Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Два основных пути коммерциализации результатов ниокр

Поиск

Первым препятствием на пути коммерциализации научных идей, разработок, изобретений является то, что исследователи, изобретатели, разработчики(ИИР), как правило, не обладают знаниями процедур возможной коммерциализации результатов их деятельности, навыками ведения инновационного бизнеса и качествами предпринимателей-инноваторов.
И это не удивительно - при разработке новой технологии, способа, макета, модели, или даже при разработке новой идеи подавляющее большинство исследователей, изобретателей, разработчиков естественным образом сосредотачиваются, прежде всего, на изобретении: «это работает?». Если это работает, выполняет ли оно задачутакже или лучше, чем существующие методы? Однако, для успешной коммерциализации главным вопросом, который стоит перед любой новой технологией, любым внедрением является "если это будет работать, как предполагается, кто будет это покупать?" Многие разработчики, изобретатели игнорируют этот наиболее критический из всех вопросов, полагая самоочевидным, что если это будет работать, все тут же бросятся это покупать. Однако, этот вопрос является главным для предпринимателей-инноваторов и венчурных капиталистов. Если не будет ясного ответа, что достаточное количество покупателей будут покупать это по цене, которая даст адекватную прибыль, не будет иметь значения, действительно ли это работает, не будет смысла тратить время и деньги на это изобретение или разработку, следовательно, не будет самой возможности их коммерциализации, а предприниматели-инноваторы и венчурные капиталистыне будут заинтересованы в коммерциализации данных результатов НИОКР.

А). Для преодоления указанного препятствия на пути коммерциализации научных идей, разработок, изобретений необходимо существование ряда условий:

Во-первых, наличие положительного ответа на вопрос «кто будет это покупать?». В самом общем виде предварительный положительный ответ на это вопросзаключается в том, что для ученых, изобретателей, разработчиков существуют два основных пути коммерциализации результатов их деятельности: патентование с последующей выгодной продажей патентов и лицензий; разработка инновационных продуктов и использование их для организации инновационных(венчурных) предприятий, производящих и реализующих наукоемкие товары и услуги на соответствующих рынках с целью получения коммерческих результатов(прибыли, растущей доли на рынке и.т.д.).

Во-вторых, наличие и понимание коммерческих интересов предпринимателей-инноваторов и венчурных капиталистов в использовании результатов НИОКР. Для предпринимателей-инноваторов коммерческий интерес заключается в возможности организовать инновационное(венчурное) предприятие, способное на основе определенных научных идей, изобретений и разработок производить и поставлять на рынок конкурентоспособные товары и услуги с целью получения приемлемой прибыли и доли на рынке. Венчурный капиталист экономически заинтересован в том, чтобы вложить свои деньги в капитал венчурной (инновационной) компании, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами - физическими или юридическими лицами, в обмен на долю или пакет акций с целью получения прибыли в будущем. Причем, прибыль венчурного капиталиста возникает лишь тогда, когда по прошествии 5-7 лет после инвестирования он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Приобретая пакет акций или долю, меньшую, чем контрольный пакет, венчурный капиталист рассчитывает, что менеджмент компании (предприниматель-инноватор) будет использовать его деньги в качестве финансового рычага для того, чтобы обеспечить более быстрый рост и развитие своего бизнеса. Ни инвестор, ни его представители не берут на себя никакого иного риска (технического, рыночного, управленческого, ценового и пр.), за исключением финансового. Если компания, в период нахождения в ней в качестве совладельца и партнера венчурного капиталиста добивается успеха, т.е. если ее стоимость в течение 5-7 лет увеличивается в несколько раз по сравнению с первоначальной, до инвестиций, риски обеих сторон оказываются оправданными и все получают соответствующее вознаграждение. Если же компания не оправдывает ожидание венчурного капиталиста, то он может полностью потерять свои деньги (в том случае, когда компания объявляет себя банкротом), либо, в лучшем случае, вернуть вложенные средства, не получив никакой прибыли. И второй и третий варианты считаются неудачами. Поэтому венчурные капиталисты не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес венчурной (инновационной) компании.

В-третьих, наличие согласованной схемы (формата) взаимовыгодного партнерства и взаимодействия ученых, изобретателей, разработчиков с предпринимателями –инноваторами и венчурными капиталистами.

