Торговля изделиями в разобранном виде, прогрессивная сборка.
Экспорт готовой продукции в виде узлов и деталей применяется в международной торговле для повышения ее конкурентоспособности и для преодоления различных таможенных и административных протекционистских барьеров, направленных на ограничение импорта готовой продукции и защиты интересов национальных производителей.
Импорт готовой продукции в виде узлов и деталей сопровождается пониженными таможенными пошлинами, что способствует организации сборочных(«отверточных») производств и,следовательно, развитию национальной промышленности и повышению занятости рабочей силы.
Экспортеру такая форма торговли коммерчески выгодна.
Во-первых, он не несет расходов по сборке готовой продукции в своей стране, имеет более низкие ставки таможенного обложения при пересечении границы страны-импортера.
Во-вторых, зачастую существенно снижает стоимость транспортных расходов, потому, что, детали и узлы, как более компактный груз, обычно перевозятся в контейнерах, тарифы и фрахтовые ставки накоторые значительно ниже, чем на перевозку полносборных машин, оборудования и др.
В-третьих, благодаря поставке узлов и деталей на сборку экспортер обеспечивает проникновение на рынок и увеличение объема продаж собранных готовых изделий.
Организационно-правовой основой взаимоотношений экспортера и импортера является контракт купли-продажи, предметом которого является поставка готовой продукции в разобранном виде, т.е. узлов и деталей. Однако, если стороны заинтересованы в организации совместного сборочного производства и затем в совместном сбыте готовой продукции, они усиливают характер взаимных обязательств и создают в стране сборки совместное предприятие (joint venture), основанное на долевом участии сторон. Такое совместное сборочное предприятие, организуется на принципе прогрессивной сборки, которая предполагает постепенное и поэтапное вытеснение импортированных деталей и узлов деталями и узлами национального производства. Такая организационно-правовая форма сотрудничества выгодна импортеру, так как без потери времени позволяет:
во-первых, выпустить на отечественный рынок готовую продукцию, во-вторых, повысить занятость населения, в-третьих, обеспечить заказами смежные производства по изготовлению комплектующих деталей и узлов взамен импортируемых и, в-четвертых, создать собственное производство готовой продукции.
Современная практика торговли готовыми изделиями в разобранном виде для сборочного производства постоянно пополняется новыми товарами.
К бесспорному лидеру в этой группе товаров — легковым автомобилям — следует добавить грузовой и пассажирский автотранспорт, мотоциклы, трактора, сельскохозяйственные машины, краны, электронную и бытовую технику, электрооборудование, современные средства коммуникаций и др.
В связи с поставкой деталей и узлов для сборочного производства международный коммерсант должен знать следующие особенности «отверточного» производства:
• детали и узлы должны быть разделены таким образом, чтобы последующая сборка отвечала «принципу отвертки» и не требовала расходов на подготовку высококвалифицированных рабочих;
• детали и узлы отечественного производства должны быть качества не ниже импортного и быть точно взаимозаменяемыми, без какой-либо ручной подгонки;
• сроки поставки узлов и деталей должны быть ритмичными в соответствии с графиком поставки, обусловленным в контракте, и с установленным оптимальным складским запасом.
Учитывая такие производственные особенности, стороны наряду с контрактом купли-продажи могут заключить соглашение о поставке узлов и деталей на условиях консигнации.
|