Механизм коммерциализации ОИС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм коммерциализации ОИС



Под механизмом коммерциализации интеллектуальной собственности понимается совокупность и логическая взаимосвязанная последовательность процессов (этапов), посредством которых субъект управления осознает потребность общества в интеллектуальных товарах, организует деятельность по изучению рынка, НИОКР и производство, продвижение интеллектуальных товаров и услуг на рынок для осуществления сделок купли‑продажи, с помощью которых наилучшим способом удовлетворяются потребности покупателей.

Механизм коммерциализации интеллектуальной собственности включает следующие этапы:

– выделение из комплекса выполненных (выполняемых) НИР базовой научно‑технической разработки (БНТР), содержащей новое, ориентированное на потребителя решение;

– стратегический научно‑технологический маркетинг;

– формирование плана использования технологии (нововведения);

– формирование проектной записки инновационного проекта;

– формирование бизнес‑плана инновационного проекта;

– выявление и установление заинтересованности в инновациях организаций инновационной среды, финансовых организаций, промышленных компаний (предприятий), органов федеральной и региональной власти;

– реинвестиции и инвестиции в инновации;

– промышленное и рыночное освоение инноваций;

– маркетинговые исследования и разработка маркетинговой программы;

– формирование брэнд‑стратегии фирмы на рынке.

Этап 1. Выделение из комплекса выполненных (выполняемых) НИР базовой научно‑технической разработки (БНТР), содержащей новое, ориентированное на потребителя решение.

БНТР, как полный или частичный результат предшествующих НИР, представляет собой объект, процесс (технологию) услуг, обязательно обладающих новыми, более эффективными потребительскими свойствами по сравнению с имеющимися аналогами.

БНТР должна обладать набором новых потребительских качеств, превосходящих имеющийся аналог. Свойства БНТР в целом, а также составляющих ее частей квалифицируется на предмет новизны, экономической, научной, социальной и пр. значимости, достоверности, экономичности, дизайна и других потребительских качеств. Оценка свойств БНТР сопровождается проведением поиска и сопоставления с отечественными и зарубежными аналогами.

При описании свойств БНТР особое внимание уделяется защищенности новых качеств (приемов, процессов), а также лицензированию использования в новом изделии обоснованных вспомогательных элементов и технологий.

Этап 2. Стратегический научно‑технологический маркетинг БНТР.

Стратегический научно‑технологический маркетинг БНТР включает:

определение потребности рынка в нововведении, содержащимся в БНТР; анализ потребности нововведения посредством сегментации рынка; анализ привлекательности рынка; анализ конкурентоспособности БНТР.

Определение потребности рынка в интеллектуальном ресурсе, содержащемся в БНТР, включает:

перевод технических атрибутов в рыночные, т. е. определение рыночной исключительности ОИС; анализ потребности на текущий момент и прогнозирование ее изменений в перспективе; анализ целей, которые могут быть достигнуты посредством реализации рассматриваемого нововведения; определение роли, которую будет играть создаваемое нововведение в рассматриваемой сфере деятельности; определение степени технического, экономического, экологического риска.

Этап 3. Формирование плана использования технологии (нововведения).

План использования нововведения – краткий документ, дающий представление об основных результатах, предназначенных для коммерциализации, текущем состоянии БНТР и работах по формированию инновационного проекта.

Цель плана использования технологии (ПИТ) – доведение информации о новом инновационном проекте до потенциальных участников и инвесторов.

ПИТ является первым документом, с которого начинается формирование инновационного проекта. ПИТ составляется разработчиком базовой научно‑технической разработки (БНТР) еще до завершения НИР в качестве организационного документа для одновременного с научными исследованиями проведения подготовительных работ по коммерциализации полученных научно‑технических результатов.

Обычно структура плана использования технологии (нововведения) состоит из трех основных разделов:

описания основных результатов, предназначенных для коммерциализации; описания текущего состояния базовой научно‑технической разработки и работ по инновационному проектированию; идентификации рисков.