Если ИИР известны основные пути коммерциализации своей продукции, известны возможные партнеры по коммерциализации и их интересы, то на первый план для всех участников выдвигается вопрос разработки и выстраивания конкретных схем коммерциализации.

Б). Первый путь коммерциализации - патентование результатов НИОКР с последующей выгодной продажей патентов и лицензий- требует привлечения венчурных капиталистов в качестве партнеров ученых, изобретателей, разработчиков. На первый взгляд получить патент и затем продать его или лицензию создатели интеллектуальных продуктов могут самостоятельно без помощи венчурного капиталиста. Однако это сделать весьма трудно: Во-первых, в современных российских условиях (как и во многих развивающихся странах и в странах с переходной экономикой) возможность получить высокую сверхприбыль можно при выходе на зарубежный рынок патентов и технологий. Во-вторых, такой выход потребует значительных затрат, которыми не обладают ученые и изобретатели, и которые, как правило, не финансируются банками и не «закладываются» в соответствующие статьи государственных бюджетов.

Предполагая безусловным, что некая идея или технология работоспособны и патентоспособны сопоставим возможные затраты и доходы от патентования и продвижения патента российского изобретения на зарубежный рынок. Стоимость патентования в России составляет от 100 до 500 долл. США; патент в США - около 5 000 долл., европейский патент 15-25 тыс. долл. Общая сумма патентования 30-35 тыс. долл. США и вряд ли, с учетом стоимости рабочей силы и материалов в России, цена создания рабочей модели, макета или промышленного образца будет выше общей суммы патентования. Таким образом, затраты венчурного инвестора даже не на инновационный, а на прединновационный процесс не превышает 60-70 тыс. долл. США, а если исключить изготовление промышленного образца, составят до 40 тыс. долл. Реализация патента за рубежом позволяет получить доход- от 500 тыс. долл., до полутора миллионов, то есть отличие от издержек на ПОРЯДОК. Именно это превышение (в случае успеха) и привлекает иностранного венчурного капиталиста.

Таким образом, патентование результатов НИОКР (ноу-хау, изобретения, разработки, технологии и так далее) с последующим продвижением на зарубежные рынки, само по себе, без организации производства, приносит прибыль, на порядок превышающую исходные затраты. Партнерство с венчурными капиталистами позволяет ученым, изобретателям и разработчикам решить проблему финансирования и участвовать в прибылях(свыше 50%) от данного способа коммерциализации. Кроме того, полученный за рубежом патент, оцененный известным определенным образом, вовсе не обязательно должен быть продан - он может быть включен в уставный фонд венчурного(инновационного) предприятия, повышая его величину на те же 500 и более тыс. долл. В этом случае запускается второй путь коммерциализации.

