Лицензирование предпринимательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лицензирование предпринимательской деятельности



В ряде случаев индивидуальные предприниматели не смогут заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку статьей 49 ГК РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, необходимо специальное разрешение, то есть лицензия. Право индивидуального предпринимателя осуществлять лицензируемую деятельность возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом.

Вопросы, связанные с лицензированием деятельности индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, определенный Законом о лицензировании, в настоящее время продолжает сокращаться. Так, лицензирование аудиторской деятельности, деятельности по проектированию, строительству, инженерным изысканиям зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения будет прекращено с 1 июля 2008 г.

Срок действия лицензии согласно статьи 8 Закона о лицензировании не может быть менее чем 5 лет, но по его окончании срок может быть продлен по заявлению лицензиата.

В зависимости от вида деятельности лицензии выдаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами власти субъектов РФ.

Для получения лицензии индивидуальный предприниматель должен предоставить необходимый набор документов, перечень которых, приведен в статье 9 Закона о лицензировании.

За рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий уплачивается государственная пошлина, размер которой с установлен главой 25.3 НК РФ.

Для получения лицензии индивидуальный предприниматель направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

– фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

– идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

– лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о лицензии, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

– копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. За следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, за исключением действий, связанных с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с лицензированием деятельности в области оказания услуг связи, а также за исключением действий, указанных в подпунктах 49, 55 и 72 – 74 пункта 333.33 НК РФ взиматься:

– рассмотрение заявления о предоставлении лицензии – 300 рублей;

– предоставление лицензии – 1 000 рублей;

– переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, – 100 рублей.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

При получении лицензии на осуществляемую предпринимателем деятельность он не обязан сообщать в регистрирующий орган о получении лицензии, так как именно на лицензирующий орган возложена обязанность по представлению сведений о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем. Сведения представляются в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении лицензии, ее переоформлении, приостановлении действия, возобновлении или аннулировании (пункт 20 Правил ведения ЕГРН).

Действующим законодательством предусмотрены административная и уголовная виды ответственности за невыполнение индивидуальными предпринимателями обязанностей по лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании.

При осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, если использование лицензии обязательно, статье 14.1 КоАП РФ предусмотрена административно-правовая ответственность в виде административного штрафа в размере от 4 000 до 5 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 4 000 руб.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, в соответствии со статье 171 УК РФ наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо арестом на срок от 4 до 6 мес. То же деяние, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес. либо без такового.

Система документации

В процессе осуществления предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель совершает хозяйственные операции, которые требуют оформления соответствующими документами. Оформление хозяйственных операций документами называется документацией. При помощи документации производится сплошное отражение хозяйственных операций в момент и на месте их совершения.

Согласно ГОСТу Р 51141-98 документ (документированная информация) представляет собой зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. В качестве материального носителя допускается использование любого материального объекта, пригодного для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. Однако для целей оформления документов, формируемых в процессе осуществления хозяйственных операций применимы только бумажные и машинные носители информации. Согласно пункту 18 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н, в последнем случае следует изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.

Бухгалтерская документация является частью системы управленческой документации согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 299.

Выделяют следующую группировку документов по классифицирующим признакам (таблица 1)[1]

Таблица 1. Группировка документов по классифицирующим признакам

 

Распорядительные документы – это документы, в которых содержатся распоряжения, указания о производстве, выполнении тех или иных хозяйственных операций. К таким документам относятся распоряжения индивидуального предпринимателя и уполномоченных им лиц на совершение хозяйственных операций. Например, приказ на перетаривание, подработку или подсортировку товара, приказ на назначение и выплату премий, на направление работника в командировку.

Исполнительные документы удостоверяют факт совершения хозяйственных операций. К ним относятся приходные ордера (акты приемки) материалов, акты приемки-выбытия основных средств, документы о приемке от рабочих выработанной продукции и другие. Исполнительные документы подписывают лица, ответственные за выполнение хозяйственных операций и за правильность их оформления в документах.

