющих производственного процесса, связанных с физическим ка­питалом, внешним структурам и в распределении их по це­почке поставщик-потребитель, в равной степени это отно­сится и к вспомогательным функциям. В результате новая модель ведения бизнеса разделяет все компании на две груп­пы: те, что имеют относительно небольшой физический капитал, но вла­деют брэндом (брэнд-компании) и основываются на человеческом капитале; те, что группируются вокруг брэнд-компаний, образуя сети внешних структур.

«Эти сети предоставля­ют брэнд-компаниям цепочки поставщик-потребитель, це­почки спрос-предложение, а также различные услуги, такие как обработка финансовой информации, учет, технологиче­ские сервисы, подбор персонала».[16, С. 32]. Брэнд-компании, работающие в режиме сетевого бизнесса со своими внешними структурами образуют «сообщества добавленной стоимости» (СДС, value added community). Наконец, «…динамич­ное взаимодействие между смежными СДС приводит к по­явлению еще более сложного образования — метарынка».[16, с. 32]. В результате, вырисовывается достаточно отчетливо ландшафт новой предпринимательской сетевой экономики, использующей современные IT: декапитализированные брэнд-компании, СДС и метарынки. В качестве примера подобной трансформации Г.Минс и Д.Шнайдер приводят автомобильную промышленность.[16, c. 35-40]


 

Рис.4 Трансформация традиционной в декапитализированную предпринимательскую модель ведения бизнеса.

Источник:[16, с.37]

Модель самостоя­тельного производства продукции собственных марок (origi­nal equipment manufacturing — OEM), представленная на Рис.4 слева, стремительно трансформируется в модель бизнеса, ори­ентированную на владение брэндом транспортного средст­ва (vehicle brand owner — VBO). Крупнейшие компании, та­кие как «Ford», «General Motors», «Daimler-Chrysler», в зна­чительной мере смещают производство деталей и узлов ав­томобилей в сторону внешних структур, одновременно про­являя все больший интерес к инвестициям в дистрибуцию своей продукции и развитие дилерской сети. Например, в компании Ford все реже употребляют слово «автомобиль». Руководство заявляет: «Мы превращаемся в международную компанию, специализирующуюся на мобильности»[17, с.81]

7.4.Конкурентное распространение предпринимательского способа ведения бизнеса в качестве ключевого фактора становления постиндустриальной экономики в глобальном масштабе.

Распространение предпринимательского способа ведения бизнеса под воздействием международной конкуренции, как в национальной, так и в мировой экономике, обеспечивает становление в конкурентной борьбе постиндустриального общества в глобальном масштабе.

В процессе глобализации в мировой экономике все явственнее проступают основные социально-экономические характеристики постиндустриального общества (Таблица1). Если сгруппировать приведенные в Таблице 1 характеристики по критериям «избыточность, перенасыщенность; норма; дефицит, ограниченность, ненасыщенность», то получим оценку состояния постиндустриального общества как особой функционирующей системы (Таблица2). Нетрудно заметить, что в постиндустриальной экономике, во-первых, избыточными становятся многие товары и ресурсы. Во-вторых, в категорию «нормы» попадает постоянная изменчивость социально-экономических условий жизни и деятельности, требующая постоянных инноваций, а, следовательно, развитие и распространение предпринимательства, чуткого к обнаружению и реализации открывающихся в процесс изменений возможностей путем новых комбинаций ресурсов, технологий, компетенций. Наконец, в-третьих, главным дефицитным, ограниченным фактором становятся носители и генераторы ключевых знаний, компетенций, инноваций. Кроме того, в процессе глобализации формируются и особые субъекты постиндустриальной экономики:

- поставщики товаров, услуг, информации, технологий, производственных процессов, свободных финансовых ресурсов, действующих в условиях перенасыщенности соответствующих рынков;

- хорошо информированные привередливые потребители;

- носители и генераторы ключевых знаний, инноваций и компетенций(компетенты);

- предпринимательские компании.

 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.047 с.)