В). Второй путь коммерциализации - разработка инновационных продуктов и использование их для организации инновационных(венчурных) предприятий, производящих и реализующих наукоемкие товары и услуги на соответствующих рынках с целью получения коммерческих результатов(прибыли, растущей доли на рынке и.т.д.)- в качестве ведущих партнеров исследователей, изобретателей, разработчиков (ИИР) выделяет предпринимателей – инноваторов, создающих и организующих работу инновационных(венчурных) предприятий. Инновационное (венчурное) предприятие обеспечивает и организует инновационный путь от идеи до наукоемкой продукции, готовой для поставки на соответствующий рынок, который может быть описан шестью основными этапами:
1). Концепция / идея - первые изобретательские мысли относительно нового изделия или процесса, или аппарата, или метода - сформулированные на бумаге c использованием языка, понятного неспециалисту. Тот, на чей стол попадет описание, например, инвестор, не будет даже читать его, если не будет понимать язык.
2). Анализ Концепции - трансляция идеи в эскизный проект; начальные вычисления, рисунки и схемы, которые демонстрируют теоретическую возможность изобретения. Эта стадия требует большого количества времени и мало денег.
3). Работающая Модель/ Доказательство Концепции - рабочая модель представляет доказательство концепции. Часто это - не полноразмерная, недорогая и грубо созданная модель, не выполняющая абсолютно всех функций конечного продукта. Предназначена для проверки наиболее важных параметров и последующего создания технического прототипа - она должна работать, она должна доказать идею, концепцию.
4). Разработка Прототипа - фактическая рабочая версия изделия, аппарата, или процесса. Предназначается для сбора данных по эксплуатационным характеристикам и технологии промышленного производства. Эта модель обычно также делается вручную, но всегда достаточного высокого технического качества, для определения - можно ли создать промышленный прототип.
5). Создание промышленного прототипа - полноразмерной, полностью функционирующей модели, предназначенной для разработки технологических условий промышленного производства. Обычно также созданная вручную модель, но ее исполнение уже отвечает всем требованиям конечного продукта. На этой стадии возникает реальный мир действительных расходов: приобретение или создание нужных инструментов, форм, матриц, материалов и т.п., привлечение технологов, сметчиков, планировщиков и других специалистов.
6). Создание промышленного образца - полноразмерной, со всеми эксплуатационными характеристиками модели, готовой к серийному производству. Эти образцы передаются третьим, в основном специализированным, независимым организациям для тестирования и вынесения заключения. Такое тестирование - последний этап перед выходом на рынок.
Вряд ли возможно самостоятельное прохождение такого пути автором- изобретателем, гораздо эффективнее его взаимодействие с предпринимателями-инноваторами, организующими деятельность инновационной(венчурной) компанией. Деятельность такой компании заключается в том, что она:
находит идею, изобретение, модель, отвечающие критериям коммерциализации; совместно с автором проводит необходимую оценку и доработку и создает объект промышленной собственности(ОПС); проводит необходимую оценку ОПС и предварительную оценку перспективности инвестиций в данный проект;
разрабатывает бизнес-план и составляет меморандум, выносимый на обсуждение венчурных капиталистов и инвесторов;
при положительном решении проводит необходимые действия по развитию инновационно-венчурного проекта развития данной идеи вплоть до организации фирмы, которая будет непосредственно заниматься данным проектом.
Следовательно, все указанные действия инновационной(венчурной) компании, которой руководят предприниматели-инноваторы, проводятся в тесном взаимодействии, как с ИИР, так и с венчурными капиталистами. Причем, между предпринимателями-инноваторами и венчурными капиталистами по отношению к развивающейся инновационной(венчурной) компании имеется четкое разделение функций: первые отвечают за успешное прохождение по шести основным этапам развития инновации от идеи до наукоемкой продукции, готовой для поставки на рынок; вторые- за успешное развитие венчурной (инновационной) компании в качестве объекта сверхприбыльного, но рисковового(венчурного) инвестирования.

7.3. .Жизненный цикл венчурной(инновационной) компании и механизм его финансирования.

Развитие венчурной(инновационной) компании представляет собой определенный жизненный цикл, который включает: доинвестиционный период( deal flow и due diligence); д остартовый этап (seed); стартовый этап(start up); этап раннего роста(early growth) или ранние стадии развития компании(early stages); этап устойчивого роста или стадия расширения (Expansion); этап обеспечения ликвидности компании( management buy-out и management buy-in); э тап выхода из инвестиций(exit or diversting) или конечная стадия(total).

1). Доинвестиционный период включает две стадии:
А).Поиск и отбор венчурными капиталистами компаний для инвестирования, а предпринимателями-инноваторами (инициаторами будущей компании) - потенциальных инвесторов. Для обозначения этих процессов нередко как равнозначные используются англоязычные термины: search, screening, deal flow. Однако, в действительности между этими терминами есть определенная содержательная разница: в частности, search - это поиск компаний для венчурного инвестирования; screening - отбор подходящих компаний из уже найденных, deal flow - это вообще уже не поиск, а начало серьезной к длительной работы с компаниями, которые показались интересными данному инвестору: сбор информации о компаниях при изучении специальных информационных бюллетеней; анализ публикаций о компании в средствах массовой информации; посещение презентаций, рассмотрение аналитических записок советников, ученых, консультантов, выслушивание мнения предпринимателей и бизнесменов, прямо или косвенно знакомых с инициаторами создания новой компании и т. д. Итогом этой стадии должно стать обоснованное заключение о том, способна ли данная компания быстро расти и обеспечить высокую прибыль, а также принятие решения о целесообразности начала переговоров с потенциальными партнерами по бизнесу.
Б). Стадия, называемая due diligence - и означающая тщательное, целенаправленное всестороннее изучение собранных данных и осуществление первых реальных контактов венчурного капиталиста с предпринимателем. Как правило, due diligence - самая длительная стадия доинвестиционного периода - она иногда может продолжаться до полутора лет. В результате принимается либо решение об инвестировании, либо о том, что это делать нецелесообразно. Такое взаимное "обхаживание" преследует цель: узнать сильные и слабые стороны друг друга, сблизить позиции настолько, чтобы можно было совместно работать 5-7 лет. По существу это как бы подбор надежного партнера для длительного и опасного совместного путешествия в неизведанную, а потому полную непредсказуемыми опасностями сферу бизнеса. По существу это - своеобразный "брак" на строго определенный срок с четко прописанным "брачным контрактом", где отражены не только обязанности партнеров по общему ведению хозяйства, но и условия раздела имущества при "разводе", который у венчурных бизнесменов именуется "выходом из инвестиций" (exit), то есть выходом из временной "семьи", из состояния совместного проживания. И чтобы это расставание впоследствии обошлось без скандалов и ссор, все детали заранее оговариваются во время due diligence, которая завершается подписанием инвестиционного договора или меморандума (investment offer or investment memorandum). Только после этого венчурный капиталист готов осуществить первый транш инвестиций, который становится основой акционерного капитала формирующейся компании.