Комбинированные документы – это документы, которые одновременно являются и распорядительными, и исполнительными. К ним относятся приходные и расходные кассовые ордера, расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы работникам предприятия; авансовые отчеты подотчетных (командированных) лиц и другие.

Документы учетного оформления составляются в случае, если для записей хозяйственных операций нет других документов или обобщаются и обрабатываются исполнительные и распорядительные документы. К ним относятся справки, ведомости распределения, расчеты резервов и другие.

Первичные документы составляются на каждую операцию в момент ее совершения. К ним относятся документы о поступлении товарно-материальных ценностей, об отгрузке продукции покупателям, о начислении заработной платы работникам за выработанную продукцию, выполненную работу или оказываемую услугу и другие.

Согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации, унифицированная система первичной учетной документации включает следующие подсистемы (таблица 2).

Таблица 2. Унифицированная система первичной учетной документации

 

Сводные документы обобщают показатели путем их соответствующей группировки, систематизации из первичных документов (например, расчетно-платежная ведомость работникам).

Разовые первичные документы оформляют каждую хозяйственную операцию и составляются в один прием.

Накопительные документы составляются в течение определенного периода путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций. В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям. Примерами накопительных документов являются двухнедельные, месячные наряды на работу, лимитные карты на отпуск материалов со складов и другие.

Входящие документы представляет собой документы, поступившие к индивидуальному предпринимателю.

В группу исходящих документов входят официальные документы, представляемые индивидуальным предпринимателем внешним респондентам.

Внутренние документы – это официальные документы, не выходящие за внешние пределы.

«Качественным» документом можно считать документ, который составлен по установленной форме, имеет все обязательные реквизиты и подтверждает факт совершения хозяйственной операции.

Документ, не удовлетворяющий данным требованиям, считается «некачественным» и в случае принятия его к учету у индивидуального предпринимателя могут возникнуть проблемы с контролирующими органами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» N129-ФЗ от 21 ноября 1996 г., принятого ГД ФС РФ 23 февраля 1996 г. (далее – ФЗ о бухгалтерском учете), первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Данные формы утверждаются Федеральной службой государственной статистики и публикуются в виде альбомов унифицированных форм.

Однако унифицированные формы разработаны не для всех хозяйственных операций. Например, нет унифицированных форм для учета наличия и движения бланков строгой отчетности. Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно разработать данную форму, которая при этом должна содержать обязательные реквизиты (пункт 2 статьи 9 ФЗ о бухгалтерском учете):

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

При этом индивидуальный предприниматель вправе ввести в унифицированные формы документов дополнительные реквизиты и показатели, изменить внешний вид формы. Однако удаление отдельных реквизитов и показателей из унифицированных форм не допускается.

В случае обнаружения ошибки в первичном документе необходимо учитывать, что внесение исправлений в банковские и кассовые документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься только по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы. При этом не допускаются подчистки и неоговоренные исправления. Неправильный текст или цифру необходимо аккуратно зачеркнуть и над зачеркнутым текстом или цифрой сделать правильную запись. Рядом с исправлением следует написать «Исправлено» и указать дату внесения исправлений. Лица, подписавшие документ, снова должны поставить свои подписи.

Особенности ведения учета

В соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», принятым ГД ФС РФ 6 июля 2007 г. (далее – ФЗ N 209-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2008 г., физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица относятся к субъектам малого и среднего предпринимательств, при условии, что:

1) средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает предельные значения:

а) от 101 до 250 человек включительно – для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно – для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость ОС и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости ОС и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают вышеназванные предельные значения.

Согласно пункту 7 ФЗ N 209-ФЗ субъектам малого предпринимательства разрешено применять специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий, а также упрощенную систему ведения бухгалтерской отчетности и составления статистической отчетности.

При этом пунктом 1 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н установлено, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Данный порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей определен Приказом Минфина РФ N 86н, МНС РФ N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 г. Подробнее он будет рассмотрен в главе 3 практического пособия «Учет доходов и расходов индивидуального предпринимателя».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.025 с.)