Методика расчета цены лицензии на основании ставок роялти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика расчета цены лицензии на основании ставок роялти



Цена лицензии – это сумма в прибыли для продавца (лицензиара) в прибыли покупателя (лицензиата) лицензии. Расчет цены лицензии сводится к определению возможного объема прибыли, которую в данных условиях может получить лицензиат от использования объекта лицензии.

Расчет цены лицензии производится до начала переговоров как потенциальным лицензиатом (покупателем), так и потенциальным лицензиаром (продавцом). Расчеты производятся независимо друг от друга и на базе лишь тех сведений друг о друге, которые каждый из них имеет у себя до начала переговоров.

Методика расчета включает определение нижней и верхней границы цены лицензии. Нижняя граница диапазона включает расчет обеими сторонами минимально приемлемой для лицензиара цены лицензии. Верхняя граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как максимально приемлемая для потенциального лицензиата цена лицензии. Расчет цены лицензии осуществляется по формуле

где CR – расчетная цена лицензии;

Vi – расчетный (планируемый) объем производства продукции по лицензии в i ‑ом году действия лицензионного соглашения;

Pi – расчетная цена продукции по лицензии в i ‑ом году;

Ri – расчетная ставка роялти в i ‑ом году;

T – срок действия лицензионного соглашения;

i – срок действия лицензионного соглашения.

В зависимости от условий лицензионного соглашения величины Vi, Pi, Ri могут быть как постоянными по времени, так и изменяться по годам.

Срок действия (Т) лицензионного соглашения не может быть больше срока действия патента (в случае патентных соглашений) или срока морального старения объекта лицензии.

В практике используются следующие усредненные сроки действия лицензионных соглашений:

– 5–7 лет – лицензии на ноу‑хау, освоение объектов, которое не требует длительных сроков и значительных капитальных вложений, а также патентные лицензии, продукция по которым имеет короткие сроки морального старения;

– 7–9 лет – лицензия на ноу‑хау, освоение объектов, которое может быть осуществлено в течение длительного (более 1,5–2 лет) срока и требует значительных капитальных затрат на освоение;

– 8–9 лет – патентные лицензии, освоение объектов, которое может быть осуществлено в течение длительного срока и требует значительных капитальных затрат.

Объем производства (У) и программа выпуска по годам устанавливается лицензиатом, исходя из своих возможностей и рынка на основании конъюнктурных исследований.

Лицензиар величину возможного объема производства лицензиата может оценивать, используя следующие методы:

– конъюнктурную оценку емкости рынка с учетом возможного наличия конкурентов;

– использование данных, полученных непосредственно от потенциального лицензиата;

– определение максимальной производительности специального производственного оборудования у лицензиата и др.

Цена продукции (Р). В качестве цены продукции по лицензии принимается отпускная цена предприятия без учета скидок, представляемых покупателю, затрат на упаковку, хранение, страхование, налогов и непредвиденных затрат.

При определении расчетной цены лицензии, представляемой или приобретаемой у зарубежного партнера, базовой ценой продукции по лицензии может быть принята мировая цена продукции по лицензии или аналогичной ей.

К выбору расчетной цены необходимо подходить с большой осторожностью и учитывать различные факторы, в том числе и возможности и данные потенциального лицензиата.

Расчетная ставка роялти (R). Самым простым и надежным способом определения ставок роялти является использование их стандартных значений, выработанных многолетней практикой лицензионной торговли.

На размер ставок роялти влияет ряд обстоятельств, которые следует принимать во внимание при выборе их конкретной величины из диапазона стандартных значений:

техническая ценность объекта лицензии (новый объект для рынка или усовершенствование известного); экономическая эффективность; стадия разработки или внедрения (идея или промышленно освоенный объект); наличие и надежность патентной защиты; степень новизны и предполагаемая продолжительность ее сохранения; объем лицензии (полная, исключительная, неисключительная); объем ноу‑хау, риск его раскрытия; емкость рынка и перспективы его сбыта; объем производства по его лицензии; предоставление товарного знака; поставка лицензиаром сырья, материалов, оборудования; конкурентные предложения фирм; государственные налогообложения; размер капиталовложения для организации производства по лицензии; расход на дополнительные НИОКР по привязке технологии лицензиара к условиям производства лицензиата; вид платежей и валюта; условия взаимообмена усовершенствованиями.

Остановимся на таком факторе как дифференциация ставок. Как правило, ее добивается лицензиат, опасающийся роста издержек производства, обострения конкуренции, падения и т. д.

Дифференциация ставок в зависимости от роста объема производства и продаж является стимулирующим фактором для лицензиата к его расширению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.123 (0.036 с.)