2). Достартовый этап длится от нескольких месяцев до 1 года и состоит из двух стадий: а ). стадии появления идеи, которая при удачном стечении обстоятельств может стать отправной точкой для создания какого-то нового продукта или услуги; б). семенной стадии или стадии зарождения компании (seed - буквально - посев, семечка, зарождение). Эта стадия характеризуется тем, что существующая научная или технологическая идея, проект или бизнес-идея, благодаря финансовой поддержке создает предпосылки для проведения дополнительных исследований или изготовления опытного образца товара (прототипа), который можно будет со временем предъявить на рынке. Основным действующим лицом здесь является ученый, изобретатель или техник, пытающийся использовать свою идею для создания нового продукта или новой технологии. На этой стадии есть идея, являющаяся своеобразным "семенем", из которого может вырасти, а может и не вырасти, новая компания. Все тут зависит от жизнеспособности самого семени, благоприятной почвы и своевременного полива (в виде энтузиазма, инициативы и финансовых средств).

3). Стартовый этап длится обычно 1-2 года и состоит из:
а). начальной стадии развития компании, то есть собственно ее "старта" (start-up - буквально - "стартующая, только что возникшая компания");
б). стадии организации производства нового продукта. На этом этапе осуществляются необходимые дополнительные научно-исследовательские, конструкторские и технологические разработки, а также маркетинговые исследования, предшествующие началу пробной продажи нового продукта на рынке.
Иногда семенную стадию достартового этапа и стартовый этап называют периодом начального развития венчурного предприятия.

4). Этап раннего роста (early growth) или ранние стадии развития компании (Early stages) имеет место только в том случае, если технические и предварительные маркетинговые испытания прототипов нового продукта прошли успешно; и одновременно удалось создать все необходимые условия для производства новой наукоемкой продукции в коммерческих масштабах. Обычно этот этап развития компании продолжается от одного до трех лет и охватывают период от завершения разработки продукта или услуги до готовности приступить к значительному расширению производства, соответствующему рыночному спросу на новую продукцию. В этот период компания "взрослеет", повышает качество продукта, снижает его себестоимость и одновременно начинает сталкиваться с конкурентами в лице других малых фирм, а иногда и больших корпораций, что побуждает ее к разработке новых продуктов или приданию товару новых привлекательных потребительских свойств.

5).Этап устойчивого роста или стадия расширения (Expansion) продолжается от 2 до 4 лет и складывается из ряда последовательных фаз:
создания условий для производства растущих объемов коммерческой продукции; фазы увеличивающегося объема выпуска конкурентоспособной продукции; стадии успешной реализации увеличивающихся объемов выпускаемой продукции, приносящей компании прибыль.
Поскольку риск на данном этапе относительно невысокий, а прибыли растут и есть уже вполне ликвидные активы, стоимость компании и ее акций повышаются. Складываются условия, обеспечивающие инвестору возможность не просто возвратить вложенные в компанию средства, но и получить определенную прибыль. Поэтому начинается переход к заключительной фазе периода устойчивого роста и расширения - фазе подготовки к частичному выходу из инвестиции, то есть к этапу обеспечения ликвидности.
Проблемы, соответствующие этой фазе, принципиально отличаются от предыдущих: компании нужно продумать корпоративную стратегию, перейти к долгосрочному перспективному планированию, решить вопросы, связанные с материальным и моральным поощрением сотрудников и схемами их нового производственного взаимодействия. Появляются желающие приобрести успешно работающую компанию (в том числе и крупные корпорации, готовые "поглотить" новую компанию). Предприниматель –инноватор более не чувствует себя центральной фигурой компании, и у него зреет желание продать свою долю и уйти из компании, чтобы создать новую.
Поэтому постепенно складываются предпосылки для подготовки компании к акционированию, позволяющему венчурному капиталисту- инвестору получить часть запланированной прибыли, а предпринимателю приобрести определенную свободу рук для принятия самостоятельных решений.

