Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ГЛАВА 6. Оценка конкурентоспособности предприятий↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование конкурентной среды на товарном рынке сопровождается динамическими процессами, в ходе которых выявляется преимущество товаропроизводителей. Важно понять, кому оно отдается в первую очередь и к кому с течением времени переходит, определить его источники и рыночные сегменты наибольшего превосходства. Для оценки конкурентной среды на потребительском рынке разработаны различные методы. В последнее время все чаще обращаются к проблемам выявления потенциальных возможностей предприятия в конкурентной борьбе. В целом эта проблема представлена достаточно обширной категорией — «конкурентоспособность предприятия». Проблема выбора этой характеристики не может быть решена однозначно. Конкурентоспособность предприятия следует определять как систему и выделять конкретные условия ее функционирования, предполагая, что на каждом этапе имеется свой оптимальный критерий. Для того чтобы исключить противоречия между показателями в процессе проверки по разным критериям, необходимо разработать систему предпочтительности одних показателей другим. Обычно при этом выбираются глобальный и локальный, внешний и внутренний критерии оптимальности. Локальный критерий дает представление об эффективности использования отдельных конкурентных позиций и их развития как отдельного элемента. Внешний критерий оптимальности должен оценивать эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия. Внутренний критерий направлен на оценку подсистем конкурентоспособности предприятия, характера их воздействия на вектор развития конкурентоспособности. Таким образом, существуют предпосылки создания целевой функции, способной объединить все критерии по принципу оптимального управления конкурентоспособностью предприятия. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию для того, чтобы определять свои преимущества и недостатки и разрабатывать собственную стратегию успеха и поддержания конкурентного преимущества. Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке позволяет: · разработать меры по повышению конкурентоспособности; · выбрать партнера (партнеров) для организации совместного выпуска продукции; · привлечь инвестиции в перспективное производство; · составить программы выхода предприятия на новые товарные рынки сбыта и др. Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности. Рассмотрим некоторые методы оценки собственной конкурентной позиции предприятия на рынке. Среди наиболее известных методов можно отметить матричный, разработанный «Бостонской консалтинговой группой». Его основу составляет анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара (услуги). В прямоугольной системе координат строится матрица: по горизонтали откладываются темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали — относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке (рис. 6, а).При наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Однако применение этого метода не включает проведение анализа причин происходящего, что осложняет выработку управленческих решений. Заслуживает внимания также метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода: конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. За критерий оценки конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества (рис.6,б). Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик: Кт = К/Ц, (24) где Кт – показатель конкурентоспособности товара; К – показатель качества товара; Ц – показатель цены товара. Понятие качества товара регламентировано ГОСТ 15 467 – 79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Свойства продукции выражаются в показателях качества. Общепринята классификация десяти групп свойств и, соответственно, показателей: · показатели назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливающие область применения продукции (производительность, мощность и т.д.); · показатели надежности (безотказность, ремонтопригодность и др.); · показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений; · показатели стандартизации и унификации – насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными деталями и узлами; · эргономические показатели, отражающие взаимодействие человека с изделием (освещенность, шум, вибрация, излучение и др.); · эстетические показатели – информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, стабильность товарного вида изделия; · показатели транспортабельности продукции для транспортировки; · патентно-правовые показатели – характеризующие патентную защиту и патентную чистоту продукции; · экологические показатели – уровень вредных воздействий продукции на окружающую среду; · показатели безопасности – характеризующие особенности продукции для безопасности потребителя. Современные квалиметрические методы позволяют дать количественную оценку качества на основе разнообразных показателей. Чем больше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую он за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара для потребителя (рис. 6, б).Достоинством этого метода по сравнению с другими является то, что он учитывает наиболее важный фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия,— конкурентоспособность товара. Как недостаток следует отметить отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает других аспектов деятельности предприятия. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности предприятия, охватывая наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов — ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия. 1. Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия: · издержки производства на единицу продукции в рублях (валовые издержки / объем выпуска продукции), которые отражают эффективность затрат при выпуске продукции; · фондоотдача в стоимостном выражении (объем выпуска продукции/ среднегодовая стоимость основных фондов), которая характеризует эффективность использования основных производственных фондов; · рентабельность товара (прибыль от реализации 100% / полная себестоимость продукции), которая показывает степень прибыльности производства товара; · производительность труда в стоимостном выражении на человека (объем выпуска продукции / среднесписочная численность работников), которая отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы. 2. Показатели финансового положения предприятия: · коэффициент автономии (собственные средства / общая сумма источников финансирования), который характеризует независимость предприятия от заемных источников; · коэффициент платежеспособности (собственный капитал / общие обязательства), который отражает способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства и оценивает вероятность банкротства; · коэффициент абсолютной ликвидности (денежные средства и быстро быстрореализуемые ценные бумаги / краткосрочные обязательства), который отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств; · коэффициент оборачиваемости оборотных средств (выручка от реализации продукции / среднегодовой остаток оборотных средств), который характеризует эффективность использования оборотных средств за время, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения. 3. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара: · рентабельность продаж (прибыль от реализации 100% / объем продаж), которая характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность ценовой политики; · коэффициент затоваренности готовой продукцией (объем нереализованной продукции / объем продаж), при увеличении свидетельствует о снижении спроса; · коэффициент загрузки производственной мощности (объем выпуска продукции / производственная мощность), который характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы сбыта; · коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта (прирост прибыли от реализации / затраты на рекламу и стимулирование сбыта). 4. Показатели конкурентоспособности товаров: · качество товара, оцениваемое методами квалиметрии и определяемое как его способность удовлетворять потребности в соответствии с назначением; · цена товара. Каждая группа показателей оценивает определенное направление деятельности предприятия. Рассматривая их вместе, можно получить полное представление об эффективности управления производственным процессом, экономичности производственных затрат, рациональности эксплуатации основных фондов, совершенстве технологии изготовления товара, способности предприятия расплачиваться по своим долгам, возможности стабильного развития в будущем, об эффективности ценовой политики и управления сбытом, о качестве товара. Для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия используются определенные экспертным путем весовые коэффициенты, учитывающие степень важности различных показателей. Используя данную методику, конкурентоспособность предприятия рассчитывают по следующей формуле: Ккп = 0,15 Эп + 0,29 Фп + 0,23 Эс + 0,33 Кт , (25) где Эп — показатель эффективности производственной деятельности предприятия; Фп — показатель финансового положения предприятия; Эс — показатель эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке; К, — показатель конкурентоспособности товара. Для расчета показателя эффективности производственной деятельности предприятия Эп также используют весовые коэффициенты, полученные экспертным путем: Эп = 0,31И + 0,19Ф + 0,4Рт + 0,1П, (26) где И — относительный показатель издержек производства на единицу продукции; Ф — относительный показатель фондоотдачи; Рт — относительный показатель рентабельности товара; П — относительный показатель производительности труда. Финансовое положение предприятия оценивается по формуле, где весовые коэффициенты определены экспертно: Фп = 0,29Ка + 0,2Кп + 0,36Кл + 0,15К0, (27) где Ка — относительный показатель автономии предприятия; Кп — относительный показатель платежеспособности предприятия; Кл — относительный показатель ликвидности предприятия; К0 — относительный показатель оборачиваемости оборотных средств. Эффективность организации сбыта и продвижения товара оценивается по формуле Эс= 0,37Рп + 0,29К3 + 0,21Км + 0,14Кр (28) где Рп — относительный показатель рентабельности продаж; К3 — относительный показатель затоваренности готовой продукцией; Км — относительный показатель загрузки производственных мощностей; Кр — относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта. Конкурентоспособность товара рассчитывается по формуле (24). Представленный алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности промышленного предприятия предусматривает три последовательных этапа. На первом этапе определяются отдельные показатели конкурентоспособности предприятия, которые входят в формулы (25) - (27). Для получения относительных показателей их сравнивают с базовыми, в качестве которых могут быть использованы среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия — лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени. Исходя из 15-балльной шкалы показатель, имеющий значение ниже базового, оценивается 5 баллами. Если показатель находится на одном уровне с базовым, то он оценивается в 10 баллов, а показатель, значение которого выше базового, оценивается в 15 баллов. На втором этапе рассчитываются показатели по формулам (26) - (28), а на третьем этапе — коэффициент конкурентоспособности предприятия по формуле (25). Изложенные методы оценки конкурентоспособности предприятия охватывают все наиболее важные направления хозяйственной деятельности предприятия, что исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно оценить положение предприятия на отраслевом рынке. В настоящее время на рынке программных продуктов существуют различные системы, реализующие методы маркетинговых исследований рынка: · SWOT-анализ, используемый для изучения преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентами (сила, слабость, возможность, угроза); · стратегия 4Р (Product, Price, Place, PromoticnV), позволяющая определять для каждой группы потребителей соответствующего товара цены, места продажи, способы продвижения товара; · матрица Анзоффа, реализующая позиционирование товара на рынке, конечной целью которого является определение оптимальной позиции фирмы на рынке; · модель Розенберга — линейно-компенсационный метод какого-либо показателя. Матрицу Анзоффа можно представить следующим образом:
Товар старый новый
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.012 с.) |