ПИТ подается на экспертизу о возможности коммерциализации результатов НИОКР. При положительном заключении экспертизы на коммерциализуемость информации о проводимой НИОКР помещаются, например, на сервер или дается сообщение в специальных изданиях для распространения информации с целью привлечения потенциальных партнеров при реализации будущего инновационного проекта. При коммерциализации результатов научной и научно‑технической деятельности интеллектуальная собственность, соответствующая им, должна быть защищена надлежащим образом в крупных странах, где предполагается их коммерческое использование.

Этап 4. Формирование проектной записки инновационного проекта.

Проектная записка инновационного проекта – документ в ходе разработки которого прорабатываются и уточняются планы по коммерциализации каждого достигнутого результата, намеченные Планом использования технологии.

Цель проектной записки инновационного проекта – доведение информации о новом инновационном проекте до потенциальных участников и инвесторов после окончания ОКР или на ее завершающей стадии, когда результаты БНТР получены, близки к окончательному завершению.

Проектная записка составляется разработчиками БНТР с привлечением необходимых специалистов по маркетингу и менеджменту.

В задачи проектной записки входят:

– Выбор объектов и способов защиты интеллектуальной собственности созданной в рамках выполнения базовой научно‑технической разработки инновационного проекта.

– Определение основных продуктов разрабатываемого инновационного проекта и характеристик рынков этой будущей продукции (потенциала, динамики, конкуренции и т. п.).

– Проведение маркетинговых исследований для определения будущей продуктовой, ценовой, коммуникативной и дистрибутивной политики в отношении будущей продукции.

– Разработка стратегии менеджмента инновационного проекта, а также схемы и способов для инвестирования в целом и отдельных этапов проекта.

– Планирование и оптимизация структуры распределения ресурсов при реализации проекта.

– Определение эффективности проекта путем выявления всех возможных затрат на каждом этапе выполнения проекта и сравнения их со среднеотраслевыми показателями и показателями известных инновационных проектов. Уточнение сроков окупаемости проекта и других общепризнанных финансово‑экономических характеристик проекта.

– Определение рисков на каждом из этапов выполнения проекта.

Этап 5. Формирование бизнес‑плана инновационного проекта.

Бизнес‑план – это краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах научно‑технического предпринимательского проекта.

Цель бизнес‑плана – содержательное доказательство того, что проект позволяет получить приемлемую прибыль на инвестируемый капитал и является привлекательным для всех его потенциальных участников.

Основные требования, соблюдение которых делает этот документ весьма удобным и практичным:

– целевая направленность бизнес‑плана заключается в том, что этот документ должен отражать конечную цель организации, предприятия или предпринимателя – инициаторов проекта в данном бизнесе и способы ее достижения;

– многофункциональное назначение бизнес‑плана состоит в том, что он должен быть приспособлен для использования различными категориями заинтересованных лиц. Это требование может быть реализовано в форме различных вариантов бизнес‑плана для одного проекта, каждый из которых приспособлен для конкретных участников;

– краткость изложения; объем бизнес‑плана обычно составляет 15–20 страниц, а для крупных проектов – до 50 страниц;

– достоверность, состоящая в том, что все основные положения и допущения, принятые при разработке бизнес‑плана, должны быть аргументированными и обоснованными, являясь либо результатом собственных исследований, либо заимствованы из внешних достоверных источников информации;

– строгая последовательность изложения, которая является общепринятой в мировой практике. Каждый раздел бизнес‑плана описывает различные взаимосвязанные аспекты проекта.

Этап 6. Выявление и установление заинтересованности в инновационных организаций инновационной сферы, финансовых организаций, промышленных компаний (предприятий), органов федеральной и региональной власти.

Этап 7. Реинвестиции и инвестиции в инновации.

Этап 8. Промышленное и рыночное освоение инновации.

Этап 9. Маркетинговые исследования и разработка маркетинговой программы.

Этап 10. Формирование брэнд‑стратегии фирмы на рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.011 с.)