6).Этап обеспечения ликвидности компании
заключается в том, что венчурные капиталисты (инвесторы) продают свой пакет акций (чаще только его определенную часть) для того, чтобы впервые со времени подписания контракта с предпринимателем возвратить свои средства с прибылью.Обычно это происходит через 5-7 лет после подписания контракта и первой инвестиции венчурного капитала в компанию. Существует несколько типовых вариантов выкупа акций компании, каждый из которых обеспечивает получение прибыли:

А). Выкуп контрольного пакета акций компании менеджерами самой компании - management buy-in - буквально - "выкуп управляющими" (МВО или внутренний выкуп), то есть фактическое приобретение работающим менеджментом (предпринимателями-инноваторами) существующего ассортимента изделий, производственных линий или всего предприятия, которым они в настоящий момент управляют. При этом менеджмент выкупает акции у инвестора в соответствии с условиями, указанными в Уставе Компании.
Б).Выкуп контрольного пакета акций компании менеджерами со стороны
- management buy-out - буквально - "выкуп управляющими со стороны" (MBI или внешний выкуп), то есть фактическое приобретение компании или ее части менеджерами, не работающими в данной компании и не входящими в правление компании.

7).Этап выхода из инвестиций (exit or divesting) или конечная стадия (total). Жизненный цикл инвестиций в венчурную компании обычно не превышает 5-7 лет. За это время компания должна добиться таких экономических результатов, которые могли бы обеспечить венчурным капиталистам полный возврат инвестированных ими средств вместе с заранее оговоренной прибылью, то есть гарантировать выгодный для инвестора и предпринимателя выход из инвестиций.
Успешное прохождение венчурной (инновационной) компанией всех семи этапов своего жизненного цикла предполагает наличие соответствующих источников финансирования. Принято разделять все источники
венчурного инвестирования на две большие группы: неформальный сектор; формальный сектор. К источникам н еформального сектора относятся: личные сбережения предпринимателя, изобретателя (personal savings); личные средства знакомых и друзей (family & friends' money); частные средства, данные в долг (private investment); гранты (grants); средства дарственных фондов (endowments); пожертвования меценатов (private donation, voluntary contribution); средства спонсоров, спонсорство (promoter sponsor); средства специализированных фондов по поддержке науки, инноваций, развития технологий и др. (special purpose funds); средства академических и отраслевых базовых институтов, университетов (academic and sectoral institutions), а также конструкторские бюро и иные научно-технические учреждения - (инвестиции в виде предоставления площадей, испытательных стендов, аппаратуры, лабораторных установок, консультаций ученых и технологов, безвозмездного привлечения для участия в технических разработках студентов и аспирантов); бизнес-инкубаторы - (business-incubators) инвестиции в форме аренды помещений и предоставления доступа к оборудованию, средствам связи и станочному парку, а также консультациям юристов, финансистов, маркетологов и т. д. на льготных условиях); средства бизнес ангелов (business angels); синдицированные средства частных венчурных капиталистов (syndicated finance issues of venture capitalists).

Формальный сектор представлен такими источниками, как: фирмы венчурного капитала (venture capital firms); фонды венчурного капитала (venture capital funds); специализированные фонды по поддержке малых компаний, работающих в научно-технической сфере (funds for assistance to small innovative enterprises); инвестиционные компании (business investment companies); институциональные финансовые инвесторы (corporate investors) (например, пенсионные фонды - pension funds и страховые компании - insurance funds or companies); нефинансовые корпорации (non-financial corporations); промышленно-финансовые группы (industrial-financial groops); национальные банки (national banks); коммерческие банки (commercial banks); транснациональные венчурные фонды (transnational venture funds).

Неформальный сектор имеет важное значение для финансирования инновационного процесса от идеи до наукоемкого продукта, для ранних этапов жизненного цикла венчурной(инновационной) компании. Как правило, вновь создаваемые малые компании "зарождаются" за счет собственных средств инициаторов и основателей нового высокотехнологичного проекта, а также тех средств, которые они сумели официально или неофициально взять у кого-то в долг.В большинстве случаев такие компании имеют весьма ограниченный собственный капитал и поэтому без дополнительной солидной финансовой помощи тех, кто, поверив в данный инновационный проект, готов его поддержать, новое предприятие, новое дело, новая фирма, новый бизнес, новая научно-техническая разработка были бы невозможны. Иными словами, уже вскоре после первых шагов по созданию новой компании собственные материальные ресурсы основателей нового бизнеса иссякают, и возникает острая необходимость искать более серьезные источники финансирования. Особую роль в качестве таких источников неформального сектора являются капиталы бизнес ангелов. В России основными источниками неформального сектора являются: личные сбережения предпринимателей-инноваторов, их родственников и знакомых; средства специализированных фондов по поддержке науки, инноваций, развития технологий и др; средства академических и отраслевых базовых институтов, университетов; бизнес-инкубаторы. Однако для широкомасштабной поддержки инновационного процесса, коммерциализации результатов НИОКР, обеспечения в полном объеме жизненных циклов венчурных(инновационных) компаний необходимо иметь развитую сеть институтов формального сектора. Особо важное значение в этом отношении имеют венчурные фонды, как национальные, так и транснациональные фонды венчурных(прямых) инвестиций. Подавляющее большинство работающих в России и с Россией венчурных фондов созданы: либо непосредственно международными организациями (Региональные венчурные фонды и Фонды долевого участия в малых предприятиях Европейского Банка Реконструкции и Развития);либо национальными, в рамках межправительственных соглашений (US-Russia Defense Fund, The US-Russia Investment Fund (TUSRIF). Частные венчурные фонды, которые принимают эстафету от бизнес ангелов, пока еще слабо представлены на российском рынке.

Кроме рассмотренных неформальных и формальных источников венчурного инвестирования механизм финансирования развития венчурных(инновационных) компаний предполагает наличие отработанных схем взаимодействия венчурных капиталистов и венчурных инвесторов.

Старт и развитие венчурной(инновационной) компании требует стабильного венчурного инвестирования, которое представляет собой прямое вложение денежных средств в уставный капитал предприятий, осуществляемое инвесторами на свой риск и без обеспечения исполнения обязательств по уровню доходности и возврату инвестиций через специализированные финансовые институты - венчурные фонды. Венчурные (прямые) инвестиции направляются на финансирование разработок и внедрение их в производство; вывод на рынок новых изделий и технологий; организацию новых или развитие существующих предприятий; укрепление их производственного, маркетингового, сбытового и управленческого потенциалов, что приводит к повышению уровня капитализации инвестируемых предприятий. Непрерывность и стабильность венчурного инвестирования обеспечивается совместной деятельностью венчурных капиталистов и венчурных инвесторов (юридических и физических лиц, предоставивших свой капитал в венчурный фонд и прямо или косвенно участвующих в управлении фондом). Венчурный капиталист - это посредник между синдицированными (коллективными) венчурными инвесторами и предпринимателями-инноваторами, организующими деятельность инновационных (венчурных) компаний. С одной стороны, он самостоятельно принимает решение о выборе того или иного объекта для внесения инвестиций; участвует в работе совета директоров инновационной(венчурной) компании; всячески способствует росту и расширению бизнеса этой компании. С другой - окончательное решение о производстве инвестиций принимает инвестиционный комитет, представляющий интересы инвесторов, объединенных в венчурный фонд. Совместная деятельность венчурных капиталистов и венчурных инвесторов обеспечивается специальными институтами: венчурным фондом и управляющей компанией. Венчурный фонд - объединение капитала юридических и физических лиц(венчурных инвесторов), оформленное как с образованием так и без образования юридического лица, предоставляющее управляющим компаниям венчурный капитал. Венчурный фонд может быть зарегистрирован в любой стране, а капитал - иметь любую страну происхождения. Управляющая компания (управляющий) венчурного фонда - юридическое (физическое) лицо(представляющее венчурных капиталистов), ответственное за управление венчурным капиталом или консультирование венчурных фондов по вопросам выбора и оценки объектов инвестиций, подготовки инвестиционных меморандумов и заключения сделок с инвестируемыми предприятиями, контроля за их деятельностью и обеспечения "выхода" из них.

Главной проблемой для всех участников(прежде всего для венчурных капиталистов и венчурных инвесторов) развития венчурной (инновационной) компании в конце ее жизненного цикла является проблема выхода из инвестиций. Принципиально существует шесть основных путей выхода из инвестиций:продажа своей доли на торгах другой нефинансовой компании;
приобретение менеджментом у инвестора оставшегося у него после предыдущего этапа развития компании пакета акций; рефинансирование или покупка доли венчурного капитала компании другим учреждением, проводящим долгосрочное инвестирование (например, инвестиционный траст или какое-либо другое инвестиционное учреждение может провести рефинансирование или перекупить долю инвестора венчурного капитала в тех случаях, когда владелец или совладелец компании не хочет проходить торги или выходить на фондовую биржу); спасение/перестройка (реструктуризация) компании; принудительный выход (оговоренный инвестором при заключении контракта) через управление по доверенности или ликвидацию; выход на фондовую биржу.

Все перечисленные пути выхода из инвестиций применяются на практике. Однако, приобретение менеджментом (предпринимателями-инноваторами) у венчурных капиталистов и инвесторов их пакетов акций состоявшейся инновационной компании принципиально отличается от остальных пяти путей выхода. Указанный путь нацелен на сохранение контроля предпринимателей –инноваторов за дальнейшим самостоятельным развитием молодой, достигшей первых коммерческих успехов инновационной компанией. Опыт развитых стран, таких как США и Великобритании, свидетельствует, что чаще всего используются два пути выхода из инвестиций: перепродажа внешнему инвестору или продажа пакетов акций на фондовом рынке. Поскольку именно эти варианты exit, по мнению большинства предпринимателей, обеспечивают в 57 % случаев получение прибыли, не только соответствующей их ожиданиям, но нередко и существенно большей. Там, где развит рынок капитала, выход из инвестиций происходит без затруднения, так как всегда находятся желающие купить эффективно работающую компанию, чтобы получить от ее деятельности прибыль.
В Европе за последние годы венчурные капиталисты отдают предпочтение первичному публичному выпуску акций (initial public offering - IPO) и продажу их на специализированной (как в Англии) или общей фондовой бирже.Но нередко такому выходу из инвестиций противятся менеджеры, поскольку публичный выпуск акций немедленно уменьшает их собственную долю в капитале компании и может лишить рабочих мест, так как новый владелец большого пакета акций может нанять новую команду менеджеров. Поэтому инвестор должен дополнительно заинтересовать менеджеров в начале периода выхода из инвестиций, гарантируя им достаточный пакет акций или приличное вознаграждение. Размещение акций компании на фондовой бирже, где они могут приобретаться всеми желающими, то есть новыми инвесторами, становящимися акционерами компании, в ряде случаев может оказаться более коротким путем выхода из инвестиций.

Несмотря на указанные преимущества IPO с последующей продажей акций на фондовой бирже, в мировой практике гораздо чаще имеет место прямая продажа инвестируемой компании внешнему инвестору: целиком (либо доли венчурного капиталиста) другой компании (третьей стороне); следующему инвестору (в том числе планирующему стратегическое партнерство с инвестируемой компанией); другому венчурному(капиталисту) фонду, в частности, специализирующемуся на заключительных стадиях развития высокотехнологичных компаний. Все указанные виды прямой продажи объединяет одна общая черта: ориентация в конечном итоге на прямого стратегического нефинансового инвестора. В международном бизнесе таким инвестором выступают, прежде всего, ТНК, которые, получая контроль над молодыми успешными инновационными компаниями, поддерживают, укрепляют и развивают свою инновационную базу.

Рассмотренные нами в параграфе 7 процессы коммерциализации научных идей, изобретений, разработок и выращивания успешных венчурных(инновационных) компаний составляют ядро глобализирующейся инновационной сферы современной мировой экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.017 с.)